Административно-правовой статус граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 05:02, контрольная работа

Описание работы

Основная цель работы – основываясь на теоретических исследованиях и нормативных материалах рассмотреть вопросы, касающиеся содержания административно-правового статуса граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, а также беженцев и вынужденных переселенцев.
Основными задачами являются: определить понятие административно-правового статуса человека и гражданина; раскрыть содержание административной правосубъектности граждан РФ; обозначит особенности административно-правового статуса иностранных граждан и апатридов; проанализировать элементы административно-правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1. Понятие административно-правового статуса граждан РФ……………….4
2. Содержание административной правосубъектности граждан Российской Федерации…………………………………………………………......................9
3. Особенности административно-правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации…………………...17
4. Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев………………..24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….............27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И НОРМАТИВНОГО МАТЕРИАЛА……………………………………………………………………28
Приложения……………………………………………………………… ……..29

Работа содержит 1 файл

АП.docx

— 60.58 Кб (Скачать)

ПЛАН

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

1. Понятие административно-правового статуса граждан РФ……………….4

2. Содержание административной правосубъектности граждан Российской Федерации…………………………………………………………......................9

3. Особенности административно-правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации…………………...17

4. Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев………………..24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….............27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И НОРМАТИВНОГО МАТЕРИАЛА……………………………………………………………………28

Приложения………………………………………………………………  ……..29

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Правовой  статус личности с давних времен являлся  предметом исследований многих ученых, мыслителей в области права, философии  и социологии.

В современном  законодательстве закрепляется принципиально  новая концепция прав человека, взаимоотношений  человека и государства по сравнению  с той, которая воплощалась в  законодательстве советского периода. В настоящее время одной из основных задач Российского государства является приведение законодательства в соответствие с общепризнанными международным сообществом стандартами прав и свобод человека. Суть новой концепции в том,  личность рассматривается как субъект правового статуса, ее интересы получают приоритет перед интересами государственными.

Административно-правовой статус  человека и гражданина, являясь производным  от общего правового статуса личности, определен Конституцией  РФ, ст.18 которой закрепляет, что права  и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применение законов, а также деятельность всех государственных органов и должностных  лиц.

Основная цель работы –  основываясь на теоретических исследованиях и нормативных материалах рассмотреть вопросы, касающиеся содержания административно-правового статуса граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, а также беженцев и вынужденных переселенцев.

Основными задачами являются: определить понятие административно-правового  статуса человека и гражданина; раскрыть содержание административной правосубъектности граждан РФ; обозначит особенности административно-правового статуса иностранных граждан и апатридов; проанализировать элементы административно-правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев. 

1. Понятие административно-правового  статуса граждан  РФ

 

Понятие административно-правового  статуса гражданина вытекает из общетеоретического понятия правового статуса личности.

Правовой статус личности - это совокупность всех присущих ей прав и обязанностей, закрепленных нормами права того или иного государства, а также признаваемыми этим государством нормами международного права. Элементом правового статуса является закрепленная этими нормами правосубъектность физического лица, которая состоит из двух основных звеньев: правоспособности и дееспособности.

 Административно-правовой  статус человека и гражданина, в свою очередь, это совокупность прав и обязанностей лица, закрепленных за ним нормами административного права. Его неотъемлемым элементом также выступает административная правосубъектность, т.е. сочетание правоспособности и дееспособности субъекта административного права.

Административно-правовой статус человека и гражданина является составной  частью общего правового статуса  личности и урегулирован нормами  конституционного и административного  права. Многие права и обязанности  человека и гражданина в административно-правовых отношениях производны от их конституционных  прав и обязанностей и находят  свое конкретное выражение в законах  и подзаконных административно-правовых актах, в актах органов местного самоуправления. Другие права и обязанности  не регламентируются конституционными нормами, но соответствуя духу Конституции  РФ, общей конституционной концепции  положения личности в России, устанавливаются  иными правовыми актами1.

 

Административно-правовые отношения возникают у человека и гражданина при взаимодействии с другими субъектами административного права: органами государственной власти и местного самоуправления, государственными и негосударственными организациями, предприятиями, учреждениями, общественными объединениями, должностными лицами всех этих органов и организаций, судами.

В административном праве дискуссионным является вопрос о характере административно-правового статуса различных его субъектов. Так, Ю.Н. Старилов отмечает, что «все субъекты административного права, с одной стороны, имеют свой особый административно-правовой статус». Однако далее исследователь пишет: «с другой стороны, все субъекты административного права обладают общими чертами, характеризующими их административную правоспособность». При этом Ю.Н. Старилов выделяет следующие признаки, определяющие общее в административной правоспособности субъектов административного права:

-  управленческая сущность  деятельности, проявляющаяся при  реализации административной правоспособности;

- наличие специальных  прав и обязанностей субъектов  административного права, способствующих  формированию организационных связей  и отношений в системе публичного  управления;

- юридическая властность  действий и распорядительность  решений, принимаемых некоторыми  субъектами административного права;

- реализация государственно-принудительных  полномочий, мер административного  принуждения;

- обеспечение защиты правоотношений, участниками которых являются  граждане;

- юридические гарантии  рассмотрения возникшего в системе  публичного управления правового  спора в административном или  судебном порядке2.

С такой позицией не согласен И.А. Полянский, по убеждению которого, у субъектов административного  права нет единого общего административно-правового  статуса. В частности, исследователь  пишет: «Их всех объединяет лишь то обстоятельство, что они обладают правами и обязанностями на основе норм административного права. Следовательно, правоспособность и дееспособность субъекта административного права также изменяется в зависимости от его конкретного административно-правового статуса»3.

В целом, можно согласиться  с мнением, что обозначенные                              Ю.Н. Стариловым признаки общности административно-правового статуса различных субъектов, действительно, являются наиболее специфичными в системе административного права, но не свойственны правоспособности всех субъектов административного права.

Административно-правовые отношения  личности с другими субъектами административного  права могут возникать как  на основе реализации прав человека и  гражданина или в связи с возложенными на них обязанностями в сфере  управления, так и при защите прав и свобод личности или нарушении  личностью своих обязанностей. В  этой связи в содержание административно-правового  статуса кроме прав и обязанностей личности включаются гарантии соблюдения этих прав и реализации обязанностей, механизм их охраны и защиты со стороны  органов государственной власти и местного самоуправления.

В систему административного  права входит большое число различных  норм, содержащихся в законах и  других правовых актах, которые устанавливают обязанности граждан в конкретных сферах деятельности. Такие нормы регулируют многие правила поведения граждан и направлены на защиту установленного порядка управления; охрану общественного порядка; защиту прав других граждан; охрану окружающей природной среды, памятников истории и культуры; предотвращение правонарушений на транспорте, в области дорожного, коммунального хозяйства и др. Соблюдение и исполнение всех этих норм является важнейшей обязанностью граждан как субъектов административного права.

Административно-правовой статус личности определяется прежде всего объемом и характером ее административной правосубъектности, которую, как уже отмечалось, образуют административная правоспособность и административная дееспособность.

Административная правоспособность - это признаваемая за личностью возможность быть субъектом административного права, способность иметь права и обязанности административно-правового характера.

 Основные права и  свободы человека принадлежат  ему от рождения, но ряд прав, особенно в сфере управления, лицо может приобрести и позже.  Административная правоспособность  в ряде случаев зависит от  возраста, состояния здоровья, образования,  других факторов и обстоятельств.

Конституцией РФ допускается ограничение прав граждан в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст. 55).

Так, например, правом быть избранным депутатом Государственной Думы Федерального Собрания возникает только у граждан РФ по достижении ими 21 года. Достаточно жесткие требования предъявляются к лицам, претендующим на должности судей: судьей может быть назначен гражданин РФ, достигший 25 лет, с высшим юридическим образованием и стажем работы по юридической профессии не менее пяти лет.

 

Административная правоспособность личности не может быть отчуждаема или передаваема, ее объем и содержание определяется и изменяется с помощью  норм административного права.

Административная правоспособность служит основой административной дееспособности личности, которая является условием реализации правоспособности, субъективных прав и обязанностей человека и гражданина в конкретных административно-правовых отношениях.

Административная дееспособность - это способность лица своими личными действиями осуществлять права, выполнять обязанности, предусмотренные административно-правовыми нормами, и нести ответственность в соответствии с этими нормами.

Административная дееспособность означает возможность практической реализации административной правоспособности.

На основе административной правоспособности лица, обладающие соответствующей  административной дееспособностью, осуществляют субъективные права и обязанности, вступая при этом в конкретные административные правоотношения.

Следует отметить, что иногда в юридической литературе, характеризуя административно-правовой статус гражданина,  выделяют особый элемент дееспособности – деликтоспособность.

Так, А.Ю. Малумов под деликтоспособностью определяет способность субъекта в соответствии с законом нести ответственность за свои неправомерные действия (в ряде случаев – за бездействие), в том числе подвергаться административному наказанию4.

 

 

2. Содержание административной  правосубъектности  граждан Российской Федерации

Наличие административной правосубъектности является необходимым условием для участия в административно-правовых отношениях.

Административно-правовой статус гражданина - это совокупность прав, обязанностей, гарантий и ответственности  гражданина как правосубъектного участника общественных отношений в сфере организации и осуществления государственного управления.

Административно-правовой статус граждан РФ определяется Конституцией РФ, Федеральным законом «О гражданстве  Российской Федерации», другими федеральными законами, иными правовыми актами.

Административная правосубъектность граждан РФ складывается из трех составляющих: административной правоспособности, административной дееспособности и административной деликтоспособности.

 Административная правоспособность - это способность иметь административные  права и нести административные обязанности. Объем административной правоспособности гражданина изменяется в течение всей его жизни в соответствии с законодательством. Изменение правоспособности происходит как в связи с действиями самого гражданина, так и в связи с действиями других лиц, а также в связи с наступлением определенных в законе событий.

Во многие административные правоотношения физическое лицо может  вступить только по достижении определенного  возраста, который в таких случаях  и является критерием административной правоспособности. Например, государственным  гражданским служащим может быть только лицо в возрасте от 18 до 65 лет. За рамками данных возрастных пределов физическое лицо в отношениях на государственной  гражданской службе является неправоспособным.

Административная дееспособность - это способность своими собственными действиями осуществлять административные права и исполнять административные обязанности. Объем административной дееспособности устанавливается в  законодательстве, может зависеть от возраста и вменяемости гражданина, но не может быть больше объема административной правоспособности гражданина.

Например, право гражданина на обращение в суд может быть реализовано гражданином самостоятельно по достижении возраста 18 лет, а по достижении возраста 14 лет - по делам, возникающим  из гражданских, семейных, трудовых и  публичных правоотношений.

 Как правило, административная  дееспособность возникает одновременно  с административной правоспособностью.  Это обусловлено значительным  личным элементом в отношениях, регулируемых административным  правом.

 Административная деликтоспособность - это способность нести административную ответственность.  Административная деликтоспособность граждан имеет четкие критерии, определенные в КоАП РФ: возраст и вменяемость. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет. Не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.

Информация о работе Административно-правовой статус граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства