Административно-правовой статус граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 05:02, контрольная работа

Описание работы

Основная цель работы – основываясь на теоретических исследованиях и нормативных материалах рассмотреть вопросы, касающиеся содержания административно-правового статуса граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, а также беженцев и вынужденных переселенцев.
Основными задачами являются: определить понятие административно-правового статуса человека и гражданина; раскрыть содержание административной правосубъектности граждан РФ; обозначит особенности административно-правового статуса иностранных граждан и апатридов; проанализировать элементы административно-правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1. Понятие административно-правового статуса граждан РФ……………….4
2. Содержание административной правосубъектности граждан Российской Федерации…………………………………………………………......................9
3. Особенности административно-правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации…………………...17
4. Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев………………..24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….............27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И НОРМАТИВНОГО МАТЕРИАЛА……………………………………………………………………28
Приложения……………………………………………………………… ……..29

Работа содержит 1 файл

АП.docx

— 60.58 Кб (Скачать)

Права граждан РФ, являющиеся составной частью их административно-правового статуса, весьма разнообразны и относятся к различным областям общественных отношений.  Условно их можно разделить на три группы:

1. Права граждан на участие  в государственном управлении.

В административно-правовых отношениях с участием граждан наиболее распространенными являются правовые отношения, складывающиеся по поводу реализации гражданами принадлежащих им прав и  свобод в сфере государственного управления. В ст. 32 Конституции РФ закреплено, что граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

Гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, имеет  право по достижении возраста, установленного Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов РФ, быть избранным в  органы государственной власти и  органы местного самоуправления независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к  религии, убеждений, принадлежности к  общественным объединениям, а также  других обстоятельств. Не имеют права быть избранными граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда, а также лица, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание на территории иностранного государства.

 Личное участие граждан  в государственном управлении  обеспечивается также их правом  на равный доступ к государственной  службе. В частности, на гражданскую  службу вправе поступать граждане  Российской Федерации, достигшие  возраста 18 лет (но не старше 65 лет), владеющие государственным  языком Российской Федерации  и соответствующие квалификационным  требованиям.

 Личное участие в  государственном управлении может  осуществляться путем публичного  выражения своего мнения. Граждане  Российской Федерации имеют право  собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. Федеральный закон от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ (ред. от 07.02.2011) «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» устанавливает, что публичное мероприятие - это открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики5.

 Граждане Российской  Федерации имеют право обращаться  лично, а также направлять индивидуальные  и коллективные обращения в  государственные органы и органы  местного самоуправления. Граждане  реализуют право на обращение  свободно и добровольно. Рассмотрение  обращений граждан осуществляется  бесплатно.

Непосредственное управление граждан делами государства может  осуществляться в форме референдума. Согласно Федеральному конституционному закону от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ (ред. от 24.04.2008) «О референдуме Российской Федерации» референдум Российской Федерации - это всенародное голосование граждан РФ, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения6. Референдум проводится на основе всеобщего равного прямого и свободного волеизъявления граждан Российской Федерации при тайном голосовании. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств. Граждане Российской Федерации участвуют в референдуме на равных основаниях.

Опосредованное участие  в государственном управлении осуществляется посредством выборов. В соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ (ред. от 25.07.2011) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, имеет право избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления7. Гражданин Российской Федерации, который достигнет на день голосования возраста 18 лет, вправе участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами других избирательных действиях, других действиях по подготовке и проведению референдума. Граждане Российской Федерации участвуют в выборах на равных основаниях.

Реализация прав и свобод граждан в сфере государственного управления предполагает наличие соответствующей  системы ее гарантий, которая представляет собой сложный механизм, объединяющий различные средства и способы, обеспечивающие благоприятные условия для претворения прав и свобод граждан в жизнь.

Различают общие, специальные  юридические и организационные  гарантии.

Среди общих различают  политические гарантии, способствующие активному участию граждан в  управлении делами государства. Граждане реализуют это право как непосредственно (выборы, референдум), так и через  своих представителей (органы государственной  власти). Политическими предпосылками  законности является режим демократии и гласность.

Экономические гарантии составляют необходимые материальные условия  для фактической реализации прав и свобод граждан то есть экономическую  свободу, равную защиту всех форм собственности, свободное перемещение товаров, услуг, финансовых средств и рабочей  силы.

Социальные гарантии призванные обеспечить достойную жизнь и  развитие человека, включают в себя поддержку материнства и детства, гарантированный минимальный размер оплаты труда, защиту прав граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (инвалиды, пенсионеры, сироты, безработные).

Немалое влияние на состояние  законности оказывают организационные  факторы, под которыми понимается деятельность различных государственных органов  и должностных лиц, обеспечивающая осуществление принадлежащим гражданам  прав и выполнение возложенных на них обязанностей. К организационным  факторам относятся: квалификация служащих, эффективность правовой подготовки кадров, ликвидация дублирующих функций  министерств и ведомств8.

Наиболее важным фактором, обеспечивающим административно- правовой статус гражданина являются юридические гарантии, наиболее эффективной формой, которых является судебная защита.

 2. Права граждан при получении гарантированной государством помощи и содействия от органов и учреждений.

Граждане имеют право  своевременно и полностью получать пенсионное обеспечение за счет средств  бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ (ред. от 11.07.2011) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» обязательное пенсионное страхование - это система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения9.

Граждане имеют право  на выбор места работы, в частности, путем бесплатного посредничества органов службы занятости. В соответствии со ст. 12 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 (ред. от 11.07.2011) «О занятости населения в Российской Федерации» гражданам Российской Федерации гарантируются: свобода выбора рода деятельности, профессии (специальности), вида и характера труда; защита от безработицы; бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости; информирование о положении на рынке труда10.

 Медицинское страхование  является формой социальной защиты  интересов населения в охране  здоровья. В соответствии с Федеральным  законом от 29.11.2010 №326-ФЗ (ред. от 14.06.2011) «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» обязательное медицинское страхование - вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования11.

3. Права граждан на защиту. К числу прав граждан на защиту относятся: право на административную жалобу; право на обращение в суд с заявлением об оспаривании действий (бездействия) и решений государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц; право на необходимую оборону; право на защиту в производстве по делам об административных правонарушениях.

 Административные обязанности  граждан также весьма многочисленны. Так, все граждане обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, санитарные правила и нормы, правила благоустройства населенных пунктов, сохранять природу и окружающую среду, регистрироваться по месту жительства и месту пребывания.

 Законодательство о  воинской обязанности и военной  службе обязывает отдельные категории  граждан Российской Федерации  состоять на воинском учете,  проходить военную службу по  призыву и военные сборы, участвовать  в мобилизационных мероприятиях.

 Разнообразные административные  обязанности возникают у граждан  в связи с осуществлением предпринимательской  и иной экономической деятельности. При осуществлении предпринимательской деятельности граждане обязаны зарегистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей в органах Федеральной налоговой службы, в установленных законом случаях - получить лицензию (разрешение) на осуществление отдельных видов деятельности, обеспечить сертификацию продукции, безопасность товаров, работ и услуг. Граждане-предприниматели обязаны в установленных законом случаях и объеме предоставлять информацию и документы о своей деятельности органам государственной власти и органам местного самоуправления, допускать должностных лиц для осуществления государственного контроля (надзора) и т.д.

 

 

 

 

3. Особенности административно-правового  положения иностранных граждан  и лиц без гражданства в  Российской Федерации

 

Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц  без гражданства определяется Конституцией РФ, Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан  в Российской Федерации»12, другими федеральными законами, межгосударственными договорами, заключенными Российской Федерацией, и другими правовыми актами.

Основу административно-правового статуса иностранных граждан и апатридов на территории Российской Федерации составляет часть 3 статьи 62 Конституции РФ, предусматривающая, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

В соответствии со ст. 2 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранным гражданином признается физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Лицом без гражданства признается физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства

 Для иностранных граждан  в Российской Федерации установлены три правовых режима: временное пребывание; временное проживание;  постоянное проживание.

 Временное пребывание  на территории России осуществляется в течение ограниченного срока на основании визы или, при установлении безвизового порядка, на основании миграционной карты.

 Срок временного пребывания  иностранного гражданина в РФ определяется сроком действия выданной ему визы, а срок временного пребывания иностранного гражданина, прибывшего в РФ в порядке, не требующем получения визы, не может превышать в общем случае 90 суток.

 Срок временного пребывания  иностранного гражданина в Российской  Федерации может быть соответственно  продлен либо сокращен в случаях,  если изменились условия или  перестали существовать обстоятельства, в связи с которыми ему был  разрешен въезд в Российскую  Федерацию. Решение о продлении  либо сокращении срока временного  пребывания иностранного гражданина  в Российской Федерации принимается  Министерством иностранных дел  РФ, Федеральной миграционной службой  или ее территориальными органами.

Временное пребывание на территории РФ осуществляется в течение длительного срока на основании разрешения на временное проживание. Разрешение на временное проживание подтверждает право иностранного гражданина временно проживать в РФ до получения вида на жительство и оформляется в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина. Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года.

Разрешение на временное  проживание может быть выдано иностранному гражданину в пределах квоты, ежегодно утверждаемой Правительством РФ с разбивкой  по субъектам РФ с учетом демографической  ситуации и возможностей субъектов  РФ по обустройству иностранных граждан. Иностранному гражданину, прибывшему в Россию в порядке, не требующем получения визы, разрешение на временное проживание выдается с учетом квоты.

Во всех случаях без  учета квоты разрешение на временное  проживание может быть выдано иностранному гражданину: родившемуся на территории РСФСР и состоявшему в прошлом в гражданстве СССР или родившемуся на территории Российской Федерации; признанному нетрудоспособным и имеющему дееспособных сына или дочь, состоящих в гражданстве Российской Федерации; имеющему хотя бы одного нетрудоспособного родителя, состоящего в гражданстве Российской Федерации; состоящему в браке с гражданином Российской Федерации, имеющим место жительства в Российской Федерации и др.

Информация о работе Административно-правовой статус граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства