Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 17:33, контрольная работа

Описание работы

Вопрос о субъектах административного права является одним из важнейших, так как они выступают участниками административно – правовых отношений. Что касается индивидуальных субъектов административного права, то относительно принадлежности к конкретному государству личность может выступать в одном из трех правовых состояний: отечественного гражданства, иностранного гражданства и так называемого без гражданства.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3-4

Институт гражданства в России: Краткая история………………….5-9

Правовое положение иностранных граждан и лиц без

гражданства………………………………………………………......10-25

Основные права, свободы и обязанности иностранных граждан и лиц

без гражданства………………………………………………………26-33

Заключение………………………………………………………………34-36

Список использованной литературы……………………………………..37

Работа содержит 1 файл

Kontrolnaya_rabota_gotovaya.doc

— 836.00 Кб (Скачать)


 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

 

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(РГГУ)

Филиал РГГУ в г. Великий  Новгород

 

 

 

 

 

Специальность

«Юриспруденция»


 

 

 

Мурадян Лусине Рафиковна

 

«АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И  ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА»

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине «Административное право»

студентки 3-го курса заочного отделения группы 10.4с

 

 

 

 

Проверила:

к. юрид. наук, доцент

______________     Л.А. Андреева                                         

«_____»_____________________ 2012

 




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Великий Новгород 2012 год

 

 

                                           Содержание

 

Введение………………………………………………………………………3-4

 

  1. Институт гражданства в России: Краткая история………………….5-9

 

  1. Правовое положение иностранных граждан и лиц без 

 

     гражданства………………………………………………………......10-25

 

  1. Основные права, свободы и обязанности иностранных граждан и лиц 

 

     без гражданства………………………………………………………26-33

 

Заключение………………………………………………………………34-36

 

Список использованной литературы……………………………………..37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Вопрос о субъектах  административного права является одним из важнейших, так как они  выступают участниками административно  – правовых отношений. Что касается индивидуальных субъектов административного права, то относительно принадлежности к конкретному государству личность может выступать в одном из трех правовых состояний: отечественного гражданства, иностранного гражданства и так называемого без гражданства.

Распад Советского Союза, провозглашение государственного суверенитета России, появление новых независимых и суверенных государств, взамен союзных республик привело к росту интенсивности международных отношений Российской федерации с другими государствами, в особенности  с бывшими союзными республиками  в  различных областях, что стало причиной  значительного увеличения числа

иностранных граждан, приезжающих  в Россию. В международном рейтинге Россия занимает третье место по миграционной привлекательности. При этом туристы занимают не  основную часть мигрантов, что как уже отмечалось,  связано со сложившийся геополитической ситуацией.

  Заместитель директора Федеральной миграционной службы Вячеслав Поставнин в интервью Российской газете сообщил, что за три с небольшим месяца 2007 года (с тех пор, как начало действовать новое миграционное законодательство) на миграционный учет уже встали почти 1 миллион 800 тысяч человек1. В этом году Правительство РФ  утвердила на 2007 год квоту на выдачу 6 миллионов разрешений на работу иностранным гражданам, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы2.  Эти цифры подчеркивают важность и значимость  государственной политики РФ в сфере миграции. Следует учитывать, что правовые связи иностранных граждан и лиц без гражданства во время пребывания в Российской Федерации весьма многочисленны и разнообразны. Значительную часть составляют правоотношения с участием иностранных граждан и лиц без гражданства в сфере действия норм административного права. Остро стоит вопрос о  нелегальной миграции.

 В этой работе  будут раскрыты  основные аспекты   административно -  правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Институт  гражданства в России: Краткая история

 

Гражданство – это устойчивая правовая связь  человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека и гражданина. С гражданством связаны самые существенные последствия для человека: объем его прав, свобод, обязанностей.

       До 1917 года в Российской империи не существовало даже понятия - гражданин России. Жители России были подданными. При этом поданные делились на несколько разрядов с особым правом статусом.

 Крушение царской России повлекло за собой крупные изменения и в правовом регулирования отношений гражданства. Декрет об уничтожении сословий и гражданских чинов от 11 (24) ноября 1917 года не только отменил ранее существовавшее деление жителей России на сословия и связанные с этим делением сословные привилегии и ограничения, но и ввел общее для всех наименование - гражданин Российской Федерации.

Декрет ВЦИК от 1 апреля 1918 года "О приобретении прав российского гражданства" установил право принимать в российское гражданство иностранцев, проживающих на территории РСФСР местным Советам. Народный комиссариат по внутренним делам лишь регистрировал принятых в российское гражданство иностранцев и публиковал их списки для всеобщего сведения. Но уже Конституция РСФСР 1918 года оставила за местными Советами право принимать в российское гражданство лишь тех иностранцев, которые, проживая в РСФСР и работая, принадлежали к рабочему классу или трудовому крестьянству. Эта тенденция повышения уровня органов правомочных принимать в российское, а с1924 года, в гражданство СССР, получила свое закрепление в дальнейшем развитии законодательства о гражданстве.

Положение о гражданстве  Союза ССР от 1931 года установило, что каждое лицо, находящееся на территории СССР, признается гражданином СССР, если не была доказана его принадлежность к гражданству иностранного государства. Это Положение также закрепило, что гражданин СССР является гражданином той союзной республики, на территории которой он постоянно проживает. Если он по национальности или по происхождению считает себя связанным с другой союзной республикой, то может избрать гражданство этой республики.

Конституция СССР 1936 года вновь подтвердила принцип единства союзного гражданства и сохранила отнесение к ведению Союза ССР решение вопросов о союзном гражданстве и о правах иностранцев. Принятый на основе новой Конституции Закон о гражданстве Союза ССР от 19 августа 1938 года закрепил ряд новых положений. Теперь гражданами СССР являлись все лица, состоявшие к 7 ноября в подданстве Российской империи и, не утративши советского гражданства, а также лица, которые приобрели советское гражданство в установленном законом порядке. Все лица, не отвечающие данным условиям и проживающие на территории СССР, признавались лицами без гражданства.

Конституция СССР 1977 года выразила важный принцип гражданства: граждане СССР за границей пользуются защитой и покровительством Советского государства. Принятый на основе новой  Конституции Закон о гражданстве СССР 1978 года по новому сформулировал условия принадлежности к гражданству СССР. Теперь основным принципом, по которому определялось принадлежность к советскому гражданству, становилась наличие советского гражданства на день вступления в силу настоящего закона, а не подданство Российской империи. Этот же закон впервые закреплял законодательные права республик в вопросах гражданства.

Последним законом советских  времен, регулирующим отношения гражданства, был Закон о гражданстве СССР от 23 мая 1990 года.

Действующая Конституция  закрепляет порядок, согласно которому гражданство Российской Федерации  приобретается и прекращается в  соответствии с федеральным законом. Таким законом в настоящее  время является Закон РФ  "О гражданстве Российской Федерации"  от 31.05.2002 N 62-ФЗ.

 В части первой статьи 6 Конституции закреплен принцип единого гражданства. Это связано, прежде всего, с тем, что законодательство республик, входящих в состав Российской Феде рации, устанавливает гражданство данных субъектов Федерации.  Конституцией провозглашается принцип равного гражданства независимо от оснований его приобретения. Проживание гражданина России за ее пределами не изменяет его гражданства. Заключение или расторжение брака гражданина России с лицом, не принадлежащим к гражданству РФ, тоже не влечет за собой изменения гражданства. Изменение гражданства одним из супругов не влечет за собой изменение гражданства другого супруга. Расторжение брака не влечет изменения гражданства родившихся в этом браке или усыновленных детей.

        Принадлежность лица к гражданству того или иного государства имеет существенное значение, поскольку гражданин обладает в отношении государства всеми правами и свободами, а государство защищает своего гражданина, где бы он ни находился. Гражданство - это наделение гражданина не только соответствующими правами и свободами, но и обязанностями.

В Конституции подчеркивается, что каждый гражданин обладает на ее территории всеми правами и  свободами и несет равные обязанности. Следует отметить, что граждане Российской Федерации по сравнению с другими лицами, законно находящимися на территории России, наделены правами в сфере осуществления политической власти. Например, только граждане могут избирать и быть избранными в представительные органы государственной власти РФ и ее субъектов. Только граждане обязаны защищать  отечество и нести некоторые другие обязанности.

Одной из важных гарантий использования гражданином Российской Федерации своих прав и свобод является закрепление в ст. 6 Конституции РФ положения, исключающего возможность лишения гражданина его гражданства. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства и выслан за пределы Российской Федерации.

 

Конституция РСФСР 1918 года оставила за местными Советами право  принимать в российское гражданство лишь тех иностранцев, которые, проживая в РСФСР и работая, принадлежали к рабочему классу или трудовому крестьянству. Очевидно, это было связано с политической линией на дальнейшую централизацию власти. Политическими мотивами следует объяснить также появление в законодательстве возможности лишить человека гражданства. Закон 1938 г. о гражданстве СССР не назвал вообще никаких оснований лишения гражданства СССР, указав только, что оно возможно по приговору суда в случаях, предусмотренных законом, или в силу особого в каждом случае Указа Президиума Верховного Совета СССР (ст. 7). Одноименный закон 1978 года определил, что лишить гражданства СССР можно в исключительном случае по решению Президиума Верховного Совета СССР, если лицо совершило действия, порочащие высокое звание гражданина СССР и наносящие ущерб престижу или государственной безопасности СССР3

Установление в России демократического режима стало основанием коренных изменению в регулировании  вопросов гражданства. Отныне в Российской Федерации никто не может быть лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство4.

 

 

 

 

2. Правовое положение иностранных граждан и лица без гражданства

 

Субъекты правоотношений – это индивиды или организации, которые на основании норм права могут быть участниками правоотношений, носителями субъективных прав и обязанностей. В административном праве под субъектом понимают лицо (индивид и организацию), которая по закону может быть участником административно-правовых отношений и носителем административных прав и обязанностей. Юридическая возможность индивида и организации быть участником различных правоотношений, носителями конкретных юридических прав и обязанностей связана с наличием определенных свойств, для обозначения которых применяется термин «правосубъектность». Правосубъектность как способ быть участниками правоотношений устанавливается правовыми нормами и  может быть различной  у  разных субъектов. В основном различают индивидуальных и коллективных субъектов права. К индивидуальным субъектам права относятся также иностранные граждане и лица без гражданства5. Вышесказанное подтверждается не только внутригосударственными, но и международными нормами права. Так, в статье 6 Всеобщей декларации прав человека 1948 года говорится: «Каждый человек, где бы он не находился, имеет право на признание его правосубъектности». Вышесказанное положение декларируется также Международным пактом о гражданских и политических правах 1966 года. 

  Для того чтобы  лицо, обладающее правосубъектностью  мог стать участником административно – правовых отношений он, наряду с общей правосубъектностью, должен также обладать административной правосубъектностью.    Административная правосубъектность включает две составляющие: административную правоспособность - это способность приобретать субъективные юридические права и обязанности административно-правового характера, т.е Она является частью общей правоспособности. Административная дееспособность - это практическая способность собственными действиями приобретать субъективные юридические права и обязанности, осуществлять и прекращать быть участником административно-правовых отношений. их, т.е. реализовывать свою административную правоспособность в рамках конкретных административных отношений.

Субъекты административного права, имеющие установленный  законом и административно - правовыми нормами  правовой статус, становятся участниками административных  правоотношений, тогда, когда практически осуществляют определенную за ними административную правоспособность. Наличие у иностранных граждан и лиц без гражданства административно - правовой правосубъенктности и факт участия в административно – правовых правоотношениях является очень важным, поскольку участие иностранных граждан и лиц без гражданства в административных правонарушениях является предпосылкой возникновения всех других правоотношений. 

Административно – правовой статус иностранных граждан и  лиц без гражданства в Российской Федерации определяется в первую очередь конституцией РФ 1993 года, в  частности статьями 27, 62, 63;  международными договорами РФ; Федеральным законом РФ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" от 25.07.2002г; Федеральном законом Российской Федерации от 18 июля 2006 г. №109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»; постановлением правительства и иными нормативно правовыми актами. 

Административно – правовой статус иностранных граждан и  лиц без гражданства представляет собой совокупность их прав и обязанностей, закрепленных нормами права и гарантированных государством.  Что касается содержания правового статуса иностранных граждан, то в структурном плане оно представлено правами, обязанностями и гарантиями их реализации.

          В соответствии с Законом РФ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" от 25.07.2002г №115-ФЗ  иностранный гражданин – это физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства.

Информация о работе Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства