Административное право РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 12:38, реферат

Описание работы

В демократическом государстве формирование деятельности административной
ветви государственной власти должны быть чётко урегулированы, юридическими
нормами. Административное законодательство является правовой основой построения
и эффективного функционирования самой большой, самой активной, самой мощной
подсистемы госаппарата – исполнительной власти.

Содержание

1.ВВЕДЕНИЕ..........................3
2.АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА.....3
3.СИСТЕМА АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА РФ.........8
4.ИСТОЧНИКИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА РФ........9
5.СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА РФ........10

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 59.10 Кб (Скачать)

правило, выступают отдельные  должностные лица, являющиеся официальными

представителями данного  органа управления и действующие  от его имени и в

пределах предоставляемых  полномочий. Практика государственного управления

вместе с тем знает  случаи, когда властной стороной управленческих отношений

могут быть органы либо представитель  общественной организации, но только тогда,

когда государство специально наделяет их определенным объемом  юридически

властных полномочий. Это  дает им возможность выступать уже  не только от имени

данной общественной организации, но и от имени государства. Данное исключение

не колеблет общих условий, в соответствии с которыми в управленческих

отношениях всегда должна быть представлена властная сторона (как  правило, орган

управления). Предмет правового  воздействия - главный, но не единственный

критерий разграничения  отраслей права. Они различаются  и по методу

регулирования. Предмет  определяет специфику метода регулирования  общественных

отношений.

     Человек - существо общественное, он всегда  живет и существует с другими

людьми. Любая совместная деятельность требует согласованности, упорядочения и

организации, условия разных людей должны быть гармонизированы  во времени и

пространстве, подчинены  определенной цели единым правилом безопасности.

Совместная деятельность, как уже указывалось ранее, предполагает управление,

последнее объективно необходимо и является неотъемлемым признаком  общественного

бытия, его атрибутом. А  значит, управленческие отношения всегда были и будут,

пока существует человеческое общество. Они, как и семейные, экономические

связи, появились намного  раньше, чем юридические нормы. Последние  не создают

управленческих отношений, а используются для того, чтобы  их формализовать,

упорядочить, охранять.

     Управление  предполагает доминирование, преобладание  одной воли над другой, а

часто и подчинение одного лица другому. В системе управленческих связей

субъекты не равны и  к тому же они выполняют разные социальные роли. Этого

неравенства административное право не может и не стремиться устранить.

Воспринимая его как  объективную необходимость, законодатель, регламентируя

организацию и функционирование исполнительной (административной) власти,

юридически оформляет  такое неравенство. Этим объясняются  особенности

административного правового  метода.

     Главные признаки  метода правового регулирования:  каково устанавливаемое

юридическое положение  сторон; с какими юридическими фактами  связывается

возникновение, изменение, прекращение правоотношений; как  определяются права и

обязанности субъектов  правоотношений; как они защищаются. Метод характеризует

волевую сторону регулятивных свойств отрасли.

     Административное  право - юридическая форма, модель  управления. Оно закрепляет

юридическое неравенство  субъектов управленческих отношений. Это связано с

подчинением одной стороны  другой. Даже у органов, должностных  лиц, находящихся

на одном уровне управленческой иерархии, неодинаковые права и обязанности.

Например, различно правовое положение областного управления внутренних дел,

областного комитета по управлению имуществом и областного финансового отдела.

     Административно  - правовые отношения чаще всего  возникают в связи с

событиями, односторонними волеизъявлениями. Действиями, совершаемыми по воле

одной  стороны и влекущими  юридические последствия, являются, например, приказ,

предписание субъекта административной власти, жалоба, заявление гражданина,

решение о выдаче лицензии, постановление о наложении штрафа.

     Субъекты  гражданского права во многих  случаях сами выбирают, с кем  и когда

вступать в отношения, заключать договоры, определяют взаимные права и

обязанности.

     Иначе строится  административно - правовое регулирование.  Очень часто нормами

четко определяется,  когда  и между какими субъектами должны возникать правовые

отношения, каковы будут  права и обязанности сторон, так, отношения граждан,

связанные с получением паспорта, призывом на военную службу, получение прав на

управление транспортом, возникают при заранее определенных обстоятельствах с

определенными органами исполнительной власти, при этом права и обязанности

сторон четко закреплены юридической нормой.

     Особенности  предмета обуславливают специфику  метода регулирования.

     Административное  право закрепляет юридическое  неравенство субъектов, право

носителей административной власти во внесудебном порядке воздействовать  на

граждан и организации. Нам административно - правовое регулирование  управления

обеспечивает внедрение  в сферу администрирования демократических  начал.

     В управленческих  отношениях есть субъект и  объект воздействия. Их правовое

опосредование превращает обе стороны в субъектов правоотношений, носителей

определенных прав и  обязанностей, закрепляя демократические  начала формирования

административной власти и контроль за ее деятельностью, рациональные формы

организации управленческого  труда, разнообразные права граждан, механизмы

решения конфликтов, четкие процедуры и другое. Административное право придает

управленческим отношениям цивилизованный характер, способствует развитию в них

демократии. Наряду с предметом  и методом регулирования, третьей  особенностью

самостоятельной отрасли  права является ее целостность. Это  довольно четко

просматривается в административном праве. Единый предмет и единственный метод

правового опосредования  реальных общественных отношений предопределили

взаимосвязь образующих отрасль  юридических норм.

     Административное  право - целостная система правовых  норм и институтов. Их

объединяет предмет, цели, принципы, метод регулирования. Они  должны быть

согласованы друг с другом, опираться на единые определения, использовать единую

терминологию. Внутри отрасли  существует субординация норм разной юридической

силы, общих и социальных.  А в целом отрасль создает  специфический

административно - правовой режим регулирования.

     “ Под  юридическим режимом следует  понимать особую, целостную систему

регулятивного воздействия, которая характеризуется специфическими приемами

регулирования - особым порядком возникновения и формирования содержания прав и

обязанностей, их осуществления, спецификой санкций, способов их реализации, а

также действием единых принципов, общих положений, распространяющихся на данную

совокупность прав”.[5]

     Вот основные  направления, регулирующие общественные  отношения.

     СИСТЕМА АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА РФ.

     Административное право как отрасль права представляет собой в общем виде

огромный, разобранный  на множество нормативных актов  конгломерат различных

правовых норм. Чтобы  привести такое собрание норм в стройный порядок, наука

распределяет их по группам, из которых каждая образует институт. В результате

создаётся стройная система  норм административного права.

     На сегодняшний  день административное право  знает две основные системы:

институционную и отраслевую.

     Институционная  система, представляющая собой  перенос гражданско-правовой

схемы в область административного  права, показывает нормы, отрасли наиболее

полно. Преимуществом данной системы является то, что она группирует

значительную часть  правовых норм вокруг главных субъектов

государственно-управленческих отношений, какими являются органы исполнительной

власти, граждане, общественные объединения. Образуемые в пределах

институционной системы  правовые институты (органы исполнительной власти,

государственной службы, административного  принуждения) охватывают нормы

административного права, регулирующие однородные общественные отношения,

которые возникают во всех или в большинстве отраслей государственного

управления. Данные правовые институты образуют общую часть  административного

права.

     Отраслевая  система административного права  группирует нормы административного

права с учётом исключительно  отраслевых аспектов государственного управления и

приводит к выделению  обширного ряда правовых институтов:

     Управление  экономической сферой.

· Управление промышленным комплексом;

· Управление агропромышленным комплексом;

· Управление транспортно-дорожным комплексом и связью;

· Управление в сфере экологии;

· Управление финансами и кредитом.

     Управление  в социально-культурной сфере.

· Управление образованием;

· Управление в области науки;

· Управление в области культуры;

· Управление в области труда и социального развития;

· Управление здравоохранением.

     Управление  в административно-политической  сфере.

· Государственное управление в области обороны;

· Управление в области безопасности;

· Управление в области внутренних дел;

· Управление иностранными делами;

· Управление в области юстиции.

     Нормы данных  правовых институтов регулируют  отраслевые управленческие

отношения, специфику каждой отдельной отрасли. Они образуют так называемую

особенную часть административного  права.

               ИСТОЧНИКИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА РФ.              

     Юридические  нормы нуждаются во внешних  формах своего выражения. Они  должны

быть оформлены так, чтобы с ними могли познакомиться  люди, которым они

адресованы. Нормы права  включают пункты, параграфы в акты государственных

органов. Такие акты, если они содержат правовые нормы, являются источниками

права, внешними причинами  его выражения.

     Источниками  административного права являются  акты государственных органов,  в

которых содержатся административно - правовые нормы.

     Важнейшей  особенностью отрасли являются  разнообразие и множество источников

юридических норм. Это детерминировано  предметом отрасли: разнообразием  и

большим числом управленческих отношений, необходимостью своевременного

юридического опосредования  социальных процессов, объективной  потребностью

исполнительной власти.

     Для правовой  регламентации управления нужно  большое число законов и еще

большее число конкретизирующих их подзаконов, нормативных актов.

     Существует  значительное число чисто административно  - правовых источников. Но

много “ смешанных” многоотраслевых, в которых одновременно могут  быть нормы

разных отраслей права (например, административного и уголовного).

     В зависимости  от того, кем приняты акты, содержащие  нормы, а значит, и по их

юридической силе все источники  административного права нужно  разделить на

несколько типов:

     I. Акты Советов  народных депутатов;

1) Законы (Конституция РФ и Конституции республик, входящих в РФ, Основы

законодательства, Законы, кодексы);

2) Решения краевых,  областных, окружных, районных, городских и т.д.;

     II.  Акты  государственной администрации;

1) Указы, распоряжения Президента;

2) Постановления, распоряжения Совета министров;

3) Приказы, постановления министров, государственных комитетов и других

ведомств;

4) Постановления, распоряжения глав администраций;

5) Приказы, постановления иных органов управления;

6) Приказы руководителей государственных предприятий, учреждений.

     К этому  классу нормативных актов относятся  также акты органов исполнительной

власти республик, входящих в РФ (Президента, правительства, министерства и

других органов республики).

     III. Союзные  акты (акты органов бывшего СССР). Существование третьего типа

источников связано  с тем, что вплоть да начала 1992 года  в числе источников

административного права  преобладали акты высших и центральных  органов СССР.

После распада СССР эти  акты продолжают действовать на территории РФ при двух

условиях:

1) если еще не приняты соответствующие нормативные акты РФ.

2) если они не противоречат российскому законодательству.

     IV. Международные  акты. В соответствии с Конституцией  РФ “ общепризнанные

международные нормы, относящиеся  к правам человека, имеют преимущество перед

законами РФ и непосредственно  порождают права и обязанности  граждан РФ”.

Международными актами, например, регулируются некоторые вопросы  безвизового

пересечения границ, таможенного  контроля, дорожного движения.

[6]

     Единого административного  кодекса нет и его невозможно  создать.

     Во - первых, потому, что нельзя в один акт  поместить такое огромное число

норм, которого требует  правовое регулирование управления.

     Во - вторых, кодификация означала бы чрезмерную  централизацию

правотворчества, лишение  органов исполнительной власти в  центре и на местах

возможности регулирования  общественных отношений.

     В чем же  заключается основная доминирующая  роль источников права в формах

выражения административного  права.

     Под источниками  административного права понимают  различные формы его

Информация о работе Административное право РФ