Виды административных наказаний и правила их назначения

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 15:48, курсовая работа

Описание работы

Основной задачей курсовой работы является попытка исследования понятия административного наказания в свете принятого КоАП РФ, а также систематизация понятий в системе административных наказаний.
Объектом исследования являются правоотношения, которые регулируются и охраняются административным правом. Предметом курсовой работы является административное наказание, как элемент административной ответственности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..………………………3
ГЛАВА I Общая характеристика административных наказаний…………................................5
1.1 Понятие и цели административного наказания…………………….................................5
1.2 Система административных наказаний………………………………………………….7
ГЛАВА II Виды административных наказаний и правила их назначения…………………....11
2.1 Характеристика административных наказаний………………………………………...11
2.2 Административные наказания, назначаемые в отношении юридических лиц………22
2.3 Правила назначения административных наказаний……………………………………25
Заключение……………………………………………………………………………………………34
Список использованной литературы…………………………………………...................................36

Работа содержит 1 файл

курсовик по административному.doc

— 230.50 Кб (Скачать)

      Законами  субъектов РФ в дополнение к КоАП РФ уже в настоящее время установлено  значительное число административных правонарушений юридических лиц, связанных с несоблюдением ими правил и норм, предусмотренных нормативными правовыми актами этих субъектов. Учитывая положение Конституции РФ о том, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральными законами, и, исходя из наличия многих региональных особенностей в деятельности хозяйствующих субъектов, становится очевидным,  что законодательство субъектов РФ об административных правонарушениях будет развиваться преимущественно путем увеличения количества составов правонарушений именно организаций и их должностных лиц.

      Административная  ответственность юридических лиц, должностных лиц и индивидуальных предпринимателей в современных  условиях становится мощным рычагом  государственного управления экономическими процессами, регулирования деятельности хозяйствующих субъектов. При этом административная ответственность юридических лиц имеет не только правоохранительную, но и ярко выраженную фискальную направленность.

      Не  случайно, что среди субъектов, наделенных правом рассматривать дела об административных правонарушениях юридических лиц и назначать соответствующее наказания, немало органов, призванных осуществлять государственное регулирование экономической деятельности и финансов: налоговые и таможенные органы; органы, ответственные за исполнение федерального бюджета; органы экспортного контроля; органы, уполномоченные в области рынка ценных бумаг; федеральный антимонопольный орган и его территориальные подразделения; органы государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей; органы, осуществляющие государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; органы регулирования естественных монополий; органы валютного контроля и др.

      Однако  реализация института административной ответственности не оказывает пока должного влияния на предотвращение противоправных действий хозяйствующих  субъектов. Во многом это объясняется  тем, что сами составы административных правонарушений юридических лиц, содержащиеся как в КоАП РФ, так и в законах субъектов РФ, предусмотренные за эти правонарушения виды административных наказаний и их размеры не редко сформулированы волюнтаристски, без учета характера протекающих в России экономических процессов, реалий времени.

      В статье 2.10. КоАП РФ сформулированы основные положения, связанные с привлечением юридических лиц к административной ответственности.

  В частности, определено, что, если в статьях разделов I, III, IV и V КоАП РФ не указано, что установленные данными статьями нормы применяются только к физическому лицу или только к юридическому лицу, данные нормы в равной мере действуют в отношении и физического, и юридического лица, за исключением случаев, если по смыслу данные нормы относятся и могут быть применены только к физическому лицу.

      При слиянии нескольких юридических  лиц к административной ответственности  за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое  лицо. При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается присоединившее юридическое лицо.

      При разделении юридического лица или при  выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается то юридическое лицо, к которому согласно разделительному балансу перешли права и обязанности по заключенным сделкам или имуществу, в связи с которым было совершено административное правонарушение. При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо.

      В этих случаях административная ответственность  за совершение административного правонарушения  наступает независимо от того, было ли известно привлекаемому к административной ответственности юридическому лицу о факте административного правонарушения до завершения реорганизации. 

2.3  Правила назначения административного наказания 

      Административное  наказание за совершение административного  правонарушения назначается в пределах, установленных КоАП РФ или законом  субъекта РФ об административных правонарушениях, предусматривающим ответственность за данное деяние. В санкциях статей, определяющих ответственность за отдельные виды административных правонарушений, предусматриваются вид наказания и допустимые его размеры. Необходимо также учитывать, что назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.

      Усмотрение  судьи, органа, должностного лица, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, ограничено:

  • выбором одного из альтернативных основных наказаний, предусмотренных санкцией статьи;
  • применением или неприменением дополнительного наказания, предусмотренного санкцией статьи;
  • индивидуализацией наказания в пределах его минимальных и максимальных размеров.

   При назначении административного наказания  физическому лицу учитываются характер совершенного им административного  правонарушения, личность виновного, его  имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. При этом к числу характеристик личности, указанных в КоАП РФ, которые позволяют определить, допустимо ли назначение данному лицу административного наказания, и если допустимо, то какое, относятся: возраст, пол, наличие гражданства, род занятий, служебное положение, должностное положение, состояние здоровья и др.

      При назначении административного наказания  юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

      В соответствии со статьёй 4.2. КоАП РФ обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются:

  • раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;
  • предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда;
  • совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;
  • совершение административного правонарушения несовершеннолетним;
  • совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

   Раскаяние лица, совершившего административное правонарушение, предполагает негативное отношение к содеянному и его  последствиям, осознание противоправности своего действия или бездействия. Раскаяния правонарушителя проявляется в его определенных активных действиях.

   К таким действиям прежде всего  относится добровольное заявление  лица о совершении им административного  правонарушения. Данное правонарушение по собственной воле (хотя и не обязательно по собственной инициативе) обращается с соответствующим заявлением к судье, органу, должностному лицу, которые правомочны возбудить дело об этом правонарушении или возбудить дело и рассмотреть его.

      Другими проявлениями раскаяния являются: способствование  нарушителя  осуществлению производства по делу об административном правонарушении, всестороннему, полному и объективному выяснению обстоятельств дела; добровольное объяснение причин совершенного правонарушения; своевременная и по собственной инициативе выдача орудий и предметов административного правонарушения и др.

      Предотвращение  вредных последствий административного  правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда свидетельствует о том, что лицо осознает содеянное им, желает минимизировать ущерб и предпринимает для этого конкретные действия. Для предотвращения вредных последствий лицо, совершившее административное правонарушение, должно предпринять меры к тому, чтобы таких последствий не возникло, Добровольное возмещение причиненного ущерба или устранения причиненного вреда – действия правонарушителя, направленные на ликвидацию уже наступивших вредных последствий. Такое возмещение предполагает либо компенсацию стоимости поврежденного, либо предоставление равноценного имущества.

      Под состоянием сильного душевного волнения понимается состояние физиологического аффекта, который характеризуется  эмоциональной вспышкой высокой  степени. Физиологический аффект выводит психику человека из обычного состояния, тормозит сознательную интеллектуальную деятельность, в определенной степени нарушает избирательность в мотивации поведения, затрудняет самоконтроль и критическую оценку своих поступков, лишает человека возможности твердо и всесторонне взвесить последствия своего поведения. В состоянии аффекта способность осознавать фактический характер и опасность своих действий, руководить ими в значительной степени понижена, что является основанием для признания совершения правонарушения в этом состоянии обстоятельством, смягчающим административную ответственность.

      От  физиологического аффекта следует  отличать патологический аффект, который  представляет собой расстройство психики  с наступлением глубокого помрачения сознания. В результате этого человек утрачивает способность отдавать себе отчет в своих действиях и руководить ими. Лицо в таких случаях признается невменяемым и освобождается от административной ответственности.

      Под тяжелыми личными или семейными  обстоятельствами понимаются неблагоприятные факторы, под давлением которых лицо совершает то или иное действие (бездействие). Стечением тяжелых личных и семейных обстоятельств могут признаваться случаи внезапной тяжелой болезни самого лица, совершившего административное правонарушение, или его близких родственников, серьезные семейные конфликты, неблагоприятные обстоятельства, сложившиеся на работе, острый недостаток средств к существованию и др.

      Наконец, как уже отмечалось, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, - совершение административного правонарушения несовершеннолетним, а также беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

      Первое  обстоятельство обусловлено тем, что  сознание лиц в возрасте от 16 до 18 лет еще находится в стадии становления и несовершеннолетний вследствие недостатка жизненного опыта не всегда может объективно оценить сложившуюся ситуацию. Поэтому требуется, чтобы судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, всесторонне изучили обстоятельства совершенного правонарушения и данные, характеризующие личность нарушителя.

      Совершение  административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка25, относится к числу обстоятельств, смягчающих административную ответственность, прежде всего исходя из заботы о здоровье женщины и ребенка, интересов малолетних детей, Кроме того, формулируя это положение, законодатель учитывал, что беременность с физиологической точки зрения является особым состоянием женщины. При беременности нередко появляются повышенная возбудимость, раздражительность, вспыльчивость, переменчивость в настроении. Эти особенности могут толкнуть женщину на совершение необдуманных поступков, вызвать неадекватность реакции на те или иные внешние факторы.

      Говоря  о наличии малолетнего ребенка  как обстоятельстве, смягчающим административную ответственность, важно напомнить, что, согласно статье 28 Гражданского кодекса  РФ, под малолетним понимается несовершеннолетний, не достигший 14-летнего возраста. Между тем в ранее действовавшем КоАП РСФСР обстоятельством, смягчающим ответственность за административное правонарушение, признавалось совершение правонарушения женщиной, имеющей ребенка в возрасте до одного года. Здесь воочию видна тенденция гуманизации российского законодательства.

Информация о работе Виды административных наказаний и правила их назначения