Специальные административно правовые режимы

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 20:32, курсовая работа

Описание работы

В данных условиях начинают применяться комплексы специальных государственно-управленческих и административно-правовых мер – административно-правовые режимы. Главная цель режимов – предупреждение или затруднение преступной и иной противоправной деятельности в сфере общей безопасности страны. Необходимость применения административно-правовых режимов относится к особым ситуациям в функционировании органов исполнительной власти и иных субъектов административного права.

Содержание

Введение 3
Глава1. Понятие и правовое регулирование административно-правовых 4
режимов 4
1.1 Режим чрезвычайного положения 11
1.2 Режим военного положения 14
1.3 Режим чрезвычайной ситуации (особый режим) 18
1.4 Режим закрытых административно - территориальных образований 21
Заключение 24
Библиографический список :

Работа содержит 1 файл

Курсовая Адм пр.doc

— 123.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования и  науки РФ

Образовательное учреждение высшего  профессионального  образования

ГОУВПО  «Челябинский государственный  педагогический университет»

Региональный  институт педагогического  образования и  дистанционного

обучения 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая работа 
 

Специальные административно-правовые режимы 
 
 
 
 
 

                Выполнила: студентка гр.431 Ш

                Дюрягина  Оксана Сергеевна 
                 

                Проверил: преподаватель к.и.н.

                Рудометова  Ирина Владимировна 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

Шумиха 2011 год

                                                Оглавление: 
 

 

       Введение

 

      Во  многих государствах имеются законы и другие нормативные правовые акты, которые начинают действовать лишь при наступлении определенных обстоятельств. К ним относятся события природного и техногенного характера (стихийные бедствия, эпидемии и т.п.), нарушения нормальной жизни социального характера (войны, вооруженные конфликты).

      В данных условиях начинают применяться  комплексы специальных государственно-управленческих и административно-правовых мер – административно-правовые режимы. Главная цель режимов – предупреждение или затруднение преступной и иной противоправной деятельности в сфере общей безопасности страны. Необходимость применения административно-правовых режимов относится к особым ситуациям в функционировании органов исполнительной власти и иных субъектов административного права.

      Изучение  нормативных правовых документов показывает, что регламентация административно-правовых режимов еще не отлажена должным образом. В тематических законах, указах, постановлениях не всегда четко выделяются и фиксируются элементы того или иного режима. Подчас не выявлены специальные или дополнительные полномочия государственных органов в связи с реализацией того или иного режима. В ряде случаев для административно-правовых режимов нужны как общие регулирующие акты, так и специфические.

      Поэтому в данной курсовой работе на основании действующего законодательства рассматривается понятие, сущность, классификация и содержание наиболее важных специальных административно-правовых режимов: чрезвычайного и военного положения, чрезвычайной ситуации, охраны государственной границы, закрытого административно - территориального образования.

 

       Глава 1. Понятие и правовое регулирование административно-правовых режимов

 

      В сфере государственного управления широкое распространение получили административно-правовые режимы, которые отражают многообразие выполняемых органами исполнительной власти задач и функций. Понять природу административно-правовых режимов лучше всего можно при помощи общих характеристик правового режима.

      Под правовым режимом понимается совокупность правил, закрепленных в юридических нормах, регулирующих определенную деятельность людей. Специальное правовое регулирование связано с объектами особой деятельности (оборот наркотических веществ, эксплуатация автотранспортных средств, ввоз и вывоз культурных ценностей и др.), временем и местом ее осуществления, спецификой самих действий, а чаще всего – сочетанием этих факторов.

      Режимы  могут быть межотраслевыми, т.е. урегулированными несколькими отраслями права (законности, предпринимательства и др.) и отраслевыми (административно-правовыми, гражданско-правовыми и др.)

      Правовой  режим – очень широкое юридическое  понятие, которое означает, что действия, отношения урегулированы правом. Для их осуществления, развития и  охраны используется система юридических средств воздействия (принуждение, контроль, стимулирование). Понятие режима почти совпадает с понятием системы права, если она рассматривается с точки зрения отношений граждан, организаций в связи с определенными объектами (режим собственности, природных объектов, государственной службы и другие составляющие правового режима).

      Понятие режима несет в себе основные смысловые  оттенки этого слова, в том  числе и то, что правовой режим  выражает степень жесткости юридического регулирования, наличие известных ограничений или льгот, допустимый уровень активности субъектов, пределы их правовой самостоятельности.

      Д.Н. Бахрах понимает административно-правовой режим как «...определенное сочетание административно-правовых средств регулирования, опосредованное централизованным порядком, императивным методом юридического воздействия, когда субъекты правоотношений занимают юридически неравное положение». По его мнению, обязывания и запреты выражают юридическую энергию государственного органа, который допускает широкий спектр дозволений и льгот.

      И здесь в полной мере не выявляется специфика административно-правовых режимов, поскольку они как бы сливаются в общее русло регулирования. В то же время автор, выделяя режимы территорий, отдельных объектов и документов, видов деятельности, делает акцент на их «чрезвычайном», «экстраординарном» характере.

      Назначение  административно-правовых режимов – регулирование особых государственных состояний с помощью системы специальных средств. К таким средствам относятся:

      - правовые акты и нормы, устанавливающие  особый порядок деятельности  в тех или иных сферах;

      - уполномоченные государственные  органы, специально создаваемые  или наделенные полномочиями  формировать и поддерживать соответствующий  режим;

      - детальная регламентация действий субъектов права и их взаимоотношений;

      - строгая система контроля и  ответственности за деятельность  в рамках административно-правового режима;

      - более широкое применение ограниченно-разрешительных  и запретительных методов, сочетаемых в необходимых случаях со строго целевым стимулированием субъектов права;

      - наличие специальных организационных,  технических, материальных и финансовых средств (техники, ресурсов и т.п.).

      Административно-правовые режимы регулируются двояким образом. Они либо являются составной частью более общих тематических законов и подзаконных актов, либо выражаются в специальных актах. Один или несколько специальных актов такого рода создают юридическую основу для серии конкретно-оперативных распорядительных указаний, приказов и распоряжений.

      Классификация административно-правовых режимов

      Связанные с преодолением негативных ситуаций, административно-правовые режимы разделяются  в своем действии: по времени, пространству, кругу субъектов административного  права.

      Существуют  административно-правовые режимы, которые имеют предупредительную направленность и характеризуются непрерывным действием на ограниченной территории в отношении более или менее постоянного круга субъектов административного права. Это, в частности, режим Государственной границы Российской Федерации или закрытого административно-территориального образования.

      Административно-правовые режимы можно различать по территориальному критерию: общегосударственные (секретности  и др.), региональные (закрытого административно-территориального образования и др.).

      По  времени действия режимы могут быть постоянные и временные, ситуационные (например, чрезвычайного положения). В ряде случаев можно различать режимы по объектам деятельности: заповедников, ядов, валюты.

      В зависимости от порядка их введения можно также делить их на централизованные и децентрализованные.

      Во  всех специальных административно-правовых режимах следует различать две  взаимосвязанные стороны: содержательную и формальную. Содержательная сторона – это причины и цели существования режима, его организационные, экономические элементы и связанные с ним действия. А юридическая сторона режима – кто, на какой срок, на какой территории устанавливает режим, процедура его введения, отмены, изменения, система «режимных» обязанностей и прав.

      По  критерию цели согласно классификации, предложенной Ю.А. Тихомировым, режимы можно разделить на три большие группы:

      Первая  группа – административно-правовые режимы для обеспечения стабильности государства (чрезвычайного, военного положения, охраны государственных границ, таможенных границ, регулирования внешнеторговой деятельности).

      Вторая  группа включает в себя функциональные административно-правовые режимы, призванные обеспечивать функции управления и  сферы деятельности (налоговой, санитарной, экологической и т.д.).

      Третья  группа режимов содержит учетно-легализующие режимы, касающиеся как официальной регистрации юридических и физических лиц, так и регламентации нормативных требований к разрешенным видам деятельности.

      Очевидно, что правовые режимы определенных видов деятельности могут изменяться. Так, например, визовый режим пересечения границы России и других государств может стать безвизовым и наоборот.

      Разновидностью  правовых режимов являются специальные  административно-правовые режимы (САПР), действующие в сфере публичного права и служащие целям обеспечения конституционной безопасности России.

      Основные  задачи специальных административно-правовых режимов:

      - обеспечение конституционной безопасности  при возникновении внешних и  внутренних угроз территориальной целостности и независимости государства – агрессии против Российской Федерации, вооруженных конфликтов, массовых беспорядков;

      - обеспечение функционирования объектов, представляющих повышенную опасность или имеющих важное государственное значение;

      - определения порядка реализации  прав и обязанностей, условий  жизнедеятельности на территориях, где проводятся специальные природоохранные, санитарные, противопожарные и иные мероприятия, а также на территориях, являющихся специальными зонами государственно-правовой охраны;

      - установление порядка пользования  предметами, представляющими повышенную общественную опасность или содержащими сведения, составляющие государственную тайну;

      - обеспечение прав граждан и  организаций в условиях чрезвычайной  ситуации;

      - нормализация обстановки, восстановление  правопорядка;

      - создание условий для эффективной  деятельности исполнительной власти, результативного осуществления  ими контрольных, надзорных, регламентированных полномочий.

      САПР  устанавливается в том случае, когда иные меры административно-правового регулирования не могут обеспечить должный правовой порядок (безопасность, охрану, нормализовать обстановку), добиться необходимого правового состояния социального объекта. Это достигается при помощи следующих средств:

      - дополнительные запреты, причем  режим не просто ограничивает  какое-либо поведение, а предусматривает  превентивный контроль за исполнением  этого требования;

      - специальные административные меры, направленные на установление  и поддержание режимных правил  – государственная экспертиза, государственный мониторинг, государственная регистрация, лицензирование;

      - разрешительный способ и тип  реализации прав и свобод, выполнение  хозяйственной деятельности, предполагающий предварительное обращение с просьбой предоставить возможность осуществить те или иные права. Такой порядок зачастую связан с должностным усмотрением лица, который может отказать в выдаче разрешения, если посчитает его нецелесообразным;

Информация о работе Специальные административно правовые режимы