Механизированая технология ярового рапса

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 19:03, дипломная работа

Описание работы

Россия - одна из ряда стран (совместно с «Большой семеркой», Ки­таем и Мексикой), которая учредила Глобальное биоэнергетическое партнерство и приняла на себя обязательства по развитию биоэнергии. Министр сельского хозяйства Е. Скрыльник считает, что «РФ обладает со­поставимым с США потенциалом в производстве биотоплива - около 1 млрд метрических тонн биомассы... Россия в перспективе может стать одним из крупнейших поставщиков биомассы на европейский рынок. На сегодняшний день в России остаются невостребованными около 20 млн гектаров продуктивной пашни, которую можно было бы использо­вать для выращивания высокоэнергетических культур, включая рапс». В 2008-2012 гг. правительство направит из федерального бюджета 4,6 млрд рублей на увеличение производства рапса.

Содержание

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1. Интенсивная технология возделывания ярового рапса
на семена. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
1.1. Народнохозяйственное значение ярового рапса. . . . . . . . . . . . . . . . 6
1.2. Морфологические и биологические особенности, сорта. . . . . . . . . 14
1.3. Особенности возделывания и уборки ярового рапса
на семена. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
1.4. Экономическая эффективность возделывания ярового рапса
на семена. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. 25

Глава 2. Содержание учебного материала по изучению методики преподавания возделывания ярового рапса на семена учащимися в профессиональном училище. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
2.1. Выбор форм и методов обучения для учащихся ПУ . . . . . . . . . . . 28
2.2. Модели уроков по изучению специального предмета «Растениеводство». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 50
Литература. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .52
ПРИЛОЖЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …..54

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ 2122.doc

— 530.50 Кб (Скачать)

Несомненным достоинством этой формы обучения является возможность многократно моделировать ситуации до полного устранения ошибок в действиях учащихся.

Лабораторно-практические работы проводятся по относительно сложным разделам учебной программы. Им отводится важная роль в установлении связей между теоретическим и производственным обучением, в усвоении на основе самостоятельных наблюдений и анализа различных закономерностей и связей технологического процесса, в систематизации выводов по результатам эксперимента.

Лабораторно-практические работы могут охватывать:

изучение способов пользования контрольно-измерительными инструментами и приборами;

наблюдение и анализ взаимодействия узлов машин и механизмов, описание устройства и работы приборов, аппаратов и т.п.;

диагностику неисправностей, настройку и регулировку аппаратуры;

определение свойств материалов, оценку шероховатости поверхности, геометрии режущих инструментов и т. п.

Отличаясь значительной дидактической ценностью, лабораторно-практические занятия по отдельным темам программы требуют определенной подготовительной работы. Мастер подготавливает содержательную и материальную часть работы, продумывает форму отчета по ней.

Лабораторно-практическая работа может проводиться фронтально (когда все учащиеся выполняют одинаковую работу) или в виде практикума (если материальная база не позволяет фронтального изучения, работу выполняют звенья из 2-3 человек по скользящему графику выполнения).

Лабораторно-практические работы могут проводиться непосредственно при изучении нового материала (в этом случае они являются частью занятия) или после изучения соответствующего раздела темы. Решение о времени и целесообразности проведения лабораторно-практической работы принимает мастер производственного обучения. Не во всех учебных программах по производственному обучению предусмотрены экскурсии на производство. Но очевидно, что дать учащимся полное представление о современном производ­стве, к работе на котором они готовятся, без его посещения невозможно. Многие вопросы могут быть разъяснены в понятной для учащихся наглядной форме только при непосредственном ознакомлении с определенными предметами в их естественной среде.

Экскурсии могут иметь различное назначение в зависимости от целей, ставящихся и разрешаемых при их организации и проведении, и могут быть общеознакомительными и целевыми. В любом случае в методике проведения экскурсии можно выделить следующие основные этапы: подготовка к экскурсии, проведение, экскурсии и подведение итогов.

Проведение деловых (учебно-производственных) игр является одним из активных методов группового обучения по совместной деятельности при решении конкретных производственных задач в условиях, максимально имитирующих реальные ситуации. Ввиду высокой эффективности эта форма получила широкое распространение, причем исходные данные и вводные (по ходу игры) могут задаваться в устной и письменной форме, а также по приборам тренажеров.

Цели деловой игры могут быть разнообразны: от определения характера деятельности исполнителя в условиях различного рода отклонений процесса от нормы до генерации идей новых технологий. Мастер должен четко продумывать постановку целей и задач, которые желательно достичь в результате проведения деловой игры. Для достижения успеха важно: определить время проведения игры (достаточен ли «багаж» знаний у учащихся), создание нужного настроя [18].

     В зависимости от дидактических целей учебные занятия по теоретическому обучению делятся на следующие основные типы:

урок приобретения учащимися новых знаний (основное место занимает изучение нового материала);

урок формирования умений и навыков (главный этап и основная часть учебного времени – самостоятельная работа учащихся);

урок применения знаний на практике (чаще всего на занятиях по технологическому проектированию, расчетам, моделированию и конструированию);

урок повторения, систематизации и обобщения знаний (в центре урока – повторение материала, направленное на формирование системы знаний, что требует от педагога особенно тщательной подготовки);

комбинированный урок (при его проведении решаются разнообразные дидактические задачи, что делает этот тип урока одним из ведущих в трудовом обучении);

совмещенный (так называемый бинарный) урок, — педагогическая сущность которого заключается в совмещении изучения взаимосвязи материала специального предмета (специальной технологии) и производственного обучения; такой урок проводится совместно мастером и преподавателем специальной технологии.

Классификацию уроков производственного обучения можно представить по следующим типам:

вводный урок – занятие ознакомительно-информационного характера, связанное, как правило, с первоначальным знакомством содержания будущей профессии, правилами поведения в мастерских или на предприятии, спецификой предстоящих работ и т.п. (проводится обычно в начале учебного периода);

урок по изучению трудовых приемов и операций – занятие по формированию у учащихся первоначальных профессиональных умений;

урок по выполнению комплексных работ – занятия, на которых при выполнении простых или сложных работ комплексного характера формируются, закрепляются и совершенствуются умения, характерные для профессии;

урок по проверке знаний, навыков и умений учащихся – контрольно -проверочный.

Необходимо сделать оговорку следующего характера. В педагогической и методической литературе встречаются и другие определения: объяснительный урок, учетно-повторительный, обобщающе-повторительный и т.д.

Возможное разнообразие занятий по производственному обучению характеризует приведенный ниже целый арсенал видов уроков:

урок-конкурс профессионального мастерства;

урок-зачет;

урок-практикум (самостоятельная работа учащихся);

семинар производственного обучения;

производственная конференция;

производственная экскурсия;

урок инструктирования;

урок – праздник первой детали;

урок с участием новаторов производства;

урок изобретательства и рационализации;

урок-аукцион ученических изделий;

урок-отчет;

урок «деловая игра» и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Модели уроков по изучению специального предмета       «Растениеводство»

Урок №1.

Тема:

Значение рапса и его место в севообороте.

Цель:

1. Формирование профессиональных знаний о сельскохозяйственных культурах, в частности о рапсе, его значении в питании населения, о месте размещения в полях севооборота.

2. Формирование готовности к овладению новой технологией, техникой.

3. Воспитание уважения к труду, профессии.

4. Развитие познавательной активности, умений и привычек самостоятельно действовать.

Тип урока: урок по овладению учащимися новыми знаниями.

Межпредметные связи: биология, семеноводство.

Оборудование: таблицы, плакаты.

Структура урока:  1) организационный момент;

2) сообщение темы и целей урока;

3) изучение нового материала;

4) закрепление знаний;

5) домашнее задание;

6) подведение итогов.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Проверить учащихся по журналу, отметить отсутствующих. Проверить готовность учащихся к уроку.

2. Сообщение темы урока и ее целей. Сегодня мы с вами будим изучать тему: «Значение рапса и его место в севообороте», рассмотрим значение рапса, место его посева в севообороте.

3. Изучение нового материала

4. Закрепление изученного материала.

- какой важнейший компонент рапса (белок, масло);

- какие корма для животных получают из рапса (зерно, солома, сено, зеленая масса, силос);

- ответьте, какая страна является родиной рапса (Передняя Азия и Восточное Средиземноморье, Скандинавия);

- какие площади занимает рапс в мире и в России (36,4 млн. га);

- какова урожайность рапса (от 10 до 40 ц/га);

- после, каких культур можно высевать рапс (яровых зерновых, пропашных).

- возможны ли повторные культуры (недопустимы);

- через сколько лет можно возвращать рапс на прежнее место (через 6 лет).

5. Домашнее задание;

Стр. 161-169 учебник [20].

Стр. 75-80 книга [1].

6. Подведение итогов урока;

Оценка работы класса в целом и учащихся в отдельности. Выставление отметок.

Урок №2.

Лабораторная работа.

Тема: Общие особенности технических культур.

Цель: Закрепление знаний учащихся по техническим культурам, формирование навыков определения технических культур по внешнему виду (по семенам, по плодам, по листьям, по цветам). Развитие внимательности, сосредоточенности, умение выделять рапс среди других технических культур. Воспитание трудолюбия, взаимопомощи в коллективе.

Задание:

1)     определение технических культур по семенам;

2)     изучить капустные по всходам;

3)     определение капустных по листьям;

4)     определить капустные по соцветиям и плодам

Материалы и оборудование: 1) образцы семян и плодов капустных культур в пакетах; 2) всходы капустных культур в растениях; 3) гербарии растений в цветущем состоянии; 4) разборные доски, лупы, пинцеты.

По всем пунктам задания в тетради сделать пояснительные записи с зарисовками, таблицы.

Методы обучения: лабораторно-практический.

Тип урока: урок закрепления нового и повторения предыдущего материала.

Содержание работы: 1. Ответить успешно на вопросы.

2. Выполнить задания.

Ход работы:

1. Организационный этап.

Подготовка учащихся к работе на уроке, отметить присутствующих, выдача лабораторных материалов.

2. Вопросы для повторения теоретического материала.

- назовите культуры, относящиеся к группе капустных культур;

- какие важнейшие морфологические признаки характерны для капустных культур;

- на какие три группы разделены капустные по строению листьев;

- типы ветвления капустных растений;

- что такое горчица;

- какие фазы проходят капустные во время вегетации.

3. Методические указания:

1) Определение капустных по семенам. Семена капустных культур не имеют эндосперма. Рассмотреть зародыш, который выполняет его функции. Зародыш состоит из двух семядолей, между ними – корешок и почка.

2). Изучение капустных по всходам.

Для лабораторно-практических занятий всходы капустных получают при заблаговременном посеве семян в растильне. Для определения капустных по всходам пользуются таблицей (ключом).

Таблица 5 (ключ) для определения капустных по всходам

I. семядоли остаются в почве

А. Первый настоящий лист перистый.

1. Первый лист голый или слабоопушенный.

а. Листочки крупные, широкие, яйцевидные, обратнояйцевидные или слабоовальные.

- Прилистники мельче листиков, по краям зазубренные– горчица.

- Прилистники значительно крупнее листочков, цельнокрайние – яровой рапс.

б. Листочки мелкие или очень узкие, удлиненно-овальные, ланцетные или почти линейные.

- Стебелек слабочетырехгранный, с узкими крыльями  вдоль двух ребер.

Листочки ланцетные – сурепица стебелек округлый, гладкий. Листочки удлиненно-овальные.

 

При изучении проростков видно, что удлинение стебелька происходит различно. У капустных с верхними и нижними (рапс, горчица) листьями оно идет за счет роста подсемядольного колена, которое изгибаясь вначале, затем выпрямляется и выносит семядоли на поверхность почвы. Семядоли раскрываются, образуя ненастоящие листья.

  Всходы капустных растений.

1 – с верхними и нижние голубоватые,гладкие(рапс), 2 – верхние-голубоватые с волосками, нижние- без опушения,иногда с восковым налётом- сурепица

 

3). Определение капустных по листьям.

Определить капустные растения по листьям можно на живых и гербарных образцах. Для облегчения определения используют таблицу 5

4). Определить капустные по цветкам и плодам.

При определении капустных в цветущем состоянии могут быть использованы признаки всех органов растения, что делает определение вида более прочным. Определение капустных в цветущем виде лучше всего проводить на свежих растениях, с естественной окраской цветков.

Обратить внимание на размеры и цвет цветков.

Информация о работе Механизированая технология ярового рапса