Инфраструктура АПК

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 13:42, курсовая работа

Описание работы

К объектам социальной инфраструктуры в сельском хозяйстве относят подразделения жилищно-коммунального хозяйства, медицинские и детские дошкольные учреждения, организации общественного питания, учебно-производственные комбинаты, службы по охране труда, спортивно-оздоровительные организации, транспорт, обслуживающий рабочих и служащих, связь и информационные службы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
1 Сущность и значение социальной инфраструктуры……………………………4
1.1 Понятие, состав, роль и значение социальной инфраструктуры…………..4
1.2 Основные составные части социальной инфраструктуры…………………7
1.3 Обоснование необходимости возрождения села и сельского хозяйства...12
2 Мероприятия по развитию социальной сферы села…………………………...16
2.1 Повышение занятости и уровня доходов сельского населения…………...16
2.2 Совершенствование инфраструктуры сельских населенных пунктов……20
2.3 Развитие жилищного строительства и коммунального обустройства
сельской местности………………………………………………………………21
2.4 Модернизация автомобильных дорог и развитие транспортного
сообщения в сельской местности………………………………………………..23
2.5 Развитие образования в сельской местности……………………………….24
2.6 Развитие медицинского обеспечения сельского населения………………..26
2.7 Улучшение бытового обслуживания сельского населения………………..27
2.8 Развитие торгового обслуживания сельского населения…………………..29
Заключение………………………………………………………………………….32
Список использованных источников………………………………………………33
Приложение………………………………………………………………………….34

Работа содержит 1 файл

ОГЛАВЛЕНИЕ, инфрастр АПК.doc

— 219.00 Кб (Скачать)

оптимизация автобусной маршрутной сети в целях регулярного сообщения районных центров с агрогородками и другими населенными пунктами автобусами малой и средней вместимости организаций всех форм собственности;

содействие предпринимательским структурам в организации регулярных маршрутных пассажирских и грузовых перевозок на селе;

организация востребованных населением сезонных перевозок пассажиров внутренним водным транспортом между сельскими населенными пунктами и городами Гомель, Пинск и Лоев.

На модернизацию автомобильных дорог в сельской местности будет израсходовано 1,28 трлн. рублей за счет средств местных дорожных фондов.

Выполнение намеченных мероприятий позволит модернизировать в сельской местности автомобильные дороги общей протяженностью 4,3 тыс. километров, что обеспечит устойчивую транспортную связь районных центров с агрогородками, другими населенными пунктами и производственными объектами.

 

2.5 Развитие образования в сельской местности

Для реализации принципов общедоступности, повышения качества образования, конкурентоспособности выпускников сельских школ при поступлении в учреждения, обеспечивающие получение высшего и среднего специального образования, предусматривается проведение следующих мероприятий:

сохранение и развитие сети детских дошкольных учреждений и малокомплектных сельских школ путем создания учреждений образования нового типа  детский сад-школа, групп кратковременного пребывания, разновозрастных групп и других гибких форм дошкольного образования;

открытие в 2005  2010 годах для учащихся, проживающих в сельских населенных пунктах, образовательных учреждений нового типа (47 гимназий, 10 лицеев, 31 профессиональный лицей). В этих целях планируется в 2005 году определить учебные заведения, на базе которых будут открыты учреждения образования нового типа, и укрепить их кадрами для обеспечения преподавания профильных учебных дисциплин на повышенном и углубленном уровнях;

создание условий для обучения в учреждениях образования нового типа детей из других населенных пунктов данного района, организация подвоза детей и детей-инвалидов к месту обучения на специальном транспорте либо обеспечение их интернатом;

развитие в старших классах профильного обучения, позволяющего раскрыть индивидуальные творческие способности учащихся;

осуществление с 2005 года льготного набора в учреждения образования специализированных групп студентов по подготовке кадров для работы в сельской местности;

реструктуризация сети образовательных учреждений с учетом демографических факторов, создание гибких форм трудового (профессионального) образования, развертывание центров довузовской подготовки обучающихся;

дальнейшее развитие и совершенствование материально-технической базы учреждений образования, внедрение современных технологий, средств обучения и воспитания.

Выполнение программных мероприятий позволит улучшить обеспеченность современными учреждениями образования, охватить 85 процентов сельских детей дошкольным образованием при
49 процентах в 2004 году (рис.1.2), увеличить охват к 2010 году профильным обучением до 80 процентов учащихся сельских школ при 25 процентах в 2004 году, обеспечить к 2010 году подвоз детей и учащихся к дошкольным и школьным учреждениям на 100 процентов при 70 процентах в 2004 году.

 

 

2.6 Развитие медицинского  обеспечения сельского населения

 

В области здравоохранения для сельского населения предусматривается:

- обеспечение доступности к медицинской помощи на всех региональных уровнях: центральная районная, межрайонная, областная, республиканская больницы (Приложение 1);

- создание амбулаторий общей врачебной практики с обслуживанием населения в радиусе 1015 километров и круглосуточным дежурством фельдшера в каждой из них (рисунок 2);

 

Рисунок 2 – Создание амбулатории общей врачебной практики

П р и м е ч а н и е – Источник: [5]

 

- организация работы амбулаторий общей врачебной практики по принципу семейного врача, обеспечивающих амбулаторно-поликлиническую, стационарно замещающую медицинскую помощь, а также профилактику заболеваний сельского населения и обязательную диспансеризацию всех детей и взрослых в трудоспособном возрасте с хроническими заболеваниями;

- создание не менее однойдвух медико-социальных больниц (больниц сестринского ухода) на один административный район;

- кадровое обеспечение врачами общей практики, участковыми врачами (терапевтами, педиатрами) и стоматологами из расчета в среднем один врач на 1,3 тыс. населения;

- капитальный ремонт сельских врачебных амбулаторий, участковых больниц, центральных районных больниц (с обеспе­чением их холодной и горячей водой, канализацией и центральным отоплением), а также подъездных путей к лечебным учреждениям;

- оснащение службы скорой медицинской помощи до нормативного уровня санитарным автотранспортом, медицинским оборудованием, аппаратурой, современными средствами связи;

- укрепление материальной базы здравниц унитарного предприятия ”Белагроздравница“ с целью улучшения лечения и оздоровления работников АПК.

Финансирование данных мероприятий по здравоохранению осуществляется за счет средств республиканского (в части закупок дорогостоящего медицинского оборудования с оплатой в централизованном порядке) и местных бюджетов, ежегодно предусматриваемых на эти цели исходя из норматива бюджетной обеспеченности в расчете на одного жителя. На реализацию программных мероприятий в области здравоохранения предполагается направить 1024,6 млрд. рублей бюджетных средств.

 

2.7 Улучшение бытового обслуживания сельского населения

 

Главными целями в области   бытового обслуживания  на селе являются достижение утвержденных нормативов государственных социальных стандартов и приближение к рациональным нормам потребления бытовых услуг.  Для этого потребуется:

- создание правовых, организационных, производственно-технических и экономических условий для ускоренного развития бытовых услуг в сельской местности;

- обеспечение функционирования и совершенствования работы не менее 1600 комплексных приемных пунктов бытового обслуживания в сельской местности, привлечение инвестиций на их техническое перевооружение, внедрение новых передовых технологий и увеличение номенклатуры оказываемых бытовых услуг;

- расширение сети сервисного обслуживания технически сложных товаров их производителями, дальнейшее развитие внутрисистемной кооперации между специализированными организациями и районными комбинатами бытового обслуживания, выездного обслуживания;

- развитие услуг по ведению личного подсобного хозяйства: обработка земельных участков, ремонт жилищного фонда, хозяйственных построек, размол зерна, прокат средств малой механизации и садово-огородного инвентаря, выделка шкур домашних животных и т.д.;

- расширение сотрудничества организаций бытового обслуживания с республиканским объединением ”Белпочта“ по приему у сельских жителей и доставке им заказов по месту жительства;

- предоставление сельским службам быта льгот на аренду помещений и оплату коммунальных услуг, освобождение от уплаты налога на землю и недвижимость, других местных налогов и сборов.

Проведение намеченных мероприятий позволит ускорить развитие бытовых услуг в сельской местности, увеличить к 2010 году объем их предоставления по сравнению с 2004 годом не менее чем в 1,5 раза.

На развитие сферы бытового обслуживания сельского населения предусматривается выделить 64,2 млрд. рублей.

Будет создано 2,4 тыс. новых рабочих мест, в том числе за счет привлечения индивидуальных предпринимателей и организаций негосударственной формы собственности – 2,1 тыс. мест.

 

2.8 Развитие торгового обслуживания сельского населения

 

Повышение эффективности использования производственного и социального потенциала села тесно связано с развитием торговли и совершенствованием торгово-бытового обслуживания в сельской местности. Происходящие в экономике, социальной структуре и жизненном укладе села перемены повышают требования к уровню организации и методам торговли, качеству торгового обслуживания.

Сельская торговля как составная часть всей  торговли выступает связующим звеном между производством и личным потреблением, обеспечивая доведение товаров от производства до потребителей и удовлетворение платежеспособного спроса населения. В соответствии с общественным разделением труда сельская торговля выполняет важную роль в осуществлении экономических связей между городом и селом.

Если посмотреть на статистические данные (таблица 1),   то сразу видно снижение товарооборота организаций потребительской кооперации в Республике Беларусь за последние 12 лет.  То есть,  нерентабельность торговли на селе – это масштабная, государственная проблема.

Таблица 1 - Распределение розничного товарооборота по формам собственности (в процентах к итогу)*

 Показатель

1996

2000

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Розничный товарооборот - всего

100

100

100

100

100

100

100

100

в том числе по формам собственности:

 

 

 

 

 

 

 

 

государственная

37,6

24,9

20,4

18,4

16,9

15,8

15,4

14,8

частная

62,1

74,3

78

79,8

81,2

81,9

81,5

82

из нее организаций

потребительской           кооперации

16,1

13,9

11

10,2

10,3

9,7

9,9

9,6

иностранная

0,3

0,8

1,6

1,8

1,9

2,3

3,1

3,2

*Данные по формам собственности приведены в соответствии с действующим в настоящее время законодательством

П р и м е ч а н и е – Источник: [21].

 

 

По данным таблицы 1, удельный вес товарооборота организаций потребительской кооперации составлял в 1995 году 16,1 % от общей величины товарооборота. А на конец 2008 года  - всего 9,6 %. Объем товарооборота неуклонно снижался последние 12 лет. Таким  образом, развитие организаций  потребкооперации стало не только местной проблемой, но и государственной.

В этой ситуации самый простой путь - освободиться от убыточных, низкорентабельных, сельских магазинов, а сосредоточить работу там, где это выгодно.

Ряд 1 — торговля и общепит; ряд 2 — социально-бытовое обеспечение.

Рисунок 3- Экспертные оценки уровня развития отдельных  составляющих инфраструктуры села

П р и м е ч а н и е – Источник: [22].

 

Кстати, так поступили кооператоры бывшей ГДР при воссоединении с Германией, где представители союза побывали в составе делегации в целях изучения опыта реформирования экономики ГДР. В городе Магдебурге они беседовали с представителем правления местного потребительского общества. Когда они увидели, какая их ожидает конкуренция после соединения с Западной Германией, быстро сориентировались и из 2000 магазинов оставили только 200, расположенные в городах и крупных сельских населенных пунктах. Остальные продали, а деньги вложили в развитие этих двухсот магазинов. И действительно, это были современные супермаркеты и торговые центры. А на вопрос, что же делать жителям сел, где немцы закрыли магазины, они ответили, что ничего страшного в этом нет, бюргеры сядут на свои автомашины, раз в неделю приедут в город, отоварятся и забьют продуктами свои холодильники.

В Германии это возможно, а у нас, с учетом социального положения селян и состояния наших транспортных коммуникаций, даже трудно предположить, когда это будет

Несмотря на это, организации потребкооперации продолжают обслуживать сельских жителей, большинство из которых являются пенсионерами, ветеранами войны и труда, то есть наименее защищенными в социальном плане категориями граждан. В этом и заключается социальная миссия потребительской кооперации: обслуживание сельских жителей, является сегодня важной составляющей в ее деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Инфраструктура АПК