Административное принуждение: понятие, виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 10:55, дипломная работа

Описание работы

Основная цель дипломной работы заключается в комплексном исследовании понятия и вида административного принуждения. Для достижения этой цели в дипломной работе представляется необходимым:
- выяснить правовую природу административного принуждения и административного пресечения как его вида;
- сформулировать определение понятия «меры административного пресечения»;
- классифицировать и детально рассмотреть виды мер административного пресечения;
- проанализировать осуществление контроля за соблюдением законности при применении мер административного принуждения уполномоченными органами.

Содержание

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 3
ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. ПРАВОВАЯ ПРИРОДА АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ 8
1.1. Государственное принуждение как форма реализации государственной власти 8
1.2. Административное принуждение: понятие, признаки 20
1.3. Основание применения мер административного принуждения 30
1.4. Система органов применяющих административное принуждение 35
Глава 2. ВИДЫ МЕР АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ 46
2.1. Административно-предупредительные меры 46
2.2. Меры административного пресечения 51
2.3. Меры административного процессуального обеспечения 55
2.4. Меры административного наказания 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 91

Работа содержит 1 файл

Диплом.doc

— 372.00 Кб (Скачать)

ВЫПУСКНАЯ  КВАЛИФИКАЦИОННАЯ  РАБОТА

АДМИНИСТРАТИВНОЕ  ПРИНУЖДЕНИЕ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

 

ГД - Государственная  Дума

ГК – Гражданский  кодекс РФ

ГПК - Гражданский  процессуальный кодекс РФ

КоАП - Кодекс РФ об административных правонарушениях

ПС - Поисковая система 

РГ - Российская газета

РФ - Российская Федерация

СЗ  -  Собрание законодательства

ТК - Трудовой кодекс РФ

УК - Уголовный кодекс РФ

УПК - Уголовно-процессуальный кодекс РС

ФЗ - Федеральный закон

ХМАО - Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Реализация исполнительной власти, обеспечение правопорядка и дисциплины в государстве находит свое практическое осуществление лишь непосредственно с помощью определенных способов и методов стратегического воздействия на сознание и поведение людей.

В качестве этих способов на данном этапе развития общества выступают два взаимодополняющих  метода государственного управления –  убеждение и принуждение. Свое социальное назначение, а также эффективность своего воздействия данные методы находят в том, что они, во-первых, обуславливаются общими социально-экономическими закономерностями развития общества, во-вторых, обязательно должны находиться в неразрывном единстве, в-третьих, находятся в зависимости от того, насколько правильно и социально адекватно отражают требования жизни, экономические и политические потребности развития общества.

Принуждение существует во всяком человеческом общежитии и  является необходимым элементом  всякой социальной организации. В доклассовом обществе оно базировалось на авторитете старейшин, вождей племен и т.д., в классовом обществе – на власти государства. Всякая государственная власть и есть принуждение1.

Принуждение можно  различать по отраслевому критерию, т. е. какой отраслью законодательства установлены принудительные меры. Соответственно принято различать принуждение по государственному, гражданскому, уголовному, уголовно-процессуальному, трудовому, административному праву.

Нормы административного  права закрепляют широкий круг мер принудительного воздействия, применяемых исполнительной властью для обеспечения правопорядка. Рассматриваемый вид принуждения охраняет не только административно-правовые нормы, но и нормы гражданского, трудового, земельного и иных отраслей права, реализацию которых призваны обеспечить органы исполнительной власти.

Реализация  мер административного принуждения  является весьма важной и актуальной задачей государственных органов, поскольку эти меры направлены на обеспечение законности, охраны правопорядка, прав и интересов граждан и организаций, собственности, создания нормальных условий для деятельности аппарата публичной власти.

Административное  принуждение на протяжении более  пятидесяти лет подвергалось неоднократному исследованию, в юридической науке сформировалось множество различных позиций, которые нередко противоречат. Таким образом, особую актуальность приобретает систематическое изучение сформировавшихся позиций для приведения накопившихся теоретических разработок в аргументированную точку зрения.

Необходимость комплексного исследования мер административного  принуждения вызвана двумя основными  проблемами. Во-первых, возникают теоретические  разногласия по поводу отнесения  тех или иных понятий к видам  административного принуждения, а во-вторых, частое неправомерное применение административного принуждения, происходящее в силу недостаточной теоретической разработки их классификации и отсутствия их системы в едином нормативно-правовом акте. Таким образом, теоретическое осмысление названных проблем и их исключительная практическая важность определили выбор темы дипломной работы.

Научно-теоретическое  исследование административного принуждения  отечественными учеными насчитывает  более ста лет. Большая роль в  исследовании и разработке теории административного принуждения принадлежит профессору Московского университета И.Т. Тарасову. По  его мнению, принуждение представляет собой крайнюю меру, которой располагает исполнительная власть для реализации распоряжения: «Принуждением называется та деятельность администрации, посредством которой устраняется и подавляется встречаемое администрацией сопротивление при исполнении ее законных задач».

Ощутимый вклад  в развитие отечественной административно-правовой науки внес ректор С.-Петербургского университета и профессор кафедры полицейского права И.Е. Андреевский. Он был сторонником централизованной исполнительной власти, наделенной значительными карательными полномочиями. В  наше рассматриваемой темы касаются труды таких правоведов, как А.П.Алехин, Ю.М. Козлов, А.К. Костылев, ВЕ.  Севрюгин, Д.Н. Бахрах,  Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов. С.С. Алексеев, А.И. Каплунов, Л.Л. Попов и другие.

Объект исследования – общественные отношения связанные  с административным принуждением.

Предметом исследования стали нормативные основы, правоприменительная практика в сфере применения мер административного принуждения.

Основная цель дипломной работы заключается в  комплексном исследовании понятия  и вида административного принуждения. Для достижения этой цели в дипломной работе представляется необходимым:

- выяснить правовую  природу административного принуждения  и административного пресечения  как его вида;

- сформулировать  определение понятия «меры административного  пресечения»;

- классифицировать  и детально рассмотреть виды мер административного пресечения;

-  проанализировать  осуществление контроля за соблюдением  законности при применении мер  административного принуждения  уполномоченными органами.

 

Глава 1. ПРАВОВАЯ ПРИРОДА  АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ

1.1. Государственное принуждение как форма реализации государственной власти

 

Принуждение как  многоаспектное социально-правовое явление  может быть рассмотрено с разных позиций. Существуют различные подходы  к раскрытию его содержания: философский, психологический (волевой), социальный (управленческий), юридический (правовой). В совокупности перечисленные подходы дают возможность глубже понять содержание государственного принуждения как вида социального принуждения и правового явления, его социальную роль и назначение в демократическом правовом государстве.

С точки зрения семантики, имя существительное «принуждение» в русском языке понимается чаще всего как действие, направленное на человека с целью заставить его что-либо сделать или не делать помимо его воли. Так, в Словаре современного русского литературного языка термин «принуждать» объясняется как «силою побуждать к чему-либо; заставлять».

По мнению В.И. Даля, «принуждать» означает также  «принудить.., приневолить, силовать, заставлять», в свою очередь слово «принудить» объясняется как «заставить что-н. сделать». Таким образом, по мнению специалистов-языковедов, синонимом глагола «принуждать» является глагол «заставлять».

Принуждение как  философскую категорию позволительно рассматривать в узком смысле как насильственный акт. По мнению отдельных исследователей, принуждение - это результат противоправного «заставления», стесняющего внешнюю свободу человека, который закрепляет несправедливое применение силы и изменяет состояние формального равенства.

С точки зрения философского подхода и с учетом норм русского языка, принуждение можно определить как процесс снятия индивидуальной воли посредством внешнего воздействия, направленного на то, чтобы заставить индивида делать что-либо или воздержаться от каких-либо действий2.

С точки зрения психологии, принуждение - это внешнее воздействие на сознание (волю) и поведение принуждаемого лица вопреки его воле и желанию. Надобность в нем возникает при противоречивости стремлений двух субъектов, из которых один предписывает выполнение своего требования другому. Принуждение представляет собой метод воздействия, который обеспечивает совершение действий людьми вопреки их воле, в интересах принуждающего.

Поскольку принуждение - не просто воздействие, а целенаправленное воздействие, то, с точки зрения социологии, оно выступает как метод социального управления.

Принуждать - значит различными насильственными способами  и средствами заставлять принуждаемого  поступать в соответствии с установленными социальными нормами, в соответствии с волей и желанием принуждающего субъекта. Посредством принуждения подавляются, тормозятся антисоциальные, противостоящие общественной или иной воле мотивы поступков человека, ограничивается свобода его действий, стимулируется желательное поведение.

Принуждение есть метод управления, конечным результатом которого может быть состояние подчинения. Специфика принуждения как метода социального управления состоит в том, что с его помощью ограничивается или ликвидируется свобода функционирования и развития объекта управления в соответствии с целями управляющей системы.

Государственное принуждение, являясь разновидностью общесоциального и получив юридическое  опосредование, обретает форму правового  принуждения. Перечисленные выше подходы  к пониманию сущности и социальной роли принуждения в обществе являются отправными при раскрытии понятия государственного принуждения.

В юридической  литературе государственное принуждение  традиционно рассматривается в  сочетании с убеждением в качестве одного из методов государственного руководства обществом, метода государственного управления, средства организации волевых устремлений субъектов с целью подчинения государственной воле. Под методами в данном случае понимаются способы воздействия на людей, средства, приемы, с помощью которых достигается подчинение воли подвластных воле субъекта государственной власти.

Действующий правоохранительный механизм в зависимости от заложенных в нем социально-юридических программ, а именно: в зависимости от способа  охраны правопорядка и обеспечения  общественной безопасности, включает следующие формы государственного принуждения: предупреждение, пресечение, юридическую ответственность, правовосстановление и процессуальное обеспечение.

Отсутствие  в юридической науке общепринятого  понятия принуждения в праве, а также государственного, принуждения как вида социального принуждения породило многочисленные споры об их понятии и объеме. Вместе с тем необходимой предпосылкой определения понятия государственного принуждения является рассмотрение его основных черт.

В структурном отношении государственное принуждение  предполагает следующие элементы:

-  субъект  принуждения (государственный орган,  его должностное лицо);

- осуществление  принуждения, т.е. процесс воздействия  властной воли;

- объект принудительного  воздействия, т.е. лицо, претерпевающее меру принуждения, как правило, это физическое или юридическое лицо, совершившее противоправные действия.

В научной литературе категории «правовое принуждение» и «государственное принуждение» нередко  отождествляются. Однако они имеют определенные различия. Так, по мнению А.И. Козулина, «Государственное принуждение - это основанное на организованной силе, осуществляемое специальным аппаратом воздействие на поведение людей, ограничивающее их самоопределение в целях подчинения их поведения воле государства». В свою очередь правовое принуждение он определяет как нормативно определенное принуждение. В приведенном определении государственного принуждения особое внимание автор акцентирует на субъекте принуждения.

 По мнению  А.И. Каплунова, за основу при разграничении понятий «правовое принуждение» и «государственное принуждение» должен быть взят именно субъект принудительного воздействия. Государственное принуждение - это опосредованное правом принуждение, которое осуществляется государственно-властными органами и их представителями. Оно проявляется и реализуется через деятельность структурно организованных, профессионально подготовленных и постоянно функционирующих государственных органов, имеющих в своем распоряжении специальные силы и средства.3

Вместе с  тем отдельные меры правового  принуждения могут применяться  и иными специально уполномоченными  на то законом субъектами. К примеру, правовые меры дисциплинарного воздействия  могут применяться уполномоченными  на то лицами, как государственных органов, так и других организаций.

Большое теоретическое  и практическое значение имеет вопрос об основаниях государственного принуждения.  Основания принуждения - это те юридически значимые факты, которые служат поводом для принудительного воздействия. В отечественной теории права сложились два подхода к определению круга оснований государственного принуждения.

Информация о работе Административное принуждение: понятие, виды