Совместная деятельность СМИ и ОВД в сфере правоохраны

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 20:04, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение, осмысление теоретических и практических вопросов, связанных с сущностью и характером взаимодействия ОВД и СМИ в сфере обеспечения правопорядка. Для выполнения этой цели необходимо решить ряд поставленных задач.
Первоочередная задача – дать определение (с последующей характеристикой) такому понятию, как правопорядок. Необходимо отобразить содержание данной категории как социального явления. Это нужно для того, чтобы впоследствии отобразить всю важность взаимодействия ОВД и СМИ в данной сфере.

Содержание

I. Деятельность ОВД по охране правопорядка.
Понятие и сущность правопорядка
Обеспечение правопорядка – основная функция деятельности ОВД
II. СМИ, как «четвёртая власть» в государстве.
Правовые основы деятельности СМИ
Роль СМИ в функционировании государства
III. Совместная деятельность СМИ и ОВД в сфере правоохраны.
Правовая информатизация
Управление массовым информационным процессом в сфере профилактики правонарушений
Оптимизация взаимодействия ОВД с населением через деятельность СМИ

Работа содержит 1 файл

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОВД СО СМИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРАВОПОРЯДКА.doc

— 200.50 Кб (Скачать)

     16 сентября 1998 г. российский парламент  принял Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности». С момента вступления его в силу все принимаемые парламентом или правительством нормативные акты, касающиеся лицензирования любых видов деятельности, должны соответствовать этому закону. В нем перечислены виды деятельности, на осуществление которых требуются лицензии. В этот список входят телевизионное вещание и радиовещание; вещание дополнительной информации; предоставление услуг в области шифрования информации. Закон принят в новой редакции в 2001 г., которая вступает в силу в феврале 2002 г.

     Основные  положения действующего закона таковы:

  • максимальный размер лицензионного сбора за выдачу лицензии не должен превышать десятикратного минимального размера оплаты труда;
  • срок действия лицензии не может быть менее чем 3 года, если только соискатель лицензии не просит о более коротком сроке;
  • заявление на получение лицензии должно быть рассмотрено в течение 30 дней (или ранее) с момента официальной подачи заявления;
  • лицензирующие органы должны вести единые реестры выданных лицензий, и эти реестры должны быть открыты для общественности;
  • лицензирующие органы могут приостанавливать действие лицензии, если были нарушены лицензионные требования и условия, которые могут повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, а также обороне страны и безопасности государства;
  • лицензия может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа, выдавшего лицензию, или органа государственной власти в соответствии с его компетенцией; основаниями для аннулирования лицензии являются: 1) обнаружение недостоверных или искаженных данных в документах, представленных для получения лицензии; 2) неоднократное или грубое нарушение лицензионных требований и условий; 3) незаконность решения о выдаче лицензии.

     Российские  эксперты отмечают, что данный закон  необходим для эффективного осуществления бизнеса в России, так как многие действующие правительственные акты относительно лицензирования противоречат федеральным нормативным актам и друг другу.

     Итак, из вышесказанного можно сделать  вывод о том, что в отношении  СМИ право призвано решать две основные задачи. Во-первых, оно должно создавать оптимальные условия для деятельности СМИ, прежде всего, обеспечить их независимость, разумеется, в социально допустимых пределах. Во-вторых, максимально ограничить возможности злоупотребления СМИ, использования их в антиобщественных целях. Задачи, как видно, не из простых. Едва ли какое-либо государство может быть уверено в том, что ему удалось их решить на достаточно удовлетворительном уровне7. 

     2.2. Роль СМИ в функционировании  государства. 

     Общее у СМИ и государства заключается, прежде всего, в том, что их главная задача состоит в сохранении и упрочении существующей социально-политической системы, в обеспечении ее нормального функционирования. Этим в первую очередь определяется содержание распространяемой информации. Плюрализм мнений ограничен интересами безопасности системы.

     СМИ, особенно телевидение, обоснованно  упрекают в том, что на их страницах и экранах развлекательные программы вытесняют материалы более серьезного характера. Следует вместе с тем учитывать, что и такие программы пропагандируют определенный образ жизни, ценности и стандарты, усваиваемые аудиторией чуть ли не на подсознательном уровне, а потому особенно надежно.

     СМИ принимают участие в подготовке и принятии важнейших государственных решений как на уровне законодательной, так и исполнительной власти. От них в немалой мере зависит и последующее осуществление этих решений. Опыт свидетельствует, что даже судебная власть не обладает полным иммунитетом в отношении СМИ.

     При этом СМИ не останавливаются перед  злоупотреблениями в ущерб общественным интересам, руководствуясь коммерческими  соображениями. Зарубежная пресса сообщает множество фактов подобного рода. Актуальна эта проблема также для нашей страны и других бывших советских республик.

     Так, в связи со Всемирным днем борьбы с курением 31 1мая 1997 г. газета «Всеукраiнськi новини» опубликовала статью о влиянии на СМИ денег табачных компаний. Замечу, что 90% основных табачных предприятий Украины являются совместной с иностранными компаниями собственностью. Во время обсуждения в Верховной Раде в 1996 г. проекта закона о рекламе табачных изделий большинство СМИ поддерживало табачную промышленность, рассчитывая на высокую прибыль от рекламы ее продукции. Как известно, принятый закон запретил рекламу табачных изделий по радио и телевидению, но разрешил в печати и на щитах. Между тем, по сообщению украинского Института кардиологии, процент курящих женщин с 1978 по 1995 гг. возрос с 5,2 до 20,5%. При этом наибольший прирост дала возрастная группа от 20 до 29 лет8.

     СМИ являются основным источником информации о жизни общества и государства. Этому способствует то обстоятельство, что в современном глубокоиндивидуализированном обществе личные контакты сведены к минимуму. Сегодня наиболее доступная для усвоения форма сообщения - телевидение - вошла в каждый дом. Следует учесть, что функция источника информации носит направленный характер и используется для формирования сознания и воли общества, отраженных во всех видах деятельности государства.

     Благодаря СМИ политика стала в значительной мере, осуществляться на глазах у широких  кругов населения. В результате поддержка с их стороны стала необходимым условием эффективной демократической политики. Так, масс-медиа стали частью механизма функционирования политической власти и обнаруживают тенденцию к росту своего влияния. Следовательно, система указанного механизма не может быть правильно понята без учета места в ней СМИ.

     Более того, как отмечают отечественные  и зарубежные исследователи, СМИ  «в известном смысле потеснили законодательную, исполнительную и судебные власти, в частности в осуществлении социального контроля за протекающими в обществе процессами». Проводимые в США опросы не первый год показывают, что телевидение и печать в глазах общественности выглядят более достойными доверия, чем президент и конгресс.

     «Культура недоверия» имеет все шансы утвердиться и в нашей стране. И ответственность за это лежит, прежде всего, на депутатах Государственной Думы. Достаточно вспомнить принятый ими закон о материальном обеспечении депутатов. А также на местных властях, с которыми население связано особенно тесно. В результате печать часто пользуется большим авторитетом и доверием, чем чиновники. Это обстоятельство отмечают сегодня многие российские журналисты.

     Оказывая  воздействие на все элементы политической системы, современные СМИ вносят немало нового в их функционирование и взаимодействие. Так, влияние политических партий стало в решающей степени зависеть от имеющихся у них возможностей использовать СМИ в своих целях9.

     Более того, главный редактор «Независимой газеты» В.Третьяков пишет: «СМИ, особенно телевидение, - единственный реальный рычаг воздействия крупных собственников на политику России, а в отсутствие нормальных партий...главные телеканалы являются единственными по форме квазипартийными, а по сути - партийными структурами».

     Говоря  о роли СМИ, нельзя не напомнить о том, какое место в экономике занимает связанная с ней производственная деятельность. В США на ее долю приходится свыше одной трети ВНП и почти половина рабочей силы. Исключительно важно значение СМИ и как средства обеспечения связи между потребителями и производителями товаров и услуг, что делает их органически зависимыми от рекламодателей. Суммы, получаемые от коммерческой рекламы американскими СМИ, достигают 30 млрд. долл. Все это является одним из свидетельств подчинения СМИ крупному капиталу, доминирования транснациональных корпораций (ТHK) и в этой области. Двойственная природа СМИ состоит в том, что, с одной стороны, это ориентированный На прибыль важный экономический институт, а с другой - основной институт распространения общественных знаний и культуры, определяющий фактор формирования общественного мнения и сознания, включая политическое.

     Следует принять во внимание и то, что в отличие от других ветвей власти возможности СМИ четко не очерчены правом, поэтому их реальное влияние в зависимости от конкретных условий может колебаться в гораздо более широких пределах. Характерной чертой деятельности масс-медиа промышленно развитых государств является распространение этой деятельности на другие страны, где пропагандируются собственные ценности, принципы и стандарты, где стремятся создать благоприятные условия для деятельности своих ТНК и, наконец, влиять на их не только внутреннюю, но и внешнюю политику. В условиях глобализации СМИ стали мощным рупором пропаганды идей корпоративного капитализма по всему миру. Убедительное подтверждение тому содержится в обстоятельной книге Э. Германа «Глобальные средства массовой информации: Новые миссионеры корпоративного капитализма».

     За  истекшие десятилетия СМИ с гораздо большим основанием, чем когда-либо могут именоваться четвертой властью. Однако и ныне встречаются специалисты, отрицающие правомерность такого именования. Так, В.Н.Монахов, кандидат юридических наук, член бывшей Судебной палаты по информационным спорам, пытается «оспорить правомочие наделения СМИ титулом «четвертая власть». По, его мнению, такое определение было в какой-то степени оправданным в СССР, когда все четыре власти находились в партийных руках.

     Однако  сам автор не возражает против именования СМИ властью. Он пишет, что это институт, «обладающий властью авторитета, а не авторитетом власти». И почему-то упускает из виду, что любой авторитет должен быть чем-то обоснован, так или иначе, является важным элементом политической системы общества.

     Американские  специалисты утверждают, что американские средства массовой информации «сегодня являются не только частью политики, но и частью власти». При этом политика рассматривается ими как «результат сотрудничества и конфликта между газетами, чиновниками и иными участниками политического процесса». Такое положение порождает опасную тенденцию - стандарты журналистики заменяются политическими стандартами, что отрицательно сказывается на осуществлении СМИ своих функций. Между тем роль и авторитет, политическое влияние СМИ в значительной мере зависят от верности принципам объективности и достоверности информации. В этом плане у государства и СМИ - единая задача10.

     Контроль  со стороны СМИ состоит в обеспечении нормальной деятельности государственного механизма, в пресечении всяческих злоупотреблений и нарушений сложившихся правил игры. Значение этой функции настолько велико, что нередко ее, а не информирование общества считают главной. Думается, однако, что нет оснований противопоставлять эти функции друг другу. Контроль за деятельностью государства может быть действенным и оправданным лишь при условии, что его результаты доводятся до широкой общественности.

     Государственные деятели всегда участвовали в  формировании политических, социальных, экономических и других новостей. Ныне же трудно даже представить возможность управления без помощи масс-медиа, не зря получило распространение выражение «управление путем гласности». Еще более важным элементом управления становятся СМИ в условиях возрастающего расхождения между возможностями власти и растущими ожиданиями населения. К тому же в условиях разделения властей политические деятели не всегда имеют возможность напрямую решать свои политические чадами, и тогда СМИ помогают им достичь своих целей опосредованно.

     Все это свидетельствует об обоснованности термина «четвертая власть». Не случайно многие десятилетия он используется как общепринятый. Сошлюсь на изданную почти полвека назад классическую работу Д.Катера «Четвертая ветвь власти». По мнению Д.Катера, журналист не только информирует о деятельности власти, но и участвует в ее осуществлении. Он помогает формированию курса власти. Он - необходимый посредник между различными ее частями. Он может освещать политику, существенно содействуя ее актуальности и ясности. С тем же успехом он способен подать политику так, что это подорвет ее.

     Итак, СМИ включены в функционирование всех трех ветвей власти, однако не становятся их частью.

 

      III. Совместная деятельность СМИ и ОВД в сфере правоохраны. 

     
    1. Правовая  информатизация.
 

     В России сегодня много говорят о правовой информатизации: законы должны быть предельно доступны гражданам и для этого, в частности, следует использовать все преимущества информационных технологий и коммуникаций. Стоит согласиться, что это немаловажный фактор на пути построения правового порядка в обществе. Вместе с тем не всегда можно строго объяснить, что этот фактор представляет из себя именно в сегодняшних российских условиях, когда на самом правовом поле очень много белых пятен. По числу компьютеров и телефонов на душу населения Россия стоит далеко не на первых местах, а промышленные монополии и налоги безжалостно давят предпринимательские попытки диверсифицировать телекоммуникационную и компьютерную насыщенность рынка услуг. Встают вопросы о возможности оптимизации государственного регулирования процессом правовой информатизации. В частности, вопрос: в какой степени этот процесс должен быть либерализован, да и что он собственно представляет с точки зрения устойчивости государственного управления и безопасности?11

Информация о работе Совместная деятельность СМИ и ОВД в сфере правоохраны