Административное производство по жалобам граждан

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 08:54, контрольная работа

Описание работы

Одно из принципиальных отличий отечественного административного права заключается в том, что, в сравнении с советским периодом его развития, нормы данной отрасли права главным своим предназначением имеют регулирование и охрану прав и свобод российских граждан. В этой связи многократно возрастают значение и роль последних в системе субъектов административного права России. Не будет преувеличением утверждать, что правовое регулирование прав, свобод и обязанностей граждан, а также закрепление мер их защиты от административного произвола и ведомственных злоупотреблений ставится во главу угла административно-правового регулирования, а сами граждане обретают статус ведущего субъекта административного права.

Содержание

Содержание
Введение …………………………………………………………………. 3
Производство по жалобам граждан ……………………………… 6
Обжалование гражданами действий и решений
органов исполнительной власти и должностных лиц ……………… 13
Судебное обжалование ……………………………………………. 18
Заключение ………………………………………………………………... 27
Список литературы ……………………………………………………….. 29

Работа содержит 1 файл

пр-во по жалобам.doc

— 163.00 Кб (Скачать)

     Для уяснения юридических свойств и  процедур разрешения все обращения  граждан следует поделить на два  типа:

     1) административные, т. е. рассматриваемые  во внесудебном порядке, в административном  процессе;

     2) судебные, т. е. рассматриваемые судами в процессе осуществления правосудия, в порядке уголовного или гражданского судопроизводства. Иными словами, ко второму типу относятся обращения граждан в суд, решения по которым принимаются на основе норм УПК, АПК или ГПК. Все остальные жалобы, рассматриваемые судьями, являются административными.

     Здесь необходимо сделать несколько пояснений. Во-первых, в законодательстве обращения  первого типа называются жалобами, но иногда и заявлениями, апелляциями. Во-вторых, административные жалобы могут подаваться и в суды. Так, письма граждан по вопросам несвоевременного исполнения судебных решений, например, о взыскании алиментов, возмещении ущерба поступают в суды, а рассматриваются такие обращения не судом, а судьей, председателем суда в соответствии с нормами административного права. Таким образом, административная и судебная жалобы различаются, главным образом, не по адресату, а по порядку рассмотрения.

     Обращения граждан в суд закон называет жалобами и исками, и общее название — судебная жалоба — является в определенной степени условным. Среди них можно выделить жалобы:

     — на административные акты, рассматриваемые  в порядке административной юстиции; — по делам частного обвинения; — кассационные.

     Эти жалобы граждан являются юридическими фактами, приводящими в действие механизм правосудия, результат рассмотрения которых — акт правосудия, решающий судьбу возбужденного жалобой уголовного или гражданского дела.

     Право гражданина обжаловать акты субъектов  власти — атрибут демократического государственного строя. Оно вытекает из особенностей асимметричных, построенных на началах неравенства сторон, отношений. В таких правоотношениях одна из сторон, обладающая властными полномочиями, имеет право решать вопросы. Опыт развития человеческого общества свидетельствует о том, что акты субъектов власти могут быть дефектными, причины которых различны: выбор не самого лучшего варианта, из-за небрежности, пристрастности, некомпетентности, злоупотребление правом и др. Поэтому в интересах дела право одной стороны решать, использовать власть должно быть уравновешено правом другой стороны обжаловать акт, требовать его пересмотра.

     Право на жалобу является средством защиты прав и средством укрепления законности, вовлечения граждан в управление. И это одна из форм свободного выражения мнений.

     Наряду  с названными формами индивидуальной защиты гражданином своих прав, законодательно закреплены, фактически используются и коллективные формы защиты гражданами прав и интересов. Это коллективные жалобы, забастовки, разнообразные формы публичного выражения мнений (демонстрации, митинги, собрания, пикеты) и др.

     Право граждан на защиту значительно расширено  в 90-х годах: Конституцией РФ закреплено право на международно-правовую защиту, установлен институт уполномоченного по правам человека, право на необходимую оборону получило развитие в праве на оружие, резко увеличились юридические возможности судебного обжалования, возникли новые правозащитные организации. Но реальная защищенность граждан зависит не только от количества и качества юридических норм, работы правоохранительных органов и негосударственных организаций. Резкий рост экономических и насильственных правонарушений, ослабление государственной власти по ряду объективных и субъективных причин значительно ослабили реальную защищенность прав граждан. Сейчас их недостаточно защищают милиция, суды, органы исполнительной власти часто не принимают необходимых мер по их жалобам. Юридические механизмы правозащитной деятельности по экономическим, организационным и иным причинам в полной мере не используются. Чтобы фактически усилить защиту прав граждан предстоит сделать еще очень многое.

     Право на специальную административную жалобу, чаще всего является еще одним способом защиты прав, оно не конкурирует с правом на общую административную жалобу, а дополняет его.

     Специальная жалоба характеризуется следующими признаками:

     1) наличием специальных норм, устанавливающих особый порядок ее рассмотрения;

     2) специальными основаниями для  обжалования (приказ руководителя, постановление по делу об административном правонарушении и т. п.), прямо названными в законе;

     3) четким определением субъектов  права, признанием таковыми, как правило, лишь определенных, лично заинтересованных в деле лиц и их законных представителей;

     4) составлением обязательно в письменной  форме, наличием адресатов жалобы;

     5) специальными сроками подачи  жалобы;

     6) процедурными особенностями в  производстве по конкретным видам жалоб;

     7) специальными, более краткими, сроками  ее рассмотрения. Анализ соотношения  специальной и общей жалоб  позволяет более четко уяснить  смысл ряда положений специальных  норм об обжаловании. 

     Сопоставление общей и специальной, предусмотренной КоАП РФ, жалоб позволяет выявить их отличия. Во-первых, такая специальная жалоба может быть подана только лицом, привлеченным к ответственности, потерпевшим, законным представителем физического или юридического лица или от их имени адвокатом (ст. 25.1-25.5 КоАП РФ), а общая жалоба — каждым гражданином. Во-вторых, специальная жалоба данного вида должна быть письменной, а для общей жалобы форма не установлена. В-третьих, адресатами специальной административной жалобы выступают вышестоящие органы. Круг же адресатов общих жалоб значительно шире. В-четвертых, специальная жалоба должна быть направлена адресату в определенный срок (десять дней) со дня вынесения постановления, а для общей сроки не определены. В-пятых, подача в установленный срок специальной жалобы приостанавливает исполнение постановления о наложении административного взыскания, обращение же с общей жалобой таких последствий не влечет. В-шестых, специальная жалоба подается через орган, вынесший постановление, который обязан в течение трех суток направить ее вместе с делом по подведомственности (ч. 4 ст. 30.2 КоАП РФ). Общую жалобу гражданин может направить по своему усмотрению прямо одному из многих адресатов. В-седьмых, жалоба в порядке производства по делам об административных правонарушениях рассматривается уполномоченным на то органом в 10-дневный срок. Для разрешения общих жалоб законодательством установлены иные сроки.

     Из  приведенного примера очевидно, что  право на специальную жалобу намного уже права на общую жалобу. Анализ законодательства позволяет сделать вывод, что установление специального обжалования преследует цель более квалифицированно и в сжатые сроки пересматривать дела, а следовательно, усилить защиту прав граждан. В самом деле, такие обращения адресуются органам, уполномоченным принимать решения по существу. Установление кратких сроков обжалования призвано побудить граждан действовать более оперативно, к тому же в ряде случаев установлены более краткие сроки рассмотрения специальных жалоб.

     3. Судебное обжалование

     Судебный  порядок рассмотрения жалоб является надежным способом охраны прав граждан, особенно в тех случаях, когда  их права и интересы нарушаются неправомерными действиями должностных лиц. Это обусловлено тем, что дела рассматриваются свободными от ведомственных влияний и интересов судьями, которые независимы, обладают необходимой для разбирательства дел квалификацией, а сама процедура судебного разбирательства наилучшим образом приспособлена для выявления истины12.

     Жалоба  подается в суд по месту жительства гражданина, заявитель лично участвует в рассмотрении дела и может активно защищать свои интересы, в судебном разбирательстве он выступает стороной, равноправной с другой стороной по делу, которой является субъект власти, чьи действия обжалуются.

     Судебный  надзор за законностью административной деятельности представляет собой вид государственного контроля13.

     Его специфика состоит в том, что  проверка законности действий органов власти осуществляется органом правосудия только в ходе разбирательства конкретных уголовных, гражданских или административных дел, в особом, процессуальном порядке. В отличие от органов прокуратуры, суды проверяют законность действий органов власти только при разрешении гражданских дел по жалобам, искам и при рассмотрении уголовных дел. Суд не может провести проверку актов по своей инициативе.

     Отличие судебного надзора от контроля, осуществляемого  исполнительными органами, состоит и в том, что суд проверяет законность властного акта, а субъекты административной власти часто проверяют и законность, и целесообразность действий. Субъекты контроля наделены широкими возможностями для реагирования на нарушение законности, а суд вправе только отменить или изменить незаконный акт, взыскать ущерб, вынести частное определение или возбудить уголовное дело. Надзор является разновидностью контроля, он состоит в проверке только законности действий, его можно понимать как контроль за законностью.

     Все формы судебного надзора за законностью  административных актов следует разделить на прямой и косвенный надзор. В тех случаях, когда суд специально рассматривает жалобы граждан, его основной задачей является проверка законности актов, которые он вправе отменить, изменить (прямой надзор). При рассмотрении уголовных, гражданских, административных дел суд (судья) проверяет все обстоятельства, имеющие значение для дела, в том числе и законность административных актов, но не вправе отменить, изменить их (косвенный надзор). В этом случае незаконность акта учитывается при вынесении приговора, решения, постановления, а также служит основанием для частного определения.

     Рассмотрение  судами жалоб граждан на акты должностных  лиц и органов исполнительной власти — это административная юстиция или правосудие по административным делам. Административная юстиция в Российской Федерации характеризуется следующими особенностями:

     1) это — разрешение спора между  гражданином и субъектом власти  о законности действий последнего;

     2) споры разрешаются обычными судами;

     3) порядок рассмотрения дел регламентируется  нормами ГПК РФ и АПК РФ.

     В настоящее время следует различать  два способа судебного обжалования: 1) по общему праву и 2) на основе специальных норм. Соответственно есть общие и специальные судебные жалобы.

     Судебные  жалобы граждан можно различать  и по адресатам: в суды общей юрисдикции, в арбитражные и конституционные (уставные) суды.

     Обжалование по общему праву в суды общей юрисдикции регламентируется Законом Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 14 декабря 1995 г.)14.

     В соответствии с законом каждый гражданин  вправе обратиться с жалобой в  суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий, общественных объединений, должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы.

     В суд могут быть обжалованы коллегиальные  и единоличные действия (решения), в результате которых: — нарушены права и свободы гражданина; — созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод;

     — незаконно на гражданина возложена  какая-либо обязанность, или он незаконно  привлечен к какой-либо ответственности.

     Суды  рассматривают жалобы на любые действия (решения), нарушающие права и свободы граждан, кроме тех, в отношении которых законодательством предусмотрен иной порядок судебного обжалования.

     Гражданин вправе обратиться с жалобой на действия (решения), нарушающие его права и свободы, либо непосредственно в районный, городской суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности органу, учреждению, предприятию или объединению, общественному объединению, должностному лицу. Он (оно) обязан рассмотреть жалобу в месячный срок. Если гражданину в удовлетворении жалобы отказано, или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться с жалобой в суд.

Информация о работе Административное производство по жалобам граждан