Правительство Российской Федерации

Дата добавления: 21 Ноября 2013 в 06:14
Автор: c****@mail.ru
Тип работы: контрольная работа
Скачать полностью (28.67 Кб)
Работа содержит 1 файл
Скачать  Открыть 

Доклад по Административному праву - Правительство РФ.docx

  —  31.22 Кб

ФГАОУ ВПО 

 

Юридический факультет

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Дисциплина: Административное право

Тема: Правительство Российской Федерации

 

 

 

Выполнил: студент 2 курса ЮФ, группы 1,

 

Проверил: преподаватель ЮФ, к.ю.н., доцент,

 

 

 

 

2013 г.

Введение

 

Данная работа преследует цель рассмотреть Правительство Российской Федерации, его функции, правовую основу, полномочия, структуру и сроки полномочия и отставки.

В соответствии со ст.11 Конституции РФ, Правительство осуществляет государственную власть в Российской Федерации наряду с Президентом,

Принятая Конституция  весьма существенно изменила статус Правительства, повысив его, а также  закрепила его самостоятельность. Так в соответствии со ст.10 Конституции, Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

С принятием новой Конституции, Правительство вышло из своеобразного  двойного подчинения. Однако в настоящее  время многие полномочия Президента непосредственно касаются деятельности Правительства и органов исполнительной власти. За Президентом сохранились  мощные рычаги воздействия на Правительство  путем персональных назначений членов Правительства и принятия необходимых  решений, в том числе в сфере  исполнительной власти. Кроме того, Конституция закрепила ряд функций  непосредственного государственного управления одновременно за Президентом и Правительством.

 

 

 

 

 

 

 

 

Определение Правительства  РФ

 

Согласно статье 1 Конституции  РФ Правительство Российской Федерации - высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации

Правительство Российской Федерации  является органом государственной  власти Российской Федерации. Часть 1 статьи 110 КРФ конкретизирует ст. 10 и ч. 1 ст. 11 Конституции, которые устанавливают принцип разделения властей и называют органы государственной власти РФ. Согласно статье 110 органом исполнительной власти, возглавляющим всю систему исполнительной власти в Российской Федерации является Правительство РФ.

Правительство Российской Федерации  осуществляет исполнительную власть Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации  является коллегиальным органом, возглавляющим  единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Правительство представляет собой коллегиальный орган. В его состав входят Председатель Правительства, заместители Председателя Правительства и федеральные министры. Коллегиальность выступает в качестве фактора, позволяющего кооперировать знания, опыт, профессионализм разных людей при принятии решения, выражающего в целом волеизъявление Правительства. Находясь в составе коллегиального органа, члены Правительства несут коллективную ответственность за общее состояние социального, экономического развития государства, обороноспособность страны, соблюдение прав и свобод граждан. Сбои даже в строго ограниченных сферах деятельности исполнительной власти могут обусловить изменение общего состава Правительства. Это вполне объяснимо, поскольку члены Правительства являются своеобразными "соавторами" общей стратегии, планов действий и конкретных решений Правительства.

Правовая основа

 

Правовая основа деятельности предполагает, что все правовые акты и организационные действия Правительства  Российской Федерации осуществляются на базе соответствующих материальных и процессуальных правовых норм.

 Правовую основу деятельности  Правительства составляют четыре  взаимосвязанных и соподчиненных  группы нормативных правовых  актов:

 а) Конституция Российской  Федерации - учредительный документ  демократического, правового, федеративного,  социального, светского государства  с республиканской формой правления;

 б) федеральные конституционные  законы, часть которых названа  в Конституции и которые призваны  уточнять и развивать ее положения;

 в) федеральные законы, регулирующие основные вопросы  жизнедеятельности российского  государства и общества;

 г) нормативные указы  Президента Российской Федерации,  которые он полномочен принимать  в соответствии с Конституцией (ст. ст. 80, 83, 84, 87, 88). В частности, в  области охраны суверенитета  Российской Федерации, ее независимости  и государственной целостности  (ст. 80); по вопросам формирования  и работы Совета Безопасности  Российской Федерации (ст. 83); назначения  референдума (ст. 84); введения военного  положения (ст. 87); введения чрезвычайного  положения (ст. 88) и по другим  вопросам.

 Структура правовой  основы деятельности Правительства  Российской Федерации является  сложной, по некоторым вопросам  неопределенной и противоречивой. До сих пор не принят ряд  федеральных конституционных законов,  не всегда совпадают по целям  и содержанию федеральные законы  и нормативные указы Президента  Российской Федерации, в результате  чего созданы условия для решения  многих вопросов "по усмотрению".

 Вместе с тем состояние  правовой основы деятельности  Правительства Российской Федерации  во многом зависит и от него  самого. Согласно ст. 104 Конституции Российской Федерации Правительству принадлежит право законодательной инициативы. Кроме того, эта же статья предусматривает (п. 3), что "законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации".

 Таким образом, наряду  с исполнением и применением  правовой основы (системы действующих  законов и иных нормативных  правовых актов) одним из направлений  деятельности Правительства Российской  Федерации выступают совершенствование  и развитие этой правовой основы, обеспечение ее рациональности  и эффективности.

 

Функции

 

Положение правительства  в системе органов государственной  власти характеризуется его функциями. Рассмотрим важнейшие функции Правительства.

Управление государственным  аппаратом является одной из основных функций правительства. Правительство  не только играет решающую роль в деле комплектования всего государственного аппарата, но и руководит его деятельностью. Современный государственный аппарат, приспособленный для осуществления  многообразных государственных  функций, не только велик численно, но и очень сложен в чисто организационном  отношении.

Правительство, являющееся, прежде всего политическим институтом, направляет и координирует деятельность государственного аппарата через министерства, департаменты, штабы и другие ведомства. По отношению к государственному аппарату правительство выступает  в качестве центра, который на основании  полученной им информации принимает  решения, осуществляемые различными звеньями этого аппарата.

Исполнение законов по букве конституции - важнейшая функция  правительства. Подобное утверждение  является аксиомой для классического  государствоведения, строго придерживавшегося  принципа разделения властей. Согласно традиционной теории правительству  вверяется исполнительная власть, т.е. ему вменяется в обязанность  заботиться о должном исполнении законов, принимаемых парламентом.

Контроль над законодательной  деятельностью парламента фактически превратился в самостоятельную  функцию правительства. Этот контроль осуществляется по двум главным направлениям.

Во-первых, правительство  является главным, источником законодательной  инициативы.

Во-вторых, правительство  оказывает решающее воздействие  на законодательный процесс.

Правительство осуществляет контроль, используя для этого  право вето и непосредственные контакты с парламентариями, партийные фракции  при этом играют значительно меньшую  роль.

В ст. 115 Конституции РФ говорится, что на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ, Правительства РФ издает постановления  и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Этим определяется подзаконных характер актов, издаваемых Правительством, обязательность их соответствия Конституции, законом  и нормативным указам Президента РФ.

В соответствии со ст. 104 Конституции  РФ Правительство России обладает правом законодательной инициативы, которая  означает, что оно может самостоятельно подготавливать проекты законов  и выносить их на рассмотрение в  Государственную Думу.

Правовые акты Правительства  являются важным звеном правовой системы  России, и их основные формы устанавливаются  в Конституции. Конституция определяет. Что формами правовых актов Правительства  России являются постановления и  распоряжения, которые обязательны  к исполнению на всей территории Российской Федерации. Постановлениями Правительства Российской Федерации должны оформляться решения, имеющие нормативный характер или наиболее важное значение. Решение по оперативным и другим текущим вопросам издаются в форме распоряжений Правительства Российской Федерации.

Постановление принимается  на заседаниях Правительства при  наличии кворума и путем голосования. Постановление Правительства подписывается  Председателем Правительства или  его Первым заместителем.

Кроме того, в качестве постоянного  органа Правительства в его аппарате действует Президиум Правительства, который призван решать текущие  и оперативные вопросы.

Заседание его проводятся по мере необходимости, а принятые решения  оформляются в форме постановлений  и распоряжений Правительства, однако они не должны противоречить решениям, принятым на заседаниях Правительства  Российской Федерации.

Необходимо отметить, что, устанавливая правовые формы актов, издаваемых Правительством РФ, Конституция  РФ в то же время возлагает на Правительство обязанность обеспечивать их исполнения. Это помогает их оперативному и точному практическому внедрению, поскольку чаще всего тяжесть  исполнения падает на те же органы исполнительной власти, которые подготавливают соответствующие  акты.

Постановления и распоряжения Правительства РФ обязательны к  исполнению в Российской Федерации, т.е. на всей ее территории и всеми  субъектами и органами местного самоуправления. Обязательность распространяется на всех граждан и должностных лиц, на все общественные объединения, государственные  и частные предприятия. Таким  образом, конституционный статус актов  Правительства ставит эти акты по их обязательности в один ряд с  законами и указами Президента РФ.

 

 

Полномочия

 

В ст. 114 Конституции РФ закреплен  перечень вопросов, относящихся к  полномочиям Правительства РФ, но в заключении его говорится, что  оно осуществляет и иные полномочия, возложенные на него Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента РФ. Следовательно, конституционный  перечень не является исчерпывающим.

Правительство РФ в пределах своих полномочий: организуют реализацию внутренней и внешней политики РФ, осуществляет регулирование в социально-экономической  сфере, обеспечивает единство системы  исполнительной власти в Российской Федерации, направляет и контролирует деятельность ее органов, формирует  федеральные целевые программы  и обеспечивает их реализацию, реализует  право законодательной инициативы.

Правительство по соглашению с органами исполнительной власти субъектов  РФ может передавать им осуществление  части своих полномочий, если это  не противоречит Конституции РФ законом.

Правительство осуществляет регулирования экономических процессов, обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической  деятельности, свободное перемещение  товаров, услуг и финансовых средств, разрабатывает и осуществляет программы  развития приоритетных отраслей экономики. Кроме того, осуществляет управление федеральной собственностью, разрабатывает  и реализует государственную  политику в сфере международного экономического, финансового, инвестиционного  сотрудничества.

В ст. 114 Конституции РФ определена роль Правительства в организации  бюджетного процесса, то есть в регламентированной законом деятельности органов государственной  власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению федерального бюджета. В обязанности Правительства  входят разработка и представления  Государственной Думе федерального бюджета, обеспечение его исполнения; Правительство представляет в Думе отчет об исполнении федерального бюджета.

Без заключения Правительства  не могут быть внесены в Государственную  Думу законопроекты о введении или  отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, другие законопроекты, предусматривающие  расходы, покрываемые за счет федерального бюджета.

В области государственных  финансов к важнейшим проблемам, решаемым Правительством, относятся  сокращение дефицита федерального бюджета, предотвращение неконтролируемого  роста расходов бюджета.

В соответствии с Конституцией РФ Правительство РФ обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики. Правительство  создает условия для свободного предпринимательства на основе рационального  сочетания всех форм собственности, реализации правового механизма  рыночной экономики. Оно разрабатывает  и осуществляет меры по проведению единой политики цен. В условиях рыночной экономики Правительство, естественно, прямо не управляет предприятиями  свободно – предпринимательского сектора, но осуществляет широкие меры по финансовой стабилизации страны, государственным  ценным бумагам, валютным отношениям, таможенному делу, инвестированию. В тоже время в сфере полномочий Правительства остаются государственные  предприятия, государственный заказ  и другое.

Страницы:12следующая →
Описание работы
С принятием новой Конституции, Правительство вышло из своеобразного двойного подчинения. Однако в настоящее время многие полномочия Президента непосредственно касаются деятельности Правительства и органов исполнительной власти. За Президентом сохранились мощные рычаги воздействия на Правительство путем персональных назначений членов Правительства и принятия необходимых решений, в том числе в сфере исполнительной власти. Кроме того, Конституция закрепила ряд функций непосредственного государственного управления одновременно за Президентом и Правительством.
Содержание
содержание отсутствует