Административное принуждение

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 17:09, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ понятия и сущности административного принуждения.
К задачам исследования можно отнести следующие:
определение места принуждения в системе социального регулирования;
определение видов осуществления исполнительной власти;
определение существенных признаков административного принуждения;
определение соотношения понятий «административное принуждение» и «административная ответственность»;
анализ видов административного принуждения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Принуждение как метод осуществления государственной власти 5
1.1. Место принуждения в системе социального регулирования 5
1.2. Понятие и виды административно-правовых методов реализации исполнительной власти 8
Глава 2. Понятие, сущность и виды административного принуждения 12
2.1. Понятие и сущность административного принуждения 12
2.2. Соотношение административной ответственности и административного принуждения 22
2.3. Виды административного принуждения 28
Заключение 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 42

Работа содержит 1 файл

административное принуждение.docx

— 77.07 Кб (Скачать)

Меры взыскания.

Меры административного взыскания  представляют собой вид административной ответственности, применяется за совершение определенных правонарушений, а также для предупреждения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Административное взыскание занимает особое место в системе мер  административного принуждения. Их особенность состоит в следующем:

  • они носят ярко выраженный санкционный характер,
  • воспитательное воздействие от их применения наиболее высоко, поскольку достигается простым, быстрым и наглядным способом;
  • взыскания могут применять не только органы государственного управления, но и другие субъекты право применения;
  • все административные взыскания налагаются на основе специального индивидуального акта управления — постановления или решения;
  • наложение административных взысканий осуществляется уполномоченными на то органами милиции в определенном процессуальном порядке, при котором учитывается характер правонарушения, личность нарушителя, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность;
  • являются эффективным средством реализации института ответственности (обязанность гражданина дать отчет о своем неправомерном поведении и понести наказание в виде административного взыскания).

За совершение административных правонарушений могут применяться следующие  административные наказания, предусмотренные  статьей 3.2. КоАП РФ27:

-Предупреждение.

-Административный штраф.

-Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения.

-Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения.

-Лишение специального права, предоставленного физическому лицу (права управления транспортными средствами, права охоты, права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств, применяется на срок от 15 дней до 3 лет за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом).

-Административный арест — устанавливается и применяется лишь в исключительных случаях на срок до 15 суток (а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции до 30 суток). Административный арест назначается районным судом или мировым судьей.

-Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства — применяется при незаконном въезде в РФ.

-Дисквалификация — заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

КоАП РФ предусматривает ряд  ограничений применения административных наказаний. Например, административный арест не может применяться к несовершеннолетним, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, беременным женщинам, инвалидам первой и второй групп.

Наказание за административное правонарушение налагается уполномоченным органом  в соответствии с КоАП РФ и другими  законами об административных правонарушениях  при рассмотрении дела об административном правонарушении. О совершении административного  правонарушения, как правило, составляется протокол. О вынесении административного  наказания, как правило, выносится  постановление. Наказание налагается в пределах, установленных Кодексом или другим нормативным правовым актом (законом), предусматривающим  административную ответственность. При  наложении наказания учитываются  характер совершенного правонарушения, личность правонарушителя, степень  его вины, имущественное положение, а также обстоятельства, смягчающие ответственность (например, устранение причиненного вреда, совершение правонарушения несовершеннолетним) и отягчающие ответственность (например, продолжение противоправного  деяния, несмотря на требования уполномоченных лиц прекратить его, совершение правонарушения группой лиц).

Итак, административное взыскание  — это мера наказания, применяемая  уполномоченными на то государственными органами (должностными лицами), а в  предусмотренных законом случаях  — народными судами (народными  судьями), а также общественными  организациями и их законными  представителями, к лицам, виновным в совершении административного  проступка.

Административно-восстановительные  меры

Отмечая большое значение предупредительных  средств, следует признать, что они  не являются принудительными. А вот  восстановительные санкции — это особый вид административного принуждения.

Восстановительные и пресекательные средства прямо, непосредственно восстанавливают правопорядок, прекращают неправомерное поведение (снос самовольно возведенных строений, взыскание недоимки, приостановление работы, задержание и др.). Это средства прямого понуждения к обеспечению правопорядка. А взыскания — это меры негативного стимулирования. Кара (наказание, взыскание) побуждает нарушителя и иных граждан не нарушать правовые нормы, воздействует на их поведение косвенно.

Восстановительные меры применяются  с целью возмещения причиненного ущерба, восстановления прежнего положения  вещей. Поэтому вид и размер этих мер зависит от характера и  размера вреда, причиненного неправомерным  деянием.

К ним относятся: меры материальной ответственности (взыскание ущерба), снос самовольно возведенных строений и сооружений, административное выселение  из самовольно занятых жилых помещений, изъятие у организаций незаконно  полученного, пеня, взыскание недоимки.

Самовольно возведенные жилые  и нежилые строения (дома, дачи, гаражи, сараи и т. п.) могут быть снесены. Вначале глава администрации  обязывает правонарушителя своими силами и за свой счет снести самовольно возведенное строение и привести земельный участок в порядок. В случае, если это требование не будет выполнено в месячный срок, он дает распоряжение муниципальным органам о сносе строения своими силами за счет виновного.

Изъятие у предприятий и учреждений незаконно полученного состоит  во взимании в доход бюджета сумм, полученных предприятиями и организациями  путем нарушения финансовой дисциплины, законодательства о ценах, реализации нестандартной продукции и т. д.

Постановления об изъятии принимаются  государственными органами, осуществляющими  контроль за хозяйственной деятельностью юридических лиц (органами стандартизации, контроля за ценами и др.).

Административно-восстановительными мерами являются и так называемые финансовые санкции: взыскание недоимки, пеня. Недоимка — это не внесенная  в срок в бюджет или в государственные внебюджетные фонды сумма налогов и других обязательных платежей.

Пеня — это взыскание за каждый день просрочки (задержки) установленной процентной ставки от суммы просроченного платежа. Начисляется она за каждый день просрочки. В случаях нарушения финансовой дисциплины пеня, как правило, применяется одновременно со взысканием недоимок.

 

Заключение

 

Итак, правильное использование метода принуждения органами государственного управления, в том числе органами внутренних дел, обеспечивает эффективность  управленческой деятельности, функционирования административно-правовых институтов, незыблемость правопорядка, создает  условия для постепенного сокращения и ликвидации правонарушений.

Принуждение в сфере управленческой деятельности направлено к тому, чтобы  обеспечить:

  • правомерность поведения участников управленческих отношений;
  • функционирование и защиту такого режима, при котором бы неукоснительно выполнялись правовые предписания;
  • существования устойчивой системы управленческих отношений, базирующихся на основах законности.

Принуждение является в полной мере правовым, подчиняется общим принципам  права, применяется на основе строгой  правовой регламентации, нормативного установления оснований, порядка и  процедуры реализации, конкретных мер  принудительного воздействия.

Назначение принуждения состоит  в восстановлении социальной справедливости, воспитании правонарушителей, предупреждении новых правонарушений. При этом принуждение  не имеет цели причинить нарушителю физические страдания или унизить  его человеческое достоинство.

 Вместе с тем оно содержит  карательный и устрашающий элементы, которые, однако, носят подчинительный  характер и направлены на предупреждение  правонарушений, воспитание и исправление  лиц, их совершивших.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

I. Нормативные акты

      1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года) // Российская газета. 1993. 25 декабря.
      2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон № 195-ФЗ от 30 декабря 2001 года // Российская газета. 2001. 31 декабря.
      3. О концепции правовой информатизации России: Указ Президента Российской Федерации от 28 июня 1993 года // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 27. Ст. 2521.

II. Литература

      1. Aлeхин А. П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации: Учебник. М.: Зерцало, 2005. 911 с.
      2. Административное право и административная деятельность органов внутренних дел: Учебник / Под ред. Л. Л. Попова. М.: Академия МВД СССР, 1990. 376 с.
      3. Базылев Б. Т. Государственное принуждение и правовые формы его осуществления в советском обществе: Автореф. дисс.: канд. юрид. наук. Киев, 1968. 22 с.
      4. Бахрах Д. Н. Административное право: Учебник. Общая часть. М.: Бек, 2001. 524 с.
      5. Бахрах Д. Н. Административное принуждение в СССР, его виды и основные тенденции развития. М., 1972. 187 с.
      6. Бернштейн Д. И. Правовая ответственность как вид социальной ответственности и пути ее обеспечения: Монография. Ташкент, 1989. 411 с.
      7. Венгеров А. Б. Теория государства и права: Учебник. М.: Юрист, 2005. 336 с.
      8. Веремеенко И. И. Административно-правовые санкции. М.: Юридическая литература, 1975. 78 с.
      9. Ветров Н. И. Профилактика правонарушений среди молодежи. М.: Юридическая литература, 1980. 187 с.
      10. Дихтиевский П. В. Теоретические и практические проблемы административного принуждения в системе личной безопасности // Журнал российского права. 2004. № 11. С. 59-67.
      11. Клюшниченко А. П. Меры административного принуждения, применяемые милицией (Особенности. Классификация. Система выражения): Учебное пособие. Научно-исследовательский и редакционно-издательский отдел. Киев, 1979. 97 с.
      12. Козюбра Н. И. Убеждение и принуждение в советском праве. Киев: Наукова думка, 1979. 308 с.
      13. Кононов П. И. Законодательство об административном принуждении: проблемы кодификации // Журнал российского права. 1998. № 8. С. 27-34.
      14. Коренев А. П. Административное право России. Ч. 1. М., 2004. 324 с.
      15. Ксензова Г. Ю. Оценочная деятельность учителя: Учебно-методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2001. 210 с.
      16. Ксензова Г. Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно-методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2000. 117 с.
      17. Попов Л. Л. Убеждение и принуждение. М.: Московский рабочий, 1968. 211 с.
      18. Советское административное право. Методы и формы государственного управления. М.: Юридическая литература, 1977. 97 с.
      19. Студеникина М. С. Соотношение административного принуждения и административной ответственности // Советское государство и право. 1968. № 10. С. 69-73.
      20. Теория управления в сфере правоохранительной деятельности: Учебник / Под ред. д.ю.н., проф. В.Д. Малкова. М., 2004. 521 с.

1 Венгеров А. Б. Теория государства и права: Учебник. М.: Юрист, 2005. С. 198.

2 О концепции правовой информатизации России: Указ Президента Российской Федерации от 28 июня 1993 года // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 27. Ст. 2521.

3 Попов Л. Л. Убеждение и принуждение. М.: Московский рабочий, 1968.

4 Клюшниченко А. П. Меры административного принуждения, применяемые милицией (Особенности. Классификация. Система выражения): Учебное пособие. Научно-исследовательский и редакционно-издательский отдел. Киев, 1979. С. 13.

5 Козюбра Н. И. Убеждение и принуждение в советском праве. Киев: Наукова думка, 1979.

6 Веремеенко И. И. Административно-правовые санкции. М.: Юридическая литература, 1975. С. 60-61.

7 Aлexuн А. П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации: Учебник. М.: Зерцало, 2005. С. 276.

8 Попов Л. Л. Указ. соч. С. 13; Алехин А. П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. Указ. соч. С. 276.

9 Бернштейн Д. И. Правовая ответственность как вид социальной ответственности и пути ее обеспечения: Монография. Ташкент, 1989. С. 47.

10 Бахрах Д. Н. Административное право: Учебник. Общая часть. М.: Бек, 2001. С. 189.

11 Базылев Б. Т. Государственное принуждение и правовые формы его осуществления в советском обществе: Автореф. дисс.: канд. юрид. наук. Киев, 1968. С. 7.

12 Козюбра Н. И. Указ. соч. С. 18.

13 Клюшниченко A. П. Указ. соч. С. 277.

14 Теория управления в сфере правоохранительной деятельности: Учебник / Под ред. д. ю. н., проф. В. Д. Малкова. М., 2004. С. 155.

15 Ксензова Г. Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно-методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2000. С. 37; Она же. Оценочная деятельность учителя: Учебно-методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2001. С. 23.

16 Студеникина М. С. Соотношение административного принуждения и административной ответственности // Советское государство и право. 1968. № 10; Бахрах Д. Н. Административное право. М., 1996. С. 257-258.

17 См., например: Коренев А. П. Административное право России. Ч. 1. М., 2004. С. 209-210.

18 Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года) // Российская газета. 1993. 25 декабря.

19 Кононов П. И. Законодательство об административном принуждении: проблемы кодификации // Журнал российского права. 1998. № 8. С. 27-28.

20 См., например: Там же. 27-30.

21 Ветров Н. И. Профилактика правонарушений среди молодежи. М.: Юридическая литература, 1980. С. 98.

22 Дихтиевский П. В. Теоретические и практические проблемы административного принуждения в системе личной безопасности // Журнал российского права. 2004. № 11. С. 59.

Информация о работе Административное принуждение