Административное право

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 09:38, контрольная работа

Описание работы

Цель – комплексное исследование производства по делам об административных правонарушениях и его сущности.

Исходя из цели, вытекают следующие задачи:

- определить понятие, задачи и принципы производства по делам об административных правонарушениях в системе административно-процессуального права;

- описать субъектов производства по делам об административных правонарушениях и определить их роль в процессе производства по делу;

- рассмотреть технику и методы возбуждения дела об административном правонарушении;

- исследовать рассмотрение дела об административном правонарушении;

- проанализировать порядок обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях;

- определить порядок рассмотрения жалоб и протестов по делам об административных правонарушениях;

Содержание

Введение

1.Общая характеристика производства по делам об административных правонарушениях в Российской Федерации

1.1 Понятия, задачи, принципы производства по делам об административных правонарушениях

1.2 Участники производства по делам об административных правонарушениях

2. Стадии производства по делам об административных правонарушениях в Российской Федерации

2.1 Возбуждение дела об административном правонарушении

2.2 Рассмотрение дела об административном правонарушении

2.3 Исполнение и пересмотр вынесенных постановлений по делам об административных правонарушениях

Заключение

Глоссарий

Список использованных источников

Список сокращений

Приложение А

Приложение Б

Работа содержит 1 файл

61730 (Автосохраненный).docx

— 90.89 Кб (Скачать)

     В случаях, предусмотренных КоАП РФ, должностным  лицом, в производстве которого находится  дело об административном правонарушении, в качестве понятого может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо. Число  понятых должно быть не менее двух. Понятые подписывают протокол совершенного при них процессуального действия. Понятой вправе делать замечания  по поводу совершаемых процессуальных действий. Замечания понятого подлежат занесению в протокол. Понятые  приглашаются, для участия в производстве по делу об административных правонарушениях, на добровольной основе. Им возмещаются  расходы, связанные с их участием в деле.25

     В качестве специалиста, для участия  в производстве по делу об административном правонарушении, может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее познаниями, необходимыми для оказания содействия в обнаружении, закреплении  и изъятии доказательств, а также  в применении технических средств.26 Участие в производстве по делу об административном правонарушении является обязанностью специалиста. За отказ или уклонение от исполнения обязанностей, предусмотренных комментируемой статьей специалист несет административную ответственность. Специалист под расписку предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложных пояснений. Если специалисты не были об этом предупреждены, это является нарушением, влекущим невозможность использования доказательств обнаруженных, закрепленных и изъятых с участием специалиста.

     Специалисту возмещаются расходы, понесенные им в связи с явкой в суд, орган, к должностному лицу, в производстве которых находится дело об административном правонарушении. Труд специалиста оплачивается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.27

     В качестве эксперта может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле, достаточными для проведения экспертизы и дачи экспертного заключения. В определении  о назначении экспертизы эксперту должны быть разъяснены его права и обязанности, он также должен быть предупрежден об административной ответственности  за дачу заведомо ложного заключения. Если эксперты не были предупреждены  об административной ответственности  за дачу заведомо ложных показаний, это  является нарушением, влекущим невозможность  использования доказательств, полученных с участием эксперта.

     Еще один участник производства – переводчик. Переводчик назначается судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении. Он обязан явиться  по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится  дело об административном правонарушении, выполнить полно и точно порученный ему перевод и удостоверить верность перевода своей подписью. Участие  в качестве переводчика является обязанностью привлеченного лица. За отказ или за уклонение от исполнения обязанностей переводчика, он несет  административную ответственность. Переводчиком может быть только не заинтересованное в исходе дела лицо.28

     Прокурор  в пределах своих полномочий вправе:

     1) возбуждать производство  по делу об административном  правонарушении;

     2) участвовать в  рассмотрении дела об административном  правонарушении, представлять доказательства, заявлять ходатайства, давать  заключения по вопросам, возникающим  во время рассмотрения дела;

     3) приносить протест  на постановление по делу об  административном правонарушении  независимо от участия в деле, а также совершать иные предусмотренные  федеральным законом действия.

     Поскольку органы и должностные лица, составившие  протокол об административных правонарушениях, не являются участниками производства по делам об административных правонарушениях, они не вправе обжаловать вынесенные по делу постановления. В этих условиях возрастает значение прокурора как  субъекта обладающего правом приносить  протест на постановление по делу об административном правонарушении, независимо от участия в деле.29

     При наличии предусмотренных ст. 25.12 КоАП РФ обстоятельств, исключающих  возможность участия лица в качестве защитника, представителя, специалиста, эксперта или переводчика в производстве по делу об административном правонарушении, указанное лицо подлежит отводу. Однако, представляется исходя из логики ст. 25.12. КоАП РФ, что установление перечисленных обстоятельств, исключающих возможность участия в производстве по делу об административном правонарушении, не может зависеть только от инициативы лиц участвующих в производстве. Правом инициативы отвода должен обладать и судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении. Заявление о самоотводе или об отводе подается судье, органу, должностному лицу, в производстве которых находится дело об административном правонарушении. Рассмотрев заявление о самоотводе или об отводе, судья, орган или должностное лицо, выносят определение об удовлетворении заявления либо об отказе в его удовлетворении.30

     Исходя  из выше перечисленных признаков, под  производством по делам об административных правонарушениях следует понимать основанную на законе и облечённую в форму правовых отношений деятельность судей, органов и должностных  лиц по возбуждению и рассмотрению дел об административных правонарушениях. Это применение к виновным мер  административной ответственности, осуществляемое в особом административно-процессуальном порядке. Оно производится в целях  всестороннего, полного и объективного выяснения обстоятельств дела, разрешения его в соответствии с законом, обеспечения исполнения вынесенного  постановления, а также выявления  причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

     Согласно  КоАП производство по делам об административных правонарушениях включает в себя возбуждение дела об административном правонарушении, административное расследование, рассмотрение дела об административном правонарушении, сбор и оценку доказательств  по делу об административном правонарушении, применение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, принятие решения по делу, пересмотр  постановлений и решений по делам  об административных правонарушениях (см. Приложение А).

 

      2 Стадии производства  по делам об  административных  правонарушениях  в Российской Федерации 

     2.1 Возбуждение дела  об административном  правонарушении 

     Возбуждение дела об административном правонарушении является первой стадией административного  производства и представляет собой  совокупность действий, направленных на установление факта административного  правонарушения и определения подведомственности дела.31 Поводами к возбуждению дела являются:

     1) непосредственное  обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы  об административных правонарушениях,  достаточных данных, указывающих  на наличие события административного  правонарушения;

     2) поступившие из  правоохранительных органов, а  также из других государственных  органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений  материалы, содержащие данные, указывающие  на наличие события административного  правонарушения;

     3) сообщения и  заявления физических и юридических  лиц, а также сообщения в  средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие  на наличие события административного  правонарушения (за исключением  административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 5.27, ст. 14.2, 14.13 КоАП РФ).

     4) фиксация административного правонарушения  в области дорожного движения  работающими в автоматическом  режиме специальными техническими  средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или  средствами фото- и киносъемки, видеозаписи;

     5) подтверждение содержащихся в  сообщении или заявлении собственника (владельца) транспортного средства  данных о том, что в случаях,  предусмотренных п. 4, транспортное  средство находилось во владении  или в пользовании другого  лица.

     Дело  об административном правонарушении может  быть возбуждено с момента:

     1. составления первого протокола  о применении мер обеспечения  административного производства, предусмотренных  КоАП РФ;

     2. составления протокола об административном  правонарушении или вынесения  прокурором постановления о возбуждении  дела об административном правонарушении;

     3. вынесения определения о возбуждении  дела об административном правонарушении  при необходимости проведения  административного расследования;

     4. оформления предупреждения или  наложения административного штрафа  на месте совершения административного  правонарушения в случае, если  протокол не составляется.32

     Институт  возбуждения дела об административном правонарушении фактически отсутствовал в КоАП РСФСР. В гл. 18 КоАП РСФСР  устанавливались особенности составления  протокола об административном правонарушении без определения, в отличие от действовавшего УПК РСФСР от 27 октября 1960 г. поводов к возбуждению дела, момента его возбуждения, возможностей отказа в возбуждении дела об административном правонарушении.33 Возбуждение дела по своему юридическому значению можно квалифицировать в качестве процессуального действия, являющегося юридическим фактом; оно влечёт за собой возникновение конкретного административно-процессуального отношения.

     О совершении административного правонарушения составляется протокол. Частью 2 ст. 28.2 КоАП РФ законодательно определяется содержание протокола об административном правонарушении, он должен содержать сведения, необходимые для квалификации административного правонарушения и привлечения виновного лица к ответственности. В протоколе об административном правонарушении указываются: дата и место его составления, должность, фамилия, имя и отчество лица, составившего протокол, фамилии и адреса свидетелей и потерпевших, место и время совершения правонарушения и т.д. Существенное значение имеет указание должности лица, составившего протокол об административном правонарушении, поскольку в случае составления протокола неуполномоченным лицом он признается ничтожным.34

     Статья 28.3. КоАП РФ определяет перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы о тех или иных видах административных правонарушений. Данный перечень содержит более 80 субъектов (например, должностные лица налоговых, таможенных, пограничных органов, должностные лица органов внутренних дел и т.д.) В соответствии с данной статьей протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, в пределах компетенции соответствующего органа.

     В ст. 28.4 КоАП РФ предусмотрен перечень дел  об административных правонарушениях, которые возбуждаются прокурором согласно Закону « О Прокуратуре РФ».35 В установленные сроки о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится мотивированное постановление. При вынесении данного постановления прокурор должен выяснить: образует ли действие характер административного правонарушения, какое предписание закона нарушено, истек ли срок привлечения к административной ответственности, установлено ли лицо, совершившее административное правонарушение и т.д. Если производство по делу об административном правонарушении возбуждено постановлением прокурора, то протокол не составляется.

     В КоАП РФ сроки составления протокола  об административном правонарушении регламентируются впервые. Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного  правонарушения. В случае если требуется  дополнительное выяснение обстоятельств  дела, либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток  с момента выявления административного  правонарушения.36

     Должностное лицо, может самостоятельно принять  решение о наложении административного  наказания и исполнить его  немедленно. Важным условием при назначении административного наказания без  составления протокола является совершение малозначительного нарушения, а также то, что привлекаемое к  ответственности лицо не оспаривает назначенное ему административное наказание. В противном случае составляется протокол об административном правонарушении.

     Нововведением КоАП РФ является назначение административного  расследования при выявлении  административных правонарушений в  области антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе, законодательства о защите прав потребителей, налогов  и сборов, таможенного дела, охраны окружающей среды, производства и оборота  этилового спирта, алкогольной и  спиртосодержащей продукции, пожарной безопасности, дорожного движения и  на транспорте. 37 Главным условием для принятия решения о проведении административного расследования является необходимость осуществления экспертиз или иных процессуальных действий, требующих значительных временных затрат. Срок расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела.

Информация о работе Административное право