Административная ответственность

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 00:20, курсовая работа

Описание работы

Но наступление вредных последствий - это ведь не что иное, как признак общественной опасности деяния, в данном случае - проступка. К составам с причинением вреда могут быть отнесены нарушения правил пожарной безопасности, завершающиеся пожаром с менее тяжкими последствиями, нарушения правил дорожного движения с причинением пострадавшему легких телесных повреждений или любого материального ущерба, нарушения правил охраны водных ресурсов, превышение нормативов выброса загрязняющих веществ в атмосферу и ряд других административных проступков.

Работа содержит 1 файл

АдмОтветств.doc

— 266.50 Кб (Скачать)

По нашему мнению, в  причинении административным правонарушением  вреда и в наличии причиненной связи между действием или бездействием юридического лица и наступившим вредом и выражается административная противоправность  деяния, влекущего административную ответственность юридического  лица. Только при наличии вреда, а также  при существовании  причинной связи между деянием юридического лица  и этим вредом  возможно признание юридического лица совершившим административное правонарушение и привлечение его к административной ответственности. Эти положения важно отразить в Кодексе РФ об административных правонарушениях.

Субъектами административных правонарушений могут быть как коммерческие, так и некоммерческие организации, как государственные, так и негосударственные  юридические лица.

Говоря об субъективной стороне административных правонарушений юридических лиц, надо подчеркнуть, что административная ответственность  наступает  только при наличии  вины юридического лица, совершившего административно-противоправное деяние, за исключением специально предусмотренных законом случаев объективной (без виновной) административной ответственности организаций.

В нормативных актах, регламентирующих административную ответственность  юридических лиц, как правило, не предусматривается необходимость  учета степени вины юридического лица  исходя из того, что само совершение административного правонарушения юридическим лицом предполагает  априори наличие его вины. Это оправданно, когда характер административного правонарушения безусловной подразумевает  наличие вины юридического лица.

В законодательном определении  административного правонарушения юридического лица, содержащемся в  Кодексе РФ об административных правонарушениях, должен быть закреплен   принцип  вины юридического лица в совершении административного правонарушения как обязательное условие привлечения его к административной ответственности.

При решении вопросов о мерах административных взысканий  юридических лиц необходимо учитывать, что административно - восстановительные  меры, например, исполнение обязанности, за неисполнение которой  было наложено взыскание,  не являются мерами административной ответственности.

Все меры административной ответственности юридических лиц, которые необходимо предусмотреть  в окончательной редакции Кодекса  РФ об административных правонарушениях, можно подразделить на меры морально-правового, имущественно правового и организационно-правового характера.  К первым относится предупреждение, ко вторым - штраф, административный арест имущества юридического лица,  возмездное изъятие, конфискаций и взыскание стоимости предметов, явившихся орудиями совершения или непосредственными объектами правонарушения, к третьим - лишение специального права, ликвидация юридического лица. “Причем надо иметь ввиду, что отнесение той или иной санкции к соответствующей группе  зависит от ближайшего объекта, на которой она направлена, хотя последствия ее применения могут иметь и иное содержание”15 - справедливо отметил В.И. Дымченко. Так, отзыв лицензии, который представляет собой лишение специального права, может повлечь  имущественные потери для юридического лица, но основное содержание этой меры состоит в воздействии на деятельность организации, а не на ее имущественные интересы, и поэтому названная санкция относится к мерам административной ответственности организационно-правового характера.

Предупреждение, административный штраф, административный арест имущества  юридического лица и ликвидация юридического лица могут  устанавливаться и  применяться  только в качестве основных  административных взысканий,  а взыскание стоимости, возмездное изъятие и конфискацию предметов, явившихся орудиями совершения или непосредственными объектами  административного правонарушения, следует устанавливать и применять только в качестве дополнительных взысканий.

Лишение специального права, предоставленного на основании специального разрешения (лицензии), за одни правонарушения (например, в области строительства, за нарушение положений Закона РФ “О товарных биржах и биржевой торговле”) применяется как основное наказание, взыскание, а за другие (например, за нарушение таможенных правил) - как дополнительное.

За одно административное правонарушение  на юридическое  лицо  может быть наложено основное либо основное и дополнительное административное взыскание.

Меры административной ответственности в отношении юридических лиц применяются в административном порядке и в судебном порядке, но во втором случае все же реже, чем в первом, и, как правило, по инициативе  уполномоченных органов исполнительной власти. В административном порядке  выносятся предупреждения,  налагаются штрафы, производится взыскание стоимости предметов, явившихся орудиями  совершения  или непосредственными объектами правонарушения, и лишение организации специального права. В соответствии с ч. II п. 2 ст. 61 ГК РФ 16  юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности,  запрещенной законом, либо  с иными неоднократными  или грубыми нарушениями закона  или иных правовых актов. По нашему мнению,  нормы данной статьи  ГК РФ должны быть защищены соответствующими нормами Кодекса РФ об административных правонарушениях. Только как исключение в специально  предусмотренных  законом  случаях наложение штрафа, конфискация и лишение специального права производятся в судебном порядке. В Кодексе РФ об административных правонарушениях должно  найти отражение положение о том, что взыскание,  стоимости,  возмездное  изъятие и конфискация предметов,  явившихся орудием  совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, назначается судьей, поскольку согласно п. 3 ст. 35 Конституции РФ 1993 г. никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.

Подходя к проблеме соотношения  административной ответственности юридических лиц с ответственностью   уполномоченных  должностных лиц  в административном порядке,  следует отметить, что если к совершению  юридическим лицом административного правонарушения приводят  действия или бездействие конкретных должностных лиц, то в такой ситуации встает вопрос  об ответственности этих лиц. Кроме того, в специально  предусмотренных законодательством случаях деяния должностного лица также образуют  состав  административного правонарушения, т.е. в конкретной  ситуации могут существовать два правонарушителя - юридическое лицо и должностное лицо. В других случаях должностные лица могут привлекаться к дисциплинарной ответственности, т.к. налицо нарушение ими служебных обязанностей.               

 

1 Кодекс РСФСР об административных правонарушениях. Комментарий. М.,1989,с.17,18.

2 Там же. С. 21

3 См.: БСЭ, 3 изд., 1970. Т.71,с.232.

4 Кодекс РСФСР об административных правонарушениях. М.1989,с.21,22.

5 См.: “Раздвоение” вины - свидетельство отставания науки уголовного права от требований технического прогресса. - Гос. и право. 1994. N 12, с.54-57.

6 .См.: Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ,1992 г., N 11, ст. 527; N 34, ст. 1976;1993, N 4, ст. 118; Собрание законодательства РФ,1994,N 27,ст.2823;N 29,ст.3010. 

7 . См.: Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ,1991,N 16,ст.499;1992,N 34,ст.1966; Собрание законодательства РФ,1995 г., N 22, ст.1977.

8 . См.: Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ, 1992 г., N 10,ст.457,459; 1993, N 29, ст. 1111.

9 . Дымченко В.И. Административная ответственность  организаций. Дис. на соискание уч.ст. канд. юрид. наук. Пермь,1982,с.44.

10 .См.: Новоселов В.И. Административная ответственность юридических лиц. - Сов. Юстиции,1981,N 23, с.11.

11 . Матвеев Г.К. Основания ответственности за правонарушение. - В кн. Проблемы искоренения правонарушений в СССР, Тезисы докладов на научной конференции (секции 1-V). М.1971,с.28.

12 . См.: СамощенкоИ.С. Понятие правонарушения по советскому законодательству. М.,1963,с.192-195; Козлов Ю.М. Указ. Соч.с. LV1.

13 . Козлов Ю.М. Указ. Соч., с. LV1.

14 . Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ,1993,N2, ст. 58.

15 . Дымченко В.И. Указ. Соч. с.80

16 . Гражданский Кодекс российской Федерации, Часть первая, - Собрание законодательства РФ, 1994 г. N 32, ст. 3301.


Информация о работе Административная ответственность