Административно-правовой статус иностранных лиц и лиц без гражданства

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 09:57, курсовая работа

Описание работы

Вопрос о субъектах административного права является одним из важ-нейших, так как они выступают участниками административно – правовых отношений. Что касается индивидуальных субъектов административного права, то относительно принадлежности к конкретному государству личность может выступать в одном из трех правовых состояний: отечественного гражданства, иностранного гражданства и так называемого без гражданства.

Содержание

Введение
Глава 1. Основные положения иностранных граждан и лиц без гражданства
1.1. Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства.
1.2. Основные права, свободы и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ.
Глава 2. Миграционные службы и сокращение срока пребывания граждан
2.1. Федеральная миграционная служба
2.2. Ответственность иностранных граждан и сокращение срока пребывания
Заключение
Библиографический список источников

Работа содержит 1 файл

Административное право.doc

— 169.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ АГЕНСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

ГОУ ВПО

«Дальневосточный  государственный университет 

путей сообщения» 
 
 
 

Кафедра: «Уголовно-правовые дисциплины» 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: Административное право

на тему: «Административно-правовой статус иностранных лиц и лиц без гражданства» 
 
 
 

 

Выполнила: ст-т  Рейда Юлия Сергеевна

                                                                                Зачетная книжка:  КП09-Ю-034                                                                              Проверил: Туркулец С. Е.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Хабаровск

2011г. 

Содержание 

Введение 3

Глава 1. Основные положения иностранных граждан и лиц без гражданства 5

           1.1. Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства. 5

         1.2. Основные права, свободы и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ. 8

Глава 2. Миграционные службы и  сокращение срока пребывания граждан 18

           2.1. Федеральная миграционная служба 18

           2.2. Ответственность иностранных граждан и сокращение срока пребывания 28

      Заключение 30

Библиографический список источников 31 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение

     Вопрос  о субъектах административного  права является одним из важнейших, так как они выступают участниками административно – правовых отношений. Что касается индивидуальных субъектов административного права, то относительно принадлежности к конкретному государству личность может выступать в одном из трех правовых состояний: отечественного гражданства, иностранного гражданства и так называемого без гражданства.

     Распад  Советского Союза, провозглашение государственного суверенитета России, появление новых независимых и суверенных государств, взамен союзных республик привело к росту интенсивности международных отношений Российской федерации с другими государствами, в особенности  с бывшими союзными республиками  в  различных областях, что стало причиной  значительного увеличения числа иностранных граждан, приезжающих в Россию. В международном рейтинге Россия занимает третье место по миграционной привлекательности. При этом туристы занимают не  основную часть мигрантов, что как уже отмечалось  связано со сложившийся геополитической ситуацией.

       Заместитель директора Федеральной миграционной службы Вячеслав Поставнин в интервью Российской газете сообщил, что за три с небольшим месяца 2007 года (с тех пор, как начало действовать новое миграционное законодательство) на миграционный учет уже встали почти 1 миллион 800 тысяч человек. В этом году Правительство РФ  утвердила на 2007 год квоту на выдачу 6 миллионов разрешений на работу иностранным гражданам, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы.  Эти цифры подчеркивают важность и значимость  государственной политики РФ в сфере миграции. Следует учитывать, что правовые связи иностранных граждан и лиц без гражданства во время пребывания в Российской Федерации весьма многочисленны и разнообразны. Значительную часть составляют правоотношения с участием иностранных граждан и лиц без гражданства в сфере действия норм административного права. Остро стоит вопрос о  нелегальной миграции.

       В этой работе будут раскрыты  основные аспекты  административно-  правового статуса  иностранных  граждан и лиц без гражданства в России, а именно:

    • Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства;
    • Основные права, свободы и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ;
    • Ответственность иностранных граждан и сокращение срока пребывания;
    • Основные положения федеральной миграционной службы.

    Глава 1. Основные положения иностранных граждан и лиц без гражданства

    1.1. Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства

 
 

       Субъекты  правоотношений – это индивиды или  организации, которые на основании норм права могут быть участниками правоотношений, носителями субъективных прав и обязанностей. В административном праве под субъектом понимают лицо (индивид и организацию), которая по закону может быть участником административно-правовых отношений и носителем административных прав и обязанностей. Юридическая возможность индивида и организации быть участником различных правоотношений, носителями конкретных юридических прав и обязанностей связана с наличием определенных свойств, для обозначения которых применяется термин «правосубъектность». Правосубъектность как способ быть участниками правоотношений устанавливается правовыми нормами и  может быть различной  у  разных субъектов. В основном различают индивидуальных и коллективных субъектов права. К индивидуальным субъектам права относятся также иностранные граждане и лица без гражданства. Вышесказанное подтверждается не только внутригосударственными, но и международными нормами права.[8]

       Для того чтобы лицо, обладающее правосубъектностью мог стать участником административно – правовых отношений он, наряду с общей правосубъектностью, должен также обладать административной правосубъектностью.    Административная правосубъектность включает две составляющие: административную правоспособность - это способность приобретать субъективные юридические права и обязанности административно-правового характера, т.е. быть участником административно-правовых отношений. Она является частью общей правоспособности. Административная дееспособность - это практическая способность собственными действиями приобретать субъективные юридические права и обязанности, осуществлять и прекращать их, т.е. реализовывать свою административную правоспособность в рамках конкретных административных отношений. Разновидностью административной дееспособности является административная деликтоспособность, т.е. способность лица нести административную ответственность за совершенные правонарушения (деликты).

Субъекты  административного права, имеющие  установленный  законом и административно - правовыми нормами  правовой статус, становятся участниками административных  правоотношений, тогда, когда практически осуществляют определенную за ними административную правоспособность. Наличие у иностранных граждан и лиц без гражданства  административно- правовой правосубъенктности и факт участия в административно – правовых правоотношениях является очень важным, поскольку участие иностранных граждан и лиц без гражданства в административных правонарушениях является предпосылкой возникновения всех других правоотношений. 

       Административно – правовой статус иностранных граждан  и лиц без гражданства в  Российской Федерации определяется в первую очередь конституцией РФ 1993 года, в частности статьями 27, 62, 63;  международными договорами РФ; Федеральным законом РФ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" от 25.07.2002г; Федеральном законом Российской Федерации от 18 июля 2006 г. №109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»; постановлением правительства и иными нормативно правовыми актами. [10]

       Административно – правовой статус иностранных граждан  и лиц без гражданства представляет собой совокупность их прав и обязанностей, закрепленных нормами права и гарантированных государством.  Что касается содержания правового статуса иностранных граждан, то в структурном плане оно представлено правами, обязанностями и гарантиями их реализации.

           В соответствии с Законом РФ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" от 25.07.2002г №115-ФЗ  иностранный гражданин – это физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства.

Лицом без гражданства признается физическое  лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.[3]

Безгражданство может быть абсолютным и относительным. Абсолютное безгражданство — безгражданство с момента рождения. Относительное безгражданство — безгражданство, наступившее в результате утраты гражданства .

        Вопрос о безгражданственности  лиц  представляет собой аномалию  для любого государства, и в этой связи все государства том числе и Российская Федерация стремятся ограничить число безгражданственных лиц путем заключения специальных международных соглашений и принятия эффективных внутригосударственных законов. В частности Закон РСФСР "О гражданстве" 1991г. уже содержал ряд положений, имеющих целью сократить число безгражданственных лиц, которые нашли отражение также  в Законе РФ «О гражданстве» от 31.05.2002 N 62-ФЗ. Установлено, что ребенок, родившийся на территории РФ от лиц без гражданства, является гражданином РФ. Согласно ст. 6 Закона, Российская Федерация поощряет приобретение гражданства Российской Федерации лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации.[10]

       Данный  вопрос регулируется рядом таких  международных актов как Конвенция ООН «О статусе апатридов» 1954 г. и Конвенция  ООН   «О сокращении безгражданства» 1961 г. В соответствии со статьей 1 последней «любое Договаривающееся государство должно предоставлять свое гражданство любому рожденному на его территории лицу, которое иначе было бы апатридом». Конвенция  «О статусе апатридов» устанавливает, что в Договорившихся государствах должны соблюдаться основы правового статуса апатридов, которые, в общем, совпадают с правовым статусом иностранцев («Кроме тех случаев, когда апатридам на основании настоящей Конвенции предоставляется более благоприятное правовое положение, Договаривающееся государство будет предоставлять им положение, которым вообще пользуются иностранцы»), а в случаях нарушения прав со свобод «каждый апатрид имеет право свободного обращения в суды на территории всех Договорившихся стран», при этом в  Конвенции под термином "апатрид" подразумевается лицо, которое не рассматривается гражданином каким–либо государством в силу его закона, но  ее положения  не распространяются:

1) на лиц, которые в настоящее время пользуются защитой или помощью других органов или учреждений Организации Объединенных Наций, кроме Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев;

2) на лиц, за которыми компетентные власти страны, в которой они проживают, признают права и обязательства, связанные с гражданством этой страны;

3) на лиц, в отношении которых имеются серьезные основания предполагать, что они:

а) совершили  преступление против мира, военное  преступление или преступление против человечества в определении, данном этим деяниям в международных актах, составленных в целях принятия мер в отношении подобных преступлений;

b) совершили  тяжкое преступление неполитического  характера вне страны, давшей  им убежище, и до того, как  они были допущены в эту  страну;

с) виновны  в совершении деяний, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций.

       Необходимо  заметить, что правовой статус иностранных  граждан и лиц без гражданства  различается, например, в вопросах  дипломатической зашиты. Вместе с  тем в большинстве случаев  иностранные граждане и лица без  гражданства с точки зрения  права для государства одинаковы, что подтверждается законодательной и правоприменительной практикой.[8] 
 

    1.2.  Основные права, свободы и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ

 

       Как уже отмечалось, иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором.  Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» устанавливает некоторые ограничения прав и свобод иностранных граждан, но вместе с тем освобождает от некоторых обязанностей, возникающих лишь при наличии гражданства РФ.[11]

       Иностранные граждане в Российской Федерации не имеют права:  

  • Избирать   и быть   избранным   на   федеральные    органы       государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, находится на муниципальной службе
  • Участвовать в референдуме РФ и референдумах субъектов РФ,  однако постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме, в случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами.
  • Они не могут быть призваны на военную службу (альтернативную гражданскую службу), но, учитывая контрактную основу формирования части войск Вооруженных   Сил РФ, могут быть приняты на работу в войска, воинские формирования и органы в качестве гражданского персонала, также могут поступить на военную службу по контакту.

Информация о работе Административно-правовой статус иностранных лиц и лиц без гражданства