Административное право

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 03:07, курсовая работа

Описание работы

Правовые нормы прямо предусматривают сравнительно непосредственные результаты человеческой деятельности, а не ее конечный объективно складывающийся итог, поскольку эти нормы определяют тот или иной вариант поведения при соответствующих условиях и обстоятельствах.
В целом же категория административно-правового регулирования в самой обобщенной форме отражает социальное назначение, служебную роль права как одного из важнейших организующих факторов в системе социального управления общественными процессами.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2-3
Понятие механизма……………………………………………………………4-7
Понятие и особенности административно-правовых норм………………...8-20
Реализация административно-правового регулирования…………………21-27
Понятие и основные черты административно-правовых отношений…….27-34
Виды административно-правовых отношений…………………………….34-36
Заключение…………………………………………………………………...36-38
Список литературы………………………………………………………………39

Работа содержит 1 файл

Административное право.doc

— 203.00 Кб (Скачать)

В реализации административно-правоотношениях основная роль, в целом государственно-властная, принадлежит субъектам органов исполнительной власти, государственного управления, администраций органов МСУ, их должностным лицам. Управленческие отношения являются наиболее комплексными и сложными публичными отношениями, так как своими результатами затрагивают весь спектр жизненно важных связей между государством и его гражданами.

Административно-правовые отношения, возникающие в процессе регламентации и регулировании прав, обязанностей, задач, функций, форм, методов и ответственности участников (сторон), одновременно воздействуют на правосознание, поведение и характер деятельности субъектов этих

отношений.

 

Виды административно-правовых отношений

Виды административных правовых отношений классифицируются по разным основаниям. Наиболее общая классификация видов административно-правовых отношений, по нашему мнению, дана в работе

А.П. Коренева по: 1) содержанию; 2) соотношению прав и обязанностей участников отношений; 3) характеру порождающих их юридических фактов.[18]

1. По содержанию административно-правовые отношения делятся: на материальные и процессуальные.

Материальными административно-правовыми отношениями называются такие общественные отношения, которые возникли в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления, администраций органов МСУ регламентируемыми материальными нормами

административного права. Как правило, в этих нормах отражена в основном властная природа административного права.

Нормы административно-процессуальные, наоборот, регламентируют равноправное отношение сторон, например, в процессе производства по обращениям граждан в органы государственной власти, государственного управления, администрации органов МСУ, а также в процессе разрешения индивидуальных дел в сфере государственного управления, по делам об административных правонарушениях.

Содержанием этих отношений является административно-правовое разрешение возникающих споров между субъектами административного права на началах равенства перед законом.

К особому виду административно-правовых отношений следует отнести отношения административно-договорного характера, которые в настоящее время часто возникают между органами исполнительной власти Российской Федерации и субъектами Российской Федерации, а также

между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (ст. 66, 78 КонституцииРФ).[19]

2. По соотношению прав и обязанностей участники отношения делятся на властные или субординационные (по вертикали) и взаимодействия или согласования (по горизонтали).

Властные отношения (субординационные), возникающие между субъектом и объектом в сфере реализации функций и задач деятельности органов исполнительной власти, государственного управления, администрации органов МСУ, как правило, являются вертикальными отношениями (соподчиненности), реализующими управляющее воздействие субъекта управления (руководителя) неправомерными действиями возникает между органами внутренних дел и физическими лицами.

Органы внутренних дел в процессе выполнения возложенных на них функций и задач вступают в различные административно-правовые отношения, как с физическими, так и юридическими лицами. По поводу правомерных фактов это относится, прежде всего, к вопросам регистрации граждан по месту проживания, регистрации и техосмотру автотранспорта, выдача лицензий и т.п. МВД России в предусмотренных законодательством случаях издает нормативные акты по обеспечению безопасности дорожного движения, соблюдения правил лицензионно разрешительной системы, которые содержат обязательные нормы для определенных физических и юридических лиц. При нарушении этих норм и правил между органами внутренних дел, их должностными лицами, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами — с другой, возникают административно-правовые отношения[20]. В большинстве этих случаев административно-правовые отношения, возникающие между органами внутренних дел и правонарушителями, заканчиваются применением мер административного принуждения и наложением административных наказаний со стороны уполномоченных должностных лиц органов внутренних дел. МВД России, МВД республик в составе России, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации издают ведомственные нормативные правовые акты, регулирующие внутриорганизационные управленческие

отношения, это пример вертикальных административно-правовых отношений, складывающихся между подразделениями системы управления разного уровня.

Административно-правовые отношения возникают также между органами внутренних дел и физическими и юридическими лицами. В зависимости от характера этих отношений они могут быть отношениями властными (рассмотрения дела об административном правонарушении) или

характеризоваться равенством сторон (вопрос регистрации гражданина, выдача лицензии юридическому лицу).

 

Заключение

Мы рассмотрели вопрос о механизме административно-правового регулирования.  Предметом административно-правового регулирования являются конкретные виды общественных отношений.

Предмет административно-правового регулирования – это общественные отноше­ния, являющиеся объектом воздействия права. Поэтому данные отношения должны отвечать определенным требованиям:

– быть устойчивыми и характеризоваться повторяемостью со­бытий и действий людей;

– обладать способностью воспринимать правовые требования;

– допускать возможность правового контроля за ними;

– в их правовом регулировании должна быть заинтересована определенная социальная общность (государство).

Структуру предмета административно-правового регулирования составляют сле­дующие элементы:

а) субъекты общественных отношений;

б) содержание общественных отношений (поведение людей);

в) объекты общественных отношений (предметы объективного мира, с которыми связано поведение людей);

г) социальные факты (различные события и жизненные обстоя­тельства).

Метод административно-правового регулирования – совокупность средств и прие­мов, с помощью которых государство регулирует общественные отношения.

Факторы, определяющие содержание метода:

а) общее взаимоположение субъектов (равноправное – подвластное);

б) порядок возникновения прав и обязанностей (из закона, до­говора, акта применения права);

в) степень определенности предоставленных прав;

г) пути обеспечения прав и обязанностей субъектов (уголовное наказание, материальная ответственность и т.д.).

Механизм административно-правового регулирования — это система правовых средств, с помощью которых осуществляется упорядоченность общественных управленческих отношений в соответствии с целями и задачами правового государства.

Административно-правовые отношения — это общественные отношения, урегулированные нормами административного права, которые складываются в сфере              управления.
Одной из сторон отношений является соответствующий орган исполнительной власти или его должностное лицо, наделенное управленческими полномочиями государственно-властного характера.
      Для этих отношений характерно неравенство сторон, т.е. одна сторона принимает решения и может применить принуждение в отношении другой.
Многие органы исполнительной власти и их должностные лица обладают правом издания нормативного акта, т.к. действуют по поручению государства.
        Административно-правовые отношения могут возникать по инициативе любой из сторон. При этом согласие второй стороны не обязательно.
Споры, возникающие между участниками административно-правовых отношений, разрешаются в большинстве случаев в административном (несудебном)              порядке.
          В случае нарушения одной из сторон нормативных требований она несет ответственность в лице его органов перед государством.
Административно-правовая норма — это нормативно-правовые, регулирующие отношения в сфере государственного управления, а также отношения управленческого характера, возникающие в процессе осуществления              государственной                деятельности.
        Система российского административного права еще далека от совершенства: многие аспекты деятельности исполнительной власти еще не имеют четкой научной основы и правовой регламентации, изданные нормативные акты и созданные государственные институты еще не обладают необходимой стабильностью и долговечностью в условиях быстро меняющихся реалий нашей жизни. Недавно принятый новый Кодекс Российской Федерации об Административных правонарушениях должен положительно повлиять на управленческие отношения

 

 

 

 

 

Список литературы

1.      Конституция РФ 1993 г. (2010 г.)

2.      Кодекс РФ об административных правонарушениях М.: 2010

3.      Алехин А. П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. Указ. соч. М., 2000

4.      Бахрах Д. Н., Россинский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право: Учебник для вузов. М., 2004

5.      С. С. Бородин, С. С. Громыко Административное право. Курс лекций. С-П.: 2007

6.      Князев С. Д. Административное право РФ: предмет, система, реформирование //Правоведение. 2001. № 5

7.                  Манохин А. Д., Адушкин Ю. С., Багишаев З. А. Российское  административное право. /Учебник. М.: Юристъ, 1996.

8.      Ноздрачев  А. Ф. Административное право: Фундаментальный курс. — М., 1999 г.

9.      Сорокин В. Д. Семь лекций по административному праву/СПб. юрид. инст. СПб., 1998.

10. Тихомиров  Ю. А. Управление делами общества. М., 1987 г.

11. Состояние и перспективы развития науки административного права (Шестые «Лазаревские чтения»)//Государство и право. 2002. № 11

12. Четвериков В.С. Административное право. Ростов-на-Дону. «ФЕНИКС»; 2004

 



 

Начало формы

Конец формы

 

7

 



[1] Бахрах Д. Н., Россинский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право: Учебник для вузов. М., 2004

 

[2] Ноздрачев  А. Ф. Административное право: Фундаментальный курс. — М., 1999 г.

 

[3] Бахрах Д. Н., Россинский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право: Учебник для вузов. М., 2004

[4] Бахрах Д. Н., Россинский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право: Учебник для вузов. М., 2004

[5]  Бородин С.С., Громыко С.С. Административное право: Курс лекций. С-П.; 2007

 

[6] Четвериков В.С. Административное право Ростов-на-Дону «ФЕНИКС» 2004

 

[7] Кодекс РФ об административных правонарушениях М.: 2010

 

[8] С. С. Бородин, С. С. Громыко Административное право. Курс лекций. С-П.: 2007

 

[9] Состояние и перспективы развития науки административного права (Шестые «Лазаревские чтения»)//Государство и право. 2002. № 11

 

[10] Кодекс РФ об административных правонарушениях М.: 2010

[11] Кодекс РФ об административных правонарушениях М.: 2010

 

[12] Ноздрачев  А. Ф. Административное право: Фундаментальный курс. — М., 1999 г.

 

[13] Сорокин В. Д. Семь лекций по административному праву/СПб. юрид. инст. СПб., 1998.

 

[14] Четвериков В.С. Административное право Ростов-на-Дону «ФЕНИКС» 2004

 

[15] Манохин А. Д., Адушкин Ю. С., Багишаев З. А. Российское  административное право. /Учебник. М.: Юристъ, 1996.

 

[16] Князев С. Д. Административное право РФ: предмет, система, реформирование //Правоведение. 2001. № 5

 

[17] Князев С. Д. Административное право РФ: предмет, система, реформирование //Правоведение. 2001. № 5

 

[18] Четвереков В.С. Административное право. Ростов-на-Дону. Феникс.: 2004

 

[19] Конституция РФ 1993 г. (2010 г.)

 

[20] Сорокин В. Д. Семь лекций по административному праву/СПб. юрид. инст. СПб., 1998.

 


Информация о работе Административное право