Административно – правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 16:27, курсовая работа

Описание работы

Значительную часть составляют правоотношения с участием иностранных граждан и лиц без гражданства в сфере действия норм административного права. Остро стоит вопрос о нелегальной миграции.
В этой работе будут раскрыты основные аспекты административно- правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в России.

Содержание

1. Введение……….…………………………………………………..……...…….3
2. Правовое положение иностранных граждан и лица без гражданства ...……6
3. Основные права, свободы и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ………………………………… 12
4. Временное пребывание, временное проживание, постоянное проживание, беженец …………………………17
5. Ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства…………..25
6. Заключение……………………………………………...……………………..30
7. Список использованной литературы………………………………………...31

Работа содержит 1 файл

курсовая администр.право.docx

— 87.99 Кб (Скачать)

Содержание:

1. Введение……….…………………………………………………..……...…….3

2. Правовое положение иностранных граждан и лица без гражданства ...……6

3. Основные права, свободы и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ……………………………………..………………………… 12

4. Временное пребывание, временное проживание, постоянное проживание, беженец …………………………………………………………………………..17

5. Ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства…………..25

6. Заключение……………………………………………...……………………..30 

7. Список использованной литературы………………………………………...31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Вопрос о субъектах  административного права является одним из важнейших, так как они  выступают участниками административно  – правовых отношений. Что касается индивидуальных субъектов административного  права, то относительно принадлежности к конкретному государству личность может выступать в одном из трех правовых состояний: отечественного гражданства, иностранного гражданства  и так называемого безгражданства.

Распад Советского Союза, провозглашение государственного суверенитета России, появление новых независимых  и суверенных государств, взамен союзных  республик привело к росту  интенсивности международных отношений  Российской федерации с другими  государствами, в особенности  с  бывшими союзными республиками  в  различных областях, что стало  причиной  значительного увеличения числа иностранных граждан, приезжающих  в Россию. В международном рейтинге Россия занимает третье место по миграционной привлекательности. При этом туристы  занимают не  основную часть мигрантов, что как уже отмечалось  связано  со сложившийся геополитической  ситуацией.

В минувшем году было принято  несколько принципиальных поправок в миграционное законодательство. С  одной стороны, оно стало более  либеральным, с другой - появилась  явная тенденция к избирательности  Российского государства в отношении  трудовых мигрантов.

  Первый заместитель директора Федеральной миграционной службы Михаил Тюркин в интервью Российской газете сообщил, полгода назад сделали то, о чем говорили несколько лет, - ввели патенты для иностранцев, работающих в частном секторе. Раньше эти миллионы людей находились в нашей стране без учета, без контроля, и мы даже не понимали, сколько их. Когда нас спросили в конце 2001 года, сколько нелегальных мигрантов, оценки колебались от 5 до 10 миллионов. Точнее мы тогда сказать не могли. За 9 лет мы худо-бедно их все-таки посчитали и сейчас говорим: нелегалов от 3 до 3,5 миллиона. Так вот, одна из задач введения патента - это все-таки заставить этих людей выйти из тени. Это простой институт. Человек заявляет о том, что хочет приобрести патент. Мы вносим его в базу данных. И мы понимаем, что данное лицо находится на территории Российской Федерации, работает у физического лица. Он под контролем. Плюс государство начало получать с этих людей доход. Уже выдано более 134 тысяч патентов, а платежи за них составили уже более 287 миллионов рублей. И это за неполные полгода. Мне кажется, что количество людей, которые захотят получить патент, бесспорно, будет возрастать1.

Эти цифры подчеркивают важность и значимость  государственной  политики РФ в сфере миграции. Следует  учитывать, что правовые связи иностранных  граждан и лиц без гражданства  во время пребывания в Российской Федерации весьма многочисленны  и разнообразны. Значительную часть  составляют правоотношения с участием иностранных граждан и лиц  без гражданства в сфере действия норм административного права. Остро  стоит вопрос о  нелегальной миграции.

 В этой работе будут  раскрыты  основные аспекты   административно-  правового статуса   иностранных граждан и лиц  без гражданства в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Правовое положение иностранных  граждан и лица без гражданства

Субъекты правоотношений – это  индивиды или организации, которые  на основании норм права могут  быть участниками правоотношений, носителями субъективных прав и обязанностей. В административном праве под  субъектом понимают лицо (индивид  и организацию), которая по закону может быть участником административно-правовых отношений и носителем административных прав и обязанностей. Юридическая  возможность индивида и организации  быть участником различных правоотношений, носителями конкретных юридических  прав и обязанностей связана с  наличием определенных свойств, для  обозначения которых применяется  термин «правосубъектность». Правосубъектность  как способ быть участниками правоотношений устанавливается правовыми нормами  и  может быть различной  у  разных субъектов. В основном различают  индивидуальных и коллективных субъектов  права. К индивидуальным субъектам  права относятся также иностранные  граждане и лица без гражданства2. Вышесказанное подтверждается не только внутригосударственными, но и международными нормами права. Так, в статье 6 Всеобщей декларации прав человека 1948 года говорится: «Каждый человек, где бы он не находился, имеет право на признание его правосубъектности». Вышесказанное положение декларируется также Международным пактом о гражданских и политических правах 1966 года. 

  Для того чтобы лицо, обладающее  правосубъектностью мог стать  участником административно –  правовых отношений он, наряду  с общей правосубъектностью, должен  также обладать административной  правосубъектностью.    Административная  правосубъектность включает две  составляющие: административную правоспособность - это способность приобретать  субъективные юридические права  и обязанности административно-правового  характера, т.е. быть участником  административно-правовых отношений.  Она является частью общей  правоспособности. Административная дееспособность - это практическая способность собственными действиями приобретать субъективные юридические права и обязанности, осуществлять и прекращать их, т.е. реализовывать свою административную правоспособность в рамках конкретных административных отношений. Разновидностью административной дееспособности является административная деликтоспособность, т.е. способность лица нести административную ответственность за совершенные правонарушения (деликты). Существует и другое мнение по вопросу правосубъектности, так, доктор юридических наук, профессор Старилов Ю.Н. считает, что термин «административная правосубъектность» лишен правового  регулирования в административном праве и анализируется учеными в целях выяснения правовой природы и общих вопросов административно – правового статуса участников  административно-правовых отношений3.  Если рассматривать субъектов административного права, в общем, то можно выделить, что все субъекты административного права обладают некими общими чертами, характеризующими их  административно – правовой статус: все субъекты  административного права неразрывно связаны с управленческой деятельностью государственной власти и имеют равные юридические гарантии рассмотрения возникшего спора в административном или судебном порядке. Однако  каждый субъект обладает своим особым   правовым статусом, различным от других участников правоотношений.

Субъекты административного права, имеющие установленный  законом  и административно - правовыми нормами  правовой статус, становятся участниками  административных  правоотношений, тогда, когда практически осуществляют определенную за ними административную правоспособность. Наличие у иностранных  граждан и лиц без гражданства  административно - правовой правосубъенктности и факт участия в административно – правовых правоотношениях является очень важным, поскольку участие иностранных граждан и лиц без гражданства в административных правонарушениях является предпосылкой возникновения всех других правоотношений. 

Административно – правовой статус иностранных граждан и лиц  без гражданства в Российской Федерации определяется в первую очередь конституцией РФ 1993 года, в  частности статьями 27, 62, 63;  международными договорами РФ; Федеральным законом  от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"; Федеральном законом Российской Федерации от 18 июля 2006 г. №109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» и Федеральный закон Российской Федерации от 20 марта 2011 г. № 42-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"; постановлением правительства и иными нормативно правовыми актами. 

Административно – правовой статус иностранных граждан и лиц  без гражданства представляет собой  совокупность их прав и обязанностей, закрепленных нормами права и  гарантированных государством.  Что касается содержания правового статуса иностранных граждан, то в структурном плане оно представлено правами, обязанностями и гарантиями их реализации.

Иностранный гражданин - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства; лицо без гражданства - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.4

Безгражданство может быть абсолютным и относительным. Абсолютное безгражданство — безгражданство с момента рождения. Относительное безгражданство — безгражданство, наступившее в результате утраты гражданства .

      Вопрос о безгражданственности  лиц  представляет собой аномалию  для любого государства, и в  этой связи все государства   том числе и Российская Федерация  стремятся  ограничить число  безгражданственных лиц путем  заключения специальных международных  соглашений и принятия эффективных  внутригосударственных законов.  В частности  Закон РСФСР  "О гражданстве" 1991г. уже  содержал ряд положений, имеющих  целью сократить число безгражданственных  лиц, которые нашли отражение  также   в Законе РФ «О  гражданстве Российской Федерации» от 31.05.2002 N 62-ФЗ. Установлено, что оба его родителя, проживающие на территории Российской Федерации, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации, а государства, гражданами которых являются его родители, не предоставляют ему свое гражданство5. Согласно ст. 4 Закона, Российская Федерация поощряет приобретение гражданства Российской Федерации лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации.

Данный вопрос регулируется рядом  таких международных актов как  Конвенция о статусе апатридов (Нью-Йорк, 28 сентября 1954 г.) и Конвенция о сокращении безгражданства (принята 30 августа 1961 года Конференцией полномочных представителей ООН). В соответствии со статьей 1 последней «Любое Договаривающееся государство должно предоставлять свое гражданство любому рожденному на его территории лицу, которое иначе было бы апатридом»6. Конвенция о статусе апатридов устанавливает, что в Договорившихся государствах должны соблюдаться основы правового статуса апатридов, которые, в общем, совпадают с правовым статусом иностранцев (Кроме тех случаев, когда апатридам на основании настоящей Конвенции предоставляется более благоприятное правовое положение, Договаривающееся государство будет предоставлять им положение, которым вообще пользуются иностранцы7), а в случаях нарушения прав со свобод «Каждый апатрид имеет право свободного обращения в суды на территории всех Договаривающихся государств», при этом в  Конвенции под термином "апатрид" подразумевается лицо, которое не рассматривается гражданином каким-либо государством в силу его закона, но  ее положения не распространяются:

  1. на лиц, которые в настоящее время пользуются защитой или помощью других органов или учреждений Организации Объединенных Наций, кроме Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев; 
  2. на лиц, за которыми компетентные власти страны, в которой они проживают, признают права и обязательства, связанные с гражданством этой страны; 
  3. на лиц, в отношении которых имеются серьезные основания предполагать, что они:

а) совершили преступление против мира, военное преступление или преступление против человечества в определении, данном этим деяниям в международных актах, составленных в целях принятия мер в отношении подобных преступлений;

b) совершили тяжкое преступление неполитического характера вне страны, давшей им убежище, и до того, как они были допущены в эту страну; 

с) виновны в совершении деяний, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций.

 Необходимо заметить, что правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства различается, например, в вопросах  дипломатической зашиты. Вместе с тем в большинстве случаев иностранные граждане и лица без гражданства с точки зрения  права для государства одинаковы, что подтверждается законодательной и правоприменительной практикой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные права, свободы и обязанности иностранных  граждан и лиц без гражданства  в РФ

Как уже отмечалось, иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом8.  Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» устанавливает некоторые ограничения прав и свобод иностранных граждан, но вместе с тем освобождает от некоторых обязанностей, возникающих лишь при наличии гражданства РФ.

Иностранные граждане в Российской Федерации не имеют права:

1) находиться на муниципальной службе;

2) замещать должности  в составе экипажа судна, плавающего  под Государственным флагом Российской  Федерации, в соответствии с  ограничениями, предусмотренными  Кодексом торгового мореплавания  Российской Федерации;

3) быть членом экипажа  военного корабля Российской  Федерации или другого эксплуатируемого  в некоммерческих целях судна,  а также летательного аппарата  государственной или экспериментальной  авиации;

4) быть командиром воздушного  судна гражданской авиации;

5) быть принятым на  работу на объекты и в организации,  деятельность которых связана  с обеспечением безопасности  Российской Федерации. Перечень  таких объектов и организаций  утверждается Правительством Российской  Федерации;

6) заниматься иной деятельностью  и замещать иные должности,  допуск иностранных граждан к  которым ограничен федеральным  законом.

7) избирать и быть избранными  в федеральные органы государственной  власти, органы государственной  власти субъектов Российской Федерации, а также участвовать в референдуме Российской Федерации и референдумах субъектов Российской Федерации.

Иностранные граждане не могут  быть призваны на военную службу (альтернативную гражданскую службу).

Иностранные граждане могут  поступить на военную службу по контракту  и могут быть приняты на работу в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска и воинские формирования в качестве лица гражданского персонала  в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми  актами Российской Федерации.

Иностранные граждане имеют  право на свободу передвижения в  личных или деловых целях в  пределах Российской Федерации на основании  документов, выданных или оформленных  им в соответствии с настоящим  Федеральным законом, за исключением  посещения территорий, организаций  и объектов, для въезда на которые  в соответствии с федеральными законами требуется специальное разрешение.

Информация о работе Административно – правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства