Административно – правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 16:27, курсовая работа

Описание работы

Значительную часть составляют правоотношения с участием иностранных граждан и лиц без гражданства в сфере действия норм административного права. Остро стоит вопрос о нелегальной миграции.
В этой работе будут раскрыты основные аспекты административно- правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в России.

Содержание

1. Введение……….…………………………………………………..……...…….3
2. Правовое положение иностранных граждан и лица без гражданства ...……6
3. Основные права, свободы и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ………………………………… 12
4. Временное пребывание, временное проживание, постоянное проживание, беженец …………………………17
5. Ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства…………..25
6. Заключение……………………………………………...……………………..30
7. Список использованной литературы………………………………………...31

Работа содержит 1 файл

курсовая администр.право.docx

— 87.99 Кб (Скачать)

7) в иных случаях, предусмотренных  федеральным законом10.

Этот же Федеральный закон  предусматривает в статье 7 основания  отказа в выдаче либо аннулирования  разрешения на временное проживание.

Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года.

Под понятием вид на жительство понимается  документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства  в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность.

Вид на жительство  может  быть выдан  иностранному гражданину по его заявлению в  территориальный  орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции  в  течение срока действия разрешения на временное проживание и при  наличии законных  оснований, при  условии, что иностранный гражданин  проживал в Российской Федерации  не менее одного года на основании  разрешения на временное проживание и обратился с заявлением в  территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере  миграции, не позднее, чем за шесть  месяцев до истечения срока действия разрешения на временное проживание..

Вид на жительство выдается иностранному гражданину на пять лет. По окончании срока действия вида на жительство данный срок по заявлению  иностранного гражданина может быть продлен на пять лет. Количество продлений  срока действия вида на жительство не ограничено. При этом постоянно  проживающий в Российской Федерации  иностранный гражданин обязан ежегодно уведомлять о подтверждении своего проживания в Российской Федерации  территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере  миграции по месту получения данным иностранным гражданином вида на жительство.

Порядок выдачи вида на жительство и перечень документов, представляемых одновременно с заявлением о выдаче вида на жительство, утверждаются Правительством Российской Федерации, а в статье 9 ФЗ «О правовом положении иностранных  граждан  в России» устанавливаются  основания отказа в выдаче либо аннулирования  вида на жительство.

Среди иностранных граждан  и лиц без гражданства в  последние годы значительный интерес  приобрели беженцы, которые занимают особое административно-правовое положение. Административно-правовой статус беженцев определен Федеральным Законом «О беженцах». Беженец - это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений11.

Не могут быть признаны беженцами лица, покинувшие государство  своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства) по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Лицо, пожелавшее быть признанным беженцем и достигшее возраста 18 лет, должно обратиться с соответствующим  ходатайством либо в дипломатическое  представительство или консульское  учреждение Российской Федерации вне  государства своей гражданской  принадлежности (своего прежнего обычного местожительства), либо в пост иммиграционного  контроля или в орган пограничного контроля в пункте пропуска через  Государственную границу РФ. После  рассмотрения этого ходатайства  принимается решение либо о признании  данного лица беженцем (с выдачей  ему соответствующего удостоверения), либо об отказе в признании беженцем. Лицо признается беженцем на срок до трех лет. В дальнейшем срок признания  беженцем может продлеваться на каждый последующий год.

Лицо, признанное беженцем, имеет право на получение услуг  переводчика и получение информации о своих правах и обязанностях, а также иной информации; содействие в обеспечении проезда и провоза  багажа к месту пребывания в Российской Федерации; получение питания и  пользование коммунальными услугами в центре временного размещения до убытия к месту постоянного пребывания, медицинской и лекарственной  помощи; содействие в направлении  на профессиональное обучение или в  трудоустройстве; социальную защиту, в том числе социальное обеспечение и др.

Лицо, признанное беженцем, обязано: соблюдать Конституцию  РФ и российские законы, установленный  порядок проживания; сообщать о намерении  переменить место пребывания на территории РФ либо выехать на место жительства за пределы территории РФ; проходить  ежегодный переучет и др12.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответственность иностранных граждан и лиц  без гражданства

Статья 4 Закона «о правовом положении иностранных граждан  в России» говорит, что иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Это означает, что ответственность также в равном мере распространяется и на граждан, и на иностранных граждан (лиц без гражданства). Но в этом вопросе также проявляется особенности  административно - правового статуса  иностранных граждан и лиц без гражданства. Особенность этой является специальная мера наказания, которой могут быть подвергнуты только иностранные граждане (лица без гражданства) – административное выдворение. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации. 13.

Это наказание применяется  только к иностранным гражданам  и лицам без гражданства. Граждане РФ не могу быть лишены гражданства  РФ, выданы другому государству, выдворены  за пределы России. В соответствии с частью 3 статьи 62 Конституции РФ «иностранные граждане и лица без  гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут  обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом  или международным договором  Российской Федерации».

Подобное наказание предусмотрено  КоАП РФ за нарушение режима Государственной  границы РФ (часть 2 статьи 18.1.); нарушение  режима в пунктах пропуска через  Государственную границу РФ (часть 2 статьи 18.4.); нарушение иностранным  гражданином или лицом без  гражданства режима пребывания в  Российской Федерации (статья 18.8.); нарушение  иностранным гражданином или  лицом без гражданства правил привлечения и использования  в Российской Федерации иностранной  рабочей силы (часть 2 статьи 18.10.); нарушение  иммиграционных правил (статья 18.11.). Во всех статьях КоАП РФ, содержащих такое  наказание, как административное выдворение за пределы Российской Федерации, оно  закрепляется в качестве возможного дополнительного наказания наряду с основным наказанием – административным штрафом.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации  как мера административного наказания  устанавливается в отношении  иностранных граждан или лиц  без гражданства и назначается  судьей, а в случае совершения иностранным  гражданином или лицом без  гражданства административного  правонарушения при въезде в Российскую Федерацию - соответствующими должностными лицами. Такими должностными лицами являются наделенные необходимыми полномочиями сотрудники пограничных органов. Административное выдворение за пределы Российской Федерации не может применяться к военнослужащим - иностранным гражданам.

Очевидно, что судья (должностное  лицо пограничной службы), рассматривая дело о соответствующем административном правонарушении, вправе ограничится  применением к виновному иностранному гражданину или лицу без гражданства  только штрафа и не назначать дополнительного  наказания в виде административного  выдворения за пределы Российской Федерации.

Содержание административного  выдворения за пределы Российской Федерации  достаточно специфично. Оно состоит  в контролируемом перемещении иностранного гражданина (лица без гражданства) с территории Российской Федерации через Государственную границу РФ. Перемещение может производиться принудительно и путем контролируемого самостоятельного выезда выдворяемого из Российской Федерации. В случае если у выдворяемого из России лица нет необходимых средств и установление стороны, пригласившей его в Россию, невозможно, перемещение выдворяемого лица через Государственную границу РФ осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Средства, выделяемые из федерального бюджета на мероприятия по административному  выдворению, расходуются на приобретение проездных документов для выдворяемого лица (а в случаях, установленных  законодательством Российской Федерации, - также проездных документов для  должностного лица органа внутренних дел, сопровождающего выдворяемого иностранного гражданина или лица без  гражданства); содержание выдворяемого лица до исполнения решения об административном выдворении; оформление документов, необходимых  для осуществления выдворения; совершение иных действий, непосредственно связанных  с выдворением14

В случае административного  выдворения иностранного гражданина, осуществляющего трудовую деятельность в Российской Федерации без разрешения на работу, средства, затраченные из федерального бюджета на обеспечение  выезда иностранного гражданина соответствующим  видом транспорта из Российской Федерации, подлежат взысканию в судебном порядке  с работодателя или заказчика  работ (услуг), привлекших указанного иностранного гражданина к трудовой деятельности, по иску органа, исполнявшего постановление об административном выдворении указанного иностранного гражданина15.

Административное выдворение как меру административного наказания  не следует смешивать с мерой  административного пресечения, применяемой  уполномоченными должностными лицами пограничных органов и пограничных  войск и связанной с передачей  иностранных граждан и лиц  без гражданства, нарушивших режим  Государственной границы РФ, властям  государства, с территории которого они пересекли Государственную  границу РФ.

Постановление об административном выдворении за пределы Российской Федерации  иностранных граждан или лиц  без гражданства исполняется  должностными лицами:

  • пограничных органов – при совершении административных правонарушений, связанных с нарушением режима Государственной границы РФ (часть 2 статьи 18.1. КоАП РФ) и нарушением режима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ (часть 2 статьи 18.4. КоАП РФ);
  • органами внутренних дел – при совершении административных правонарушений, связанных с нарушением иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания в Российской Федерации (статья 18.8 КоАП РФ), нарушением правил привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы (часть 2 статьи 18.10.), нарушением иммиграционных правил (статья 18.11.).

Исполнение постановления  об административном выдворении за пределы  Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства  производится путем официальной  передачи иностранного гражданина или  лица без гражданства представителю  властей иностранного государства, на территорию которого указанное лицо выдворяется, либо путем контролируемого самостоятельного выезда лица, подлежащего административному выдворению за пределы Российской Федерации16.

Об административном выдворении иностранного гражданина или лица без  гражданства из пункта пропуска через  Государственную границу Российской Федерации уведомляются власти иностранного государства, на территорию или через  территорию которого указанное лицо выдворяется, если административное выдворение предусмотрено международным договором  Российской Федерации с указанным  государством.17

В случае если передача лица, подлежащего административному  выдворению за пределы Российской Федерации, представителю властей иностранного государства не предусмотрена международным  договором Российской Федерации  с этим государством, административное выдворение лица осуществляется в месте, определяемом пограничными органами.

Исполнение постановления  об административном выдворении за пределы  Российской Федерации  иностранного гражданина или лица без гражданства  оформляется в виде двустороннего  или одностороннего акта, который  приобщается к постановлению.

До административного  выдворения за пределы Российской Федерации  иностранные граждане или лица без  гражданства по решению суда могут  содержаться в специальных помещениях, предусмотренных для содержания лиц, подвергнутых административному  задержанию18

 

 

 

 

 

 

Заключение

В России  в  последнее  время все большее распространение  получают   общественные отношения  с участием иностранных граждан, что  является прямым следствием  демократизации нашего общества. Естественно, в данных обстоятельствах возникает  множество вопросов  о  применении  законодательства при регулировании  таких отношений. В результате данной работы выяснилось, что иностранным  гражданам и лицам без гражданства  в России гарантируются предусмотренные  законом права и свободы. Они  пользуются теми же правами и свободами  и несут те же обязанности, что  и граждане РФ, если иное не вытекает из Конституции РФ, и других актов  Российского законодательства.         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

  1. Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30.12.2001 N 195-ФЗ
  2. Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. N 4528-I "О беженцах"
  3. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"
  4. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации"
  5. Конвенция о сокращении безгражданства от 30.08.1961г
  6. Конвенция о статусе апатридов от 28.09.1954 г
  7. Постановление Правительства Российской Федерации от 8 октября 2007 г. N 655 г. Москва "Об утверждении Правил оформления приглашений на въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства"
  8. Правила расходования средств федерального бюджета на мероприятия по депортации либо административному выдворению иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы Российской Федерации при невозможности установления приглашающей стороны (утв. Постановления Правительства РФ от 24 октября 2002 г. №769)
  9. Российская газета (Федеральный выпуск) N5381 от 14 января 2011 г.
  10. Лазарев В.В, Липень С.В.  Теория государства и права  М. Спарк, 2004 – стр.348-349
  11. Бахрах Д.Н., Россинский Б.В. Старилов Ю.Н. Административное право М. Норма, 2008  стр. 127

Информация о работе Административно – правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства