Административное право РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 12:38, реферат

Описание работы

В демократическом государстве формирование деятельности административной
ветви государственной власти должны быть чётко урегулированы, юридическими
нормами. Административное законодательство является правовой основой построения
и эффективного функционирования самой большой, самой активной, самой мощной
подсистемы госаппарата – исполнительной власти.

Содержание

1.ВВЕДЕНИЕ..........................3
2.АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА.....3
3.СИСТЕМА АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА РФ.........8
4.ИСТОЧНИКИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА РФ........9
5.СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА РФ........10

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 59.10 Кб (Скачать)

реализовать соответствующую  правоспособность.

     Административная  дееспособность, как  правило  возникает по достижении

гражданином 18 -летнего  возраста, а в ряде случаев - раньше, в частности  с 16

лет.

     Граждане, как  правило , обладают равной административной  дееспособностью ,

однако по состоянию  здоровья некоторые из них могут  быть признаны частично или

полностью не дееспособными  и недиктоспособными. Дееспособные граждане могут

осуществлять субъективные права и обязанности, вступив  в конкретные

административные  правоотношения и быть стороной , обязанной выполнять

требования, исходящие  от органов исполнительной власти, или  стороной

,реализующей принадлежащие  ей права. Конкретные административные  правоотношения

возникают как по собственной  инициативе граждан,так и в порядке  одностороннего

волеизъявления другой стороны , наделенной конкретными полномочиями.

     Ст.18 Конституции  определено, что права и свободы  человека и граждане

являются непосредственно  действующими. Однако на практике это  не всегда

соблюдается .Есть ряд областей жизни, где проявились наиболее грубые и частые

нарушения прав человека. Это беззащитность беженцев и  вынужденных переселенцев,

факты не своевременной  выплаты заработной платы, издание  незаконных нормативных

актов на различных уровнях  управления; это ограничения с  выбором места

жительства и прописки; превышения власти правоохранительными  и силовыми

структурами. Всё острее становится проблема правового положения  Российских

граждан и русско-язычного населения в некоторых странах  ближнего зарубежья.

Недостаточно чётко  в законодательных актах прописываются  предусмотренные

Конституцией обязанности  и ответственность государства  по обеспечению прав

граждан, особенно в вопросах контроля за соблюдение правоохранительного

законодательства. Не изжиты рецидивы издания закрытых нормативных  актов,

касающихся прав и свобод. Принципиальные аспекты гражданства  регламентируются

Положением о порядке  рассмотрения вопросов гражданства  РФ, утверждённым Указом

Президента РФ от 10 апреля 1992 года в редакции Указ Президента РФ от 27.12.93

года.( Собрание актов Президента и Правительства РФ 1994 год №4 ст.302).

     .Общественные объединения как   субъекты административного права .

     Право граждан  на объединение предусмотрено  ст.30 Конституции РФ. Содержание

этого права , основные его  государственные гарантии , статус общественных

объединений ,порядок их создания, деятельности , реорганизации , ликвидации

регулируются Федеральным  законом от 19 мая 1995 год “ Об общественных

объединениях”, Гражданским  Кодексом Российской Федерации и  другими законами об

отдельных видах общественных объединений - политических партиях,

профессиональных союзах , благотворительных и других . Под  общественным

объединением понимается добровольное самоуправляемое, некоммерческое

формирование , созданное  по инициативе граждан , объединившихся на основе

общности интересов  для реализации общих целей , указанных  в уставе

общественного объединения.

     Добровольность  формирования- важнейший признак  общественного объединения, при

этом граждане имеют  право создавать по  своему выбору общественные объединения

без предварительного разрешения органов государственной власти и органов

местного самоуправления, а также вступать в такие общественные объединения на

условиях  соблюдения норм их уставов. Эти общественные объединения  могут

регистрироваться в  установленном порядке. Членами  общественного объединения

являются физические лица и юридические лица - общественные объединения , чья

заинтересованность в  совместном решении задач данного  объединения оформляется

индивидуальными заявлениями  или документами ,позволяющими учитывать  количество

членов общественного  объединения в целях обеспечения  их равноправности как его

членов. Общественные объединения  могут создаваться как общественная организация

; общественное движение; общественный фонд; общественное  учреждение; орган

общественной самодеятельности.

     Существуют  общероссийские, межрегиональные, региональные  и местные

общественные объединения. Запрещается  создание и деятельность общественных

объединений , цели и действия которых направлены на насильственное изменение

основ конституционного строя  и нарушение целостности Российской Федерации ,

подрыв безопасности государства  создание вооружённых формирований , разжигание

социальной , расовой  , национальной или религиозной розни. Правоспособность

общественного объединения  как юридического лица возникает  с момента

государственной регистрации  данного объединения в органах  юстиции. Из этого

вытекает ,что органы юстиции  включают  их в единый государственный  реестр

юридических лиц.

     Объём административной  правоспособности общественных  объединений может быть

различным.

     Во-первых ,общественные  объединения в определённых случаях  выступают в

качестве субъектов, осуществляющих управленческую деятельность   в  полном

объеме и самостоятельно.

     Во-вторых , общественные  объединения участвуют в осущевстлении  отдельных

управленческих функций..

     Органы юстиции,  регистрирующие общественные объединения  осуществляют контроль

за соответствием их деятельности уставным целям.

     Финансовые  органы осуществляют контроль  за источниками доходов общественных

объединений, размерами  получаемых ими средств и уплатой  налогов.

     Деятельность  общественных объединений может  быть приостановлена  на

определённый срок по решению  суда в случае нарушения Конституции  Российской

Федерации, конституций (уставов) её субъектов, законодательства, а также

совершения действий, противоречащих уставным целям.

     Ликвидация  общественного объединения осуществляется  либо по решению съезда

или общего  собрания, либо в судебном порядке.

     Решение о  ликвидации общественного объединения  ,являющегося юридическим лицом

,направляется в орган,  зарегистрировавший общественное  объединение, для

исключения его из единого  государственного реестра юридических  лиц.

     4.Органы исполнительной власти как субъекты административного права .

     Органы исполнительной  власти представляют собой такую  организацию, которая

,являясь частью государственного  аппарата ,имеет компетенцию,структуру,

территориальный масштаб  деятельности, образуется в порядке, установленном

законом или другим нормативно-правовым актом, пользуется определённым методом  в

работе,наделена правом выступать  по поручению государства и призвана в порядке

исполнительной и распорядительной деятельности осуществлять повседневное

руководство хозяйственным, социально- культурным и административно-

политическим строительством, заниматься межотраслевым управлением.

     Административная  правоспособность и дееспособность  органов исполнительной

власти возникает одновременно с их образованием и определением компетенции, а

прекращается в связи  с их упразднением .

     Классификация  органов исполнительной власти  производится по территориальному

масштабу деятельности и характеру компетенции . С учётом территориального

масштаба деятельности органы исполнительной власти могут  быть двух уровней:

     Федерального  и Субъектов России.

     В систему  органов исполнительной власти  в масштабе страны входят:

Правительство, федеральные  министерства и иные федеральные  органы

исполнительной власти ( государственные комитеты, федеральные  службы,

федеральные надзоры, департамент, главное управление и агенство); в масштабе

субъектов Федерации - соответствующие  органы исполнительной власти , которые

образуются самими субъектами Федерации.

     В зависимости  от объёма и характера компетенции  органы исполнительной власти

подразделяются  на :

     а) органы  общей компетенции ,  осуществляющие  руководство всеми или

подавляющим большинством отраслей управления и сфер деятельности (Правительство

, местные администрации  ) ;

     б) органы  отраслевой компетенции , осуществляющие  руководство отдельными

отраслями управления или  сферами деятельности (министерство , структурное

подразделение администрации);

     в) органы  межотраслевой компетенции , осуществляющие  межотраслевое

регулирование, межотраслевую  координацию, контрольно - надзорные  функции

(государственный комитет,  федеральный надзор , структурное   подразделение

администрации).

     Правовое  положение органов исполнительной  власти ,как субъектов

административных правоотношений, определено соответствующими нормативными

актами.

     Правовое  положение Президента Российской  Федерации определено в гл.4

Конституции . Президент  является главой государства, а не главой исполнительной

власти. Как глава государства ,Президент обеспечивает согласованное

функционирование и  взаимодействие органов всех ветвей государственной власти -

законодательной, исполнительной и судебной, принимает меры  по охране

суверенитета страны, её независимости и государственной  целостности , выступает

Гарантом прав и свобод человека и гражданина.

     Субъектом  административного права Президент  становится на 4 года в результате

всенародных выборов при  вступлении ,в должность он приносит народу присягу.

Президент является Верховным  Главнокомандующим Вооружёнными силами России.

     Президент,  по вопросам отнесённым к его  ведению, издаёт указы и распоряжения,

которые обязательны для  исполнения на всей территории страны.

     Совет безопасности  Российской Федерации , как консультативный  орган

Президента , дающий ему  возможность определять стратегию  развития общества ,

действует  в соответствии с Положением о нём от 3 июня 1992 года (

Ведомости.1992 . №24.ст.1323.). Решения  этого органа носят для Президента

рекомендательный характер и оформляются его указами.

     Исполнительную  власть в масштабах всей страны  осуществляет Правительство

Российской Федерации , правовое положение которого определено гл.6 Конституции.

Сгласно указу Президента от 10 января 1994 года “О структуре федеральных

органов исполнительной власти “ (САПП.1994.№ 3.ст.190) исполнительная власть

двухступенчатая: Правительство  России и федеральные органы, часть  из них

подчинена правительству , а другая (10) непосредственно Президенту.

     Правительство  издаёт постановления и распоряжения . Свои полномочия

Правительство слагает  перед вновь избранным Президентом. Конституция

предусматривает порядок  досрочной отставки Правительства.

     Правовой  статус федеральных министерств  и иных федеральных органов

исполнительной власти определяется Положениями о них.

     Органы исполнительной  власти субъектов образуются  самими субъектами Федерации

(ст.11 Конституции). Субъекты  Федерации сами определяют правовое  положение

своих органов исполнительной власти .

     Наряду с  системой органов исполнительной  власти в Российской Федерации

существуют различные  представительства , дополняющие эту  систему. Укрепление

государственности - важнейшая  задача . Поэтому большое внимание уделяется

формированию системы  исполнительной власти, оптимизации  её структур и

распределению компетенции  между ими. Однако соответствующая  нормативная база

ещё недостаточна. В Конституции  обозначены лишь её принципиальные положения .Не

установлены права, регулирующие взаимоотношения между главой администрации  и

центром, главой администрации  и законодательным органом края , области.

     Каждый орган  исполнительной власти как субъект  административ-ного права имеет

определённые  организационную  структуру и штаты. Организационная  структура

предполагает вертикальную связь между соподчинеными органами управления и

внутреннее построение отдельных органов .Проекты структур и штатов

разрабатываются заинтересованными  органами исполнительной власти и утверждаются

компетентным должностным  лицом .

     Государственные служащие как субъекты административного права .

     До недавнего  времени под государственными  служащими понимался широкий  круг

граждан, занимавших оплачиваемые должности в любых государственных

организациях.

     Указом Президента  РФ от 22 декабря 1993 года было  утверждено Положение о

федеральной государственной  службе (САПП.1993. №53.ст.5073.),которым к  числу

государственных служащих отнесён более узкий круг работников федерального

уровня , осуществляющих профессиональную деятельность по реализации задач и

функций государственной  власти.

     Федеральным  государственным служащим является  гражданин Российской Федерации,

Информация о работе Административное право РФ