Административное принуждение: понятие, виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 10:55, дипломная работа

Описание работы

Основная цель дипломной работы заключается в комплексном исследовании понятия и вида административного принуждения. Для достижения этой цели в дипломной работе представляется необходимым:
- выяснить правовую природу административного принуждения и административного пресечения как его вида;
- сформулировать определение понятия «меры административного пресечения»;
- классифицировать и детально рассмотреть виды мер административного пресечения;
- проанализировать осуществление контроля за соблюдением законности при применении мер административного принуждения уполномоченными органами.

Содержание

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 3
ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. ПРАВОВАЯ ПРИРОДА АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ 8
1.1. Государственное принуждение как форма реализации государственной власти 8
1.2. Административное принуждение: понятие, признаки 20
1.3. Основание применения мер административного принуждения 30
1.4. Система органов применяющих административное принуждение 35
Глава 2. ВИДЫ МЕР АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ 46
2.1. Административно-предупредительные меры 46
2.2. Меры административного пресечения 51
2.3. Меры административного процессуального обеспечения 55
2.4. Меры административного наказания 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 91

Работа содержит 1 файл

Диплом.doc

— 372.00 Кб (Скачать)

Основными задачами МЧС России являются:

- выработка  и реализация государственной  политики в области гражданской  обороны, защиты населения и  территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, а также безопасности людей на водных объектах в пределах компетенции МЧС России;

-  организация  подготовки и утверждения в  установленном порядке проектов  нормативных правовых актов в  области гражданской обороны,  защиты населения и территорий  от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

-  осуществление  управления в области гражданской  обороны, защиты населения и  территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных  объектах, а также управление деятельностью федеральных органов исполнительной власти в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- осуществление  нормативного регулирования в  целях предупреждения, прогнозирования и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций и пожаров, а также осуществление специальных, разрешительных, надзорных и контрольных функций по вопросам, отнесенным к компетенции МЧС России;

-  осуществление  деятельности по организации  и ведению гражданской обороны, экстренному реагированию при чрезвычайных ситуациях, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожаров, обеспечению безопасности людей на водных объектах, а также осуществление мер по чрезвычайному гуманитарному реагированию, в том числе за пределами РФ.

В 2008 году приняты  федеральные законы «О техническом  регламенте «Общие требования пожарной безопасности», о внесении изменений  в законы «О пожарной безопасности», «Об аварийно-спасательных формированиях  и статусе спасателя», а также принят ряд актов Президента и Правительства РФ отнесенных к сфере деятельности МЧС.

Таким образом, органы исполнительной власти, реализуя в рамках своей компетенции государственную  политику, обладают полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях. Принадлежность такой функции органам исполнительной власти отвечает требованиям надлежащей специализации знаний, подготовки кадров и оперативности рассмотрения подобных дел. Институт внесудебного их рассмотрения представляет собой механизм реализации норм об административной ответственности, поэтому весьма важное значение имеет надлежащая законодательная регламентация процедуры производства по делам об административных правонарушениях. Именно производство по делам об административных правонарушениях призвано уравновесить властные полномочия субъектов административной юрисдикции и приоритет прав и свобод гражданина в случае совершения им административного правонарушения.

Исходя из целей  использования, способов обеспечения  правопорядка, специфики возникающих при этом правоотношений и особенностей применяемых мер административного принуждения, последние подразделяются на четыре группы: меры административного предупреждения (административно-предупредительные меры), меры административного пресечения, меры административно-процессуального обеспечения и административные взыскания.

 

Глава 2. ВИДЫ МЕР АДМИНИСТРАТИВНОГО  ПРИНУЖДЕНИЯ

2.1. Административно-предупредительные  меры

 

Административно-предупредительные  меры - это меры принудительного  характера, которые применяются, как это следует из их названия, в целях предупреждения возможных правонарушений в сфере государственного управления, которые могут привести к нарушениям общественного порядка и общественной безопасности, другим явлениям, вредным для режима управления государством.

Они применяются, например, для предотвращения аварий на производстве, дорожно-транспортных происшествий, пожаров; обеспечения  санитарно-эпидемиологического благополучия населения, безопасности пассажиров воздушных  судов; защиты жизни, здоровья и безопасности граждан при стихийных бедствиях, катастрофах, чрезвычайных событиях.

Несмотря на ярко выраженный профилактический характер, подобные меры осуществляются в принудительном порядке в процессе односторонней  реализации юридически властных полномочий органов исполнительной власти и их должностных лиц. Выражаются административно-предупредительные меры, как правило, в виде определенных ограничений и запретов, что, в свою очередь, также характеризует их принудительную природу. Административно-предупредительные меры не связаны с совершением правонарушений, а направлены на их предотвращение, эти меры предшествуют применению других мер административного принуждения, реализуемых в случаях совершения административных правонарушений.

Административно-предупредительные меры достаточно многообразны, они применяются различными субъектами системы исполнительной власти во многих сферах государственного управления. Наиболее типичные из них связаны с:

- осуществлением  надзорных проверок;

- дачей обязательных для исполнения предписаний о проведении профилактических мероприятий;

- досмотром  вещей и личным досмотром граждан;

- проверкой  документов, удостоверяющих личность;

- введением  карантина;

- прекращением  движения транспорта и пешеходов  (при возникновении угрозы общественной безопасности);

- освидетельствованием  медицинского состояния лиц и  др.

Так, например, в соответствии с Законом РФ «О милиции» ей предоставляется право  применять следующие административно-предупредительные  меры:

- проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие личность (при наличии к тому достаточных оснований);

- осуществлять  надзор за лицами, освобожденными  из мест лишения свободы, а  также осужденными к лишению  свободы, в отношении которых  исполнение приговора отсрочено;

- производить  досмотр ручной клади и багажа  пассажиров гражданских воздушных  судов, а при необходимости  - личный досмотр пассажиров;

- при возникновении  угрозы общественной безопасности  временно ограничивать или запрещать  движение транспорта и пешеходов на улицах и дорогах;

- в целях  защиты здоровья, жизни и имущества  граждан допускать их на отдельные  участки местности и объекты, oбязывать оставаться там или, наоборот, покинуть эти участки объекты;

- осматривать  места хранения и использования огнестрельного оружия, боеприпасов к нему и взрывчатых материалов, а также любые другие объекты, где они обращаются;

- останавливать транспортные  средства и проверять документы  на право пользования и управления  ими, а также документы на  транспортное средство и перевозимый груз;

- с участием водителей  или граждан, сопровождающих грузы,  осуществлять осмотр транспортных  средств и грузов;

- производить досмотр  транспортных средств (при подозрении, что они используются в противоправных  целях) и др.

Согласно Федеральному закону «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» должностные лица государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ могут применять следующие административно-предупредительные меры14:

- беспрепятственно посещать  территории и помещения объекте, подлежащих государственному санитарно-эпидемиологическому надзору, в целях проверки соблюдения индивидуальными предпринимателями, лицами, осуществляющими управленческие функции в коммерческих или иных организациях, санитарного законодательства и выполнения на всех этих объектах санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;

- проводить досмотр транспортных  средств и перевозимых ими  грузов, в том числе продовольственного  сырья и пищевых продуктов;

- давать гражданам и  юридическим лицам обязательные для исполнения предписания о проведении санитарно-противоэпидемических мероприятий;

- давать соответствующим  организациям обязательные для  исполнения предписания о проведении  лабораторного обследования граждан,  контактирующих с больными инфекционными заболеваниями, и медицинского наблюдения за такими гражданами;

- давать обязательные  для исполнения предписания о  выполнении работ по дезинфекции,  дезинсекции и дератизации в  очагах инфекционных заболеваний,  а также на территориях и  помещениях, где имеются и сохраняются условия для возникновения или распространения инфекционных заболеваний;

- госпитализировать или  иным образом изолировать больных  инфекционными заболеваниями, представляющих  опасность для окружающих, и лиц  с подозрением на такие заболевания;

- временно отстранять  от работы лиц, которые являются  носителями возбудителей инфекционных  заболеваний и могут являться  источниками распространения инфекционных  заболеваний в связи с особенностями  выполняемых ими работ или  производства;

- проводить профилактические прививки гражданам или отдельным группам граждан;

- вводить карантин в  организациях и на других объектах.

Федеральным конституционным  законом «О чрезвычайном положении» должностным лицам уполномоченных на то органов исполнительной власти в условиях чрезвычайного положения предоставлено право:

- устанавливать ограничения  на свободу передвижения по  территории, на которой введено  чрезвычайное положение;

- вводить особый  режим въезда на указанную  территорию и выезда с нее,  включая установление ограничений  на въезд на данную территорию  и пребывание на ней иностранных  граждан и лиц без гражданства;

- устанавливать  ограничения на осуществление  отдельных видов финансово-экономической деятельности, включая перемещение товаров, услуг и финансовых средств;

- устанавливать  особый порядок продажи, приобретения  и распределения продовольствия  и предметов первой необходимости;

- запрещать  или ограничивать проведение  собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, а также иных массовых мероприятий;

- запрещать  забастовки и иные способы  приостановления или прекращения  деятельности организаций;

- ограничивать  движение транспортных средств;

- осуществлять  досмотр транспортных средств;

- приостанавливать  деятельность опасных производств  и организаций, в которых используются  взрывчатые, радиоактивные, а также  химические и биологические опасные  вещества;

- вводить комендантский  час (т. е. запрет в установленное  время суток находиться на улицах и в иных общественных местах без специально выдаваемых пропусков и документов, удостоверяющих личность граждан);

- ограничивать  свободу печати и других средств  массовой информации путем введения  предварительной цензуры с указанием условий и порядка ее осуществления;

- временно изымать  или арестовывать печатную продукцию,  радиопередающие, звукоусиливающие  технические средства, множительную  технику;

- устанавливать  особый порядок аккредитации  журналистов;

- проверять  документы, удостоверяющие личность граждан;

- осуществлять  личный досмотр, досмотр вещей  граждан, их жилища и транспортных  средств;

- ограничивать  или запрещать продажу оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ,  специальных средств, ядовитых  веществ;

- устанавливать  особый режим оборота лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические средства, психотропные вещества, сильнодействующие вещества;

- устанавливать  особый режим оборота этилового  спирта, спиртных напитков, спиртосодержащей  продукции;

- в исключительных  случаях временно изымать у  граждан и у организаций, независимо  от организационно-правовых форм  и форм собственности, оружие, боеприпасы и ядовитые вещества;

- в исключительных  случаях временно изымать у  организаций, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, боевую и учебную военную технику, взрывчатые и радиоактивные вещества;

- временно отселять  жителей в безопасные районы  с обязательным предоставлением  таким жителям стационарных или  временных жилых помещений;

- в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения и обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ, мобилизовать трудоспособное население и привлекать транспортные средства граждан для проведения этих работ (при обязательном соблюдении требований охраны труда).

Можно привести еще множество примеров применения органами Федеральной налоговой  службы, Федеральной таможенной службы, Федеральной службы безопасности РФ, различными надзорными органами, другими  органами исполнительной власти различных административно-предупредительных мер, направленных на предупреждение правонарушений в сфере государственного управления.

Информация о работе Административное принуждение: понятие, виды