Административно-правовые меры пресечения массовых беспорядков

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 21:55, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - рассмотреть организацию и тактику пресечения и предупреждения массовых беспорядков и групповых нарушений общественного порядка.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить понятие массовых беспорядков и групповых нарушений общественного порядка.
2. Охарактеризовать факторы, влияющие на возникновение массовых беспорядков.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………..3
Часть 1. Понятие массовых беспорядков. Правовые основы деятельности органов внутренних дел по предупреждению и пресечению массовых беспорядков……………………………………………………………………..5
Часть 2.Причины и условия возникновения массовых беспорядков………8
Часть 3.Действия органов внутренних дел по предупреждению и пресечению массовых беспорядков при проведении массовых мероприятий……………………………………………………………………13
Заключение …………………………………………………………………...

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 49.02 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

БАРНАУЛЬСКИЙ  ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ 
 
 

Кафедра административного права и административной деятельности органов внутренних дел 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

ТЕМА: Административно-правовые меры пресечения и предупреждения массовых беспорядков 

                                                                             Выполнил:

                                                                             курсант 2 курса 1958 учебной 

                                                                             группы 

                                                                             рядовой милиции 

                                                                             К. И. Худалеев

                                                                             Проверил:

                                                                             ________________________

                                                                             Оценка:

                                                                             «_______________________»

                                                                             Дата «__» ___________2011 г. 
 
 

Барнаул 2011

 

   План:

Введение ………………………………………………………………………..3

Часть 1.     Понятие массовых беспорядков. Правовые основы деятельности органов внутренних дел по предупреждению и пресечению массовых беспорядков……………………………………………………………………..5

Часть 2.Причины и условия возникновения массовых беспорядков………8

Часть 3.Действия органов  внутренних  дел по предупреждению и пресечению массовых беспорядков при проведении массовых мероприятий……………………………………………………………………13

Заключение  …………………………………………………………………...18  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 
 
 

        В последнее время в России вновь остро встала проблема регулярно происходящих массовых беспорядков. Непростая политическая ситуация, сложившаяся в последнее время в стране; последствия мирового экономического кризиса и вызванные ими проблемы реформирования общественных институтов в Российской Федерации  - это факторы, негативное влияние которых на условия жизни граждан во многом неизбежно. Недостаточное развитие демократической системы волеизъявления заставляет граждан выходить на митинги и пикетирования, как на организованные в законном порядке так и несанкционированные. Последние, ввиду ряда различных причин, часто перерастают в массовые беспорядки.

        Так, по данным МВД России, в  период с 8 января по 31 августа  2007 г. в 73 субъектах Российской  Федерации состоялись 1292 протестные  акции, в которых приняли участие  317,5 тыс. чел. Наибольшее количество  протестных акций состоялось  в Москве (66/3,1 тыс. чел.), Санкт-Петербурге  и Ленинградской области (52/3,6 тыс. чел.), Московской (46/7,2 тыс. чел.) и Новосибирской (42/5,3 тыс. чел.) областях13.

В числе массовых акций преобладают митинги (963), пикетирования (254), блокирования автомагистралей, дорог  и улиц (53), собрания (13) и шествия (7). Предотвращены 7 попыток перекрытия автомагистралей, дорог и улиц, связанных  с повышением тарифов на услуги ЖКХ. Наибольшее количество акций блокирования состоялось в Амурской области (2/2,8 тыс. чел.). Для непосредственного  участия в обеспечении общественного  порядка и безопасности при массовых мероприятиях были задействованы 46,8 тыс. сотрудников органов внутренних дел11.

        Мaccовые       беcпорядки       являются опacным  преступлением,  деcтабилизиpующим обстановку в районах проживания граждан, подрывающим  основы  общества и государства, нарушающим нормальную  жизнедеятельность  граждан, работу предприятий, учреждений, организаций. Массовые  беспорядки могут возникнуть в одном или нескольких городах, районах, населенных пунктах, одновременно или последовательно на территории рecпублики, края, oблaсти, в oтдельных мecтнoстях, на объектах  железнодорожного, воздушного, водного транспорта, в исправительно-трудовых учреждениях. Opгaны внутренних дeл , внутренние войскa МBД РФ  в  пределах своей компетенции выполняют задачи  по  предупреждению  и  пресечению массовых беспорядков на основе Конституции РФ, законов, указов Президента других правовых актов.

     Объектом исследования данной работы являются общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления правоохранительными органами деятельности по пресечению и предупреждению массовых беспорядков.

Предметом являются проблемы реализации механизма охраны общественного порядка при проведении массовых мероприятий.

Цель работы - рассмотреть организацию и тактику пресечения и предупреждения массовых беспорядков и групповых нарушений общественного порядка.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Определить  понятие  массовых беспорядков и групповых нарушений общественного порядка.

2. Охарактеризовать  факторы, влияющие на возникновение массовых беспорядков.

3. Рассмотреть  организацию и тактику действий правоохранительных органов по предупреждению и пресечению массовых беспорядков и групповых нарушений общественного порядка. 

_______________________

11 - Деятельность сотрудников органов внутренних дел при чрезвычайных обстоятельств. Сборник научных трудов. - Волгоград:          ВА МВД России,2006.

13 - Косяченко В.И. Особенности организации охраны общественного порядка и безопасности при проведении массовых мероприятий // Сайт МВД / www.mvd.ru/press/release/4302 

Часть 1. Понятие массовых беспорядков. Правовые основы деятельности правоохранительных органов по предупреждению и пресечению массовых беспорядков.      

Массовые  беспорядки как противоправное явление представляют  собой  правонарушения,  совершаемые одновременно большим количеством людей, на значительной территории, и сопровождающиеся погромами, поджогами, разрушениями и др.  Толпа  может быть как случайной, так и специально  собравшейся,  возглавляемой или побуждаемой к действиям группой зачинщиков.  Массовые  беспорядки относятся к числу чрезвычайных обстоятельств,  значительно  осложняющих оперативную обстановку, представляют большую  общественную  опасность, нарушают нормальный ритм жизни общества, вызывают широкий  общественный резонанс. Участники  массовых  беспорядков,  как  правило, стараются подорвать авторитет представителей власти, оклеветать, вызвать сомнения в правомерности действий власти. При массовых беспорядках действия толпы выражаются в погромах, разрушениях, поджогах,  самосудах, вооруженном сопротивлении представителям власти,  разрушении зданий и других подобных действиях.

          Законодатель не определил, какое количество людей необходимо для признания беспорядков массовыми. Следует полагать, что количество людей для наличия данного признака объективной стороны состава должно быть достаточным, чтобы в любой момент перекрыть движение транспорта, пешеходное движение, сорвать проведение массового мероприятия, нарушить работу различных учреждений и организаций, т.е. контролировать положение на определенной значительной территории.11Групповые нарушения общественного порядка по своим признакам сближаются с МБ, но отличаются следующими признаками:

-       Массовые беспорядки охватывают, как правило, населенный пункт  или часть его. ГНОП более локальны.

-        Не сопровождаются погромами, поджогами, разрушениями.

-        Менее продолжительны по времени.

-        Массовые беспорядки направлены на  подрыв  основ  государственного управления и общественной безопасности, а ГНОП - против  общественного порядка.14

          В соответствии с Законодательством  Российской Федерации деятельность по предупреждению и пресечению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков возложена на органы внутренних дел, органы Федеральной Службы Безопасности России, а также внутренние войска Министерства внутренних дел. Кроме того, в исключительных случаях, например при введении в отдельных местностях режима Чрезвычайного положения, вызванного возникновением массовых беспорядков, к их пресечению и ликвидации последствий также могут привлекаться Вооруженные Силы России2.

          Правовую основу деятельности  органов внутренних дел по  пресечению и предупреждению  массовых беспорядков и групповых  нарушений общественного порядка  составляют Федеральный закон  «О полиции», Уголовный кодекс   Российской Федерации,   Кодекс  Российской  Федерации об административных  правонарушениях  и т. д.       Массовые беспорядки  являются преступлением,   предусмотренным   статьёй 212 Уголовного  кодекса.   Кроме того,   в подавляющем большинстве случаев,  массовые беспорядки  сопровождаются  и иными противоправными деяниями,  такими как хулиганство (статья 213 УК РФ),  вандализм (статья 214  УК РФ),   нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (статья 20.2  КоАП РФ),    блокирование транспортных коммуникаций  (статья  20.18 КоАП РФ).   Поскольку   на органы внутренних дел возложены обязанности по предупреждению и пресечению  преступлений  и административных правонарушений3,   полиция в пределах  своей компетенции осуществляет  деятельность  по пресечению и предупреждению массовых беспорядков (МБ) и групповых нарушений общественного порядка (ГНОП).  Деятельность по предупреждению  МБ и ГНОП,  выражающаяся  в сборе сведений о готовящихся общественно – опасных деяниях, розыск лиц, причастных к подготовке МБ и ГНОП, и осуществление  прочих  мероприятий, направленных на предотвращение совершения указанных   деяний,   осуществляется  подразделениями  уголовного розыска,  ОБЭП,    участковыми уполномоченными  полиции, а также, следственными органами при органах внутренних  дел.   

__________________

2 - О чрезвычайном положении: Федеральный Конституционный закон Российской Федерации от 30.05.2001 № 3-ФКЗ

3 -  О полиции: Федеральный закон Российской Федерации от 07.02.2011 №3-ФЗ 

Принятие мер  к  пресечению  возникающих   МБ и ГНОП  осуществляют подразделения  органов внутренних дел по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности,  такие как патрульно – постовая служба,  дорожно – патрульная  служба  государственной инспекции по безопасности дорожного движения,  подразделения вневедомственной охраны,   отряды особого назначения. 

         Деятельность органов   внутренних  дел   по предупреждению и  пресечению  массовых беспорядков  и групповых нарушений общественного  порядка   регламентируется также   и ведомственными  нормативными   актами   Министерства   внутренних  дел  Российской  Федерации,   такими  как  Устав патрульно  – постовой службы  милиции  общественной безопасности  ( глава  VIII. Охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности при проведении массовых мероприятий и чрезвычайных ситуациях). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

_____________________

9 - Устав патрульно – постовой службы  милиции общественной безопасности  ( глава VIII. Охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности при проведении массовых мероприятий и чрезвычайных ситуация).

.Часть 2. Причины и условия возникновения массовых беспорядков.

         Значительное число массовых беспорядков возникает при проведении различного рода массовых мероприятий, таких как пикетирования, митинги, шествия, концерты, спортивные мероприятия, и т. д.   Для того, чтобы рассмотреть причины возникновения МБ и ГНОП в данном случае, необходимо определить виды массовых мероприятий и факторы, оказывающие влияние на обеспечение общественного порядка и общественной безопасности при их проведении.

          В настоящее время различные  массовые мероприятия являются  одной из популярных форм общественной  активности и досуга населения  и удовлетворяют потребности  личности в непосредственном  приобщении к политической жизни,  достижениям спорта, культуры, искусства.  Реализация конституционных прав  и свобод граждан в условиях  демократии в значительной мере  связана с их активным участием  в различных массовых мероприятиях, проводимых государственными органами, политическими партиями и движениями, а также различными профсоюзными, спортивными, культурными, религиозными  и иными организациями.

Информация о работе Административно-правовые меры пресечения массовых беспорядков