Административное право

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 03:07, курсовая работа

Описание работы

Правовые нормы прямо предусматривают сравнительно непосредственные результаты человеческой деятельности, а не ее конечный объективно складывающийся итог, поскольку эти нормы определяют тот или иной вариант поведения при соответствующих условиях и обстоятельствах.
В целом же категория административно-правового регулирования в самой обобщенной форме отражает социальное назначение, служебную роль права как одного из важнейших организующих факторов в системе социального управления общественными процессами.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2-3
Понятие механизма……………………………………………………………4-7
Понятие и особенности административно-правовых норм………………...8-20
Реализация административно-правового регулирования…………………21-27
Понятие и основные черты административно-правовых отношений…….27-34
Виды административно-правовых отношений…………………………….34-36
Заключение…………………………………………………………………...36-38
Список литературы………………………………………………………………39

Работа содержит 1 файл

Административное право.doc

— 203.00 Кб (Скачать)

Нормативно-правовой акт — это правовой акт, устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы и правила общего характера. Например, Конституция РФ, федеральный конституционный и федеральный законы, указ Президента РФ, постановление Правительства РФ, соответственно на уровне субъектов РФ, Устав города Москвы, законы? принятые Московской городской Думой, распоряжение Мэра города Москвы, постановление правительства города Москвы, Устав, Регламент районной Управы города Москвы.

Устав города Москвы является Основным Законом города и имеет высшую юридическую силу по отношению к другим законам города, правовым актам органов власти города и районов и их должностных лиц. В случае противоречия указанных актов Уставу действует настоящий Устав. Устав города Москвы в соответствии с Конституцией РФ определяет предметы ведения города Москвы, территориальное устройство города, статус всех органов власти в городе, порядок их формирования, взаимодействия, полномочия и ответственность, правовую и материальную основу их деятельности, формы прямого волеизъявления жителей Москвы и их участия в деятельности органов власти.

Постановление Московской городской Думы - это правовой акт города Москвы, принимаемый Думой и подписываемый председателем Думы.

Распоряжение Мэра Москвы — это правовой акт города Москвы, издаваемый Мэром.

Постановление правительства Москвы — это правовой акт города Москвы, принимаемый правительством и подписываемый председателем правительства города Москвы. В городе Москве, как и во многих субъектах РФ, мэр города одновременно является председателем правительства Москвы. Правительство РФ возглавляет председатель Правительства, а не премьер, как постоянно его ошибочно называют журналисты, так как правовой статус их разный.

Нормативно-правовой акт имеет следующие признаки (черты):

1) устанавливает нормы права, изменяет и прекращает их действие;

2) является результатом нормотворческой деятельности специально на то уполномоченного субъекта органа государственной власти, государственного управления или уполномоченного должностного лица;

3) содержит общеобязательные правила поведения для всех участников конкретных общественных отношений;

4) имеет определенную степень силы, в зависимости от уровня органа (должностного лица) его принявшего;

5) имеет односторонний (государственно-властный) характер воздействия для субъектов административного права, подпадающих в поле действия этой нормы;

6) не имеет конкретного адресата;

7) действует независимо от его исполнения, до его официальной отмены.

Система административных нормативно-правовых актов представляет собой взаимосвязанную и взаимозависимую совокупность норм и правил (на федеральном уровне — управляющая подсистема), выраженную в форме административных норм Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ и иных нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов государственного управления, их уполномоченных должностных лиц, а также соответственно совокупность административных нормативно-правовых актов, принимаемых на уровне субъектов РФ (управляемая подсистема) по предметам ведения РФ и предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, обеспеченных мерами государственного принуждения.

              Особенности системы административных нормативно-правовых актов состоят в том, что они находятся в соподчиненной взаимосвязи друг с другом.

Индивидуальный акт — это правовой акт, принятый полномочным должностным лицом на основе нормативно-правового акта в объеме компетенции, определяющий на нормы права и обязанности конкретных участников правоотношений. Эти отношения носят разовый характер и распространяются на определенных круг участников в целях разрешения конкретного индивидуального вопроса (награждение ряда лиц почетными званиями, назначения на должность, предоставление отпуска, объявление благодарности, приказ о вынесении дисциплинарного взыскания или приказ об увольнении государственного служащего и др.)[2].

Акты применения являются разновидностью индивидуальных правовых актов и обеспечивают правовую оценку конфликтных ситуаций в сфере управления, а также в процессе рассмотрения квалифицируют состав административного правонарушения и назначают вид наказания. Акты применения включаются в механизм административно-правового регулирования как средство реализации индивидуальных прав и

обязанностей при определении мер юридической ответственности. Например, принятие полномочным органом, должностным лицом в порядке, определенном законом, и в пределах своих полномочий постановления о применении вида административного наказания к лицу, совершившему административное правонарушение. Акты применения также имеют индивидуальную направленность, однако от индивидуальных актов они отличаются юрисдикционным (подведомственным) характером и порядком разрешения конфликтных управленческих ситуаций, а также порядком разрешения индивидуальных административных дел, связанных с совершением административных правонарушений.

Акты толкования норм административного права, принимаются уполномоченными на то органами. Как правило, акты толкования норм административного права осуществляются Конституционным Судом РФ и другими органами судебной власти, а также некоторыми законодательными органами власти субъектов РФ, например, пункт х) толкование законодательных актов города, ст. 45 Устава города Москвы. Иногда разъяснения уполномоченных органов исполнительной власти (например, Минюста России) осуществляется по результатам анализа практики принятия и регистрации нормативно-правовых актов в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления.

Норма административного права, как и норма другой отрасли права, это правило общего характера, конкретная мера возможного, должного или обязательного поведения участников управленческих отношений, установленная или санкционированная государством, гарантирующая их реализацию специальными мерами государственного стимулирования или принуждения.

Особенностью норм административного права является то, что они регулятор управленческих отношений, складывающихся в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления и их должностных лиц по предметам ведения и в объеме полномочий.

Нормы административного права регулируют также управленческие отношения, возникающие в сферереализации государственных функций и задач управления органами законодательной власти (принятие бюджета, согласие ГД РФ на назначение Председателя Правительства РФ, представляемого Президентом РФ), судебными органами власти (отмена незаконных актов управления), управленческие решения администрации органов МСУ, регулирования вопросов государственной и муниципальной службы, а также внутриорганизационные вопросы управленческого характера в других государственных органах, например, в органах прокуратуры, Счетной палаты, ЦИК РФ и др.

Административно-правовые нормы регулируют также отношения, возникающие при реализации определенных государственных функций, санкционированных (разрешенных) негосударственным объединениям, например, профсоюзам, ДНД, товарищеским судам и различным административным комиссиям при органах МСУ.

Под источниками административного права понимаются различные формы их законодательного выражения, как бы истоки появления норм административного права. Нормы административного права содержатся в различных по значению и характеру нормативно-правовых актах. Сложность регулируемых отношений деятельности органов исполнительной власти, государственного управления требует разработки и принятия многих законов и подзаконных нормативных актов. Административно-правовые нормы могут содержаться в нормативных актах других отраслей права. Например, многие законы и подзаконные нормативные акты содержат одновременно нормы конституционного права, гражданского, финансового, трудового, таможенного, административного и других отраслей права.

К источникам административного права относятся:

1) Конституция РФ и конституции республик в составе России, уставы остальных субъектов Российской Федерации, федеральные конституционные законы, кодексы, федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации. Особое значение имеет Кодекс РФ об административных правонарушениях, завершивший формирование законодательства об административных правонарушениях (ст. 1.1 КоАП РФ), принятый 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ и введенный в действие ФЗ 30 декабря 2001 г. № 196-ФЗ.

2) Постановления палат Федерального Собрания, постановления органов представительной власти субъектов Российской Федерации.

3) Указы и распоряжения Президента РФ, Постановления и распоряжения Правительства РФ, аналогичные акты на уровне субъектов Российской Федерации.

4) Акты федеральных органов исполнительной власти, государственного управления и аналогичных органов исполнительной власти на уровне субъектов Российской Федерации.

5) решения администраций органов местного самоуправления.

Нормы административного права по источникам классифицируются по иерархии (соподчиненности) в следующем порядке.

Федеральные конституционные законы, федеральные законы и постановления палат Федерального Собрания, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и другие акты публикуются в информационном бюллетене «Собрание законодательства Российской Федерации». Он издается еженедельно и состоит из пяти разделов. Раздел 1 включает федеральные конституционные законы и федеральные законы. Раздел 2 — акты палат Федерального Собрания. Раздел 3 — указы и распоряжения Президента РФ. Раздел 4— постановления и распоряжения Правительства РФ. Раздел 5 – решения Конституционного Суда РФ.

Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти публикуются в «Бюллетене нормативных актов министерств и других федеральных органов исполнительной власти РФ» (БНА), который издается раз в месяц.

Акты, содержащие нормы административного права субъектов Российской Федерации, публикуются в соответствующих бюллетенях и вестниках. Например, «Вестник мэрии Москвы».

Система источников норм административного права кодифицирована частично, что создает проблемы своевременного и качественного их применения в рамках законности и эффективности регулирования управленческих отношений в сфере исполнительной деятельности, государственного управления.

С 1 апреля 2001 г. все федеральные законы систематизированы по номерам, а также дополнения и изменения к ним, что значительно облегчает их поиск.

Сложность, комплексность и объемность норм административного законодательства негативно влияет на эффективность управленческой деятельности исполнительной власти, государственного управления и создает предпосылки для коррупции и различных должностных правонарушений. Научно-обоснованное проектирование и правое закрепление целостной системы органов исполнительной власти РФ является наиболее актуальной проблемой повышения эффективности управления государством и осуществления им основных функций социально-экономической защиты населения и обеспечения эффективности правоохранительной деятельности.

Административно-правовые нормы способствуют решению следующих основных задач:

1) упорядочение управленческих отношений и регулирование функций в системе органов исполнительной власти, государственного управления;

2) регламентация связей и отношений различных отраслей и сфер отраслевого и межотраслевого управления, координация и взаимодействия государственных органов власти и их обслуживающих аппаратов с юридическими и физическими лицами;

3) закрепление научно обоснованных и рациональных отношений между субъектами и объектами управленческой деятельности, с целью их оптимизации и устойчивого динамического развития;

4) стимулирование, запретительные меры, определение степени и порядка применения мер административного принуждения, включая применение видов наказания за административные правонарушения или освобождения от наказания.

Структура нормы права — это способ и форма взаимосвязи ее элементов. Такими элементами являются гипотеза, диспозиция и санкция. Вместе с тем нормам административного права присуще и поощрение.

Гипотеза административно-правовой нормы — это управленческие отношения, на которые она призвана при определенных условиях, воздействовать и которые, в свою очередь могут порождать определенные правоотношения. По существу это юридические факты, порождающие административно-правовые отношения. Например, совершение гражданином административного правонарушения. Юридические факты могут быть простыми и сложными. Простой юридический факт — рождение ребенка — требует его регистрации в органах записи актов гражданского состояния (ЗАГСах). Сложный юридический факт — поступление выпускника средней школы в государственный институт (прохождение медкомиссии, представление аттестата и других требуемых документов, сдача вступительных экзаменов, прохождение по конкурсу и приказ ректора о зачислении студента на первый курс).

Диспозиция — есть правило поведения, предписываемое нормой. Она излагается преимущественно в форме осуществления прав, правомочий, дозволения или дается в виде предписаний, обязанностей, в форме запрета и ограничений конкретной деятельности. Диспозиция всегда предполагает тесную взаимосвязь прав и обязанностей субъектов права, как бы она не была сформулирована.[3]

Санкция всегда содержит указание на меры административного наказания (или иной меры принуждения), применяемые к правонарушителю. Санкция всегда предусмотрена административно-правовой нормой в связи с конкретным правонарушением. В отличие от санкции (разрешения), даваемой прокурором, в случаях, предусмотренных законом, последняя мера направлена на обеспечение законности применения мер уголовно-процессуального принуждения к лицу, подозреваемому в совершении преступления.[4]

Информация о работе Административное право