Административно - правовой статус государственных служащих

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 17:19, реферат

Описание работы

Государство, являясь особой организацией публичной политической власти господствующего класса (социальной группы, блока классовых сил всего народа), имеет свои задачи и функции.
Эти задачи и функции практически реализуются посредством конкретных действий личного состава, находящегося на службе у государства – гос. служащих. Государство приобретает реальность и силу именно в этих кадрах в контингенте его служащих. Задачи и функции государства становятся, при их практической реализации, задачами и функциями набранных государством, служащих. От государственных служащих зависит работа государства.

Содержание

Введение……………………………………………………………..… 3
1. Понятие, виды и принципы государственной службы………… 4
1.1. Понятие государственной службы в Республике Казахстан . 4
1.2. Принципы государственной службы…..…………………… 6
2. Права и обязанности государственного служащего ….………… 7
2.1. Права государственного служащего ………………………… 7
2.2. Обязанности государственного служащего ………………… 9
Заключение…………………………………………………………….. 11
Список использованной литературы ………………………………... 13

Работа содержит 1 файл

Реферат Гос служба.docx

— 38.87 Кб (Скачать)

      Государственный служащий имеет определённое правовое положение. Для него определены особые условия поступления на государственную  службу прохождение и прекращение  службы. Государственный служащий реализует  предоставленные ему полномочия и функции как внутри государственной администрации, так и по отношению к внешним субъектам права (гражданам и другим организациям и т.д.).

      Правовое  положение служащего, находящегося на  государственной службе (в  министерствах, государственных комитетах, аппарате Администрации Президента, Правительства и т.д.) отличается от правового положения, например, военнослужащего характером служебных полномочий, содержанием прав и обязанностей, механизмом привлечения к правовой ответственности.

      Правовое  положение государственных служащих зависит также от условий, в которых протекает государственная служба. Поэтому особенности правового положения государственных служащих могут определяться и объективно возникшей общественно-политической либо государственной ситуацией: например, введение режима чрезвычайного положения или военного положения; объявление мобилизации; другие установленные специальными законами административно-правовые режимы. В этих случаях содержание правового положения государственного служащего существенным образом может изменяться; служащие могут получать дополнительные полномочия, права; для них могут устанавливаться специальные обязанности и особые условия прохождения службы и юридической ответственности. Правовое положение государственных служащих определяет в первую очередь различный набор прав и обязанностей.

      Права государственного служащего перечисленные  в ст. 8 ЗАКОНА РК «О государственной  службе в РК» можно объединить в две группы. В первую из них войдут те права государственного служащего, которые реализуются в процессе непосредственного осуществления должностных полномочий:

      1) пользоваться правами и свободами,  которые гарантируются гражданам республики Конституцией и законами Республики Казахстан;

      2) участвовать в пределах своих  полномочий в рассмотрении вопросов  и принятии по ним решений,  требовать их исполнения соответствующими  органами и должностными лицами;

      3) получать в установленном порядке  информацию и материалы, необходимые для исполнения должностных обязанностей;

      4) посещать в установленном порядке  для исполнения должностных обязанностей  организации, независимо от формы  их собственности;

      5) требовать от руководителя точного  определения задач и объема  служебных полномочий в соответствии  с должностью, занимаемой государственным служащим;

      6) на уважение личного достоинства,  справедливое и уважительное  отношение к себе со стороны руководителей, иных должностных лиц и граждан;

      7) на стимулирование и оплату  труда в зависимости от должности,  которую он занимает, качества, опыта и иных установленных настоящим Законом оснований;

      8) на переподготовку (переквалификацию) и повышение квалификации за  счет средств соответствующего  бюджета;

      9) беспрепятственно знакомиться с  материалами, которые касаются  прохождения им государственной  службы, в необходимых случаях  давать личные объяснения;

      10) на продвижение по службе с  учетом квалификации способностей, добросовестного исполнения своих  служебных обязанностей;

      11) требовать служебного расследования  при наличии безосновательных, по мнению служащего, обвинений;

      12) на охрану труда, здоровья, безопасные  и необходимые для высокопроизводительной работы условия труда;

      13) на социальную и правовую защиту;

      14) на увольнение с государственной  службы по собственному желанию;

      15) на пенсионное и социальное  обеспечение;

      16) на внесение вышестоящим государственным  органам и должностным лицам предложений по совершенствованию государственной службы.  
 
 
 
 
 
 

2.2. Обязанности государственных служащих в РК

        Основные обязанности государственного  служащего, закреплённые в ст. 9 Закона «О  государственной службе РК» можно также сгруппировать в две группы. В одну из них включаются обязанности по непосредственному осуществлению должностных полномочий:

      1) соблюдать Конституцию  и законодательство  республики,

      2) приносить присягу  государственного  служащего в порядке,  утвержденном Президентом Республики Казахстан;

      3) обеспечивать соблюдение  и защиту прав, свобод и законных  интересов граждан  и юридических  лиц, рассматривать  в порядке и  сроки, установленные  законодательством, обращения граждан, принимать по ним необходимые меры;

      4) осуществлять полномочия  в пределах предоставленных  им прав и в  соответствии с должностными обязанностями;

      В другую группу обязанностей государственного служащего  входят те обязанности, которые преследует цель обеспечить наиболее эффективное исполнение должности:

      5) соблюдать государственную  и трудовую дисциплину;

      6) принимать на себя  ограничения, установленные  законом;

      7) соблюдать нормы  служебной этики,  установленные законодательством;

      8) выполнять приказы  и распоряжения  руководителей, решения  и указания вышестоящих органов и должностных лиц, изданные в пределах их полномочий;

      9) хранить государственные  секреты и иную  охраняемую законом  тайну, в том  числе и после  прекращения государственной  службы в течение  времени, установленного  законом, о чем  дают подписку;

      10) сохранять в тайне  получаемые при  исполнении служебных  обязанностей сведения, затрагивающие личную жизнь, честь и достоинство граждан, и не требовать от них предоставления такой информации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством;

      11) обеспечивать сохранность  государственной  собственности:

      12) незамедлительно  информировать должностное  лицо, имеющее право  их назначения, в случаях, когда частные интересы государственного служащего пересекаются или входят в противоречие с их полномочиями;

      13) повышать свой  профессиональный  уровень и квалификацию  для эффективного  исполнения служебных  обязанностей.

        За неисполнение или ненадлежащее  исполнение государственными служащим  возложенных на него обязанностей, на государственного служащего могут налагаться дисциплинарные взыскания, предусмотренные ст. 28  «О государственной службе РК».

      Для некоторых видов государственных  служащих существуют некоторые дополнительные права и обязанности. Например, военнослужащие имеют право на хранение, ношение, применение и использования оружия в порядке, определяемом законодательством; для них определены некоторые ограничения общегражданских  прав и свобод, установлены льготы, особый правовой режим ответственности (например, согласно правовым нормам общевоинских уставов Вооружённых Сил РК), материальная и гражданско-правовая ответственность военнослужащих. В правовое положение государственного служащего входят нормы, устанавливающие определённые ограничения для служащего в связи с государственной службой. Эти основные ограничения закреплены в ст. 10 Закона «О  государственной службе РК». Государственный служащий не вправе:

      1) быть депутатом представительных  органов и членом органов местного самоуправления;

      2) заниматься другой оплачиваемой  деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности;

      3) заниматься предпринимательской  деятельностью, в том числе  участвовать в управлении коммерческой организацией, независимо от ее организационно-правовой формы, если непосредственное участие в управлении коммерческой организацией не входит в его должностные обязанности в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

      4) быть представителем по делам  третьих лиц в государственном  органе, в котором он состоит на службе, либо непосредственно ему подчиненном или подконтрольном;

      5) использовать в неслужебных целях  средства материально-технического, финансового и информационного  обеспечения его служебной деятельности, другое государственное имущество  и служебную информацию;

      6) участвовать в действиях, препятствующих  нормальному функционированию государственных органов и выполнению служебных обязанностей, включая забастовки;

      7) в связи с исполнением должностных  полномочий пользоваться в личных  целях услугами граждан и юридических  лиц. 2. Государственный служащий  в порядке, установленном законодательством,  в течение месяца после вступления  в должность обязан на время  прохождения государственной службы передать в доверительное управление находящиеся в его собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций и иное имущество, использование которого влечет получение доходов, за исключением денег, законно принадлежащих этим лицам, а также иного имущества, переданного в имущественный наем.

        Особенности правового положения  различных категорий служащих  обусловлены возложенными на  них обязанностями и характером  служебных полномочий, спецификой  деятельности государственных органов,  в которых они проходят службу. Особое правовое положение различных  видов государственных служащих устанавливается специальными нормативными актами, например: законами РК «О прокуратуре», и т.д.

      Правовое  положение государственных служащих с изменением условий прохождения государственной службы также изменяется. Например, повышение по службе предоставляет служащему дополнительные полномочия, права и обязанности; устанавливаются и дополнительные запреты и ограничения по службе, особенности процедуры привлечения к дисциплинарной ответственности.

 

      Заключение 

      Современная государственная служба РК представляет собой правовую материю, которая  находится в постоянном движении: она изменяется, дополняется, идёт поиск новых инструментов в разрешении существующих проблем, разрабатываются новые нормативные акты, регламентирующие государственно-служебные отношения. Перечисление проблем государственной службы Казахстана свидетельствует о том, что в этой области в будущем должны произойти важнейшие изменения.

      Современное развитие законодательства позволяет  утверждать, что Казахстан находится на пути возрождения института профессионального чиновничества. Этот институт, основываясь на профессионализме, способностях, политическом нейтралитете служащих и качественном исполнении служебных обязанностей, во многих странах обеспечивает стабильное государственной управление и является важнейшим фактором сохранения и развития государственности.

      Реформирование  государственной службы обусловлено  многими факторами, главными из которых являются:

      - необходимость реформ системы  государственного управления и  создания новой государственности в РК;

      - обеспечение действия принципа  разделения государственной власти  на законодательную, судебную  и исполнительную;

      - осуществление правовой реформы;

      - проведение экономической и хозяйственной  реформы;

      - укрепление органов  государственной  власти;

    1. укрепление органов государственной власти субъектов РК и органов местного самоуправления;

        Правовое регулирование государственно-служебных  процессов в настоящее время отстаёт от темпов развития тенденций и закономерностей в реформировании системы государственного управления, аппарата государства. Государственная служба как правовой институт должна обеспечить стабильное управление; она может играть определённую роль в стабилизации социально-политической жизни, разрешении политических конфликтов, уравновешивании действий различных политических сил.

      Согласно  передовому мировому опыту, в органах  государственного управления существует строгое разделение политической и  административно – исполнительной деятельности, а также соответствующих  им должностей. Практически во всех странах с рыночным управлением  успешно прошел испытание временем и, как показала практика является наиболее эффективным и распространенным. По общеизвестным и объективным причинам основные параметры проводимых экономических реформ в Казахстане задавались из центра и осуществлялись по схеме “сверху - вниз”. Ключевой проблемой при создании эффективной системы государственного управления является рационализация структуры центральных исполнительных органов и упорядочение их деятельности. Положительное решение этой проблемы создаст соответствующее условия для рационализации территориального управления и оптимального перераспределение функции между центральными и местными исполнительными органами, что является целью второго этапа реформ.

Информация о работе Административно - правовой статус государственных служащих