Совместная деятельность СМИ и ОВД в сфере правоохраны

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 20:04, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение, осмысление теоретических и практических вопросов, связанных с сущностью и характером взаимодействия ОВД и СМИ в сфере обеспечения правопорядка. Для выполнения этой цели необходимо решить ряд поставленных задач.
Первоочередная задача – дать определение (с последующей характеристикой) такому понятию, как правопорядок. Необходимо отобразить содержание данной категории как социального явления. Это нужно для того, чтобы впоследствии отобразить всю важность взаимодействия ОВД и СМИ в данной сфере.

Содержание

I. Деятельность ОВД по охране правопорядка.
Понятие и сущность правопорядка
Обеспечение правопорядка – основная функция деятельности ОВД
II. СМИ, как «четвёртая власть» в государстве.
Правовые основы деятельности СМИ
Роль СМИ в функционировании государства
III. Совместная деятельность СМИ и ОВД в сфере правоохраны.
Правовая информатизация
Управление массовым информационным процессом в сфере профилактики правонарушений
Оптимизация взаимодействия ОВД с населением через деятельность СМИ

Работа содержит 1 файл

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОВД СО СМИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРАВОПОРЯДКА.doc

— 200.50 Кб (Скачать)

     Выяснение результатов воздействия массовой информации по вопросам профилактики правонарушений на аудиторию связано с определенными трудностями. Дело в том, что сознание человека отражает все многообразие его связей с внешним миром. Полученные сведения как бы накладываются на сложную ткань прежних знаний и, видоизменяясь под влиянием сложившегося социального опыта, возникших чувств и эмоций, образуют вместе с ними единое целое. Степень эффективности средств массовой информации нельзя объяснить каким-то одним фактором, как .невозможно ее оценить с помощью одного универсального критерия или количественного .показателя. Кстати, с позиций теории такие показатели весьма уязвимы. Все это, безусловно, не исключает поиска путей и способов оценки тех изменений, которые наступают в сознании индивида под влиянием правовоспитательного воздействия средств массовой информации. В частности, весьма важно определить, была ли воспринята переданная информация (число читателей, зрителей и слушателей), в какой степени она был усвоена, получила ли одобрение аудитории, способствовала ли активизации общественного мнения, были ли устранены те криминогенные факторы, о которых сообщалось информатором.

     Объективные данные об эффективности переданной информации, о степени удовлетворения интересов, потребностей, ожиданий аудитории можно получить при проведении социологических исследований в форме опросов, анкетирования, наблюдений и т. п. На основе этих данных могут быть внесены необходимые коррективы и информационный процесс. Как показывает практика, результаты будут наиболее достоверными, если исследование осуществляется сразу же после передачи аудитории информации либо в связи с изучением конкретного вопроса.

     Особенно  полезно изучать общественное мнение в связи с освещением новой актуальной проблемы, опубликованием серии передач и статей по правовой тематике, применением новых форм и способов подачи аудитории информации, связанной с профилактикой правонарушений. Так, например, в последние годы советские кинопублицисты открыли новое средство воспитательного воздействия на аудиторию - документальный детектив. По сравнению с игровым, он обладает некоторыми несомненными преимуществами, заключающимися, прежде всего, в жизненной реальности отображаемых явлений и особой силе психологического воздействия на зрителей. В своё время, например, телезрители увидели па своих экранах работу кинодокументалистов «Детектив без детектива» (сценарист И. Менджерицкий, режиссер Г. Пчелякова). Фильм рассказывал о буднях столичной милиции, о повседневной работе ее сотрудников, стоящих на страже правопорядка. Главное действующее лицо - следователь по особо важным делам, расследующий дело о крупном мошенничестве, совершенном группой матерых аферистов.

     Такова самая общая схема данного вида социального управления. Сущность его состоит в том, что из всего многообразия факторов и явлений социальной действительности субъект должен отобрать наиболее важные в условиях конкретного региона и в соответствии с целевой установкой оказать влияние на сознание аудитории, стимулировать правосознание, социально активное ее поведение и в результате устранить либо нейтрализовать отрицательные факторы общественной среды, порождающие правонарушения.

 

    1. Оптимизация взаимодействия ОВД с населением через деятельность СМИ.
 

     Эффективность деятельности правоохранительной системы вообще и органов внутренних дел в частности, их служб, подразделений и отдельных сотрудников в значительной мере зависит от позиций, занимаемых гражданами в правоохранительной сфере, от преобладающих в ней оценок общественного мщения, типичных проявлений общественного настроения, уровня правосознания правовой культуры. Органы внутренних дел, взаимодействуя с населением, добиваются его целесообразного преобразования или, напротив, сохранения его состояния в установленных параметрах.

     Название  предлагаемого параграфа определяет не столько его содержание, сколько направленность моего замысла. В нём высказаны некоторые соображения по построению теории взаимодействия правоохранительной и массово-коммуникативной систем14, причем выделены вопросы, касающиеся места и роли органов внутренних дел в правовом информировании населения.

     Важным  способом воздействия на социально-психологическую атмосферу общества посредством формирования и направленного изменения общественного и индивидуального правосознания является правовое воспитание. Термин этот широко употребляется в специальной (правовой, социологической, управленческой) литературе, в профессиональном и обыденном языке. Причем разные авторы вкладывают в него различное содержание. Так, некоторые из них различают правовое воспитание в широком и узком смысле. В широком смысле правовое воспитание личности есть многогранный процесс воздействия на ее правосознание и правовую культуру, включающий в себя «влияние социально-экономического уклада жизни, политического режима, идеологической деятельности системы законодательства и юридической практики, нравственной атмосферы, традиций общества, а также общего образования и специального обучения». Правовое воспитание в широком смысле включает в себя и такие факторы, воздействие которых на правосознание и правовую культуру может и не осознаваться одной или даже обеими сторонами (субъектом и объектом) правовоспитательного процесса.

     В узком смысле правовое воспитание - это специальное, организованное и целенаправленное воздействие на правосознание. Оно, как правило, многофункционально или, во всяком случае, имеет значительно меньшее количество функций, чем правовое воспитание в широком смысле. Правовое воспитание в узком смысле является, на мой взгляд, составной частью правового воспитания в широком смысле (как совокупности процессов). При этом правовое воспитание в широком смысле замкнуто на результат процесса: вне зависимости от преследовавшихся целей достигнуты сдвиги в правосознании или правовой культуре объекта. При правовом воспитании в узком смысле - цель воздействия на правосознание и правовую культуру формулируется уже при проектировании процесса.

     Как известно, период преимущественно эмпирического подхода к разработке проблем правового воспитания и тесно связанных с ними вопросов взаимодействия правоохранительной и массово-коммуникативной систем несколько затянулся. Преобладание эмпирических представлений о задачах правового воспитания приводит подчас к забвению того факта, что воспитание юридически осведомленного и законопослушного члена общества - это только первая, низшая ступень правового воспитания. В процессе регулятивно-воспитательного воздействия можно условно выделить три уровня: «Первичный, начальный уровень - это эффект знания. На этом уровне происходит первое знакомство с проблемой, приобретение новых знаний. Второй уровень - эффект убеждения... На этом этапе происходит активный процесс превращения знаний в убеждения. И третий, высший уровень — это эффект действия, поступка, поведения...». Следовательно, высшая ступень в процессе правового воспитания – это формирование в законопослушном гражданине деятельного начала, готовности и умения принять личное участие в охране законности, общественного порядка, когда в этом возникает необходимость.

     Среди методов правового воспитания (в  узком смысле) важное место занимают те, которые связаны с правовым информированием населения. К ним относятся: правовое просвещение, правовое обучение, правовая агитация и правовая агитация. Основанием данной классификации служит цель информирования и обусловленный её объём сообщаемой информации.

     Правовое  просвещение – сообщение лицу элементарных сведений и общих представлений в области правоведения и правоприменительной деятельности.

     Правовое  обучение – сообщение обучаемому совокупности таких знаний, усвоение которых подготавливает его к исполнению определённых функций в правовой сфере, привитие ему умений и навыков.

     Правовая  пропаганда – сообщение реципиенту информации, способной создать у него запланированную пропагандистом установку на восприятие фактов, имеющих правовое значение, дать знания, помогающие ему выделить такие факты из многообразия общественной жизни.

     Рассмотрим  подробнее вопрос о правовой пропаганде – виде правового информирования, тесно связанного с участием населения в борьбе с преступностью, охране общественного порядка.

     С управленческих позиций правовая пропаганда - это передача управляющей информации (оказание управляющих воздействий) системе «население» или одному (нескольким) составляющим ее компонентам. В качестве управляющей системы в зависимости от поставленных задач может выступать либо конкретный коммуникатор, либо система органов, осуществляющих правовую пропаганду. Первый подход целесообразен при решении частных задач оптимизации борьбы с преступностью, второй—более общих. Именно во втором случае явно обнаруживаются те негативные последствия, которые влечет за собой отсутствие полноценных системных связей между субъектами правовой пропаганды15.

     Научное управление деятельностью органов, осуществляющих правовое воспитание, возможно при соблюдении следующих условий:

     1) определения и доведения до исполнителей  цели правовой пропаганды;

     2) распределения функций между многочисленными органами, ведущими правовую пропаганду;

     3) координации деятельности между органами в регионах;

     4) разработки методических указаний по организации и проведению правовой пропаганды.

     В условиях развивающейся демократии, характеризующейся совпадением (тенденциями к совпадению) общественных и правильно понятых личных интересов, имеются реальные возможности для создания в обществе социально-психологической атмосферы, обеспечивающей повседневное сотрудничество между органами внутренних дел, специфической функциональной системой, созданной для защиты общественных интересов, и населением. Однако эти возможности обращаются в действительность лишь в результате целеустремленной и согласованной деятельности общества и государства.

 

      Заключение. 

     Используемые  в курсовой работе положения и  исследования дают возможность в заключении сделать следующие выводы.

     Правопорядок, как социальное явление, представляет собой довольно сложную конструкцию, которая подразумевает наличие состояния безопасности и защищенности во всех сферах жизнедеятельности человека. Сюда можно отнести и его личную безопасность, и защищенность его рабочего места, и спокойное проведение им досуга, и безопасность общества в целом, а также нормальное функционирование всех ветвей власти, как гарантов, обеспечивающих его права и свободы.

     Именно  для организации того, что перечислено  выше и существует такое структурное подразделение органов исполнительной власти, как ОВД. ОВД в своей деятельности призвано осуществлять ряд функций (основных направлений деятельности): обеспечение личной безопасности граждан, охрана общественного порядка, обеспечение общественной безопасности, охрана собственности физических и юридических лиц, обнаружение, пресечение и раскрытие преступлений, розыск лиц, их совершивших. Как мы можем видеть, основные функции ОВД совпадают с основными потребностями каждого человека и общества в целом в защищённости. Следовательно, напрашивается вывод о том, что основная цель существования и деятельности ОВД заключается в обеспечении правопорядка.

     Как известно, СМИ уже на протяжении нескольких лет признано считать  «четвёртой ветвью власти». Это, конечно  же, не официальное название, однако оно ярко иллюстрирует важность СМИ  в жизни общества и государства  наряду с исполнительной, законодательной и судебной властью. Роль СМИ в функционировании государства просто огромна: ведь для того, чтобы осуществлять руководство такой страной, как Россия, занимающей столь большую площадь по территории, органам власти необходимо «связать» друг с другом каждого человека, как бы удалён он не был от политического центра. Именно для этой цели служат СМИ. Ведь как показывает историческая практика организации директивного государственного управления, что «благое намерение» оградить общество от влияния внешней информационной пропаганды, замкнуть его информационную сферу на себя, подчинить средства массовой информации обслуживанию строгой и догматичной идеологии, стремление обеспечить жёстко планомерное управление народным хозяйством – в силу каких-то латентных и во многом непонятных пока причин необратимо способствует снижению стабильности, устойчивости государственного управления.

     Что касается правового регулирования  деятельности СМИ, то у меня по этому поводу имеются следующие замечания. В 2001 году исполнилось 10 лет со дня принятия Закона РФ о средствах массовой информации. Думается, он сыграл свою роль в демократизации правовых основ деятельности СМИ. Ныне же остро ощущается потребность в серьёзном совершенствовании правового регулирования их деятельности, в разработке нового закона. Работа в этом направлении ведётся. Один из недостатков существующего Закона состоит в том, что в нём не прописана экономико-правовая база СМИ, в результате чего они стали добычей частного капитала со всеми вытекающими отсюда последствиями. Значит, при подготовке нового закона необходимо самое тесное взаимодействие юристов, экономистов и журналистов, которые учтут отрицательный опыт минувшего десятилетия.

Информация о работе Совместная деятельность СМИ и ОВД в сфере правоохраны