Административные способы ограничения свободы слова

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 15:09, курсовая работа

Описание работы

В статье 2 Конституции РФ говорится: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью…». Это говорит о том, что Россия является правовым государством, одним из важнейших признаков такого государства является выраженное в данной статье провозглашение человека, его прав и свобод высшей ценностью. Это единственная высшая ценность остальные общественные ценности такой конституционной оценки не получили и располагаются по отношению к ней на более низкой ступени и не могут ей противоречить.

Содержание

Введение……………………………………………………………...……..3
1. Теоретические аспекты права свободы мысли и слова…………….5
1.1. Право свободы мысли и слова………………………………………5
1.2. Ограничение свободы мысли и слова……….……………….……..7
1.3. Свобода и ограничения на информацию…………………..………12
1.4. Свобода массовой информации………………………………...….16
2. Реализация и правозащита свободы мысли и слова…………...….19
2.1. Гарантии конституционных прав свободы мысли и слова……….19
2.2. Правовые акты, затрагивающие свободу мысли и слова………....21
2.3. Система механизмов обеспечения и защиты прав и свобод……..22
2.4. Защита конституционного права свободы мысли и слова……….25
Заключение……………………………………………………..…………28
Список литературы………………………………………...……………..30

Работа содержит 1 файл

Административные способы ограничения свободы слова..docx

— 52.57 Кб (Скачать)

В постановлении Конституционного Суда от 22 ноября 2000 г., касающемся положений  ФЗ "О государственной поддержке  средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации" о передаче редакциям СМИ, издательствам, информационным агентствам, телерадиовещательным компаниям  в хозяйственное ведение помещений, которыми они владеют либо пользуются в процессе своей производственно-хозяйственной  деятельности, рассматривается важная проблема соотношения конституционных  принципов обеспечения свободы  слова и независимости СМИ  и защиты свободы собственности, равенства всех собственников. В постановлении указывается на обязанность законодателя при урегулировании соответствующих отношений находить баланс между этими конституционно защищаемыми ценностями на основе критериев, установленных Конституцией.

Интерес представляет и практика Европейского Суда по правам человека по делам, в которых он рассматривал предполагаемые нарушения ст. 10 Европейской  конвенции о защите прав человека и основных свобод (о свободе выражения  мнения и информации). При этом Европейский  Суд исходит из того, как неоднократно подчеркивалось в его решениях, что  свобода выражения мнения, свобода  слова, как она гарантирована  в п. 1 ст. 10 Конвенции, представляет одну из несущих опор демократического общества и является основополагающим условием, служащим его прогрессу и самореализации каждого индивида. "При соблюдении п. 2 ст. 10 Конвенции (о необходимых ограничениях) свобода слова применима не только к "информации" или "идеям", которые встречают благоприятный прием или рассматриваются как безобидные либо нейтральные, но также и к таким, которые оскорбляют, шокируют или внушают беспокойство государству или части населения. Таковы требования плюрализма, толерантности и либерализма, без которых нет демократического общества" (решения от 26 апреля 1979 г. - "Санди таймс" против Соединенного Королевства; от 8 июля 1986 г. - Лингенс против Австрии; от 27 марта 1996 г. - Гудвин против Соединенного Королевства и др.).

 

2. Реализация и  правозащита свободы мысли и слова.

2.1.  Гарантии конституционных прав свободы мысли и слова.

Конституция провозглашает  Российскую Федерацию - правовым и демократическим  государством. Что подразумевает  под собой наличие в таком  государстве гарантируемых и  реально существующих прав и свобод человека и гражданина. Их признание, защита и гарантии считаются основным и определяющим критерием правового  характера законодательства и практики его применения.

Российская Федерация, претендующая на звание "правовое государство", признает право человека на свободу  слова, гарантируя его непосредственное действие Конституцией, законами и  другими правовыми актами. Но насколько  реальны эти гарантии?

Конституции советского периода  гарантировали свободу слова, печати лишь в соответствии с интересами народа и в целях укрепления и  развития социалистического строя (например, ст. 50 Конституции СССР 1977 г.). Об интересах и развитии самой  личности при этом даже не упоминалось. Действующая Конституция не обусловливает  свободу мысли и слова какими-либо идеологическими рамками. Наоборот: конституционные нормы о свободе  мысли и слова должны действовать  в единстве с положениями Конституции  о признании идеологического  и политического многообразия, недопущении установления какой бы то ни было идеологии в качестве государственной или обязательной (ст. 13). Реально гарантированная свобода выражения разнообразных взглядов, мнений, убеждений, свобода критики, оппозиции является конкретным показателем демократизма общества.

Каждый человек может  воспользоваться своим правом на получение и распространение  информации с помощью СМИ, являющиеся главным средством для реализации этого права, но не единственным. Получение  и распространение информации возможно и в межличностном общении, а  также на собраниях, митингах, выставках, фестивалях, клубах и т. д. Необходимым  условием для этого является то, что все эти действия должны осуществляться законным способом и в рамках ограничений  предусмотренных международными документами, Конституцией, а также другими  федеральными законами.

Часть 5 ст.29 Конституции  запрещает цензуру, то есть требование от редакции средства массовой информации со стороны должностных лиц, государственных  органов, организаций, учреждений или  общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное  лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета  на распространение сообщений и  материалов, их отдельных частей.

По требованию ст. 58 Закона "О средствах массовой информации" обнаружение органов, организаций, учреждений или должностей, в задачи которых входит осуществление цензуры  массовой информации влечёт их немедленную  ликвидацию в порядке, предусмотренном  законодательством Российской Федерации. Запрет цензуры - это значительный шаг  в сторону "правового государства", а также наиболее действенная  гарантия свободы слова. Однако её запрет еще не означает безграничность и  абсолютность свободы слова.

2.2.  Правовые акты, затрагивающие свободу мысли и слова.

Свободу мысли и слова  гарантирует 29 статья Конституции РФ. Кроме этого право на свободу  слова отражено и в других документах. Так в Документе Московского  совещания конференции по человеческому  измерению СБСЕ государства-участники  договорились о защите свободы слова  сотрудников судебных органов “с учетом лишь таких ограничений, которые  совместимы с осуществлением ими  своих функций”, а также о стремлении обеспечить свободу слова и свободу  информации. В Законе РФ “О статусе  военнослужащих” затрагивается  вопрос о праве военнослужащих на свободу слова с оговоркой, что  при его реализации они “не  должны разглашать государственную  и военную тайну, обсуждать и  критиковать приказы командиров (начальников)”. Министерство обороны  РФ в 1992 г. издало Приказ №147 “О введении в действие положения об офицерском собрании в вооруженных силах  Российской Федерации”, статья 3 данного  документа устанавливала недопустимость каких-либо действий, направленных “на  зажим критики и ограничения  свободы слова”, но в то же время исключалась “критика и обсуждение приказов, распоряжений командиров и начальников”. Свобода слова упоминается также и в Уставе Союза Беларуси и России (подписан 23 мая 1997 г.), где в части “основные обязанности” первым же пунктом оговаривается “обеспечение свободы слова и средств массовой информации”.

Данный перечень правовых актов, затрагивающих свободу слова, не является исчерпывающим. Право на свободу слова содержится во многих правовых актах, которые, не раскрывая само содержание права, используют его конституционную гарантию к той ситуации, которую освещают.

 

 

 

2.3.  Система механизмов обеспечения и защиты прав и свобод.

Конституционная обязанность  государства соблюдать и защищать права и свободы человека и  гражданина состоит в создании условий  для их реализации и механизма  для их защиты. Обеспечение таких  условий и защита прав и свобод человека и гражданина входят в функции  всех органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Особую роль в защите прав и свобод от нарушения органами государственной  власти и органами местного самоуправления, а так же другими лицами играют органы судебной власти. Конституцией предусмотрен и орган, который занимается только данной проблемой – Уполномоченный по правам человека. Однако деятельность Уполномоченного по правам человека не исключает необходимости быстрейшего  полного исполнения конституционного положения о создании системы  административного судопроизводства (ст. 118, ч.2). Независимые и беспристрастные  административные суды – необходимое  средство для укрепления законности в деятельности государственных  органов управления.

Конституция РФ, предписав, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание законов, деятельность законодательной, исполнительной власти, местного самоуправления, одновременно установила способ обеспечения  этих прав исвобод – правосудие.

Правосудие – деятельность суда, осуществляемая в предусмотренном  процессуальным законом порядке  и заключающаяся в рассмотрении и разрешении конфликтов, связанных  с действительным или предполагаемым нарушением норм гражданского, административного и иных отраслей права. Суд является гарантом прав личности. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (ст. 46 ч. 1). Право на судебную защиту каждого означает, что им обладает любое лицо независимо от гражданства. Гарантия судебной защиты означает, с одной стороны, право каждого подать жалобу в соответствующий суд и, с другой стороны обязанность последнего рассмотреть эту жалобу и принять по ней законное, справедливое и обоснованное решение.

В статье 45 части 1 Конституции  РФ говорится: “Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется”. Под государственной защитой  прав и свобод понимается направленная на это деятельность всех ветвей государственной  власти – законодательной, исполнительной, судебной. Каждая из них, действуя самостоятельно, должна в то же время направлять свои усилия на то, чтобы предоставленные  гражданам права и свободы  не оставались только на бумаге, а были защищены на деле.

Особая роль в защите прав и свобод принадлежит Президенту РФ, как гаранту прав и свобод человека и гражданина (ст. 80 Конституции  РФ). Как глава государства Президент  обладает широкими полномочиями и имеет  большие возможности для выполнения этой обязанности. В его непосредственном подчинении имеется аппарат, структурные  специальные подразделения, которые  способствуют ему в исполнении этой государственной задачи.

Многие вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина разрабатываются и решаются на уровне Правительства РФ и его аппарата. В этом участвуют практически  все министерства и ведомства. Например, МВД – обязано решать вопросы  борьбы с преступностью, обеспечивать безопасность населения, защищать его  имущественные и иные права от посягательств. Органы законодательной  и исполнительной власти в субъектах  Федерации также должны разрабатывать  и реализовывать меры, гарантирующие  политические, социальные, экономические  и культурные права граждан.

Одним из способов защиты гражданином  своих прав (пока наиболее распространенным в России) является направление жалоб  и заявлений в государственные  органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, руководителям  предприятий, учреждений, организаций.

В Российской Федерации возникли и официально действуют многочисленные неправительственные организации, в уставах которых в качестве цели ставится защита прав человека.

Действенным способом защиты гражданами своих прав и свобод нередко  оказываются их обращения в редакции газет, журналов, на радио, телевидение  и т.д.

В последние годы для отстаивания  социально-экономических прав, широко использовались митинги, шествия, пикетирование, забастовки. Апелляция к трудовому  коллективу, участникам общественных акций, к общественному мнению привлекает внимание государственных органов  к имеющимся нарушениям прав и  свобод, побуждает принимать меры по восстановлению законности и справедливости.

Нарушенное равноправие  людей нужно защищать и восстанавливать  всеми средствами, предоставляемыми Конституцией и законом. В частности, каждый вправе защищать свои права  и свободы всеми способами не запрещенными законом, - от обращения за помощью к судам, правоохранительным органам и т.д. до законной самозащиты и законного обращения в международные организации, судебные органы, добиваясь не только восстановления нарушенных прав, но и возмещения вызванного этим нарушением материального и морального ущерба (ч. 1 ст. 30, ч. 4 ст. 37, ст. 45, 46, 52, 53 и д.р.). Споры, связанные с ущемлением свободы массовой информации или с недобросовестным использованием этой свободы, с обеспечением принципов равноправия и политического плюрализма в сфере массовой информации, других споров и дел в этой сфере, вплоть до своего упразднения, рассматривала Судебная палата по информационным спорам при Президенте Российской Федерации. Теперь эту функцию исполняют суды общей юрисдикции.

 

2.4.  Защита конституционного права свободы мысли и слова.

Нарушенное равноправие  людей нужно защищать и восстанавливать  всеми средствами, предоставляемыми Конституцией и законом. В частности, каждый вправе защищать свои права  и свободы всеми способами не запрещенными законом, - от обращения за помощью к судам, правоохранительным органам и т.д. до законной самозащиты и законного обращения в международные организации, судебные органы, добиваясь не только восстановления нарушенных прав, но и возмещения вызванного этим нарушением материального и морального ущерба (ч. 1 ст. 30, ч. 4 ст. 37, ст. 45, 46, 52, 53 и д.р.). Конституционная свобода мысли и слова означает не только возможность беспрепятственно выражать свои мысли и убеждения, свое мнение, но и недопустимость принуждения к их выражению или отказу от них. Этот запрет, предусмотренный в ч. 3 статьи 29 Конституции РФ, обязаны соблюдать все - государственные органы, органы местного самоуправления, политические партии и другие общественные объединения, их должностные лица, все члены общества. Тем самым охраняется внутренний мир человека, гарантируется свободное развитие личности, в том числе право менять свои убеждения, но не по принуждению, а по собственному выбору в процессе познания реальности, свободных дискуссий, обсуждения различных идей.

В связи с этим представляет интерес позиция Конституционного Суда РФ, выраженная в его определении  от 27 сентября 1995 г., касающемся жалобы А.В. Козырева (ВКС РФ, 1995, N 6, с. 2-4). Поводом для жалобы послужило рассмотрение в одном из судов дела по иску В.В. Жириновского к НТВ и А.В. Козыреву о защите чести и достоинства. А.В. Козырев считал, что ст. 7 ГК РСФСР (как и ст. 152 нового ГК) о судебной защите чести и достоинства не соответствует ст. 29 (ч. 1 и 3) Конституции, гарантирующей каждому свободу мысли и слова, поскольку допускает возможность судебного опровержения любых сведений. По мнению заявителя, существуют определенные сведения, которые не могут быть предметом судебного опровержения, поскольку они являются выражением личного мнения и взглядов, оценочных суждений того, кто их распространяет, и принуждение к отказу от них - это вторжение в область "мысли и слова", "мнений и убеждений", охраняемых ст. 29 Конституции. 

Конституционный Суд отметил, что право на судебную защиту чести  и достоинства и возложение на того, кто распространил порочащие  сведения, обязанности доказать их соответствие действительности не нарушают гарантированную Конституцией свободу  мысли и слова. Но в определении  поставлен важный и актуальный вопрос: как добиться в каждом конкретном случае, чтобы требования защиты чести  и доброго имени не противоречили  интересам свободной дискуссии  по политическим проблемам в демократическом  обществе?

Информация о работе Административные способы ограничения свободы слова