Административные способы ограничения свободы слова

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 15:09, курсовая работа

Описание работы

В статье 2 Конституции РФ говорится: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью…». Это говорит о том, что Россия является правовым государством, одним из важнейших признаков такого государства является выраженное в данной статье провозглашение человека, его прав и свобод высшей ценностью. Это единственная высшая ценность остальные общественные ценности такой конституционной оценки не получили и располагаются по отношению к ней на более низкой ступени и не могут ей противоречить.

Содержание

Введение……………………………………………………………...……..3
1. Теоретические аспекты права свободы мысли и слова…………….5
1.1. Право свободы мысли и слова………………………………………5
1.2. Ограничение свободы мысли и слова……….……………….……..7
1.3. Свобода и ограничения на информацию…………………..………12
1.4. Свобода массовой информации………………………………...….16
2. Реализация и правозащита свободы мысли и слова…………...….19
2.1. Гарантии конституционных прав свободы мысли и слова……….19
2.2. Правовые акты, затрагивающие свободу мысли и слова………....21
2.3. Система механизмов обеспечения и защиты прав и свобод……..22
2.4. Защита конституционного права свободы мысли и слова……….25
Заключение……………………………………………………..…………28
Список литературы………………………………………...……………..30

Работа содержит 1 файл

Административные способы ограничения свободы слова..docx

— 52.57 Кб (Скачать)

Решение указанного вопроса  относится к компетенции судов  общей юрисдикции. 

При рассмотрении в этих судах дел о защите чести и  достоинства подлежит установлению не только достоверность, но и характер распространения сведений, исходя из чего суд должен решить, наносит  ли распространение сведений вред защищаемым Конституцией ценностям, укладывается ли это в рамки политической дискуссии, как отграничить распространение  недостоверной фактической информации от политических оценок и возможно ли их опровержение по суду. Суды общей юрисдикции вправе и обязаны обеспечивать должное равновесие при использовании конституционных прав на защиту чести и достоинства, с одной стороны, и свободу слова - с другой.

Итак, основной способ решения  проблемы – обращение в суд  общей юрисдикции (о признании  права, восстановлении права и т.д.), в конституционный суд (о признании  не конституционным данного акта).

Между тем существует еще  одна практическая проблема в реализации прав и свобод человека и гражданина – это проблема прямого применения Конституции Российской Федерации. Дело в том, что суды не всегда напрямую применяют положения Конституции  РФ, что и является препятствием в реализации личных прав и свобод человека и гражданина.

Применение конституционных  норм - императивное веление Конституции, обращенное ко всем без исключения правоприменителям, в том числе  и к судам общей юрисдикции (ст.15 Основного закона).

Российская судебная система  предусматривает три варианта реализации принципа прямого действия Конституции: непосредственное его применение судами общей юрисдикции и арбитражными судами, обращение судов общей  юрисдикции и арбитражных судов  с запросом в Конституционный  Суд РФ о проверке конституционности  закона, примененного или подлежащего  применению в конкретном деле, а  также обращение граждан, их объединений, иных органов и лиц с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.

Между тем, суды общей юрисдикции неохотно применяют положения Конституции  РФ на практике. Было принято специальное  постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых  вопросах применения судами Конституции  Российской Федерации при осуществлении  правосудия»:

«Суд, разрешая дело, применяет  непосредственно Конституцию, в  частности:

а) когда закрепленные нормой Конституции положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при  условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности  человека и гражданина и другие положения;

б) когда суд придет к  выводу, что федеральный закон, действовавший  на территории Российской Федерации  до вступления в силу Конституции  Российской Федерации, противоречит ей;

в) когда суд придет к  убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции Российской Федерации, находится в противоречии с соответствующими положениями Конституции;

г) когда закон либо иной нормативный правовой акт, принятый субъектом Российской Федерации  по предметам совместного ведения  Российской Федерации и субъектов  Российской Федерации, противоречит Конституции  Российской Федерации, а федеральный  закон, который должен регулировать рассматриваемые судом правоотношения, отсутствует».

 

Заключение.

По результатам проведенного исследования можно сделать следующие  выводы.

Свобода мысли и слова - это один из важнейших элементов  конституционного фундамента любого государства. Степень её реализации свидетельствует  о уровне развития правового сознания в обществе и определяет истинную демократичность государства.

В Российской федерации свобода  слова признается и гарантируется  государством. Она защищается им наравне  с другими правами и свободами, что предопределяет её ограничение, но в той лишь мере, которая будет  достаточна для обеспечения гарантии остальных прав. Однако, несовершенство законодательства и недостаточный уровень правового сознания граждан препятствует его полной реализации. В этой связи необходимо принять меры по дополнению и уточнению действующее законодательство, определить приоритеты.

Для России крайне важны  понятия прав человека. Особая их значимость в жизни общества, в развитии нормальных связей и взаимодействий между людьми и социальными группами, между  личностью и государством требует  определить общие закономерности этих явлений, позволяющие координировать и упорядочивать общественные отношения. В общественном сознании, в культуре страны – как дореволюционной, так  и послереволюционной – права  человека не занимали значительного  места. На сегодняшний момент в России всё ещё отсутствует подлинное  уважение к человеку и его правам, так как деформация правосознания, происходившая десятилетия, укоренившееся  пренебрежение к правам и свободам создают ситуацию незащищенности человека, его неуверенность в предсказуемости  действий властей.

Статья 29 Конституции РФ демократична, но требует некоторых  дополнений в текущем законодательстве. Дело в том, что по соглашениям  СБСЕ наше государство приняло обязательство  соблюдать не только принцип бесцензурной деятельности средств массовой информации, но и принцип общественного плюрализма. Конкретно это означает, в частности, гарантированный доступ на телерадиовещание различным общественным движениям, партиям, независимым профсоюзам. Страны, особенно пережившие период тоталитаризма, заложили указанное положение в  своих конституциях. В нашем текущем  законодательстве предстоит закрепить  этот фундаментальный принцип современности, без которого свобода мысли и слова не сможет воплотиться во всей своей полноте.

Знания о правах человека, ставят целью не только воспитывать  людей, формировать правильные представления  о правах человека как необходимом  условии его свободы и равенства, но и создавать правовое общество, в котором права человека являются неотъемлемыми, а уважение и защита прав человека – важнейшим свойством  всего уклада государственной и  общественной жизни.

Для современной Российской Федерации по-прежнему свойственны  нарушения прав и свобод. Как подчеркивают правозащитники, реализация норм о  правах и свободах человека сильно хромает, но, видите ли, это удел не только нашей Конституции, но и любой  другой. Конечно, особенно характерен такой отрыв для вновь созданных  государств, еще не имеющих демократических  традиций и корней, таких как новая  Россия. Когда принимается новый  закон, это еще не значит, что на следующий день граждане просыпаются, и все в государстве идет по букве закона.

На наш взгляд, основная проблема практической реализации прав и свобод граждан, их защите, заключается  в правовом нигилизме абсолютного  большинства граждан России. По-прежнему большинство граждан Российской Федерации считают, что отстаивать свои права «бесполезно». Поэтому  и получается, что не создаются  прецеденты защиты прав и свобод, продолжаются нарушения конституционных норм.

 

 

 

 

 

Список литературы.

1.         Конституция Российской Федерации.

2.         Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. – М.: РЮИД, «Сашко», 2000.

3.         Баглай М. В., Габричидзе Б. Н Конституционное право Российской Федерации, - М.: Юрайт, 1996.

4.         Витрук Н.В. Правовой статус личности в СССР. - М., Право. - 1985

5.         Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. - М.: Инфра-М. -1997

6.         Коваленко А.И. Конституционное право России. Курс лекций. М.: Юрист. 1998.

7.         Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. – М: Юристъ. – 2003.

8.         Комментарий к Конституции Российской Федерации / под общ. ред. Карповича В.Д. - М.: Юрайт-М, Новая Правовая культура, 2002

9.         Комментарий к Конституции Российской Федерации. / Под ред. Б.Н. Топорнина – М.: Изд. Юридическая литература, 1994.

10.      Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / коллектив авторов под. ред. В.В. Лазарева. – М.: Издательство «Спарк», 1997.

11.      Права человека. Учебник для вузов. / Под ред. Е.А. Лукашева. – М.: Изд. Норма, 2003.

12.      Теория государства и права. Курс лекций /Под ред. Н.И. Матузова., А.В.Малько. Саратов, 2000.

13.      Виноградов В.А. Основание конституционно-правовой ответственности // Законодательство. - № 2. - февраль 2003 г.


Информация о работе Административные способы ограничения свободы слова