Физические и юридические лица как субъекты правоотношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 17:29, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является дать общую характеристику субъектов права и рассмотреть физические и юридические лица как участников правоотношений.
Для достижения этой цели в работе решаются следующие промежуточные задачи:
1. показывается общая характеристика субъектов права;
2. описывается правовой статус граждан как субъектов права;
3. рассматриваются юридические лица как субъекты права;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Общая характеристика субъектов права……………………………………...5
1.1. Понятие субъектов права……………………………………………....…….5
1.2. Виды субъектов права………………………………………………………..6
1.3. Правоспособность и дееспособность субъектов права………………….…8
2. Граждане как субъекты правоотношений.…………………………………..13
3. Юридические лица как субъекты правоотношений.………………………..22
Заключение……………………………………………………………………...27
Список используемой литературы…………………………………………...29

Работа содержит 1 файл

Машковцев Я.И. контр р Физические и юридические лица как субъекты правоотношений.doc

— 130.00 Кб (Скачать)

Согласно гражданскому законодательству гражданин, по заявлению  заинтересованных лиц, может быть признан  судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте  его жительства нет сведений о  месте его пребывания. Решение  о признании гражданина безвестно отсутствующим выносится судом в порядке особого производства (глава 28 ГПК), при этом оцениваются все имеющиеся факты, которые могут повлиять на вынесение решения. 12Скажем, если суду станут известны факты, которые могут свидетельствовать о желании гражданина скрыться, например, из боязни подвергнуться уголовному наказанию за совершенное преступление, суд должен воздержаться от вынесения решения о признании гражданина безвестно отсутствующим, так как существует вероятность того, что безвестность его отсутствия может быть устранена его розыском, который находится в компетенции ОВД. Если же суд принимает решение о признании гражданина безвестно отсутствующим, то в отношении имущества такого гражданина принимается ряд предусмотренных законом действий. В частности, орган опеки и попечительства передает имущество отсутствующего гражданина в доверительное управление определенному этим органом лицу (в соответствии со статьей 43 Гражданского Кодекса), из имущества данного лица выдается содержание гражданам, которых отсутствующий обязан содержать, и погашается задолженность по его другим обязательствам. Наряду с учреждением управления имуществом, безвестное отсутствие может повлечь также и другие последствия, установленные законом. Например, с таким лицом может быть в упрощенной форме расторгнут брак. Если имущество гражданина таково, что оно нуждается в постоянном управлении, то орган опеки и попечительства может и до истечения годичного срока, установленного законом, назначить управляющего имуществом отсутствующего гражданина, однако, при этом никаких выплат из имущества не производится до вынесения судом решения о признании гражданина безвестно отсутствующим.

 

3. Юридические лица как  субъекты права

В соответствии со ст. 51 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом законом о государственной регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации включаются в Единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в реестр.

С 1 июля 2002 г. введен в  действие Федеральный закон от 8.08.2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации  юридических лиц».

В соответствии со ст. 1 Закона N 129-ФЗ государственная регистрация  юридических лиц - это акт уполномоченного  федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - государственный реестр) сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также иных сведений о юридических лицах в соответствии с указанным Законом. 13

Постановлением Правительства  Российской Федерации от 17.05.2002 г. N 319 «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц» установлено, что органом исполнительной власти, ведущим с 1 июля 2002 г. государственную регистрацию юридических лиц, является МНС России. Таким образом, с 1 июля 2002 г. функции по регистрации юридических лиц переданы налоговым органам.

Согласно ст. 3 Закона N 129-ФЗ за государственную регистрацию  уплачивается государственная пошлина  в соответствии с законодательством  о налогах и сборах. Таким законом является Закон Российской Федерации от 9.12.91 г. N 2005-1 «О государственной пошлине», в соответствии с которым за государственную регистрацию юридических лиц, в том числе за регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридических лиц, государственная пошлина взимается в размере 2000 руб.

В соответствии со ст. 8 Закона N 129-ФЗ государственная регистрация  осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении  о государственной регистрации  постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Государственная регистрация осуществляется в срок не более пяти рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.

В соответствии со ст. 11 Закона N 129-ФЗ решение о государственной  регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием для внесения соответствующей записи в государственный  реестр. Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом записи в государственный реестр. Регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации выдает (направляет) заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в государственный реестр.

Принципы ведения государственного реестра, его содержание, предоставление сведений, содержащихся в государственном  реестре, а также условия их получения  регламентируются ст. 4, 5, 6, 7 Закона N 129-ФЗ. Так, согласно п. 1 ст. 4 этого Закона в Российской Федерации ведется государственный реестр, содержащий сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц и соответствующие документы.

Государственный реестр является федеральным информационным ресурсом и ведется МНС России и его территориальными органами в соответствии с указанными Правилами. Согласно п. 20 Правил содержащиеся в государственном реестре сведения о конкретном юридическом лице предоставляются по запросу, составленному в произвольной форме с указанием необходимых сведений.

Согласно ст. 61 ГК РФ юридическое  лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае осуществления  деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо деятельности, запрещенной  законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных Кодексом.

При реорганизации юридических  лиц все права и обязанности  реорганизуемого лица или часть  их переходят к иным субъектам  права, то есть происходит правопреемство. Реорганизация юридических лиц  может осуществляться: путем слияния нескольких организация в одну новую; путем разделения юридического лица на несколько новых организаций; путем присоединения юридического лица к другому; путем выделения из состава организации других юридических лиц; путем преобразования, то есть смены организационно правовой формы юридического лица. 14

Исходя из организационных, функциональных и иных качеств и  различий юридических лиц можно  классифицировать все их множество  по различным критериям.

В зависимости от формы  собственности, лежащей в основе юридического лица, можно выделить государственные и частные (негосударственные) юридические лица. К числу государственных (которые в связи с этим должны преследовать общегосударственные интересы, чем и обуславливается специфика их правового регулирования) относятся все унитарные предприятия, а также некоторые учреждения.

В зависимости от цели деятельности юридические лица можно  подразделить на коммерческие и некоммерческие. К числу коммерческих организаций  относятся те, целью деятельности которых является извлечение прибыли и распределение ее между участниками такой организации. Некоммерческие, хотя и вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, но только в той степени, которая необходима для достижения их уставных целей. При этом они не вправе распределять полученную прибыль между своими участниками (согласно пункту 1 статьи 50 Гражданского Кодекса).

Состав учредителей  также можно отнести к числу  критериев, по которому следует классифицировать юридические лица. Здесь можно  выделить юридические лица, учредителями которых могут выступать только юридические лица. Такие организации называются союзами и ассоциациями. Унитарные предприятия учреждаются государством. Все остальные юридические лица могут быть учреждены любыми (за отдельными исключениями) субъектами права.

Различный характер прав участников в отношении юридического лица позволяет классифицировать: организации, на имущество которых учредители имеют право собственности или  иное вещное право (государственные  и муниципальные унитарные предприятия, а также учреждения); организации, в отношении которых их участники имеют обязательственные права (хозяйственные товарищества и общества, кооперативы); организации, в отношении которых их участники не имеют имущественных прав (общественные объединения и религиозные организации, фонды и объединения юридических лиц). 15

В зависимости от объема вещных прав (права самого юридического лица на используемое им имущество) можно  различать: юридические лица, обладающие правом оперативного управления на имущество (учреждения и казенные предприятия); юридические лица, обладающие правом хозяйственного ведения на имущество (государственные и муниципальные унитарные предприятия); юридические лица, обладающие правом собственности на имущество (все остальные юридические лица).

Хозяйственные товарищества и общества также можно классифицировать по тому, что более важно для их участников: объединение их личных усилий для достижения предпринимательских целей (товарищества, личное участие) или объединение капиталов (общества, имущественное участие).

Также может выступать  в качестве критерия классификации  уже упомянутый ранее порядок  образования юридических лиц: образуемые в разрешительном или нормативно-явочном  порядке.

По составу учредительных  документов разграничиваются договорные юридические лица – хозяйственные товарищества, договорно-уставные – общества с ограниченной или дополнительной ответственностью, ассоциации и союзы, а также уставные юридические лица.

И, наконец, еще одним  критерием классификации юридических  лиц, традиционным для доктрины пандектного права (скажем, в Германии), но практически не используемым в нашей стране, является различие корпораций или союзов, характеризующимися наличием членства, общей для многих участников цели, независимостью своего существования от смены участников, и учреждений. Учреждения, в противоположность корпорациям (союзам), обычно создаются одним учредителем, который сам определяет и цели юридического лица, и состав имущества, необходимый для их достижения. Смысл такой классификации заключается в том, что в данном случае налицо различие интересов, в первом случае это коллективные интересы, во втором – личные. Все юридические лица можно разделить на четыре большие категории: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные предприятия и, наконец, некоммерческие организации. Также можно упомянуть и филиалы и представительства юридических лиц.

 

 

 

Заключение

Поставленные во введении к работе промежуточные задачи решены со следующими результатами.

1. Субъекты права являются участниками правоотношений, под которыми понимаются люди и их объединения, выступающие в качестве носителей предусмотренных законом прав и обязанностей. Круг субъектов права зависит в конечном счете от воли государства. Под правоспособностью понимается признаваемая государством общая (абстрактная) возможность иметь предусмотренные законом права и обязанности, способность быть их носителем. Правоспособностью в равной мере обладают все граждане без исключения, она возникает в момент их рождения и прекращается со смертью. Под дееспособность понимается не только возможность субъекта иметь права и обязанности, но и способность осуществлять их своими личными действиями, отвечать за последствия, быть участником правовых отношений. Дееспособность зависит от возраста и психического состояния лица, в то время как правоспособность не зависит от указанных обстоятельств. Дееспособность в полном объеме наступает с момента совершеннолетия, то есть по достижении 18-летнего возраста.

2. Граждане обладают правосубъектностью, которая слагается из совокупности таких качеств лиц, как правоспособность и дееспособность. Первая – правоспособность – означает способность иметь гражданские права и нести обязанности, и признается в равной степени за всеми гражданами с момента рождения и до смерти (даже новорожденный ребенок уже может обладать определенным комплексом гражданских прав и обязанностей, например, наследовать завещанное ему имущество). Правоспособности свойственны абстрактность и неотчуждаемость, так как содержание правоспособности граждан раскрывается через весь комплекс прав и обязанностей, которыми может обладать гражданин в соответствии с гражданским законодательством. В отличие от правоспособности дееспособность связана с совершением гражданином волевых действий, что предполагает достижение определенного уровня психической зрелости, законом в качестве одного из критериев дееспособности предусмотрен возраст гражданина.

3. Субъектами права  являются также юридические лица  – особые образования, обладающие рядом специфических признаков, образуемые и прекращающиеся в специальном порядке, установленном законом. Конструкция юридического лица является основной правовой формой коллективного участия лиц в гражданском обороте, что является необходимым в связи с тем, что жизнь современного общества невозможна без объединения людей в группы, союзы разных видов, без соединения их личных усилий и капиталов для достижения тех или иных целей. В отличие от таких субъектов правоотношений, как граждане, юридическое лицо обладает не общей (или универсальной – предполагающей возможность для субъекта права иметь любые права и обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности) правоспособностью, а специальной, предполагающей наличие у юридического лица лишь таких прав и обязанностей, которые соответствуют целям его деятельности и прямо зафиксированы в его учредительных документах.

Информация о работе Физические и юридические лица как субъекты правоотношений