Административное право в Республике Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 17:51, реферат

Описание работы

Административная ответственность наряду с уголовной, гражданской и дисциплинарной является одним из видов юридической ответственности, устанавливаемой государством путем издания правовых норм, определяющих основания ответственности, меры, которые могут применяться к нарушителям, порядок рассмотрения дел о правонарушениях и исполнения этих мер. В теории права юридическая ответственность понимается как реализация правовой санкции в случае правонарушения, применение к правонарушителю наказания, поскольку оно есть и в выговоре за нарушение трудовой дисциплины, и в административном штрафе, и в лишении свободы, и в гражданско-правовой неустойке.

При наличии юридического факта - административного правонарушения - включается механизм санкции правовой нормы, и санкция из потенциальной возможности применения наказания преобразуется в действительное административное наказание. В административном праве из всех многочисленных мер административного принуждения (досмотр, реквизиция, задержание, изъятие и т.д.) только назначение административного наказания влечет наступление административной ответственности.

Работа содержит 1 файл

Административное право.docx

— 33.54 Кб (Скачать)

      Штраф - денежное взыскание, налагаемое за административное правонарушение в случаях и пределах, предусмотренных законодательством. Штраф,   налагаемый   на   гражданина   за   административные правонарушения, не может превышать трехсоткратного размера минимальной заработной платы, а на должностных лиц - пятисоткратного размера минимальной заработной платы. Штраф, налагаемый на граждан и должностных лиц за административные правонарушения, не может быть менее 0,1 минимальной заработной платы. Штраф должен быть уплачен нарушителем не позднее пятнадцати дней со дня вручения ему постановления о наложении штрафа, а в случае обжалования или опротестования такого постановления - не позднее пятнадцати дней со дня уведомления об оставлении жалобы или протеста без удовлетворения.

      Возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, состоит в его принудительном изъятии и последующей реализации с передачей вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятого предмета. Возмездное изъятие огнестрельного оружия и боевых припасов не может применяться к лицам, для которых охота является основным источником существования.

    Изъятые на основании постановления о  возмездном изъятии предметы сдаются  органами (должностными лицами), вынесшими  постановление, для реализации в  комиссионный магазин или специально выделенные для этой цели магазины государственной или кооперативной  торговли по месту нахождения имущества  подлежащего изъятию.

    Конфискация огнестрельного оружия и боевых припасов, других орудий охоты не может применяться  к лицам, для которых охота  является основным источником существования. Вещи,    которые    являются    непосредственными    объектами административных таможенных правонарушений, конфискуются независимо от того, находятся ли они в личной собственности лица, совершившего административное таможенное правонарушение. Если лицо, совершившее административное таможенное правонарушение, не установлено, вещи, которые являются непосредственными объектами такого правонарушения, подлежат обращению в собственность государства по решению суда.

      Решение о взыскании с правонарушителя стоимости конфискованных предметов с возвратом ему конфискованного должно быть выполнено нарушителем в течение десяти дней со дня вручения ему постановления, а в случае обжалования или опротестования постановления - не позднее десяти дней со дня уведомления об оставлении жалобы или протеста без удовлетворения. В случае неисполнения принятого решения добровольно, взыскание производится в принудительном порядке в соответствии с правилами, установленными Гражданским Процессуальным Кодексом.

      При принятии решения о взыскании с правонарушителя стоимости конфискованного, скоропортящиеся предметы возвращаются сразу после вынесения постановления, другие предметы — после взыскания с правонарушителя их стоимости. Отказ правонарушителя от получения конфискованных предметов не является основанием для неисполнения принятого решения или возврата ему взысканных денежных сумм. Лишение специального права, предоставленного данному гражданину, состоит в том, что правонарушитель лишается ранее предоставленного ему права, заниматься определенной деятельностью или выполнять определенные виды работ. Такая санкция применяется за грубое или систематическое нарушение порядка пользования предоставленным ему правом.

    Необходимо  отметить, что граждане могут быть лишены не любого, а именно специального права, т.е. нельзя человека лишить его  конституционного права. Срок лишения  этого права не может быть менее  пятнадцати дней, и более пяти лет. На практике чаще всего встречается лишение права управления транспортным средством и лишение права охоты. Но в законодательстве есть ряд исключений относительно применения этой меры. Сущность исправительных работ состоит в том, что в течение срока, указанного в постановлении судьи, из заработной платы правонарушителя производятся удержания в размере до 20% в доход государства. В сумму заработка входит заработная плата, полученная по основному месту работы и по совместительству, и гонорары, получаемые по договорам. В течение назначенного срока лицо не может уволиться с работы по собственному желанию или взять отпуск. В срок отбытия исправительных работ засчитывается только то время, в течение которого из заработка правонарушителя производились удержания.  
 

    4 Освобождение от административной ответственности

    Законодательство, базируясь на принципах демократизма, гуманности, экономии средств государственного принуждения и последовательного  использования убеждения, предусматривает  возможность освобождения лиц, совершивших  правонарушения, от того или иного  вида юридической ответственности.

    Кодекс  об административных правонарушениях  устанавливает основания, условия  и последствия освобождения от административной ответственности лиц, совершивших  административные правонарушения, при  малозначительности проступка. Освобождение от административной ответственности  может также проявляться и  в замене ее другим видом ответственности (например, дисциплинарной).

    По  существу, в названных случаях  в том или ином виде судьей, уполномоченными  органами и должностными лицами осуществляется освобождение от административной ответственности  тех, кто нарушил правовые предписания.

      Своеобразным "освобождением"  от административной ответственности  является пропуск юрисдикционным  органом и его должностными  лицами по тем или иным причинам  давностного срока назначения  административного наказания, т.е.  привлечения виновного к административной ответственности.

    Кодексом  об административных правонарушениях  установлен давностный срок назначения административного наказания - постановление  по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении  двух месяцев со дня совершения правонарушения, а если правонарушение было длящимся (нарушение правил воинского учета, проживание без регистрации, уклонение  от перерегистрации охотничьего  ружья и т.д.), то не позднее двух месяцев со дня его обнаружения.

    Законодательство  закрепляет систему "гибкого реагирования" на административные правонарушения и  не требует, чтобы всякое правонарушение обязательно влекло административную ответственность даже в пределах давностного срока.

    При малозначительности совершения административного  правонарушения судья, орган (должностное  лицо), уполномоченный решать дело, может  вообще освободить нарушителя от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Это положение  закона означает, что судья, орган (должностное  лицо), полномочный решать дело по существу, имеет право применить к нарушителю такое средство воздействия, которое  не является административным наказанием и не относится к мерам общественного  воздействия.

      При этом вполне очевидно, что  устные замечания, сделанные правонарушителю,  не влекут юридических последствий.  Главное состоит в том, чтобы  при решении вопроса об освобождении  нарушителя от административной  ответственности были тщательно  учтены все объективные и субъективные  стороны состава правонарушения, обстоятельства, смягчающие и отягчающие  ответственность. 

    В ряде случаев административное правонарушение влечет в порядке исключения не административную, а дисциплинарную ответственность. Военнослужащие, сотрудники органов  внутренних дел и иные лица, на которых  распространяется действие дисциплинарных уставов, несут ответственность  за административные правонарушения, как правило, по дисциплинарным уставам (положениям), кроме правонарушений, за совершение которых ответственность  наступает на общих основаниях.

    С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от 16 до 18 лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо также может быть освобождено  от административной ответственности  с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством  о защите прав несовершеннолетних.

    Специфическим временным освобождением от административной ответственности является предусмотренная  Кодексом об административных правонарушениях  отсрочка исполнения постановления  о назначении административного  наказания.

    При наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления  о назначении административного  наказания в виде административного  ареста, лишения специального права  или в виде административного  штрафа (за исключением взыскания  административного штрафа на месте  совершения административного правонарушения) невозможно в установленные сроки, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, могут отсрочить  исполнение постановления на срок до одного месяца.

      Вместе с тем основания освобождения  от административной ответственности  и обстоятельства, исключающие неправомерность  деяния, существенно различаются:  в одном случае это малозначительность  совершенного правонарушения или  особенности характера правонарушения  и личности правонарушителя, а  в другом - крайняя необходимость. 

    Лицо, действовавшее в состоянии крайней  необходимости, административной ответственности  не подлежит. Если, например, водитель автомашины с превышением установленной  скорости везет в больницу человека, нуждающегося в неотложной медицинской  помощи, то он не будет наказан за превышение скорости, поскольку действует  в ситуации крайней необходимости.

    Не  подлежит административной ответственности  физическое лицо, которое во время  совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, т.е. не могло осознавать фактический  характер и противоправность своих  действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного  болезненного состояния психики.

    Существует  институт ограничения административной ответственности. Эти ограничения  связаны прежде всего с особенностями  субъектов административных правонарушений, предусмотренными административным законодательством  или учитываемыми правоприменителями в рамках административного усмотрения. В частности, Кодекс об административных правонарушениях исключает возможность  применения некоторых административных наказаний в зависимости от тех  или иных особенностей субъекта административного  правонарушения. Так, административный арест не может применяться к  беременным женщинам, женщинам, имеющим  детей в возрасте до 14 лет, лицам, не достигшим 18 лет, инвалидам I и II групп. Лишение права управления средствами транспорта не может применяться  к лицам, которые пользуются этими  средствами в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления транспортными средствами в состоянии  опьянения, уклонения от прохождения  в установленном порядке медицинского освидетельствования на состояние  опьянения, а также оставления в  нарушение установленных правил места дорожно-транспортного происшествия, участником которого они являются.

    Лишение права охоты не может применяться  к лицам, для которых охота  является основным законным источником средств к существованию; они  не могут быть подвергнуты конфискации  или возмездному изъятию огнестрельного оружия и боевых припасов. В законодательном  порядке предусматривается ограничение  применения административных наказаний  в отношении военнослужащих и  некоторых других лиц: судей, прокуроров, лиц, пользующихся депутатской неприкосновенностью, иностранных граждан, обладающих иммунитетом  и привилегиями от административной юрисдикции на территории Республики Казахстан. 
 
 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Принятие  нового Кодекса РК об административных правонарушениях – это новый  и крупный этап на пути демократизации и гуманизации казахстанского законодательства. Новый Кодекс оказал огромное влияние  на понятие административной ответственности, ее принципов и т.д. Неслучайно Особенную  часть Кодекса об административных правонарушениях РК открывает глава  об административных правонарушениях, посягающих на права граждан. Очень  важно, что сегодня одной из основных задач административно-деликтного законодательства является предупреждение административных правонарушений. Установление административной ответственности  и ее применение призвано не только бороться с административными правонарушениями, но и предупреждать последние, оказывая воздействие не только на правонарушителей, но и на всех граждан. Таким образом, институт административной ответственности  является важным фактором формирования правовой культуры населения, построения в Казахстане правового государства.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  литературы:

  1. Алехин А.П, Кармолицкий А.А. Административное право РФ. Москва, 1996
  2. Ибрагимов Х.Ю Административное право. Алматы, 2001
  3. Козлов Ю.М. Овсянко Д.М Административное право. Москва, 1996

Информация о работе Административное право в Республике Казахстан