Административное право как наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 02:53, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – изучить понятие науки административного права.
В связи с поставленной целью были поставлены следующие задачи:
1. Изучить историю развития административно-правовой науки в Рос-сии;
2. Дать определение понятию науки административного права;
3. Изучить методы науки административного права;

Содержание

Введение 2
1. Развитие административно-правовой науки в России 4
1.1. Развития административно правовой науки в XVII- XVIII в.в. 4
1.2. Развитие административно правовой науки в XIX - начале XX в.в. 4
1.3. Современный этап развития административного права 11
2. Понятие и методы науки административного права 13
2.1. Предмет административного права 13
2.2. Нормы административного права 16
2.3. Метод административного права 19
3. Источники науки административного права 22
4. Роль науки административного права в правовом обеспечении деятельности органов внутренних дел 24
5. Учебная дисциплина «Административное право»Заключение 28
Заключение 31
Список используемой литературы 33

Работа содержит 1 файл

Административное право как наука.doc

— 265.50 Кб (Скачать)

      Кроме того, ориентация на механизацию управленческого  труда ограничивала область научных исследований и применения их результатов почти исключительно организацией документооборота и учета. Всякие «уклонения» в сторону психологических исследований управления коллективами, поведенческих аспектов организации подвергались критике6.

      Разумеется, нельзя отрицать положительного научного и особенно практического эффекта исследования административной техники 1920-начала 1930-х гг. «Функционально-технический подход к анализу проблем управления с позиций «производственной трактовки» позволил сотрудникам Института техники управления осуществить ряд плодотворных разработок и в области рационализации структур управления»7. Так, один из представителей школы административной техники Э.Дрезен сформулировал принципы образования линейно-функциональной структуры, интегрирующей в себе характеристики двух известных видов структур – линейной и функциональной. В.Мейльман предложил концепцию усовершенствования традиционной функциональной структуры. Л.Бызов одним из первых сформулировал важнейшие методологические принципы рационализации, которая, по его мнению, представляет собой одну из важнейших постоянных функций управления.

      Таким образом, основным предметом исследований школы техники управления стала  организационно-техническая рационализация основных функций и структуры  управления, а также совершенствование делопроизводства, отчетности и в целом всей технологии управленческой работы. Однако отмеченное увлечение механизацией управления стала причиной того, что эта школа в начале 30-х годов была подвергнута критике, а затем забыта. Последовавшее же с конца 30-х годов забвение НОТ надолго – до начала 1960-х гг. - приостановило развитие исследований государственного управления в СССР.

      Говоря  о развитии административной науки  в СССР в 1920-1930-х гг. нельзя не упомянуть  ставшее одним из ее приоритетных направлений исследование организации управления городов и городского благоустройства. В монографиях и учебных курсах З.Х. Френкеля, П.В. Сытина, Н. С. Рождественского, Б.Б. Веселовского рассмотрены проблемы строительства и обслуживания городского жилья, транспорта, санитарии и гигиены города, обеспечения безопасности, призрения, образования и здравоохранения, борьбы с пьянством, проституцией и хулиганством и т.д. Развитие учения о городском хозяйстве как особого направления административной науки было во многом обусловлено существованием богатейшего опыта дореволюционных земств и городского самоуправления. Так, многие из ученых – теоретиков и практиков городского дела – приобрели известность еще до 1917 г. как благодаря своим сочинениям, так и активному участию в деятельности земств и городских дум.

      В ряду упомянутых работ 1920 - начала 1930-х  гг. наиболее известным является сочинение  бывшего гласного Санкт-Петербургской  городской Думы, виднейшего деятеля городского самоуправления Льва Александровича Велихова «Основы городского хозяйства» (первое издание – 1928г., переиздано в 1996 г.). По словам самого автора, эта книга, «предназначаемая как пособие для вузов и для работников коммунального хозяйства», стала «не только в СССР, но, по-видимому, и за границей первым опытом концентрированного академического курса, сжато излагающего муниципальную науку в ее целом, а именно со сторон исторической, государственно-правовой, финансово-экономической и технической»8. В первой части курса «Общее учение о городе» представлен анализ возникновения и генезиса городских поселений, урбанистических теорий. Вторая – «Общее учение о городском хозяйстве» - посвящена анализу организации городского самоуправления, в том числе проблемам формирования выборных органов, правовых основ их деятельности, форм и пределов правительственного надзора, а также структуре аппарата городского самоуправления. Кроме того, в ней рассмотрены основы учения об управлении экономикой и финансами города, в том числе принципы формирования муниципального бюджета, городского налогообложения, организации муниципального кредита, и т.д.

1.3. Современный этап  развития административного  права

      История современной науки административного  права в России по существу только начинается. Переход страны от административно-командной системы крыночной экономике, признание равноправными двух секторов экономики (государственного и негосударственного) и многопартийности в политической сфере стали причинами принципиально новых явлений в жизни граждан, общества и государства, обусловив появление целого ряда новых задач административного права.

      Ведущей целью многогранной работы органов  исполнительной власти является укрепление российской государственности. Именно это служит основой продолжения реформы, преодоления кризиса, структурной перестройки экономики, создания условий для экономической, политической и социальной стабилизации.

      Большая роль в укреплении государственности  принадлежит административному праву. Среди других отраслей права оно имеет наибольший удельный вес. Осуществляется огромная по масштабам нормотворческая деятельность органов законодательной и исполнительной власти. Создаются новые и изменяются действующие нормативные акты. Главное здесь состоит в том, что резко увеличивается массив изданных как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации законодательных актов, которые все больше становятся актами прямого действия, а удельный вес подзаконных актов уменьшается. Поэтому в тех случаях, когда органы исполнительной власти готовят проекты законодательных актов, их задача – выполнять эту работу как можно качественнее. В каждом конкретном случае нужно определять механизм исполнения законов – конкретных исполнителей, формы, методы и сроки их действий, виды ответственности, а также систему контроля и проверки исполнения.

      При переходе от планового к рыночному  хозяйству существенным образом изменяется роль государства в управлении экономикой. Полностью саморегулируемого хозяйственного механизма не бывает. Поэтому государственное управление в современной России распространяется не только на государственный, но и на негосударственный сектор экономики. Так, особо остро встают вопросы регулирования банкротства предприятий и банков как объектов управленческой деятельности, ликвидации взаимных и других неплатежей, регулирования рынка ценных бумаг, используемых как государственными, так и негосударственными структурами и гражданами, частичного регулирования цен на определенные виды сырья и товаров, особенно первой необходимости, социальной защиты некоторых слоев населения, установления тарифов во внешнеэкономической деятельности и деятельности субъектов естественных монополий. При этом, определяя задачи административного права в условиях перехода к рыночным отношениям, надо правильно отграничивать нормы этой отрасли права от других смежных отраслей (например, гражданского, трудового, финансового права).

 

2. Понятие  и методы науки  административного  права

2.1. Предмет административного  права

      Предметом каждой отрасли права является определенная сфера общественных отношений (человеческих связей), регулирование которых осуществляется нормами этой отрасли права. Административное право – одна из самостоятельных отраслей права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере исполнительной власти (государственного управления). Поэтому при изучении предмета данной отрасли права необходимо прежде всего уяснить, что такое исполнительная власть, в чем ее сущность и социальное назначение.

      В юридическом смысле под властью обычно подразумевают право, возможность и полномочия субъекта (органа, должностного лица, представителя власти и др.) подчинять кого-либо своей воле; распоряжаться чьими-либо действиями; признание одного властвующим, управляющим, а другого подвластным, управляемым. В общественных отношениях, которые складываются в социальной сфере между людьми и их объединениями, между обществом и личностью, государством и гражданином, управляющую сторону называют субъектом, а управляемую – объектом управления. Объекты управления могут находиться в полном (организационном) или некотором подчинении субъекту управления. Управляющее воздействие на участников какой-либо деятельности, на сознательно-волевое поведение людей, на организацию общественных отношений для достижения определенных целей оказывают как государственные, так и негосударственные органы. Поэтому управление в социальной сфере делится на два вида: государственное и негосударственное (см. схему 1). Отношения между субъектом и объектом управления характеризуются взаимными правами и обязанностями, а также существующими видами ответственности за свое поведение.

      Государственное управление – это один из видов  деятельности государственных органов Российской Федерации по осуществлению государственной власти, реализации государственно-властных полномочий. Однако объем их государственно-управленческих (административных1) полномочий неодинаков, что объясняется существующим государственным устройством страны.

Схема 1. Организация управления в социальной сфере  Российской Федерации

  

 

      Сущность  и структура государственной  власти юридически закрепляются в Конституции и конституционных законах. Государственная власть опирается на законодательство, государственный аппарат, материальные ресурсы, денежные средства, механизмы убеждения и принуждения. При этом она должна быть носительницей определенной идеи, иметь нравственное оправдание, обладать легитимностью, т.е. общественным признанием.

      Согласно  ст. 10 и 11 Конституции, государственная  власть в Российской Федерации осуществляется на основе принципа разделения властей – на законодательную, исполнительную и судебную, а также разграничения предметов ведения и полномочий между Федерацией и ее субъектами. Это означает, что Конституцией закреплены широко распространенный в странах Запада и оправдывающий себя уже на протяжении двух столетий принцип разделения единой системы государственной власти на три ее ветви по горизонтали – законодательную, исполнительную и судебную, а также принцип четкой вертикальной субординации. Основные понятия на этот счет сформулированы в Федеральном законе от 24 июня 1999 г. «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации». Предмет ведения Российской Федерации – сфера общественных отношений, регулирование которой отнесено Конституцией исключительно к компетенции Российской Федерации, предмет ведения субъекта Федерации – к компетенции субъекта Федерации, предмет их совместного ведения – к компетенции и Федерации, и ее субъекта. Компетенция органа государственной власти – совокупность его полномочий по предметам ведения. Полномочия органа государственной власти – его права и обязанности в отношении принятия правовых актов, а также осуществления иных государственно-властных полномочий.

      Ветви власти взаимосвязаны, но в то же время  характеризуются определенной самостоятельностью. Каждый государственный орган выполняет предназначенную ему часть работы по реализации государственных функций. В России государственную власть осуществляют Президент, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство и суды Российской Федерации. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12 Конституции).

      На  основании изложенного можно  сделать вывод о предмете административного права. Его составляет широкий круг общественных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся при осуществлении государственного управления. По своей направленности и целям регулирования их нормами административного права управленческие отношения могут быть как внешними, так и внутриорганизационными.

      Внешними  называются отношения, в рамках которых  непосредственно реализуются задачи, функции и полномочия органов  исполнительной власти, так как управляющее  воздействие со стороны органов  исполнительной власти оказывается на волю и поведение управляемых внешних объектов. Внешними считаются отношения:

    • между различными органами исполнительной власти (соподчиненными и несоподчиненными);
    • между органами исполнительной власти и гражданами;
    • между органами исполнительной власти и находящимися в их организационном подчинении предприятиями, учреждениями и организациями;
    • между органами исполнительной власти и органами судебной власти;
    • между органами исполнительной власти и негосударственными организациями в случаях, предусмотренных действующим законодательством.

      Внутренние (внутриорганизационные или внутрисистемные) управленческие отношения возникают в процессе деятельности не только органов исполнительной власти, но и субъектов законодательной (представительной) и судебной властей, а также органов прокуратуры при руководстве ими их аппаратами.

2.2. Нормы административного  права

      Нормативный правовой акт – это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим  органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение.

      В административно-правовой норме содержится правило поведения, регулирующее общественные отношения в сфере исполнительной власти (государственного управления). Норма административного права выражает сущность регулируемого ею общественного отношения, является «кирпичиком» конкретного административно-правового акта (закона, указа Президента, постановления Правительства и др.):

Информация о работе Административное право как наука