Административное производство по жалобам граждан

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 08:54, контрольная работа

Описание работы

Одно из принципиальных отличий отечественного административного права заключается в том, что, в сравнении с советским периодом его развития, нормы данной отрасли права главным своим предназначением имеют регулирование и охрану прав и свобод российских граждан. В этой связи многократно возрастают значение и роль последних в системе субъектов административного права России. Не будет преувеличением утверждать, что правовое регулирование прав, свобод и обязанностей граждан, а также закрепление мер их защиты от административного произвола и ведомственных злоупотреблений ставится во главу угла административно-правового регулирования, а сами граждане обретают статус ведущего субъекта административного права.

Содержание

Содержание
Введение …………………………………………………………………. 3
Производство по жалобам граждан ……………………………… 6
Обжалование гражданами действий и решений
органов исполнительной власти и должностных лиц ……………… 13
Судебное обжалование ……………………………………………. 18
Заключение ………………………………………………………………... 27
Список литературы ……………………………………………………….. 29

Работа содержит 1 файл

пр-во по жалобам.doc

— 163.00 Кб (Скачать)

     Содержание

Введение ………………………………………………………………….  3

  1. Производство по жалобам граждан ……………………………… 6
  2. Обжалование гражданами действий и решений

    органов исполнительной власти и должностных лиц ……………… 13

  1. Судебное обжалование ……………………………………………. 18

Заключение ………………………………………………………………... 27

Список литературы ……………………………………………………….. 29

 

      Введение

     Одно  из принципиальных отличий отечественного административного права заключается  в том, что, в сравнении с советским  периодом его развития, нормы данной отрасли права главным своим предназначением имеют регулирование и охрану прав и свобод российских граждан. В этой связи многократно возрастают значение и роль последних в системе субъектов административного права России. Не будет преувеличением утверждать, что правовое регулирование прав, свобод и обязанностей граждан, а также закрепление мер их защиты от административного произвола и ведомственных злоупотреблений ставится во главу угла административно-правового регулирования, а сами граждане обретают статус ведущего субъекта административного права.

     Перенос центра тяжести административного  законодательства на создание усилиями органов и должностных лиц  государственного и муниципального управления надлежащих условий для  полноценной реализации прав и свобод актуализирует научное осмысление административно-правового статуса граждан и его законодательного обеспечения. Однако приходится констатировать, что преимущественное внимание исследователей административного права традиционно сосредоточено на таких его категориальных (понятийных) составляющих, как государственное управление, исполнительная власть, органы государственного управления (органы исполнительной власти), государственная служба, правовые акты управления, административно-правовые методы, административное принуждение, административный процесс, административно-правовые режимы1. Не умаляя значения перечисленных и иных институтов административного права, все же нельзя не признать, что по своей юридической природе они производны от правового статуса граждан в сфере управления. Именно обеспечение и защита прав и свобод граждан наполняют деятельность государственных органов и органов местного самоуправления социальным смыслом, служат целевым ориентиром всех управленческих действий и решений, способствуют реальному человеческому измерению эффективности деятельности государственной и муниципальной администрации.

     Соответственно, главной составляющей предмета административного  права, его ядром становится система  отношений публичной администрации  с гражданами и их организациями, а основной задачей административного законодательства - правовое обеспечение конституционных прав и обязанностей граждан2. Это обусловливает необходимость тщательного исследования структуры, особенностей и способов (приемов) законодательного оформления административно-правового статуса российских граждан3.

      Укрепление  гарантий прав граждан и охрана их законных интересов - необходимое условие  нормального функционирования политической системы, развития государственности. В любом демократическом государстве  действует целая система организационно-правовых способов обеспечения законности, защиты прав и свобод граждан. Среди них важное место принадлежит судебному контролю. Понятие судебного контроля, как известно, довольно емкое и широкое, включающее различные формы. Одной из них является судебный порядок рассмотрения жалоб граждан. Возможность обжалования действий, решений органов государственной власти, должностных лиц, государственных служащих, установленный законодательством порядок рассмотрения таких жалоб представляет собой существенную гарантию реализации прав граждан.

      В условиях разделения властей значительно  возрастает роль судебной власти в  деле защиты прав и законных интересов  граждан. Для выполнения этой задачи у суда есть эффективное средство, закрепленное в ч.1 ст. 120 Конституции РФ, где записано: "Суды независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону". Эта существенная новелла, поскольку до принятия Конституции РФ 1993 года речь шла о подчинении судей лишь закону. Следует отметить, что суд должен подчиняться такому закону, который не противоречит Конституции, иначе этот орган не сможет обеспечить ее прямое действие.

      В настоящее время расширилась  сфера реализации функций правосудия как средства защиты гражданина от произвольных действий со стороны государственных и муниципальных органов, должностных лиц и т.д. Вместе с тем следует отметить, что в нашей стране существует два основных способа защиты прав граждан: судебный и административный.

      В данной курсовой работе автор постарается рассмотреть производство по жалобам и заявлениям граждан (как в административном, так и в судебном порядке).

 

      1. Производство по жалобам граждан

     "Жалоба", "заявление", "ходатайство" - понятия широко известные и  в общем смысле чем-то схожие. Под этими терминами подразумевается обращение гражданина (или нескольких лиц), устное или письменное, в любые официальные (государственные, общественные, местного самоуправления и т.п.) органы.

     Основное  отличие между ними - предмет обращения.

     Жалоба - это просьба об устранении какого-либо обстоятельства или о восстановлении справедливости, связанные с нарушением прав и законных интересов заявителя.

     Заявление (ходатайство) - обращение, не связанное (в отличие от жалобы) с нарушением прав и законных интересов и не содержащее поэтому требования об устранении такого нарушения.

     Заявления подаются, во-первых, в целях реализации права или законного интереса гражданина (например, заявление о  приеме на работу) и, во-вторых, для сообщения  о недостатках в работе предприятий и организаций и внесения предложений по устранению этих недостатков.

     Право на жалобу (заявление) имеет не только любой гражданин России, но и лица без гражданства и иностранцы.

     Теперь  остановимся на процессуальном смысле перечисленных понятий. Ходатайство, например, это официальная просьба о совершении какого-либо процессуального действия или принятия решения, обращенная к органу дознания, следствия, прокурору или суду. Заявление (в том числе и исковое) - форма обращения в суд.

     Жалоба  может быть кассационной - обращенной в вышестоящий суд с просьбой об изменении приговора или решения, вынесенного судом первой инстанции; на отказ в совершении нотариального действия и т.д. (более подробно остановимся на них далее). В этом случае право принесения жалобы (заявления, ходатайства) имеет ограниченный законом узкий круг лиц: подозреваемый, обвиняемый, их законные представители, защитник (адвокат), потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик, их представители, прокурор, общественный обвинитель (защитник) - в уголовном процессе; истец, ответчик, третьи лица, заявитель, их представитель (адвокат), прокурор - в гражданском процессе.

     Право гражданина на жалобу (обращение) гарантируется  Конституцией РФ (ст. 33), а порядок  рассмотрения - до сих пор действующим  документом еще советского периода - Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. N 2534-VII "О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан" (в ред. от 2 февраля 1988 г.)4.

     Жалоба (заявление), как и любой другой официальный документ, должна быть правильно оформлена.

     Если  гражданин обращается к официальному лицу устно, его обращение должно быть зарегистрировано в специальном  журнале. Если же жалоба изложена письменно, то она должна быть в обязательном порядке подписана обратившимся с указанием фамилии, имени, отчества и содержать помимо изложенного существа дела данные о месте жительства, работы или учебы5.

     Обращение, не содержащее перечисленных сведений, признается анонимным и рассмотрению не подлежит.

     Запрещено направлять жалобы граждан для разрешения тем органам или должностным лицам, действия которых обжалуются.

     Закон обязывает государственные органы и должностных лиц при рассмотрении заявлений и жалоб внимательно  разбираться в их существе, в случае необходимости истребовать нужные документы, направлять работников на места для проверки, принимать любые другие меры для объективного разрешения вопроса. О своих решениях, принятых по заявлениям и жалобам, руководители обязаны известить подавшего заявление или жалобу в письменной или устной форме. В случае отказа в ответе должны быть изложены мотивы.

     Гражданин, не согласный с решением, принятым по его жалобе (заявлению), имеет  право обжаловать это решение  в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу или в суд.

     На  рассмотрение жалоб и заявлений отводится срок до одного месяца со дня их поступления (принятия).

     В тех случаях, когда для разрешения заявления или жалобы необходимо проведение специальной проверки, истребование дополнительных материалов либо принятие других мер, сроки разрешения жалобы (заявления) могут быть продлены руководителем (заместителем) соответствующего органа, но не более чем на один месяц, с сообщением об этом гражданину, подавшему жалобу (заявление).

     Для подавшего жалобу в клеветнических целях предусмотрена ответственность в соответствии с законодательством (административным, уголовным либо гражданским).

     Право на общую административную жалобу является абсолютным, неограниченным, неотчуждаемым правом гражданина. Каждый дееспособный человек может подать ее по любому значимому для него поводу, в любое время. Для реализации этого права не нужно чьего-либо предварительного согласия. Ему корреспондирует абсолютная обязанность субъектов государственной власти разъяснять гражданам их право на обжалование, принимать, регистрировать, рассматривать жалобы, давать ответы заявителям.

     Право на жалобу не ограничено по содержанию и по форме. Обжалованы могут быть любые действия, а также бездействие  работников государственных органов, предприятий, учреждений, организаций, расцениваемые как неправильные. Предмет жалобы — не только незаконные, но и нецелесообразные или аморальные деяния. В письмах граждан зачастую речь идет о неправильном использовании свободы усмотрения, несправедливом решении вопросов, отсутствии должной четкости, бестактности, невнимания к критическим замечаниям, использовании устаревших приемов в работе, необоснованном выборе площадок для нового строительства и др.

     Предметом жалобы могут быть деяния, ущемляющие права и законные интересы как  самого гражданина, так и других лиц. Обращение гражданина может быть направлено на защиту не только чьих-то личных, но и общественных интересов.

     Очень широко граждане используют право обжаловать индивидуальные административные акты. Реже встречаются жалобы о незаконности нормативных актов, хотя такие обращения граждан к автору акта или в иной компетентный орган вполне правомерны.

     В юридических нормах говорится об обжаловании действий должностных  лиц, государственных и общественных органов. На практике данное положение толкуется значительно шире. Нередко граждане пишут о бездействии должностных лиц, о непринятии надлежащих мер к нарушителям общественного порядка, обжалуют действия работников, не являющихся должностными лицами. Можно найти немало писем, содержащих претензии граждан к работе аптек, больниц, клубов, школ и других социально-культурных учреждений.

     Таким образом, действующее законодательство и сложившаяся практика почти не знают ограничений права граждан на общую жалобу по содержанию. Обжалованы могут быть незаконные, нецелесообразные и аморальные деяния, индивидуальные и нормативные акты, действия и бездействие в сфере управления, производства, обслуживания. Субъекты обжалуемых деяний - не только органы, но и предприятия, учреждения, организации, не только должностные лица, но и рядовые служащие. Обращение может быть подано с целью защиты личных прав и интересов, прав и интересов других лиц, публичных прав и интересов.

     По  форме общая жалоба может быть письменной или устной и даже переданной по телефону, радио, индивидуальной и коллективной. Законодательными актами установлено, что граждане вправе направлять жалобы в компетентные органы управления, депутатам, в прокуратуру, общественные и международные организации.

Информация о работе Административное производство по жалобам граждан