Инфраструктура АПК

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 13:42, курсовая работа

Описание работы

К объектам социальной инфраструктуры в сельском хозяйстве относят подразделения жилищно-коммунального хозяйства, медицинские и детские дошкольные учреждения, организации общественного питания, учебно-производственные комбинаты, службы по охране труда, спортивно-оздоровительные организации, транспорт, обслуживающий рабочих и служащих, связь и информационные службы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
1 Сущность и значение социальной инфраструктуры……………………………4
1.1 Понятие, состав, роль и значение социальной инфраструктуры…………..4
1.2 Основные составные части социальной инфраструктуры…………………7
1.3 Обоснование необходимости возрождения села и сельского хозяйства...12
2 Мероприятия по развитию социальной сферы села…………………………...16
2.1 Повышение занятости и уровня доходов сельского населения…………...16
2.2 Совершенствование инфраструктуры сельских населенных пунктов……20
2.3 Развитие жилищного строительства и коммунального обустройства
сельской местности………………………………………………………………21
2.4 Модернизация автомобильных дорог и развитие транспортного
сообщения в сельской местности………………………………………………..23
2.5 Развитие образования в сельской местности……………………………….24
2.6 Развитие медицинского обеспечения сельского населения………………..26
2.7 Улучшение бытового обслуживания сельского населения………………..27
2.8 Развитие торгового обслуживания сельского населения…………………..29
Заключение………………………………………………………………………….32
Список использованных источников………………………………………………33
Приложение………………………………………………………………………….34

Работа содержит 1 файл

ОГЛАВЛЕНИЕ, инфрастр АПК.doc

— 219.00 Кб (Скачать)

совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров с учетом потребности рынка труда с целью перераспределения высвобождаемых работников в высокодоходные несельскохозяйственные виды деятельности и сферу услуг;

содействие гражданам из числа безработных и членам их семей в переезде на новое место жительства и устройстве на работу;

развитие системы общественных оплачиваемых работ в сельской местности с использованием средств государственного фонда содействия занятости (благоустройство сельских населенных пунктов, уход за лесами, восстановление исторических усадеб, музеев и т.д.);

создание условий для привлечения населения на сезонные работы;

улучшение условий и повышение безопасности труда сельскохозяйственных работников, создание дополнительных рабочих мест для работников, высвобожденных в связи с реформированием АПК;

упрощение процедур организации деятельности субъектов малого предпринимательства на селе, получения кредитных ресурсов, развитие системы их взаимного кредитования;

оказание малому предпринимательству в сельской местности юридических, информационных, консалтинговых, маркетинговых и других услуг;

реализация системы мер, направленных на закрепление кадров на селе, прежде всего молодых специалистов, включая обеспечение жильем, выплату единовременных пособий, предоставление льготных кредитов на потребительские нужды и др.

Конкретные мероприятия по обеспечению занятости сельского населения и объемы их финансирования из средств государственного фонда содействия занятости предусматриваются в ежегодно разрабатываемой Государственной программе занятости населения Республики Беларусь, в региональных программах занятости населения.

В области повышения доходов сельского населения особое внимание будет уделяться усилению стимулирующей роли заработной платы, совершенствованию системы вознаграждения за повышение эффективности производства и конечные результаты финансовой деятельности сельскохозяйственных организаций (реализованную продукцию, прибыль), установлению личного контроля работника за движением капитала, формированию персонифицированных долей и паев в имуществе организаций, концентрации их у наиболее активной и предприимчивой части сельских товаропроизводителей.

Система заработной платы будет максимально ориентирована на использование каждым работником резервов увеличения производства (повышения урожайности культур, продуктивности животноводства, производительности труда, снижения материальных, топливно-энергетических затрат и др.).

Учитывая, что вторым по значимости источником доходов на селе являются личные подсобные хозяйства, государство будет поощрять стремление людей заниматься этой формой производства, оказывать ей всемерную поддержку.

Для повышения доходов работников аграрного производства и престижности сельскохозяйственного труда предусматривается:

обеспечить формирование заработной платы с учетом условий сельскохозяйственного производства, а также факторов, влияющих на результативность и оплату труда;

обеспечить нормирование рабочего времени в сельскохозяйственном производстве в соответствии с трудовым законодательством;

обеспечить повсеместное внедрение порядка стимулирования труда руководителей сельскохозяйственных организаций, предусматривающего выплату им по итогам года части дополнительной прибыли (величины уменьшения убытка в убыточных хозяйствах), передачу имущества организации в аренду, увеличение доли в уставном фонде возглавляемой организации;

создать безопасные, соответствующие санитарно-гигиеническим требованиям условия труда;

обеспечить безопасные условия проживания в сельской местности;

усилить меры государственной поддержки сельских семей, воспитывающих детей;

обеспечить предоставление адресной социальной помощи малообеспеченным семьям и гражданам;

повысить доходность личных подсобных хозяйств, сформировать систему оказания им практической помощи в возделывании сельскохозяйственных культур и содержании сельскохозяйственных животных;

обеспечить к 2010 году производство валовой продукции на
30 – 35 млн. рублей в расчете на одного работающего, что позволит приблизить среднемесячную заработную плату работников сельского хозяйства к 320 – 360 долларам США в эквиваленте (рисунок 1).

 

 

Рисунок 1  - Размер планируемой заработной платы за период до 2010 года, долл. США

П р и м е ч а н и е – Источник: [5]

 

Для стимулирования развития предпринимательской деятельности в сельской местности, привлечения инвестиций в сельское хозяйство и социальную сферу села, развития новых сфер занятости сельского населения и активизации создания дополнительных рабочих мест намечается введение преференциального режима налогообложения субъектов хозяйствования, работающих на селе. Он предусматривает:

освобождение от уплаты налога на недвижимость по основным фондам, используемым для ведения предпринимательской деятельности на селе;

возможность предоставления вновь созданным коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным и осуществляющим деятельность в сельской местности (за исключением территорий районов, прилегающих к областным центрам), беспроцентного налогового кредита на срок до одного  года;

возможность включения в затраты, относимые на себестоимость продукции (для целей налогообложения), средств и ресурсов, направляемых предпринимательскими структурами (коммерческими организациями и индивидуальными предпринимателями) для оказания другим субъектам хозяйствования помощи в развитии сельскохозяйственного производства;

предоставление субъектам хозяйствования, расположенным и осуществляющим деятельность в сельской местности (за исключением территорий районов, прилегающих к областным центрам), льгот по уплате налога на прибыль в течение трех лет с момента их образования.

 

2.2 Совершенствование инфраструктуры сельских населенных пунктов

В целях устойчивого развития сельских территорий, мотивации проживания в сельской местности и эффективного использования государственных средств для обустройства села предусматривается формирование качественно новых типов сельских поселков  агрогородков.

Агрогородок  благоустроенный населенный пункт, в котором будут созданы производственная и социальная инфраструктуры для обеспечения социальных стандартов проживающему в нем населению и жителям прилегающих территорий:

центральное и локальное водоснабжение (холодное и горячее), в том числе для пожаротушения;

центральное газоснабжение (или развитие систем снабжения сжиженным газом коллективного пользования);

улицы с твердым дорожным покрытием;

сеть дорог, связывающих его с населенными пунктами в зоне обслуживания;

пассажирское транспортное сообщение с районным и областным центрами;

объекты телефонной связи на основе стационарных и мобильных систем связи;

торгово-закупочные объекты потребительской кооперации;

филиалы районных предприятий жилищно-коммунального обслуживания;

структуры по обслуживанию личных подсобных хозяйств населения;

дошкольные учреждения и школы;

спортивные объекты и сооружения, организации экологического туризма, охотничьи хозяйства;

амбулатории врача общей практики;

пожарные аварийно-спасательные депо и посты;

объекты придорожного сервисного обслуживания (общественного питания, автомобильного сервиса, автозаправочные станции, гостиницы);

учреждения культуры (дома культуры, клубы, библиотеки и т.д.), центры традиционных народных промыслов и ремесел;

юридические услуги населению, включая нотариальные.

Агрогородки будут созданы на основе административно-территориальных единиц базового уровня, территории которых являются исторически устоявшимися административными образованиями, а также центральных усадеб сельскохозяйственных организаций.

Количество их равномерно распределено по регионам республики. Административные центры сельсоветов и центральные усадьбы сельскохозяйственных организаций характеризуются более высокой численностью населения, в них сосредоточено большинство объектов социальной и производственной инфраструктуры. Совокупность перечисленных факторов является определяющей для преобразования этих населенных пунктов в агрогородки. В течение 2005 – 2010 годов будет создан 1481 агрогородок, в том числе в Брестской области – 221, Витебской – 256, Гомельской – 238, Гродненской – 239, Минской – 325, Могилевской – 202 населенных пункта нового типа.

 

2.3 Развитие жилищного строительства и коммунального обустройства сельской местности

 

В целях улучшения жилищных условий сельских жителей, привлечения в сельское хозяйство молодых специалистов, приближения строящегося жилья по комфортности к городскому предусматриваются следующие программные мероприятия:

преимущественное компактное размещение в агрогородках жилищного строительства с комплексным обустройством объектами социальной и инженерно-транспортной инфраструктур;

разработка и внедрение в сельское строительство новых экономичных проектов жилых домов по следующим типам:

одноквартирные усадебные жилые дома с хозяйственными постройками (не менее 50 процентов);

блокированные одноквартирные жилые дома с минимальными участками (25  30 процентов);

сохранение механизма кредитования строительства жилья, определенного Указом Президента Республики Беларусь от 14 апреля 2000 г. № 185 ”О предоставлении гражданам льготных кредитов на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений“, а также Указом Президента Республики Беларусь от 1 марта 2004 г. № 124 ”О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 14 апреля 2000 г. № 185“ и Указом Президента Республики Беларусь от 1 марта 2004 г. № 123 ”О дополнительных мерах по жилищному строительству на селе и об источниках его финансирования“;

оказание многодетным семьям, имеющим троих и более детей, помощи на приобретение и строительство жилья на селе в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 6 октября 2004 г. № 493 ”О внесении дополнений и изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 14 апреля 2000 г. № 185“;

выделение молодым семьям и специалистам жилья, а также льготных кредитов для индивидуального строительства с погашением части их за счет средств организаций;

осуществление строительства жилья, заказчиком которого выступает сельскохозяйственная организация, с учетом индивидуальных пожеланий будущих жильцов, включая выбор конкретного проекта жилого дома (квартиры), хозяйственных построек, дополнения малыми архитектурными формами. При этом расходы по строительству такого жилья пропорционально распределяются между сельскохозяйственными организациями и гражданами.

В результате реализации программных мероприятий в
2005 – 2010 годах в сельской местности будет построено не менее
50 тыс. жилых домов (квартир) средней площадью 70 кв. метров, в том числе в Брестской области – 7530 квартир, Витебской – 9000, Гомельской – 8880, Гродненской – 6590, Минской – 9900, Могилевской – 8100 квартир.

На выполнение мероприятий по жилищному строительству на селе из различных источников будет направлено 2,97 трлн. рублей. В организациях, осуществляющих строительство жилья, объектов социальной и производственной инфраструктуры на селе, предусматривается создать 4 тыс. новых рабочих мест.

На развитие жилищно-коммунальной сферы села предусматривается направить в 2005  2010 годах 1,79 трлн. рублей. Выполнение намеченных мероприятий позволит дополнительно создать 5,2 тыс. рабочих мест.

 

2.4 Модернизация автомобильных дорог и развитие транспортного сообщения в сельской местности

Мероприятия в указанной сфере будут осуществляться по следующим направлениям:

круглогодичное содержание сети местных автомобильных дорог протяженностью 66 тыс. километров для обеспечения связи населенных пунктов с дорожной сетью общего пользования и агрогородками;

ремонт и реконструкция подъездов к агрогородкам и другим сельским населенным пунктам общей протяженностью 3115 километров. При этом количество сельских населенных пунктов, обеспеченных подъездами к автомобильным дорогам с твердым покрытием, увеличится с 19,4 тыс. в 2004 году до 21,4 тыс. в 2010 году и составит 90 процентов от общей их численности;

ремонт в агрогородках улиц протяженностью 968 километров;

ремонт и строительство подъездов к производственным объектам  зернотокам, механизированным дворам, фермам и комплексам  протяженностью 236 километров;

модернизация инфраструктуры автобусной маршрутной сети в сельской местности, а также парка подвижного состава на уровне не менее 7 процентов в год путем приобретения пассажирских транспортных средств на условиях долгосрочной аренды (лизинга) и до 3 процентов за счет восстановления их в заводских условиях;

Информация о работе Инфраструктура АПК