Административное право.Основные положения

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 13:32, реферат

Описание работы

Общественные отношения всегда выступали в качестве объекта нормативного регулирования, что обусловлено их природой. Средствами их регулирования могут быть различные социальные нормы: морали, права, общественных объединений, религиозные, обычаи и др. Среди этих регуляторов особое место занимают нормы права, которые осуществляют воздействие на общественные отношения через особый механизм правового регулирования, обеспечивающий перевод общих правил в конкретные права и обязанности.

Содержание

Введение………………………………………………….3 стр
Предмет административного права…………………….4 стр
Методы и источники административного права………7 стр
Понятие административно-правовой нормы, особенности ее содержания и структуры………………………………..11 стр
Понятие и структура административно-правовых
отношений……………………………………………….13 стр
Виды административно-правовых отношений……….14 стр
Понятие и черты правовых актов управления………..15 стр
Понятие и виды административного принуждения….16 стр
Понятие и основные черты административной
ответственности……………………………………….18 стр
Понятие и виды административных взысканий…….21 стр
11.Органы (должностные лица), уполномоченные
рассматривать дела об административных
правонарушениях……………………………………..23 стр
12.Заключение…………………………………………….25 стр
13. Используемая литература…………………………….26 стр

Работа содержит 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Р6.doc

— 167.50 Кб (Скачать)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РФ

 

ГОУ ВПО «УДМУРТСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

«АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Студентка гр. 3С (ИПК)-031000-41(К)

Игумнова О.С.

Проверил:

Плетников А.И

 

 

 

 

 

 

Ижевск 2012

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

  1. Введение………………………………………………….3 стр
  2. Предмет административного права…………………….4 стр
  3. Методы и источники административного права………7 стр
  4. Понятие административно-правовой нормы, особенности ее содержания и структуры………………………………..11 стр
  5. Понятие и структура административно-правовых

отношений……………………………………………….13 стр

  1. Виды административно-правовых отношений……….14 стр
  2. Понятие и черты правовых актов управления………..15 стр
  3. Понятие и виды административного принуждения….16 стр
  4. Понятие и основные черты административной

ответственности……………………………………….18 стр

  1. Понятие и виды административных взысканий…….21 стр

     11.Органы (должностные лица), уполномоченные

           рассматривать дела об административных

          правонарушениях……………………………………..23 стр

     12.Заключение…………………………………………….25 стр

     13. Используемая  литература…………………………….26 стр

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Общественные отношения  всегда выступали в качестве объекта нормативного регулирования, что обусловлено их природой. Средствами их регулирования могут быть различные социальные нормы: морали, права, общественных объединений, религиозные, обычаи и др. Среди этих регуляторов особое место занимают нормы права, которые осуществляют воздействие на общественные отношения через особый механизм правового регулирования, обеспечивающий перевод общих правил в конкретные права и обязанности.

Наиболее значимые для  общества отношения объективно требуют  юридического вмешательства государства и обеспечиваются нормами публичного права, в предмет которого входят: основы государственно-конституционного устройства; функционирование государства и его органов; институты гражданского общества; системы и органы местного самоуправления; правотворческий и правоприменительный процесс; судебная система; международные отношения. Публичное право призвано обеспечивать и охранять общие интересы государства.

Одной из наиболее объемных отраслей российского публичного права  является административное право. Административное право часто называют управленческим правом, что обусловлено предметом его правового регулирования. Оно регламентирует управленческую деятельность, широкий круг общественных отношений по поводу организации и деятельности органов государственной власти, местного самоуправления и их должностных лиц.

Административное право  представляет собой одну из самых  сложных, крупных базовых отраслей российского права, так как деятельность органов государственного управления затрагивает интересы практически всех субъектов общественных отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предмет административного права

 

Административное  право как наука — это составная  часть юридической науки, определяемая как система государственно-управленческих, административных взглядов, идей, представлений о законах, регламентирующих отношения в сфере государственного управления (исполнительной власти), о его социальной обусловленности и эффективности, о закономерностях, реформировании и тенденциях развития административного законодательства, о принципах административного права, об истории и перспективах развития, о зарубежном административном праве.[2]

Предмет любой  отрасли права составляет совокупность (множество) каких-либо однородных общественных отношений, урегулированных нормами данной отрасли права. Административное право – самостоятельная отрасль правовой системы России. А это значит, что в правовой системе России выделена группа норм права, регулирующих однородные по своему характеру и содержанию общественные отношения, которые и являются ее предметом. В переводе с латинского языка «администрация» означает «управление». Следовательно, административное право – это «управленческое» право.

Любые управленческие отношения состоят  как минимум из двух сторон. Субъект  управления  называется управляющая сторона отношений, а объект управления – управляемой.

Управление  – это взаимосвязь субъектов  и объектов. Если субъектами управления могут быть только люди и коллективы людей, способные оказывать волевое и целенаправленное воздействие, то объекты управления делятся на три вида:

  1. машины, механизмы и их комплексы (техническое управление);  
  2. животные и растительные организмы, в том числе человек, как     биологический объект (биологическое управление);
  3. поведение людей в человеческих коллективах (социальное управление).

Административное  право регулирует отношения только в одной из частей социального управления: сфере государственного управления.

В широком смысле под государственным управлением  понимается вся деятельность государственного аппарата (управление государством). В узком смысле государственное управление – прежде всего, вид деятельности. От иных видов деятельности его отличает набор присущих только ему признаков.

Предметом административного права является совокупность общественных отношений в сфере государственного управления.

Поскольку государственно-управленческая деятельность всегда имеет распорядительный характер, то осуществлять ее может только специально уполномоченный на то субъект, наделенный соответствующими государственно-властными полномочиями и выступающий от имени государства. Государственное управление реализуется во всех сферах деятельности общества, а именно: в хозяйственной, социально-культурной и административно-политической.

Следует также  отметить то обстоятельство, что государственное управление осуществляется по вертикали (иерархично), в административном (внесудебном) порядке, путем, как правоприменения, так и правотворчества (правоустановления).

Государственное управление – это подзаконная, исполнительно-распорядительная деятельность уполномоченных органов (органов государственного управления), состоящая в исполнении законов в процессе руководства хозяйственной, социально-культурной и административно-политической сферами.[1]

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.[5]

К числу основных принципов административного права  можно отнести: эффективность, законность, гуманизм, федерализм, взаимную ответственность государства и личности.

Основные цели административного права можно  определить так:

  1. создание условий для реализации гражданами, их объединениями прав и свобод, осуществление которых связано с функционированием исполнительной власти;
  2. создание условий для эффективной деятельности административной (исполнительной) власти;
  3. правовое обеспечение демократических начал в деятельности публичной администрации;
  4. создание условий для развития экономики, материальной базы существования общества и всех его институтов;
  5. обеспечение защиты граждан и общества от административного произвола, от злоупотреблений, небрежности, некомпетентности, своеволия публичной исполнительной власти.

Система административного  права делится на общую и особенную  части. Общая включает общие для государственной администрации регулятивные и охранительные нормы и нормы, регулирующие административное судопроизводство. Она в свою очередь делится на две группы норм: общерегулятивные и общеохранительные.

 Особенная часть состоит из специальных регулятивных и охранительных норм права, которые действуют в отдельных сферах функционирования публичной исполнительной власти.

Каждая из частей состоит из нескольких административно-правовых институтов. В общую часть входят две группы институтов.

Группа 1 — институты, регулирующие:

  1. административно-правовые статусы граждан (индивидуальных субъектов права);
  2. административно-правовые статусы органов и служащих публичной администрации;
  3. административно-правовые статусы государственных и муниципальных организаций;
  4. административно-правовые статусы частных организаций;
  5. формы и методы воздействия государственных и муниципальных исполнительных органов.

Группа 2 — институты, регулирующие:

  1. обеспечение законности в деятельности органов исполнительной власти, муниципальных исполнительных органов, их должностных лиц;
  2. принуждение по административному праву;
  3. административное судопроизводство.

В особенной  части административного права  выделяются четыре подотрасли, объединяющие институты, регулирующие:

  1. административно-политическую деятельность по обеспечению безопасности граждан;
  2. организационно-хозяйственную деятельность государственной и муниципальной исполнительной власти;
  3. социально-культурную деятельность, осуществление социальных программ государственной и муниципальной исполнительной властью;
  4. деятельность государственных и муниципальных органов исполнительной власти по организации и осуществлению политических, экологических и иных связей с другими странами (внешних связей).[2]

 

 

 

 

 

 

 

Методы и источники административного права

Метод административного права — это определенная совокупность правовых средств или способов регулирующего воздействия норм на поведение участников управленческих отношений.[4]

Метод регулирования часто выступает  в роли определяющего критерия при  разграничении правовых отраслей. Любая отрасль российского права использует в качестве средств правового регулирования, следующие три юридические возможности: предписание, запрет, дозволение.

Предписания — возложение прямой юридической обязанности совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой.

Запреты — фактически также предписания, но иного характера, а именно: возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой.

Дозволения — юридическое разрешение совершать в условиях, предусмотренных правовой нормой, те или иные действия, либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению.

Используются  же они с учетом особенностей предмета данной отрасли, т.е. регулируемых общественных отношений.

Суть  методов административно-правового  регулирования управленческих общественных отношений может быть сведена  к следующему:                                       

а) установление определенного порядка действий — предписание к действию в соответствующих условиях и надлежащим образом, предусмотренным данной административно-правовой нормой. Несоблюдение такого порядка не влечет за собой юридических последствий, на достижение которых ориентирует норма. Так, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что административные взыскания могут быть наложены (должны быть наложены) не позднее двух месяцев со дня совершения проступка. Превышение этого срока не позволяет применять к виновному меры административной ответственности;

б) запрещение определенных действий под страхом  применения соответствующих юридических  средств воздействия (например, дисциплинарной или административной ответственности). Так, запрещено направление жалоб  граждан на рассмотрение тем должностным лицам, чьи действия являются предметом жалобы; виновные должностные лица несут за нарушение данного запрета дисциплинарную ответственность;

в) предоставление возможности выбора одного из вариантов  должного поведения, предусмотренных  административно-правовой нормой. Как правило, данный метод рассчитан на регулирование поведения должностных лиц, причем последние не вправе уклоняться от такого выбора. Это — «жесткий» вариант дозволения, дающий возможность проявления самостоятельности при решении, например, вопроса о применении к лицу, совершившему административное правонарушение, той или иной меры административного воздействия (взыскания), либо освобождения его от ответственности;

г) предоставление возможности действовать (или не действовать) по своему усмотрению, т.е. совершать, либо не совершать предусмотренные административно-правовой нормой действии в определенных ею условиях. Как правило, это имеет место при реализации субъективных прав. Например, гражданин сам решает вопрос, нужно ли обжаловать действия должностного лица, которые он оценивает как противоправные. Это — «мягкий» вариант дозволения. В связи с этим надо подчеркнуть, что фактически дозволительные варианты управляющего воздействия обладают всеми чертами официального разрешения на совершение определенных действий. Разрешительный метод является наиболее перспективным.[3]

Информация о работе Административное право.Основные положения