Административное право как наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 02:53, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – изучить понятие науки административного права.
В связи с поставленной целью были поставлены следующие задачи:
1. Изучить историю развития административно-правовой науки в Рос-сии;
2. Дать определение понятию науки административного права;
3. Изучить методы науки административного права;

Содержание

Введение 2
1. Развитие административно-правовой науки в России 4
1.1. Развития административно правовой науки в XVII- XVIII в.в. 4
1.2. Развитие административно правовой науки в XIX - начале XX в.в. 4
1.3. Современный этап развития административного права 11
2. Понятие и методы науки административного права 13
2.1. Предмет административного права 13
2.2. Нормы административного права 16
2.3. Метод административного права 19
3. Источники науки административного права 22
4. Роль науки административного права в правовом обеспечении деятельности органов внутренних дел 24
5. Учебная дисциплина «Административное право»Заключение 28
Заключение 31
Список используемой литературы 33

Работа содержит 1 файл

Административное право как наука.doc

— 265.50 Кб (Скачать)

Содержание 

 

Введение

      По  мнению большинства современных  отечественных и зарубежных исследователей, наука государственного управления сравнительно молода. Некоторые авторы относят ее возникновение к началу XIX в., концу XIX – началу XX в. Это утверждение может показаться весьма парадоксальным. Еще древнейшие цивилизации Азии, Европы и Америки, создававшие могущественные империи, достигли своего расцвета и приобрели господствующее значение в регионах благодаря существованию развитых систем управления. Следовательно, знания о государственном управлении существуют уже в течение многих столетий. Однако наличие представлений о предмете не означает существование науки. Для ее формирования необходимо наличие методологии, которая должна способствовать оформлению накопленных знаний об управлении в государстве в систему науки.

      Науке административного управления в  современном мире уделяется все  больше и больше внимания – именно поэтому данная тема курсовой работы так актуальна на сегодняшний день.

      Цель данной работы – изучить понятие науки административного права.

      В связи с поставленной целью были поставлены следующие задачи:

    1. Изучить историю развития административно-правовой науки в России;
    2. Дать определение понятию науки административного права;
    3. Изучить методы науки административного права;
    4. Рассмотреть источники науки административного права;
    5. Определить роль науки административного права в правовом обеспечении деятельности ОВД.

      Исходя  из поставленных задач, структура работы состоит из введения, четырех основных глав, заключения и списка использованной литературы.

      В первой главе рассмотрено развитие административного права в России. Здесь рассмотрен временной промежуток развития административного права от VIII-VIII веков до настоящего времени. Вторая глава посвящена понятию административного права. В ней даны определения административного права, охарактеризован предмет административного права и рассмотрены методы административного права. В третьей главе показаны источники науки административного права. Четвертая глава посвящена роли административного права в правовом обеспечении деятельности ОВД. Пятая глава раскрывает сущность административного права как учебной дисциплины.

      Информационной  основой написания работы послужили материалы, опубликованные по данной тематике в научной, специальной и периодической печати, законодательные акты.

 

1. Развитие  административно-правовой  науки в России

1.1. Развития административно  правовой науки  в XVII- XVIII в.в.

      Думается, что административная наука появилась не ранее XVII века. В начальный период своего существования административная наука аккумулировала все имеющиеся знания о целях, методах и принципах социального управления. Источниками формирования новой отрасли научных знаний являлись как античные и средневековые политико-правовые учения, так и камерализм - концепция, появление которой связано с генезисом бюрократического государства, изменением природы публичной власти: централизацией управления, становлением абсолютизма и рождением бюрократии.

      Петр  I попытался применить идеи камерализма в ходе реформ организации центрального управления 1718 – 1724 гг. Камерализм привлекал Петра не только общими идеями достижения всенародного блага и доминирующей роли государства в обществе, но и конкретными принципами, рецептами, процедурами и схемами функционирования механизма государственной администрации. Так, учрежденная Петром система коллегий – центральных органов управления – представляет собой яркий пример реализации принципов камеральной администрации. Компетенция коллегий, в отличие от упраздненных приказов, являлась строго функциональной, а порядок решения дел – коллегиальным. Идея регламентации всей управленческой деятельности, вплоть до мельчайших подробностей процедур также свидетельствует о следовании принципам камерализма. Опираясь на западноевропейский опыт и теории, Петр заложил основы создания целостной и рационализированной административной системы.

      XVIII век в истории европейских государств представляет собой период интенсивного развития систем административного управления. . Научной основой государственных преобразований являлась зарождавшаяся наука администрации.

1.2. Развитие административно  правовой науки  в XIX - начале XX в.в.

      В России XIX века наука административного управления не получила существенного развития. Тем не менее, европейские идеи и концепции были весьма широко распространены и хорошо знакомы российским ученым. В частности, в 1843 году в Санкт-Петербургском университете на юридическом факультете был открыт «разряд» камеральных наук с целью «приготовления к хозяйственной и административной службе». Его слушателям преподавали российское и европейское право, политэкономию и статистику, агрономию и архитектуру. Подобные отделения существовали в Казанском и Харьковском университетах. Но по Университетскому Уставу 1863 года камеральные отделения распались. Естественные и хозяйственные науки отошли в ведение физико-математических факультетов, а государственные стали преподавать на административных отделениях юридических факультетов.

      Немногочисленные  сочинения российских ученых, посвященные  науке «полиции» или «государственного  благоустройства» свидетельствуют  о сильном влиянии, оказываемом немецкими теориями и концепциями. Так, книгу Н.Рождественского «Основания государственного благоустройства с применением к российским законам» в теоретической ее части можно рассматривать как компиляцию трактата Р.Моля. По структуре и концепции сочинение Н.Рождественского, как и многие другие, придерживается традиционной схемы. В нем описаны меры, предпринимаемые правительством для «попечения» «о благосостоянии физическом, умственном и нравственном» и «о народном имуществе».

      Выше  уже было отмечено, что камерализм или «наука полиции» являлись источником развития административного права, науки государственного управления, а также некоторых финансово-экономических дисциплин. В России именно первое и последнее направления стали приоритетными. Административное право, родившееся в России лишь 1870 - 1880-х годах, уже в начале XX столетия являлось одной из наиболее развитых отраслей юридической науки. Другое, экономическое направление «полицеистики» также имело своих представителей. Н.Х. Бунге – профессор, ректор Киевского университета и будущий министр финансов – в опубликованном впервые в 1873-77 г.г. курсе «Полицейское право. Введение в государственное благоустройство» писал, что «…государственное благоустройство составляет лишь один из разделов экономической науки», «прикладную часть политической экономии». Поэтому и в учебник Н. Бунге вошли разделы, посвященные различным отраслям хозяйственной деятельности: добывающей, земледельческой и обрабатывающей промышленности.

      Особое  направление в исследованиях  технологических и правовых аспектов государственного управления представлено трудами ученых, посвященными деятельности земств и городских муниципальных органов. В них рассмотрены общие и частные проблемы управления городским хозяйством, земскими финансами, правового статуса субъектов местного самоуправления и т.д. Число публикаций на эти и другие темы чрезвычайно велико. Оно заметно контрастирует с отсутствием исследований теоретических проблем организации систем управления, бюрократии и государственной службы. Одной из причин отсутствия исследовательского интереса является, возможно, весьма широкое распространение общественной теории самоуправления, имевшей особую популярность в период подготовки земской и городской реформ – в конце 1850-х – 1870-х гг. Децентрализация государственного управления по образцу Англии рассматривались большинством либеральных публицистов (М.Н.Катков, А.В. Лохвицкий, Б.Утин и др.) как единственный путь к политической свободе. Это идеализированное представление о природе и значении самоуправления породило особое отношение к бюрократии, - злу, с которым нужно бороться1.

      Иной  точки зрения на проблему бюрократии и самоуправления придерживался Б.Н.Чичерин. Он не разделял распространенной идеализации английского самоуправления и утверждал, что институты административного управления играют главенствующую роль в развитии современного общества и государства. Чичерин настаивал на усовершенствовании системы правительственной администрации: он призывал расширить ее самостоятельность и вместе с тем усилить контроль со стороны центральной и судебной властей. Однако в 1850-е г.г. общество встретило с непониманием чичеринскую идею усовершенствования бюрократии.

      В 1880-х годах теория общественного  самоуправления потеряла большую часть своих сторонников. Государственная теория не проводила столь четкую грань между выборным самоуправлением и государственной администрацией, рассматривая их два механизма реализации единых целей и функций государственного управления. Статус и роль земских и городских выборных властей, действительно, несколько изменился. Однако особое политическое значение самоуправления, являвшегося до 1906 года единственно возможным путем представительства своих интересов в обществе, препятствовало его сближению с административной системой. Последняя же в течение второй половины XIX века пребывала в состоянии глубокого кризиса, поскольку в течение всего этого периода не последовало ни одной значительной реформы государственной администрации. В конце XIX – начале XX вв. российские ученые предпринимали попытки анализа специфики организации государственной бюрократии. «Однако, - пишет Г.В.Пушкарева, - в отличие от Запада процесс превращения научных предположений в теоретические конструкции в России застопорился на многие годы»2.

      Из  западноевропейской и американской науки и практики советские ученые заимствовали и идеи рационализации управленческого труда в административном аппарате, основанной на принципах научного управления. В комиссариате Рабкрина (рабоче-крестьянской инспекции) было создано Управление по улучшению госаппарата, основным структурным звеном которого являлся Отдел нормализации. В 1924 г. после упразднения отдела его основные функции – «регулирование и направление работы государственных органов по саморационализации» – были переданы образованному при НК РКИ Бюро Организационного строительства («Оргстрой») и входящему в его состав Отделу Административной Техники (АТО). Аналогичные подразделения – «оргбюро» или так называемые «рационализаторские ячейки» - в течение 1924-1925 гг. были образованы в ряде центральных, республиканских и московских учреждений: Госбанке, Госстрахе, народных комиссариатах внутренней торговли, юстиции, финансов, просвещения, управлении делами Совнаркома, Мосторге и т.д. Основной задачей оргбюро являлась, прежде всего, рационализация делопроизводственных процессов и оперативных работ, например, организации курьерской связи, хранения и систематизации документов, учета персонала.

      «Административная техника» получила признание как  особое направление НОТ, заслуживающее научного исследования. В Москве был создан Институт техники управления, организовавший исследовательскую работу в этой области. Задачей «научной организации административной техники», по мнению Л. Бызова – одного из ведущих авторов журнала «Техника управления», являлось «создание наиболее рациональных, для каждого случая, технических приемов администрирования, т.е. приемов делопроизводства, учета, планирования и т.д.»3. Методологической основой исследования «административной техники» являлось утверждение о «принципиальной однородности» организаций любого типа, в частности, органов государственного управления и промышленного предприятия. Однако этот тезис, сформулированный еще Анри Файолем, приобрел несоответствующее, гипертрофированное значение, был возведен в абсолют. Е. Розмирович – одна из выдающихся ученых-нотовцев, возглавлявшая официальный печатный орган АТО – журнал «Техника управления», призывала направить усилия рационализаторов на «индустриализацию государственного управления». «Единство основы управленческого процесса и процесса производственного … является для нас аксиомой, не требующей дальнейших доказательств». «К тейлоризму, как методу организационного анализа, к фордовскому конвейеру с его стальной системой, как к конечной цели и конструктивной модели каждого управленческого процесса» – таков был лозунг, выдвинутый Е. Розмирович4.

      Идея  «индустриализации» и механизации  управления нашла много сторонников и рассматривалась как основное средство борьбы с бюрократизмом, сокращением очередей в органах управления. Ученые-нотовцы пытались использовать те же средства изучения и оптимизации труда служащих, какие использовал Ф.Тейлор и его последователи на промышленных предприятиях: например, хронометраж операций людей при письме. Так, Л. Бызов установил зависимость скорости письма от частоты маканий пера, которое, в свою очередь, зависело от уровня чернил в чернильнице. А П.Троянский изобрел чернильницу с постоянным уровнем чернил. В нотариальных конторах был внедрен метод конвейера, используемый в производстве. Методология «производственной трактовки» управленческого труда предусматривала крайнюю схематичность организации управления. Так, прием новобранцев изображался как производственный процесс, состоящий из следующих циклов:

  1. цикл приема материала;
  2. цикл браковки и сортировки материала;
  3. регистрация уже полученного продукта и распределение его по соответствующим войсковым частям»5.

Информация о работе Административное право как наука