Административно-правовые отношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 13:49, курсовая работа

Описание работы

В первую очередь хотелось бы отметить актуальность данной темы. Она привлекла меня тем, что является практически не изученной в курсе “Административное право”. Настоящая тема малоизученна, хотя отдельные авторы посвящали ей свои работы, либо затрагивали в них некоторые ее аспекты. Некоторые из них использованы мной при написании этой курсовой работы, а именно учебники Бахраха Д.Н.,Мигачева Ю.И.,Конина Н.М., Бельского К.С.и др. Актуальность данной темы обусловлена двумя причинам

Содержание

Введение…………………………………………………………………2
Глава 1.Понятие, основные черты и особенности административно-правовых отношений…………………………………………………………..
1.1.Понятие и признаки административно-правовых отношений
1.2.Структура административно-правовых отношений
1.3.Особенности и цели административно-правовых отношений
1.4. Юридические факты в административном праве
Глава 2.Виды административно – правовых отношений.
2.1.Вертикальные и горизонтальные административно-правовые отношения.
2.2. Субординационные и координационные административно-правовые отношения.
2.3. Иные классификации административно-правовых отношений
2.4.Способы защиты административно-правовых отношений
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Она самая.doc

— 116.00 Кб (Скачать)

 

2.2. Субординационные и координационные административно-правовые отношения.

Получили широкое распространение в 80-е гг. ХХ века. К субординационным относятся отношения, базирующиеся на властных правомочиях одного из субъектов в отношении другого (субординация, соподчинение субъектов правоотношения). Координационные правоотношения характеризуются использованием властных полномочий, но они используются не только для реализации своей власти, но и для обеспечения эффективной совместной деятельности нескольких субъектов, желающих достичь одной цели и решить схожие задачи( отношения между органами федеральной исполнительной власти- министерствами, государственными комитетами и проч., а также в рамках деятельности самих этих органов. В рамках этой классификации выделяют также группу реординационных отношений, к которым относятся, обеспечивающие обратное воздействие управляемого субъекта на управляющий субъект (отношения, возникающие при обжаловании действий и решений властных субъектов или при обращении во властные структуры).

2.3.Иные классификации административно-правовых отношений.

1. По целям административно-правовые отношения традиционно подразделяются на регулятивные и охранительные. Данная классификация, предложенная профессором Ю.А.Дмитриевым подразумевает, что отдельные правоотношения возникают, изменяются и прекращаются в связи с регулированием определенных процессов и явлений в рамках осуществления государственного управления, в то время как другие реализуются в рамках выполнения охранительных функций государства. Думается, что регулятивными все-таки являются скорее нормы, нежели возникающие на их основе отношения.

2. По направлениям деятельности Ю.А. Старилов выделяет:

- административно-правовые отношения органов исполнительной власти (местной администрации) общей компетенции, т.е. по всем вопросам жизнедеятельности на соответствующей территории;

- административно-правовые отношения исполнительной власти отраслевой компетенции в отношении субъектов управления, находящихся в их ведении;

- административно-правовые отношения органов межотраслевой компетенции надведомственного характера по решению специальных вопросов, осуществлению контрольно-надзорных и координационных полномочий;

- административно-правовые внутриорганизационные отношения, затрагивающие деятельность аппарата данного органа и учреждений, предприятий, находящихся в его непосредственном подчинении.

3. Б.Н. Габричидзе и А.Г. Чернявский выделяют две группы административно-правовых отношений:

- отношения, непосредственно выражающие основную формулу управляющего воздействия ("субъект-объект"), в которой четко проявляется властная природа государственно-управленческой деятельности;

-отношения, складывающиеся за рамками непосредственного управляющего воздействия на тот или иной объект, органически связанные с его осуществлением.

В отношении предложенной классификации можно сказать, что, по нашему мнению, она поясняет и довольно удачно дополняет существующие концепции вертикально-горизонтальных и координационно-субординационных правоотношений, но самостоятельного значения не имеет.

4. Еще одна интересная авторская классификация приведена в учебнике Н.М. Конина, который подразделяет административные правоотношения на следующие группы:

а) организационные управленческие отношения в сфере реализации исполнительной власти (государственного управления), возникающие в процессе и в результате реализации исполнительной власти и осуществления субъектом в пределах предоставленных полномочий регулирующих управленческих функций в отношении руководимых подведомственных ему сфер и подчиненных объектов. Эта группа делится на внешнеуправленческие (в отличие от внутриаппаратных) и организационные отношения.

б) внутриорганизационные отношения во всех сферах государственной деятельности, опосредующие внутриаппаратную деятельность по внутренней организации работы любых органов системы публичного управления во всех сферах государственной деятельности

в) общегосударственные контрольно-организационные отношения, возникающие в процессе и в результате осуществления контрольной общегосударственной деятельности, т.е. общегосударственного контроля, который в отличие от обычного функционального контроля наделен рядом особенностей (осуществляется в масштабах всего государства, от имени верховных государственных органов и держит в поле зрения деятельность исполнительной власти и других властей по определенным вопросам).

г) административно-юстиционные организационно-охранительные отношения, возникающие в процессе и в результате осуществления судебного контроля за законностью решений и действий государственной и местной администрации, связанного с оценкой правомерности или неправомерности ее действий судами и судьями, а также применением последними различного рода административно-принудительных мер к физическим и юридическим лицам в целях защиты и восстановления правопорядка в сфере управления.

Заключая рассмотрение вопроса о видах административных правоотношений, необходимо подчеркнуть, что, классифицируя правоотношения по тому или иному признаку, нужно помнить о природе и особенностях административных правоотношений в целом. Безусловно, наиболее существенной классификацией из приведенных является первая, предполагающая деление административных правоотношений на вертикальные и горизонтальные (субординационные и координационные), поскольку именно она отражает специфику административно-правовых отношений по сравнению с отношениями, регулируемыми другими отраслями российского права.

2.4. Способы защиты административно-правовых отношений.

Понятие защиты административно-правовых отношений означает создание и существование определенных условий и гарантий, которые бы обеспечивали развитие тех или иных правоотношений в точном соответствии с действующим законодательством. В настоящее время существуют и применяются три основных способа защиты административно-правовых отношений: административный, судебный и договорно-согласительный.

1.Административный способ защиты административно-правовых отношений осуществляется в рамках системы исполнительной власти силами и средствами органов государственного управления и их должностных лиц, которые по жалобе соответствующих субъектов или по своему усмотрению проверяют законность и целесообразность решений и действий подчиненных органов и их служащих, принимая соответствующие меры защиты: приостановление или отмену незаконных или нецелесообразных актов управления, принятие к виновным различных мер дисциплинарного и иного управленческого воздействия и т.д.

2.Судебный способ защиты административно-правовых отношений имеет место там, где вопрос о правомерности или неправомерности решений и действий участников данного административно-правового отношения решается судом по жалобе гражданина, по обращениям соответствующих полномочных органов исполнительной власти или, в установленных случаях, прокурора.

В соответствии со ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод; решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. В Законе РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» установлены четкие основания и сроки обращения в суд с жалобой, порядок и результаты ее рассмотрения.

3.Договорно-согласительный способ защиты административно-правовых отношений реализуется через создание различных согласительных органов (согласительные комиссии, комитеты, группы и т.д.) и использование разно образных согласительных процедур.

Президент РФ — говорится в ст. 85 Конституции РФ — может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной курсовой работе была рассмотрена тема “Административно-правовые отношения ”. В ходе изучения данной темы мною было рассмотрено большое количество литературы, что позволило прийти к определенным выводам.

Административно-правовые отношения представляют собой общественные отношения, урегулированные нормами административного права. Норма административного права – это предпосылка и необходимое условие возникновения административно-правового отношения.

Административно-правовые отношения имеют некоторое своеобразие, отражающее их отраслевые особенности, которые могут служить основой для отграничения их от других видов правоотношений.

Единой классификации административно-правовых отношений нет, но я выделяю наиболее существенную, предполагающую деление административных правоотношений на вертикальные и горизонтальные; субординационные и координационные, поскольку именно эта классификация отражает специфику административно-правовых отношений по сравнению с отношениями, регулируемыми другими отраслями российского права. Также мною рассматриваются иные классификации различных ученых, которые отличаются, прежде всего, своим содержанием, тем, что опосредуют  сферу организационной деятельности государства и имеют общей целью должную организацию жизнедеятельности гражданского общества. Административно-правовые отношения имеют свою структуру, в которую входит субъект, объект и содержание.

Объект и предмет работы, были исследованы в достаточной мере, а именно:

-раскрыты понятия и признаки административно-правовых отношений

-рассмотрены основные особенности и структура административно-правовых отношений

-изучены   виды административно  – правовых отношений

Поставленные задачи при написании данной курсовой работы были решены, цели исследованы в достаточной мере. Причины актуальности темы в курсе “Административное право” были изучены и доказаны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

\

 

Список использованной литературы.

1. Конституция (основной закон) Российской Федерации. - М: Кодекс,2005.-64с.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

 

 

 



Информация о работе Административно-правовые отношения