Административная ответственность

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 00:20, курсовая работа

Описание работы

Но наступление вредных последствий - это ведь не что иное, как признак общественной опасности деяния, в данном случае - проступка. К составам с причинением вреда могут быть отнесены нарушения правил пожарной безопасности, завершающиеся пожаром с менее тяжкими последствиями, нарушения правил дорожного движения с причинением пострадавшему легких телесных повреждений или любого материального ущерба, нарушения правил охраны водных ресурсов, превышение нормативов выброса загрязняющих веществ в атмосферу и ряд других административных проступков.

Работа содержит 1 файл

АдмОтветств.doc

— 266.50 Кб (Скачать)

Помимо  административного проступка  основанием административной ответственности может быть и незначительное  преступление.  Указами Президиума Верховного Совета СССР от 08 февраля 1977 года “О внесении  изменений и дополнений в уголовное законодательство Союза ССР и “О порядке применения мер административного взыскания к лицам, освобожденным  от уголовной ответственности в соответствии со ст. 43 Основ  уголовного законодательства  Союза ССР и союзных республик”. Предусмотрено,  что лицо, совершившее преступление,  не представляющее   большой общественной опасности,  может быть  освобождено от уголовной  ответственности, если будет  признано,  что его исправление  и перевоспитание  возможно  без применения уголовного наказания. Такое лицо может быть  привлечено к административной ответственности вместо уголовной,  но лишь  по делам о преступлениях, за которые законом предусмотрено наказание  в виде лишения  свободы на срок не свыше одного года либо другое, более мягкое наказание.

5. Административная  ответственность отличается  от других  видов и по субъектам ответственности. К ним относятся не только физические лица -  граждане и должностные лица, в некоторых случаях ответственность несут и предприятия, учреждения, организации, например за  экологические правонарушения и правонарушения в торговле.

Согласно КоАП, ответственности подлежат лица, достигшие  к моменту совершения административного  правонарушения 16-летнего возраста. При этом к лицам в возрасте от 16 до 18 лет, совершившим административные правонарушения, применяются, как правило, иные, чем к взрослым меры, предусмотренные Положением о комиссиях по  делам несовершеннолетних. Случаи, когда несовершеннолетние (от 16 до 18 лет) отвечают  на общих основаниях, определены ст. 14 КоАП. Родители и лица, их заменяющие, несут ответственность не за правонарушения детей, а в связи с ними за то, что не контролировали их поведение (ст. 19 Положения).

Что касается должностных  лиц, работающих в государственных  органах, то они, согласно ст.  15 КоАП, несут ответственность  не только за нарушение общеобязательных правил своими действиями, но и некоторые правонарушения, которые считаются упущениями по службе. Сюда  относятся административные  правонарушения (проступки),  связанные с несоблюдением установленных правил  в сфере охраны порядка управления, государственного и общественного порядка,  природы,  здоровья населения и других  правил,  обеспечение  выполнения которых  входит в их служебные  обязанности.

 

ОСНОВНАЯ  ЧАСТЬ

“АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ, ПОСЯГАЮЩИЕ НА    ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК”

 

 

Сейчас я  хотела бы более подробно рассмотреть  административные правонарушения, посягающие на общественный порядок, а также  административную ответственность, которая  следует за совершение таких правонарушений.

 

    Статья 158 КоАП РФ (“Мелкое хулиганство”)

Мелкое хулиганство, то есть нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание  к гражданам и другие подобные действия, нарушающие  общественный порядок и спокойствие граждан, - влечет наложение штрафа в размере  от десяти до пятидесяти рублей или исправительные работы на срок от одного до двух месяцев с удержанием двадцати процентов заработка, а в случае, если по обстоятельствам дела, с учетом личности нарушителя, применение этих мер будет признано недостаточным, - административный арест на срок до пятнадцати суток.

 

 

Мелкое хулиганство - административное правонарушение, посягающее на общественный порядок. Оно свидетельствует  о низкой культуре нарушителя, его  эгоизме, пренебрежении интересам  общества, других людей, его окружающих, об игнорировании правил приличия и благопристойности.

С объективной  стороны мелкое хулиганство представляет собой действие, нарушающее порядок  и спокойствие граждан. Такими действиями являются, в частности, нецензурная  брань в общественных местах и оскорбительное приставание к гражданам. Перечень таких действий этим не исчерпывается, что подчеркивается словами статьи “ и другие подобные действия”.

Хулиганством  может быть нарушен общественный порядок в любой сфере жизни  и деятельности граждан: на производстве, в быту, в культурно-просветительных учреждениях; в любом нахождении людей: на улицах, в квартирах, в лесу и т.д.

Обычно мелкое хулиганство совершается при  непосредственном присутствии людей, ибо именно  в такой обстановке нарушителю удается в наибольшей мере продемонстрировать свое неуважение к обществу. Однако для наличия состава указанного проступка признак публичности не обязателен. Мелкое хулиганство будет иметь место и в том случае, когда лицо сделало непристойные надписи на заборе в отсутствие людей или когда ночью демонстративно нарушается покой спящих людей.

С субъективной стороны мелкое хулиганство характеризуется  умыслом, обычно прямым. Лицо сознает, что его действия противоправны, оно предвидит, что в результате их совершения будут нарушены общественный порядок и спокойствие граждан, и желает этого. Но возможны случаи, когда нарушитель не желает этого, но сознательно допускает. В таких случаях мелкое хулиганство совершается с косвенным умыслом. Элементом субъективной стороны мелкого хулиганства является мотив удовлетворения индивидуальности потребностей самоутверждения путем игнорирования достоинства других людей.

Субъектом мелкого  хулиганства может быть лицо, достигшее 16-летнего возраста.

По общему правилу, в качестве взыскания за мелкое хулиганство должны применяться штраф или исправительные работы в пределах, указанных в настоящей статье. Административный арест, как указано в статье, может применяться лишь в случае, если по обстоятельствам дела, с учетом личности нарушителя, применение штрафа или исправительных работ будет признано недостаточным. Основаниями для применения в качестве меры взыскания административного ареста являются, например, совершение наряду с мелким хулиганством другого серьезного административного правонарушения, отсутствие у правонарушителя постоянного места жительства, совершение в прошлом хулиганских действий.

Мелкое хулиганство  отличается от хулиганских действий, наказуемых по ч.1 ст. 213 УК РФ, меньшей  степенью нарушения общественного  порядка. Грубые нарушения общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающиеся применением насилия  к гражданам либо угрозой его применения, а равно уничтожением либо повреждением чужого имущества, образуют состав указанного преступления, а не административного проступка.

В соответствии с разъяснением Пленума Верховного Суда РСФСР, содержащимся в постановлении  от 24 декабря 1991 года за № 5 ( с внесенными в него в последующем изменениями) “О судебной практике по делам о  хулиганстве”, “решая вопрос об отграничении уголовно наказуемого хулиганства от мелкого, следуем учитывать степень нарушения общественного порядка, которая определяется на основании совокупности обстоятельств дела, включая место и способ совершения противоправных действий, их интенсивность, продолжительность и т.д.”

Этим же постановлением разъяснено: “ Мелкое хулиганство, влекущее административную ответственность, связанное  с сопротивлением работнику  милиции, народному дружиннику, военнослужащему  при исполнении ими обязанностей по охране общественного порядка, а равно гражданину в связи с его участием в пресечении мелкого хулиганства, не должно квалифицироваться по ч.2 ст. 206 УК РСФСР ( в настоящее время ч.2. ст. 213 УК РФ). Такие действия, в зависимости от характера оказанного сопротивления, надлежит квалифицировать  по соответствующей статье УК”.

Изучая материалы  статистической отчетности по Ханты-Мансийскому  автономному округу за первый квартал 1998 года и за первое   полугодие  1998 года мы видим, что возросло количество административных правонарушений по ст. 158 КоАП “Мелкое хулиганство” , так, если в первом квартале 1998 года по округу было зарегистрировано 1732 правонарушения, то во втором квартале эта цифра уже возросла до 2303 административных правонарушений, то есть уже на 571 правонарушение больше, чем в первом квартале. А всего за первое полугодие 1998 года по Ханты-Мансийскому автономному округу  зарегистрировано 4035 правонарушений ст. 158КоАП “Мелкое хулиганство” (см. приложение 1 и приложение 2).

 

 

Статья 159 КоАП РФ (“Стрельба из огнестрельного оружия в населенных пунктах и в не отведенных для этого местах или с нарушением установленного порядка”)

 

Стрельба  из огнестрельного оружия в населенных пунктах и в не установленных  для этого местах, а также в  отведенных местах с нарушением установленного порядка - влечет наложение штрафа в размере от двадцати до  пятидесяти рублей с конфискацией оружия и боевых припасов или без таковой.

 

1. Правонарушения, связанные со стрельбой из  огнестрельного оружия в населенных  пунктах и в других не отведенных для этого местах, а также и в отведенных местах, но с нарушением установленного порядка, посягают на общественный порядок и личную безопасность граждан.

Федеральный закон  РФ от 13 декабря 1996 года “Об оружии”  регулирует отношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории Российской Федерации. Он направлен на защиту жизни и здоровья граждан, собственности, обеспечение общественной безопасности, охрану природных ресурсов, борьбу с преступностью, незаконным распространением оружия.

Данный закон  в целях устранения различного, т.е. неоднозначного, понимания и толкования определяет ряд основных понятий, имеющих  непосредственное отношение к комментируемой статье:

оружие - устройство и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, подачи сигналов;

огнестрельное оружие - оружие, предназначенное для  механического поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное действие за счет энергии порохового и иного заряда.

2. Названный  закон относит к огнестрельному  оружию: а) гражданское огнестрельное  оружие - самообороны, спортивное  и охотничье, включая гладкоствольное;  б) служебное огнестрельное оружие; в) боевое ручное стрелковое  оружие.

При этом любой из указанных видов огнестрельного оружия может явиться орудием совершения правонарушения, предусмотренного ст. 159 Кодекса, независимо от способа его производства - заводского или самодельного.

3. Газовое оружие  самообороны: газовые пистолеты  и револьверы, механические распылители, аэрозольные и другие устройства, снаряженные слезоточивыми или раздражающими веществами, электрошоковые и искровые разрядники; спортивное и охотничье пневматическое и сигнальное оружие; строительные пистолеты, ракетницы, взрывпакеты и иные имитационно-пиротехнические и осветительные средства - не относятся к огнестрельному оружию и не могут рассматриваться в качестве правонарушения по ст. 159 Кодекса.

4. Постановление  Правительства РФ от 02 декабря  1993 года, утвердившее “Правила оборота служебного и гражданского оружия и боеприпасов к нему в Российской Федерации”, приказы МВД РФ от 30 декабря 1993 года № 609 и от 24 января 1996 года № 146, утвердившие Инструкцию о работе органов внутренних дел по контролю за оборотом служебного и гражданского оружия, и другие нормативные акты детально регулируют производство, продажу, передачу,  приобретение, учет, хранение, ношение, транспортировку, использование, изъятие и уничтожение, экспорт и импорт оружия в Российской Федерации.

5. Диспозиция ст. 159 является бланкетной. Для определения характера нарушения необходимо обратиться к нормативным актам, регулирующим порядок использования оружия в различных условиях: при охране предприятий, учреждений, организаций; в учебных заведениях, тирах, при съемках кинофильмов и т.п.

Для состава  данного правонарушения необходимо наличие одного из следующих признаков  объективной стороны: а) стрельба в  населенном пункте; б) стрельба не в  специально отведенных для этого  местах; в) стрельба с нарушением установленного в определенном месте порядка.

Под специально отведенными для стрельб местами  понимаются стрелковые тиры, стрельбища, стрелково-охотничьи стенды государственных  и общественных организаций, открытых  по разрешениям органов внутренних дел, при соблюдении условий, обеспечивающих безопасность для окружающих.

Нарушением  установленного порядка является несоблюдение безопасности в каждом конкретном месте, например, открытие огня без команды  руководителя стрельб или после  команды “отбой”, ведение огня из неисправного оружия или в опасных направлениях, передача оружия другим  лицам и т.д.

6. Состав рассматриваемого  правонарушения не предусматривает  наступления каких-либо последствий  в результате совершения противоправного  деяния. Поэтому же действия, повлекшие вредные последствия, должны квалифицироваться  в зависимости от их характера и тяжести (вред личности, ущерб собственности и др.) по соответствующим статьям УК РФ или настоящего Кодекса.

7. Субъектом  рассматриваемого административного  правонарушения могут быть достигшие 16-летнего возраста граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства. Право на приобретение гражданского  огнестрельного оружия имеют граждане Российской Федерации, достигшие 18-летнего возраста, после получения лицензии на приобретение конкретного вида оружия в органах внутренних дел по месту жительства (ст.13 закона “Об оружии”). Субъектами данного правонарушения могут рассматриваться лица, которым огнестрельное оружие вверено в связи с выполнением служебных обязанностей или передано во временное пользование предприятием, учреждением, организацией, а также лица, которые владеют либо пользуются таким оружием в нарушение установленного порядка.

Информация о работе Административная ответственность