Административное право.Основные положения

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 13:32, реферат

Описание работы

Общественные отношения всегда выступали в качестве объекта нормативного регулирования, что обусловлено их природой. Средствами их регулирования могут быть различные социальные нормы: морали, права, общественных объединений, религиозные, обычаи и др. Среди этих регуляторов особое место занимают нормы права, которые осуществляют воздействие на общественные отношения через особый механизм правового регулирования, обеспечивающий перевод общих правил в конкретные права и обязанности.

Содержание

Введение………………………………………………….3 стр
Предмет административного права…………………….4 стр
Методы и источники административного права………7 стр
Понятие административно-правовой нормы, особенности ее содержания и структуры………………………………..11 стр
Понятие и структура административно-правовых
отношений……………………………………………….13 стр
Виды административно-правовых отношений……….14 стр
Понятие и черты правовых актов управления………..15 стр
Понятие и виды административного принуждения….16 стр
Понятие и основные черты административной
ответственности……………………………………….18 стр
Понятие и виды административных взысканий…….21 стр
11.Органы (должностные лица), уполномоченные
рассматривать дела об административных
правонарушениях……………………………………..23 стр
12.Заключение…………………………………………….25 стр
13. Используемая литература…………………………….26 стр

Работа содержит 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Р6.doc

— 167.50 Кб (Скачать)

Источники административного права — это  внешние формы выражения административно-правовых норм. В практическом варианте имеются  в виду юридические акты различных  государственных органов, содержащие такого рода правовые нормы, т.е. нормативные акты.

Многообразие  административно-правовых норм предполагает и многообразие источников административного  права Российской Федерации. В их числе нормативные акты органов  законодательной (представительной) власти, органов исполнительной власти, а также различного рода утверждаемые этими органами правила, положения, уставы и т.п.

К числу  источников административного права  относятся:

1. Конституция  Российской Федерации 1993 года. Многие  из содержащихся в ней общих норм имеют прямую административно-правовую направленность. Это, например, конституционные нормы, определяющие основы формирования и деятельности органов исполнительной власти (ст. 77, 110—117), разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами и органами субъектов федерации (ст. 71—73), закрепляющие основные права и свободы граждан в сфере государственного управления (ст. 22, 24—25, 27, 30—35) и т д. Ряд такого рода норм вытекает непосредственно из содержанием Федеративного договора.

2. Административно-правовые  нормы содержатся также в законодательных  актах. Наибольшее значение при  этом имеют законы Российской  Федерации. В качестве примера  можно назвать Федеральные Законы: от14 апреля 1995 года «Об общественных  объединениях»;* от 31 июля 1995 года «Об основах государственной службы Российской Федерации»;** от 12 августа 1995 года «Об общих принципах организации местного самоуправления»; от 22 августа 1996 года «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и т.п.

В настоящее  время законодательная форма  источников административного права  значительно расширена. Это связано  с тем, что в соответствии с  Конституцией Российской Федерации (ст. 5, 76) законодательные акты принимаются  не только на федеральном и республиканском уровнях, как это было и раньше, но и представительными органами государственной власти всех субъектов федерации (края, области, автономной области, автономного округа, городов федерального значения).

3. Источником  административного права являются нормативные указы Президента Российской Федерации (ст. 90 Конституции Российской Федерации), а также утверждаемые его указами положения (например, Положение о главе администрации края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, утвержденное 3 октября 1994 года).

4. К  числу источников административного   права относятся также нормативные  постановления    Правительства  Российской Федерации (ст. 115 Конституции  Российской Федерации). Примером  нормативных актов Правительства могут служить постановления: от 24 декабря 1994 года «О лицензировании отдельных видов деятельности»; от 12 января 1996 года «Об улучшении информационного обеспечения населения Российской Федерации» и т.п. Правительство также утверждает различного рода нормативные акты типа правил или положений, являющихся источниками административного права. Им утверждены: Положение о воинском учете; Правила учета дорожно-транспортных происшествий; Устав Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации; Правила регистрации безработных граждан и т.д.

5. В  межотраслевом и отраслевом масштабе  в качестве источников административного  права служат нормативные акты  государственных комитетов, министерств,  комитетов и служб Российской  Федерации.

6. На  республиканском уровне роль источников административного права выполняют Конституции республик, их законодательство, президентские (там, где таковые избраны) и правительственные нормативные акты, такого же рода акты министерств и ведомств.

7. В  краях, областях, городах федерального значения, автономных областях и округах источниками административного права помимо законодательных актов служат уставы субъектов федерации, а также издаваемые органами государственной власти и государственного управления этих образований нормативные правовые акты (решения представительных органов, постановления и распоряжения глав администрации).

8. Источниками  административного права являются  также нормативные акты представительных  и исполнительных органов местного  самоуправления в случае наделения этих органов законом необходимыми государственными полномочиями (ст. 132 Конституции Российской Федерации).

9. Административно-правовые  нормы могут найти свое выражение  в межгосударственных соглашениях,  которые в таких случаях следует  рассматривать в качестве источников административного права.

10. Наконец,  источниками административного  права внутриорганизационного характера  можно назвать нормативные акты  руководителей государственных  корпораций, концернов, объединений,  предприятий и учреждений (или акты их коллективных органов). Действие содержащихся в них норм ограничено рамками данного формирования.

Многообразие  административно-правовых норм и источников административного права остро  ставит проблему его систематизации к кодификации. Административное право относится к числу самых хаотичных отраслей правовой системы Российской Федерации. Во многом это объясняется его многопрофильностью. Во всяком случае совет­ская юридическая наука не смогла выработать достаточно четких подходов к его систематизации.

В современных  же условиях административное право  отличается исключительной мобильностью (постоянные изменения, преобразования, модификации). По существу сейчас кодифицирован лишь один институт действующего российского административного права. Имеется в виду Кодекс об административных правонарушениях, объединивший нормы материального и процессуального административного права. Но это лишь частичная кодификация. Однако полная, всеобъемлющая кодификация административно-правовых норм вряд ли возможна в принципе. Сейчас многие управленческие проблемы регламентированы в кодификационных актах других отраслей российского права (например, в Водном, Таможенном Кодексах Российской Федерации).[3]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие административно-правовой нормы, особенности  ее содержания и структуры

Административное  право как отрасль права состоит  из двух частей, части – из правовых институтов, институты, в свою очередь, – из правовых норм. Таким образом, нормы административного права являются «клеточками» самостоятельной отрасли права.

Нормы административного  права – это устанавливаемые  государством правила поведения, целью которых является регулирование общественных отношений в сфере функционирования механизма исполнительной власти (более широко – государственного управления).

Как и нормы других отраслей права нормы административного права состоят из гипотезы, диспозиции и санкции. Из теории права мы знаем, что гипотеза – это характеристика условий, при которых необходимо руководствоваться требованиями данной нормы права. Диспозиция – формулировка правила должного поведения (непосредственно сами предписание, запрет или дозволение). Санкция – указание на меры, применяемые в случаях нарушения требований, выраженных в диспозиции.

Центральным элементом  правовой нормы является диспозиция. Гипотеза в административно-правовых нормах зачастую не применяется ввиду того, что в качестве условия действия правовой нормы всегда подразумевается деятельность органа управления по реализации исполнительной власти. В административно-правовых нормах нет и такого ее элемента, как санкция. Это обусловлено тем, что административно-правовые нормы регулируют управленческие отношения, и невыполнение предписания субъекта управления влечет дисциплинарную ответственность. Классифицировать нормы административного права на виды можно по различным признакам.

По  конкретным субъектам нормы регулируют правовое положение:

а) органов исполнительной власти;

б) предприятий  и учреждений;

в) государственных  служащих;

г) общественных объединений;

д) граждан.

По  целевому назначению они делятся на регулятивные (содержащие правила нормальной деятельности) и охранительные (призванные обеспечить защиту, охрану урегулированных юридическими нормами отношений).

По методу воздействия на поведение  субъектов выделяют обязывающие, запрещающие, управомочивающие и поощрительные (стимулирующие). Ю. М. Козлов выдвигает, и четвертую категорию – рекомендательные.

По  содержанию нормы права можно классифицировать на материальные (закрепляют непосредственно комплекс прав и обязанностей) и процессуальные (определяющие порядок, процесс реализации этих прав и обязанностей).

По  своему масштабу они подразделяются на общефедеральные и нормы субъектов Федерации.

По  объему регулирования – на общие, межотраслевые, отраслевые, внутриотраслевые.

По юридической силе – имеющие силу закона и подзаконные акты.

В юридической  литературе выделяются четыре формы  реализации административно-правовых норм:

1) исполнение (активные действия по выполнению  предписания);

2) соблюдение (пассивное  поведение по воздержанию от  совершения запрещенных действий);

3) использование  (субъект сам решает, воспользоваться  ли ему нормой права или  нет);

4) применение (принятие  уполномоченным на то органом  юридически властного решения).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие и структура административно-правовых отношений

Административно-правовые отношения – конкретная разновидность  правоотношений. В них выражены как общие черты, свойственные всем правоотношениям, так и особенности, присущие только данной разновидности.

Административно-правовые отношения – это общественные отношения, урегулированные нормами административного права, т. е. складывающиеся в сфере государственного управления.

В структуру  административно-правовых отношений входят три основных элемента:

1) субъекты;

2) объект;

3) содержание (состоит из двух сторон: материальной – поведение субъектов и юридической – субъективные права и обязанности).

Объект  административного права представляет из себя следующее: а) в подавляющем  большинстве случаев объектом административно-правовых отношений будут являться действия, деятельность, поведение людей; б) но в некоторых случаях, а именно в административно-правовых отношениях имущественного характера, налицо сложный объект – поведение и само имущество.

Субъектом административно-правовых отношений  является участник этих правоотношений, наделенный соответствующими правами и обязанностями. Субъектами могут быть индивидуальные и коллективные субъекты: органы исполнительной власти; органы управления государственными организациями; общественные объединения граждан; сами граждане и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Виды  административно-правовых отношений

Административно-правовые отношения классифицируются по различным  признакам.

По  целевому назначению – на правоотношения, связанные с реализацией непосредственных задач и функций исполнительной власти, и связанные с правонарушениями в процессе реализации исполнительной власти.

По  конкретному содержанию – на правоотношения имущественного и неимущественного характера.

По  характеру субъектов – на правоотношения между субъектами, наделенными государственно-властными полномочиями (внутриаппаратные) и правоотношения между этими субъектами и общественными организациями и гражданами (внеаппаратные).

По  способу защиты – на защищаемые в административном и судебном порядке.

Наибольший  интерес в административном праве  представляет классификация административно-правовых отношений по юридическому характеру взаимодействия их участников. В соответствии с этим признаком выделяют вертикальные и горизонтальные административно-правовые отношения.

Под вертикальными  понимаются обычные властеотношения  между субъектом и объектом управления. Они наиболее характерны для административного права.

Горизонтальным  правоотношениям свойственны следующие  три признака: а) они могут осуществляться только между субъектами управления; б) эти субъекты управления равностатусные; в) субъекты управления в этих отношениях не наделены по отношению друг к другу государственно-властными полномочиями.[1]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие и основные черты правовых актов управления

Издание правовых актов управления является основной правовой формой государственно-управленческой деятельности.

Выделяются  признаки (основные черты) правового  акта управления, а именно, правовой акт управления:

  1. одностороннее волеизъявление субъекта управления;
  2. юридическо-властное волеизъявление уполномоченного субъекта, содержащее юридически властное предписание субъекта управления, обязательное для исполнения;
  3. издается только уполномочным на то субъектом, определенным административно-правовыми нормами;
  4. создает юридическую основу для возникновения, изменения или прекращения административно-правовых отношений путем определения правил должного поведения объектов управления в сфере государственного управления;
  5. носит подзаконный характер и соответственно не должен противоречить нормам права, имеющим высшую юридическую силу;
  6. создается с соблюдением определенных, официально установленных правил (процедур);
  7. может быть в установленном законом порядке обжалован или опротестован;
  8. вызывает юридические последствия (как правило, в виде наступления юридической ответственности) в случае невыполнения содержащихся в нем предписаний;
  9. выражается, как правило, в письменной форме, но возможно его выражение в устной форме или путем конклюдентных действий.

Правовой акт управления – это основанное на законе одностороннее юридически властное волеизъявление полномочного субъекта, направленное на установление административно-правовых норм или возникновение, изменение и прекращение административно-правовых отношений в целях реализации задач и функций государственного управления.

Информация о работе Административное право.Основные положения