Административно-правовые отношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 13:49, курсовая работа

Описание работы

В первую очередь хотелось бы отметить актуальность данной темы. Она привлекла меня тем, что является практически не изученной в курсе “Административное право”. Настоящая тема малоизученна, хотя отдельные авторы посвящали ей свои работы, либо затрагивали в них некоторые ее аспекты. Некоторые из них использованы мной при написании этой курсовой работы, а именно учебники Бахраха Д.Н.,Мигачева Ю.И.,Конина Н.М., Бельского К.С.и др. Актуальность данной темы обусловлена двумя причинам

Содержание

Введение…………………………………………………………………2
Глава 1.Понятие, основные черты и особенности административно-правовых отношений…………………………………………………………..
1.1.Понятие и признаки административно-правовых отношений
1.2.Структура административно-правовых отношений
1.3.Особенности и цели административно-правовых отношений
1.4. Юридические факты в административном праве
Глава 2.Виды административно – правовых отношений.
2.1.Вертикальные и горизонтальные административно-правовые отношения.
2.2. Субординационные и координационные административно-правовые отношения.
2.3. Иные классификации административно-правовых отношений
2.4.Способы защиты административно-правовых отношений
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Она самая.doc

— 116.00 Кб (Скачать)


25

 

ПЛАН

Введение…………………………………………………………………2

Глава 1.Понятие, основные черты и особенности административно-правовых отношений…………………………………………………………..

1.1.Понятие и признаки административно-правовых отношений

1.2.Структура административно-правовых отношений

1.3.Особенности и цели административно-правовых отношений

1.4. Юридические факты в административном праве

Глава 2.Виды административно – правовых отношений.

2.1.Вертикальные и горизонтальные административно-правовые отношения.

2.2. Субординационные и координационные административно-правовые отношения.

2.3. Иные классификации административно-правовых отношений

2.4.Способы защиты административно-правовых отношений

Заключение

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В первую очередь хотелось бы отметить актуальность данной темы. Она привлекла меня тем, что является практически не изученной в курсе “Административное право”. Настоящая тема малоизученна, хотя отдельные авторы посвящали ей свои работы, либо затрагивали в них некоторые ее аспекты. Некоторые из них использованы мной при написании этой курсовой работы, а именно учебники Бахраха Д.Н.,Мигачева Ю.И.,Конина Н.М., Бельского К.С.и др. Актуальность данной темы обусловлена  двумя  причинами. Первая сводится к тому, что позволяет выяснить сущность административно-правовых отношений, их структуру и особенности, проследить за принципами государственного управления и контроля сложнейшим механизмом – государством.  Вторая причина имеет практический характер: возникновение потребности построения существующих отношений на определенном этапе развития общества. Нельзя представить человеческое общество без регулирования поведения людей с помощью определенных образцов, из которых складываются нормы и на которые в дальнейшем ориентируется общество.

На основании вышеизложенного можно дать определение административным правоотношениям:

Административно-правовые отношения - это регулируемые нормами административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере управления.

Также можно выделить общие признаки, характерные для всех видов правоотношений:

-первичность правовых норм

-регламентация правовой нормой действий сторон этого отношения, придающая им юридическую силу

-корреспонденция обязанностей и прав сторон правоотношений

Объектом исследования данной работы являются действия субъектов административного права, их положительное или негативное поведение. Предметом изучения в курсовой работе являются сами правоотношения. Цель работы раскрыть содержание и сущность темы “Административно – правовые отношения”. Для достижения поставленных целей следует решение следующих задач:

-раскрыть понятие и признаки административно-правовых отношений

-рассмотреть основные особенности и структуру административно-правовых отношений

-изучить   виды административно  – правовых отношений

     Структура курсовой работы обусловлена целью и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.Понятие, черты и особенности административно-правовых отношений.

1.1.Понятие и признаки административно-правовых отношений.

Административно-правовые отношения — это управленческие отношения, урегулированные нормами административного права, участники которых наделены субъективными правами и юридическими обязанностями. Они  возникают и изменяются в связи с применением административ­но-правовых норм. Норма административного права — это пред­посылка и необходимое условие возникновения административ­но-правового отношения. Без административно-правовой нормы не может возникнуть административно-правовое отношение, но,  с другой стороны, административно-правовая норма может суще­ствовать сама по себе, не вызывая до поры до времени возникновения административно-правового отношения. Существуют, например, административно-правовые нормы о чрезвычайном поло­жении, о реквизиции, но до наступления определенных условии и обстоятельств они не применяются и не порождают админист­ративно-правовых отношений.

Административно-правовые отношения наряду со всеми прису­щими любому правоотношению атрибутами имеют некоторое свое­образие, отражающее их отраслевые особенности. Они отличаются от всех других правоотношений, прежде всего своим содержанием тем, что опосредуют сферу организационной деятельности государства и имеют общей целью должную организацию жизнедеятельности гражданского общества, организационное обеспечение его нормального функционирования.

Административно-правовые отношения могут существовать только в качестве правовых, в отличие от семейно-брачных, товарообменных, трудовых отношений, которые складываются и существуют объективно, независимо от того, регулируются они нормами права или нет. Государство их лишь опосредует, направляет в нужную сторону, формулируя нормы и формируя отрасли частного права. Административно-правовые же отношения могут существовать, только если они урегулированы нормами административного права. Как только “правовая оболочка” с них снимается, административно-правовые отношения перестают существовать или преобразуются в какие то другие разновидности общественных отношений.

Теоретическое осмысление проблемы административно-правовых отношений традиционно вызывает трудности, поскольку этот институт связан со всеми (не менее сложными) институтами административного права. По мнению профессора Россинского Б.В.-сущность административно-правовых отношений должна обусловливать главные черты как материальных, так и процессуальных административно-правовых норм, т.е. управленческого процесса и административно-процессуальной деятельности. Согласно одной из концепций для административно-правовых отношений характерны следующие признаки:

1.Они возникают в процессе государственного управления;

2.Имеют в качестве обязательного субъекта орган государственного управления (орган исполнительной власти);

3.Являются отношениями власти- подчинения и характеризуются юридическим неравенством сторон;

Другая концепция административно-правовых отношений состоит из трех пунктов:

1.Возникают в сфере государственного  управления;

2.Могут иметь место между всеми субъектами административного права в любом их сочетании;

3.Делятся по соотношению прав и обязанностей участников на две группы:

а) Отношения власти-подчинения;

б) Отношения равноправия.

Такой подход в рассмотрении административно-правовых отношений остался практически до наших дней.

Недостаток обеих концепций:

В них ничего не говорится о таком  важнейшем признаке этих отношений, как необходимость установления гарантии судебной защиты прав и интересов граждан по отношению к управлению. Иначе говоря, если такая гарантия судебной защиты  отсутствует, то едва ли можно говорить о цивилизованных административно-правовых отношениях, характеризующихся властеподчинением, организационностью, обязательным наличием органа управления, реализующего властную управленческую компетенцию и проч. В более широком плане этот недостаток можно было бы определить как отсутствие правового режима административно-правовых отношений, как отсутствие режима обеспечения правовой защиты граждан по отношению и управлению (исполнительной власти).

 

1.2. Структура  административно-правовых отношений.

Структура административно-правовых отношений:

Все правоотношения состоят из определенных элементов: субъектов, объекта и содержания правоотношения.

В содержании административного правоотношения различаются две стороны: материальная (поведение субъектов) и юридическая (субъективные юридические права и обязанности).

Объектом административно-правового отношения являются действия (решения) субъектов административного права, их положительное и негативное поведение, выразившееся, например, в принятии должностным лицом соответствующего правового акта управления или в совершении военнослужащим административного правонарушения.

В научных публикациях высказываются различные мнения по поводу объектов правоотношения. Одни авторы единственным объектом любого правоотношения считают действия, поведение людей; другие в качестве самостоятельного объекта выделяют имущественные отношения, иногда именуемые предметом (материальные ценности, вещи), и неимущественные отношения (действия, поведение людей). Объекты правоотношения, в свою очередь, могут быть подразделены на непосредственные и более отдаленные (вторичные). Непосредственным объектом административных правоотношений (равно как и других видов правоотношений) является поведение человека, его действия, деяния. А через управляемые действия (поведение, деяния) оказывается опосредованное воздействие (влияние) как на предметы материального мира, так и на продукты духовного творчества.

Нормами административного права точно определяется, между какими субъектами должны возникать правоотношения, каковы будут права и обязанности сторон.

Так, отношения граждан, связанные с призывом на военную службу, получением прав на управление транспортными средствами, возникают при заранее определенных обстоятельствах, с определенными органами исполнительной власти, при этом права и обязанности сторон четко закреплены юридическими нормами. В определенные сроки, по определенной форме, определенным адресатам организации, к примеру, должны направлять статистические данные, отчеты, справки.

Существующие в административно-правовых отношениях права и интересы могут защищаться в судебном порядке, но такие случаи не являются доминирующими. В основном же права участников таких отношений, споры между ними решаются в административном порядке: субъектом управления, который был (является) стороной административного правоотношения, вышестоящим или иным органом исполнительной власти.

Субъектами административного правоотношения являются его участники, т.е. те, кто наделен специальной компетенцией по управлению (органы управления, должностные лица), или те, которые имеют иной административно-правовой статус.

Традиционным является мнение о видах субъектов административного права - индивидуальных и коллективных. Индивидуальными субъектами являются граждане, иностранцы, лица без гражданства, а также лица, хотя и имеющие специальный административно-правовой статус, но участвующие в административных правоотношениях в качестве индивидуума (например, вынужденный переселенец, беженец, военнослужащий, военнообязанный, студент). Коллективными субъектами административных правоотношений считаются организованные, обособленные, самоуправляемые группы людей, которые наделены правами выступать в отношениях с другими субъектами в качестве единого целого публично-правового образования (например, объединения, организации, коллективы, предприятия и их подразделения, управленческие органы).

Важнейшим элементом субъектов административно-правовых отношений является наличие у них материального или процессуального административно-правового статуса, т.е. прав, обязанностей, ограничений, запретов, ответственности. В данном случае речь идет о двух таких категориях:

1)Административная правоспособность - способность иметь
установленные в административно-правовых нормах права и обязанности
(право на имя, право на благоприятную окружающую среду, право на
медицинскую помощь и.т.д.);

2)              Административная дееспособность - способность лица приобретать и осуществлять права, исполнять обязанности, соблюдать ограничения и запреты, установленные нормативными правовыми актами, а также нести ответственность за нарушение административно-правовых правил (право на судебную защиту от действий и решений административных органов, право на поступление на государственную службу, право на пользование услугами адвоката в производстве по делу об административном правонарушении).

Содержание административно-правовых отношений составляют права, обязанности, запреты, ограничения субъектов административного права, а также процессуально-правовой режим их осуществления, исполнения, соблюдения или правовой защиты. Одним из важнейших элементов содержания административного правоотношения являются публичные обязанности и права, субъекты, реализации которых называются участниками публично-правового отношения, призванные осуществлять публичные обязанности правомочия.

1.3.Особенности и цели административно-правовых отношений.

Д.Н. Бахрах выделяет следующие особенности административных правоотношений:

-обязанности и права сторон этих отношений связаны с деятельностью государственной администрации;

-в этих отношениях одной из сторон выступает субъект административной власти (орган, должностное лицо, негосударственная организация, наделенные государственно-властными полномочиями);

Информация о работе Административно-правовые отношения