Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 17:33, контрольная работа

Описание работы

Вопрос о субъектах административного права является одним из важнейших, так как они выступают участниками административно – правовых отношений. Что касается индивидуальных субъектов административного права, то относительно принадлежности к конкретному государству личность может выступать в одном из трех правовых состояний: отечественного гражданства, иностранного гражданства и так называемого без гражданства.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3-4

Институт гражданства в России: Краткая история………………….5-9

Правовое положение иностранных граждан и лиц без

гражданства………………………………………………………......10-25

Основные права, свободы и обязанности иностранных граждан и лиц

без гражданства………………………………………………………26-33

Заключение………………………………………………………………34-36

Список использованной литературы……………………………………..37

Работа содержит 1 файл

Kontrolnaya_rabota_gotovaya.doc

— 836.00 Кб (Скачать)

Разрешение на временное  проживание выдается иностранному гражданину территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в пределах квоты, утвержденной Правительством Российской Федерации. Без учета утвержденной Правительством Российской Федерации квоты разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину:

1) родившемуся на территории  РСФСР и состоявшему в прошлом  в гражданстве СССР или родившемуся  на территории Российской Федерации;

2) признанному нетрудоспособным  и имеющему дееспособных сына  или дочь, состоящих в гражданстве  Российской Федерации;

3) имеющему хотя бы  одного нетрудоспособного родителя, состоящего в гражданстве Российской  Федерации;

4) состоящему в браке  с гражданином Российской Федерации,  имеющим место жительства в  Российской Федерации;

5) осуществившему инвестиции в Российской Федерации в размере, установленном Правительством Российской Федерации;

6) поступившему на  военную службу, на срок его  военной службы;

6.1) являющемуся участником  Государственной программы по  оказанию содействия добровольному  переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам его семьи, переселяющимся совместно с ним в Российскую Федерацию

7) в иных случаях,  предусмотренных федеральным законом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 61 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан  в России» иностранному гражданину, прибывшему в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, за исключением иностранных граждан, указанных в пункте 3 статьи 6 настоящего Федерального закона, разрешение на временное проживание выдается без учета  квоты, утвержденной Правительством Российской Федерации. Этот же Федеральный закон предусматривает в статье 7 основания  отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание. Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года.

 

Постоянно проживающий  в Российской Федерации иностранный  гражданин - лицо, получившее вид на жительство. Под понятием вид на жительство понимается  документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность. Вид на жительство  может быть выдан  иностранному гражданину по его заявлению в  территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции  в течение срока действия разрешения на временное проживание и при наличии законных  оснований, при условии, что иностранный гражданин проживал в Российской Федерации не менее одного года на основании разрешения на временное проживание и обратился с заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции, не позднее, чем за шесть месяцев до истечения срока действия разрешения на временное проживание.

Вид на жительство выдается иностранному гражданину на пять лет. По окончании срока действия вида на жительство данный срок по заявлению  иностранного гражданина может быть продлен на пять лет. Количество продлений срока действия вида на жительство не ограничено. При этом постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан ежегодно уведомлять о подтверждении своего проживания в Российской Федерации территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции по месту получения данным иностранным гражданином вида на жительство.

Порядок выдачи вида на жительство и перечень документов, представляемых одновременно с заявлением о выдаче вида на жительство, утверждаются Правительством Российской Федерации, а в статье 9 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан  в России» устанавливаются основания отказа в выдаче либо аннулирования вида на жительство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В работе рассмотрены  проблемы правового регулирования  административно-правового статуса  иностранных граждан и лиц  без гражданства.

Завершая исследование административно-правового статуса  иностранных граждан и лиц  без гражданства, необходимо отметить, что правовое регулирование данного института нельзя назвать совершенным. Между тем, законодатель устанавливает достаточно подробное регулирование данного правового института в ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Необходимо отметить, что, несмотря на достаточно подробную регламентацию института административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства, а также существование нескольких специальных законов, регулирующих общественные отношения в данной сфере, в настоящее время имеются некоторые пробелы и коллизии в правовых нормах. Так, по сей день не установлено единое определение иностранных граждан, а те определения, которые существуют в современных законах, являются достаточно формализованными, не позволяющими в достаточной степени осуществить надлежащую защиту прав и свобод иностранных граждан и лиц без гражданства. Так, в настоящее время ст. 2 ФЗ «Правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» определяет иностранного гражданина как физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Таким образом, закон устанавливает в определении бремя доказывания гражданства (подданства) другого государства. Надо полагать, установление такого бремени доказывания недопустимо. В связи с этим необходимо изменить данную дефиницию на следующую: «Иностранный гражданин – физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства». В таком случае будет презюмироваться добросовестность лица, и наличие или отсутствие гражданства будет устанавливаться со слов такого лица, покуда органами власти не будет доказано обратное.

Традиционным принципом  российского законодательства закреплен принцип национального режима, согласно которому и определяются принципы административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства. Между тем, реализация данного принципа нуждается в значительном совершенствовании, причем как на законодательном уровне, так и на уровне правоприменения. При этом данный принцип нарушается в первую очередь государственными и муниципальными должностными лицами. В связи с этим необходимо установить ответственность должностных лиц за нарушение прав иностранных граждан и лиц без гражданства. Так, следовало бы ввести в Главу 5 Кодекса РФ об административных правонарушениях статью, согласно которой нарушение прав и свобод иностранных граждан и лиц без гражданства, воспрепятствование в осуществлении ими своих прав, должностным лицом государственного или муниципального органа власти влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати до пятидесяти тысяч рублей.

Отдельной проблемой  административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства является привлечение их к административной ответственности и регулирование административных наказаний, применяемых к данным лицам. В этой сфере также существуют определенные пробелы и коллизии в законодательстве. В частности, законодателю следует провести более четкое разграничение между административным выдворением как видом наказания за совершение административного правонарушения и депортацией как мерой государственного принуждения. Возможно, следовало бы остановиться лишь на одном варианте, распространив его действие на более широкий круг случаев.

Таким образом, институт административно-правового статуса  иностранных граждан и лиц  без гражданства имеет немалую  правовую значимость, необходимость  для развития и поддержания нормального государства, в том числе его авторитета как правового государства на международной арене.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников и  литературы

 

  1. Конституция Российской Федерации 1993 года.
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
  3. Федеральный Закон « О правовом положении иностранных граждан в России» от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ    М.: ось-89
  4. Федеральный Закон «О гражданстве Российской Федерации»  от 31 мая 2002 года  N 62-ФЗ.
  5. Федеральный закон Российской Федерации от 18 июля 2006 г. №109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» "Собрание законодательства РФ", 24.07.2006, N 30, ст. 3285;
  6. Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» №114-ФЗ   от 15 августа 1996 года  "Собрание законодательства РФ", 19.08.1996, N 34, ст. 4029;
  7. Конвенция ООН  «О статусе апатридов»  принята 28 сентября 1954 года, вступает в силу 6 июля 1960 года.
  8. Бахрах Д.Н., Россинский Б.В. Старилов Ю.Н. Административное право М. Норма, 2005. – 800 с.
  9. Лазарев В.В, Липень С.В.  Теория государства и права М. Спарк, 2004 –         528 с.
  10. “Российская газета” (Федеральный выпуск) N4350 от 25 апреля 2007 г.
  11. “Российская газета" (Федеральный выпуск) N3658 от 18 декабря 2004 г.

1  Российская газета (Федеральный выпуск) N4350 от 25 апреля 2007 г.

2 Постановлением Правительства № 682 “Об утверждении на 2007 год квоты на выдачу разрешений на работу иностранным  гражданам, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы”   Российская газета (Федеральный выпуск) N4223 от 16 ноября 2006 г..

3 Ст.18 Закона СССР “ О гражданстве СССР”

4 Ст. 1 Закона РФ от 28 ноября 1991 г. N 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 6, ст. 243)

5 Лазарев В.В, Липень С.В.  Теория государства и права М. Спарк, 2004 – стр.348-349

6 статья 2 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в России» N 115-ФЗ

25 июля 2002 года (в ред.  Федерального закона от 18.07.2006 N 110-ФЗ)

7 ч.3 ст. 62 Конституции РФ 1993 


Информация о работе Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства