Cельская кредитная кооперация в рыночной экономике России

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2011 в 16:05, курсовая работа

Описание работы

Предметом исследования курсовой работы является сельская кредитная кооперация. Цель работы-изучение сельской кредитной кооперации в рыночной экономике России. Для достижения данной цели я ставлю перед собой следующие задачи:

Изучить сущность, основные черты сельских кредитных кооперативов.
Рассмотреть функционирование сельских кредитных кооперативов в рыночной экономике России..
Определить проблемы развития сельской кредитной кооперации и пути их решения.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3

1.Сущность, основные черты сельской кредитной кооперации………………..5

2. Сельская кредитная кооперация в рыночной экономике России…………..13

3. Проблемы развития сельской кредитной кооперации и пути их решения...20

Заключение………………………………………………………………………...26

Список использованной литературы…………………………………………….27

Работа содержит 1 файл

сельская кооперация.doc

— 135.50 Кб (Скачать)

      Задачами  Программы являются: создание правовых, экономических и социальных условий для развития кредитной кооперации, в том числе единой региональной нормативно-правовой базы и стандартов деятельности кредитных кооперативов, единой региональной информационной системы кредитных кооперативов; подготовка квалифицированных кадров для организации и управления кредитными кооперативами развитие механизмов финансово-имущественной поддержки кредитной кооперации; удовлетворение потребностей субъектов кредитной кооперации в консультационных, юридических и информационных услугах, в том числе с использованием передовых коммуникационных технологий; обеспечение допуска кредитных кооперативов к участию в выполнении государственных заказов; внедрение системы аудита кредитных кооперативов; разработка и реализация механизмов стимулирования привлечения финансовых средств отечественных и зарубежных инвесторов для развития кредитной кооперации в Чувашской Республике.

      Общий объем финансирования Программы в 2003—2004 гг. составляет 42,6 млн руб., в том числе из республиканского бюджета Чувашской Республики — 1,5 млн руб., средства республиканского Фонда поддержки малого предпринимательства Чувашской Республики — 3,05 млн руб., собственные средства членов кредитных кооперативов Чувашской Республики — 15,96 млн руб., средства отечественных и зарубежных инвесторов — 22,09 млн руб..

      Объем финансирования в 2003 г. — 15,2 млн руб., в том числе из республиканского бюджета Чувашской Республики — 0,5 млн руб., средства Республиканского фонда поддержки малого предпринимательства Чувашской Республики — 1,5 млн руб., собственные средства членов кредитных кооперативов Чувашской Республики — 5,45 млн руб., средства отечественных и зарубежных инвесторов — 7,75 млн руб.

      Объем финансирования в 2004 г. — 27,4 млн руб., в том числе из республиканского бюджета Чувашской Республики — 1 млн руб., средства Республиканского фонда поддержки малого предпринимательства Чувашской Республики — 1,55 млн руб., собственные средства членов кредитных кооперативов Чувашской Республики — 10,51 млн руб., средства отечественных и зарубежных инвесторов — 14,34 млн руб.

      Объемы  финансирования Программы будут ежегодно уточняться в установленном порядке при формировании проектов бюджетов участников Программы на соответствующий год.

      Реализация  в полном объеме всех предусмотренных в Программе мероприятий обеспечит создание единого поля скоординированного и профессионального подхода к развитию кредитной кооперации, будет содействовать привлечению временно не задействованных денежных сбережений населения и субъектов малого предпринимательства в хозяйственный оборот для удовлетворения потребностей малого и среднего бизнеса Чувашской Республики.

            Таким образом, анализ работы сельской кредитной кооперации в России показывает, что развитию этого направления финансового обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей в регионах 
придается определенное значение. Это вязано с тем, что надежно работающая система сельской кредитной кооперации расширяет круг инвесторов, заинтересованных выгодно и надежно вложить свои сбережения в сельскохозяйственное производство и развитие сельского предпринимательства. Больше внимания проблеме кредитной кооперации стало уделяться и на федеральном уровне.
 

 

       3. Проблемы развития сельской кредитной кооперации и пути их решения. 

      Кооперация  способствует развитию национального рынка и местных рынков регионов. Она противопоставляет глобализации, трансграничному предпринимательству более гуманную идею экономического сотрудничества; выступает как форма самоорганизации населения, взаимной поддержки, коллективистских (общинных) начал, прямого единения бытовых и хозяйственных форм жизни.

      Сельское  производство в силу своей жесткой зависимости от природно-климатических факторов во многих странах является бесприбыльным или даже убыточным и нуждается помимо всего прочего в усиленной государственной поддержке. По данным Организации экономического сотрудничества и развития, доля государственной помощи в доходах фермеров составляет; в США - 30%, Канаде - 45, странах Общего Рынка - 49,

      Выживанию кооперативов за рубежом во многом способствует политика государства, направленная на поддержку кооперативных форм организации производства. В странах с развитой рыночной экономикой кооперация рассматривается с экономической и социальной точек зрения. Это, прежде всего источник дополнительных рабочих мест в случае ухудшения экономической ситуации или застоя в тех или иных отраслях производства, а также средство повышения жизненного уровня трудящихся.

      Государственная поддержка кооперативам может выражаться в следующем:

  • законодательно гарантировать им снижение или освобождение от налогов;
  • предоставлять налоговые льготы коммерческим банкам на ссуды, которые на льготных условиях они предоставляют кредитным и другим видам кооперативов;
  • освобождать от налогов ту часть прибыли, которая распределяется между членами-пайщиками в виде процента на паевой капитал и покупательского дивиденда;
  • осуществлять прямую финансовую или иную материальную помощь кооперативам от различных фондов, агентств или институтов социально-экономического развития.

      В последнее время стало очевидным, что роль кооперации в рыночной экономике имеет свою нишу, где она дает максимальный эффект, что государственное вмешательство не должно подавлять основы рыночного механизма, конкуренцию, самостоятельность товаропроизводителей, нарушать оправданные пропорции между накоплением и потреблением.

      В настоящее время система государственного льготного кредитования функционирует неэффективно - выделяемые государством средства до большинства сельхозпроизводителей не доходят. Поэтому проблему обеспечения села финансовыми ресурсами призвана решить сельская кредитная кооперация. Эффективность кредитования производства определяется количеством и видовым составом основного и оборотного капитала в отрасли. Отрасль, в которой работает десятая часть трудоспособного населения страны, обладает 5,9% основных фондов РФ. Японии - 66, Норвегии - 77, Швейцарии -80%. В последние годы доля федерального бюджета в сельскохозяйственном консолидированном бюджете и в субсидиях предприятиям системы Минсельхоза России стабилизировалась примерно на уровне 30% .

      По  сравнению с традиционными формами кредитования кооперативный кредит обладает следующими преимуществами: оперативность в предоставлении средств, простая процедура оформления кредитной сделки, выгодное для заемщика обеспечение, сравнительно невысокий уровень процента, более низкие затраты на оформление займов и оценку кредитоспособности заемщика.

      В 2003 году в Российской Федерации было зарегистрировано 230 сельских кредитных кооперативов, тогда как в 1996 году - всего 8, то есть за этот период их количество увеличилось в 29 раз. В 2002-2003 годах в Оренбургской области зарегистрировано восемь сельских кредитных кооперативов, которые устойчиво и эффективно функционируют. В перспективе до 2005 года планируется открытие пятнадцати самостоятельных кредитных кооперативов. Анализ данной информации позволяет утверждать, что динамика развития сельской кредитной кооперации в России имеет положительную тенденцию. При этом влияние доли государственной поддержки на развитие кредитных кооперативов остается низким. По данным финансового директора фонда развития сельскохозяйственной кредитной кооперации В.М. Пахомова, в2001 году в 40 кредитных кооперативах неудовлетворенный спрос на займы членов кооперативов составлял около 53% Общеизвестно, что на этапе становления сельской кредитной кооперации, который она проходит в настоящее время должна обеспечиваться государственная поддержка. В условиях глобализации экономики и культуры будущее потребительской и сельскохозяйственной кооперации во многом будет зависеть от отношения к ним государства.

      Для повышения значимости кооперативов в экономике АПК, по нашему мнению, необходимо:

  1. разработать государственную кооперативную политику;
  2. закрепить в Конституции наличие в стране кооперативного сектора экономики наряду с государственным и частным;

      3} рассматривать все виды кооперативов как "народное предпринимательство" и как одну из структур социально ориентированной экономики страны;

      4)провозгласить политику поощрения кооперативного движения с дополнительными льготами по налогам и кредитам;

      5)разработать меры по созданиюфондов для гарантий и поддержки сбережений пайщиков.

      В период становления сельской кредитной кооперации следовало бы установить льготное налогообложение сельских кредитных кооперативов. Желательно введение в качестве обязательной государственной регистрации кредитного кооператива проверки на соответствие действующему законодательству и на наличие достаточной экономической базы. Необходимым условием регистрации кооперативного финансового института должна стать лицензия, выдаваемая органом государственного контроля.

      Для стабильной работы сельских кредитных кооперативов необходим Федеральный закон «О сельской кредитной кооперации». Кроме того, их деятельность должна регулироваться нормативными актами региональных (местных) администраций.

      В целях успешного развития кооперации следует активизировать пропаганду кооперативных идей. Целесообразно в средствах массовой информации шире освещать кооперативные принципы: добровольный и открытый характер членства, демократический контроль со стороны их членов, участие членов кооператива в экономической деятельности, их самостоятельность и независимость, сотрудничество и взаимопомощь.

      Наряду  с этим следует активизировать формирование кооперативных структур во всех сферах национальной экономики, совершенствовать формы кооперации и механизмы взаимодействия их с другими организационно-правовыми формами рыночной экономики.

      Необходимо  также укреплять самобытность кооперативов на основе кооперативных ценностей, содействовать укреплению потенциала кооперативов независимо от уровня их развития, оказывать им государственную поддержку в развитии их деятельности, повышении конкурентоспособности, получении доступа к рынкам и структурам финансирования, укреплении социального и экономического благополучия.

      Желательно  упростить процедуру регистрации кооперативов, способствовать созданию в кооперативах надлежащих резервов, фондов солидарности, содействовать объединению кооперативов в кооперативные структуры.

      В перспективе стоит задача создания многоуровневой системы сельской кредитной кооперации. В ряде регионов сформировались двухуровневые системы кредитной кооперации. Назрела объективная необходимость в объединении региональных кооперативов второго уровня в единую систему, функционирующую под контролем кредитного института третьего уровня. Первый уровень данной системы будет представлен локальными кредитными кооперативами, пайщиками которых являются сельскохозяйственные товаропроизводители, сельский бизнес, жители села. Далее второй уровень - региональный кооператив, который объединит все кооперативы низшего звена в регионе. И уже на национальном уровне необходимо создать кредитный институт третьего уровня. Таким институтом может выступить либо кредитный кооператив третьего уровня, либо небанковская депозитно-кредитная организация (НДКО), либо коммерческий банк. Акционерами данной организации могут стать зарубежные первоклассные банки, Фонд развития сельской кредитной кооперации и непосредственно региональные кооперативы.

      Таким образом, сложившаяся ситуация в сфере кредитной кооперации требует активизации государственной политики, реализуемой через законодательство и государственные программы. Кредитная кооперация должна стать полноправным и неотъемлемым элементом современной экономической системы хозяйствования, поскольку она служит основой формирования на селе среднего класса - гаранта стабильности государства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Заключение. 

            Следует отметить, что  активное развитие кредитных кооперативов в России в последние годы свидетельствует о преобразовании их в массовые организации экономического взаимодействия различных слоев населения.

      Для успешного становления сельской кредитной кооперации необходима система мер государственного регулирования. В современной России государство как гарант не только политической, но и социально-экономической стабильности бытия своих граждан должно содействовать развитию таких форм хозяйствования, как кооперация. При совершенствовании системы кредитной кооперации государственным органам требуется обратить особое внимание на:

Информация о работе Cельская кредитная кооперация в рыночной экономике России