Административная ответственность за нарушение избирательного законодательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 23:24, контрольная работа

Описание работы

Конституция Российской Федерации 1993 года, принятая всенародным голосованием, содержит основополагающие принципы демократии, относящиеся к организации и проведению выборов и характеризующиеся высшей юридической силой, прямым действием и применением на всей территории страны. Будучи фундаментальной основой правовой системы, Конституция закрепила демократически организационную систему власти, стабилизировала соответствующие социально-экономические и политико-правовые процессы, конституировала федеративное государство и его институты в новом их качестве, стала юридической базой дальнейшего проведения демократических реформ, включая государственно-правовую.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1.
АДМИНСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСВЕННОСТЬ, КАК ВИД ОТВЕННОСТИ

2.
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ВЫБОРАХ И РЕФЕРЕНДУМАХ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

ИТОГ.doc

— 178.50 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  автономное образовательное учреждение

Высшего профессионального  образования

«Северный (Арктический) федеральный университет»

 

Институт права и  предпринимательства

очно- заочное (вечернее ) отделение

 

 

 

 

 

Скугутовская Анастасия Васильевна

 

 

Курс 3 группа 3

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

По дисциплине: Избирательное право

 

На тему: Административная ответственность за нарушение избирательного законодательства

 

 

Отметка о зачете ______________________________________________

                                                                                                      ( дата)

Руководитель ________________   _______________   

                                  ( должность)   ( подпись)               ( и.о. фамилия)

 

 

 

 

 

Архангельск

2012

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

1.

АДМИНСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСВЕННОСТЬ, КАК  ВИД ОТВЕННОСТИ

 

2.

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ВЫБОРАХ И РЕФЕРЕНДУМАХ.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

18


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Конституция Российской Федерации 1993 года, принятая всенародным голосованием, содержит основополагающие принципы демократии, относящиеся к организации и  проведению выборов и характеризующиеся высшей юридической силой, прямым действием и применением на всей территории страны. Будучи фундаментальной основой правовой системы, Конституция закрепила демократически организационную систему власти, стабилизировала соответствующие социально-экономические и политико-правовые процессы, конституировала федеративное государство и его институты в новом их качестве, стала юридической базой дальнейшего проведения демократических реформ, включая государственно-правовую.

За последние годы выборы и референдум прочно вошли в жизнь российского общества в качестве реально функционирующих институтов непосредственной демократии.

Под избирательными отношениями следует  понимать те общественные отношения, которые  возникают, изменяются и прекращаются в процессе организации и проведения выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Особая ценность и важность этих отношений состоит в том, что они связаны с реализацией конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации. Ст. 32 Конституции РФ устанавливает, что граждане РФ имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Это право, в частности, выражается в возможности избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (соответственно активное и пассивное избирательное право), а также участвовать в референдуме.

Цель контрольной работы - проанализировать избирательное право граждан  в системе РФ, а также административную ответственность за нарушение избирательных прав.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1.  АДМИНСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСВЕННОСТЬ, КАК ВИД ОТВЕННОСТИ.

 

Административная ответственность  выполняет большую профилактическую роль в предупреждении преступлений, поскольку объект посягательства во многих административных правонарушениях и уголовных преступлениях один и тот же: права и свободы граждан, собственность, общественный порядок, порядок управления и другие административно-правовые отношения.

Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое законом установлена административная ответственность. Конкретные составы административных правонарушений, посягающих на избирательные права граждан и права граждан на участие в референдуме, сформулированы в КоАП РФ (ст.5.1,5.3-5.25,5.45-5.52,5.56).

Наиболее распространенными административными  проступками в данной сфере являются нарушения правил предвыборной агитации, в том числе с использованием средства массовой информации, а также подкуп избирателей либо осуществление в период избирательной кампании благотворительной деятельности с нарушением законодательства. Но если первые из них как-то выявляются и оформляются, то вторые в большинстве своем остаются латентными. Получившие деньги, иное вознаграждение или подарок избиратели по известным причинам не спешат заявить об этом в избирательную комиссию либо в правоохранительный орган. Поэтому, к сожалению, подкуп избирателей и незаконную благотворительность очень сложно устанавливать, квалифицировать и доказывать. Но именно противоправные деяния (действия и бездействие) в сфере предвыборной агитации и составляют большую часть составов административных правонарушений в действующем КоАП РФ.

В целом же, к сожалению, практика применения административной ответственности за нарушения законодательства о выборах не соответствует реальному количеству противоправных проступков, совершаемых в ходе избирательных кампаний.

В целом в период избирательных  кампаний нарушения закона допускаются на всех стадиях избирательного процесса практически всеми категориями его участников, в том числе и членами избирательных комиссий различных уровней1. В последние годы количество фактически совершаемых правонарушений в избирательной сфере значительно увеличилось, что заметно, как говорится, невооруженным глазом. Достаточно обратиться к интернет-сайтам некоммерческих организаций: Межрегиональной ассоциации избирателей "Голос" и "Независимого института выборов", политических партий - КП РФ, российских газет "Ведомости" и "Коммерсантъ", чтобы убедиться в этом.

Между тем официальные сведения свидетельствуют об обратном. К примеру, в 2006 г. по сравнению с 2005 г. количество выявленных прокурорами нарушений сократилось с 8848 до 7565. В 2007 г. на выборах органов государственной власти субъектов Российской Федерации и выборах органов местного самоуправления, прошедших 11 марта 2007 г., прокуроры выявили более 500 нарушений законодательства, возбудили свыше 250 дел об административных правонарушениях.2.

Правонарушающие действия могут быть обжалованы в установленном порядке. В частности, согласно ст. 1 Закона РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и  свободы граждан"3 и ст. 75 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"4 решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в суд. Нам представляется, что жалоб и судебных споров по поводу различных нарушений избирательных прав становится в последнее время больше, а дел об административных правонарушениях - меньше.

В то же время нынешний законодательный  порядок возбуждения дела об административном правонарушении не позволяет гражданам  напрямую обращаться в суд с заявлениями  о привлечении виновных лиц к  административной ответственности. Такое право предоставлено только прокурору и членам избирательной комиссии, уполномоченным на это комиссией. Неудивительно, что нормы Кодекса об административных правонарушениях часто применяются избирательно: в основном в отношении кандидатов и средств массовой информации и гораздо реже - к председателям и членам избирательных комиссий. Юридическим основанием для привлечения лица к административной ответственности является наличие состава правонарушения, под которым понимается совокупность элементов и признаков, образующих деяние, рассматриваемое законом как административное правонарушение. Если само административное правонарушение всегда представляет собой конкретное правонарушающее деяние, то состав административного правонарушения - законодательная модель этого деяния, которое расценивается в качестве административного правонарушения. Состав административного правонарушения - это своего рода "лакмусовая бумага", юридический показатель (критерий) противоправности поступка (деяния).

Объективная сторона административного правонарушения характеризует прежде всего внешнее проявление противоправного деяния (действия или бездействие). Под этим элементом состава административного правонарушения понимается совокупность существенных и необходимых конкретных признаков, характеризующих внешний акт соответствующего деяния. К сожалению, именно эта часть объективной стороны целого ряда составов административных правонарушений неполно и нечетко отражена в действующем Кодексе об административных правонарушениях. В КоАП РФ имеется 13 статей, наименование (заголовок) которых начинается со слова "нарушение..." (порядка, прав, условий, запретов). При этом в десяти из них диспозиции соответствующих статей не конкретизируют признаки объективной стороны административного правонарушения, возможные правонарушающие действия в тексте этих статей никак не расшифровываются. Объективная сторона ряда других статей КоАП РФ, регулирующих сферу избирательных отношений, редко содержит такие признаки, как: место, обстановка, средства, приемы и способы совершения правонарушения. Между тем в каждой статье КоАП РФ должны быть конкретно прописаны по возможности все действия правонарушающего характера, за которые устанавливается юридическая ответственность. Более того, в семи из этих статей Кодекса (5.5, 5.6 (ч. 2), 5.8, 5.9, 5.15, 5.24, 5.48, 5.49) диспозиция (объективная сторона) всего лишь полностью совпадает с кратким наименованием соответствующей статьи. Такое нормативное определение состава правонарушающего проступка затрудняет квалификацию деяний и установление причинной связи между деяниями и наступившими от них вредными последствиями, что ведет к нарушению задач и принципов административного законодательства, не способствует проведению свободных и справедливых выборов. Остальные административно наказуемые деяния (другие 20 статей КоАП РФ) сформулированы достаточно точно и понятно, имеют наименования (заголовки), начинающиеся фактически с конкретного описания соответствующего противоправного деяния ("неисполнение...", "непредоставление...", "несвоевременное перечисление средств..." и др.). Так, например, в ст. 5.17 (ч. 1) КоАП РФ предусмотрена ответственность за "непредставление... в установленный законом срок отчета, сведений об источниках и о размерах средств, перечисленных в избирательный фонд... и обо всех произведенных затратах на проведение избирательной кампании... неполное представление в соответствии с законом таких сведений либо представление недостоверных отчета, сведений". Субъектами этого административного правонарушения являются только физические лица: кандидат; лицо, избранное депутатом или на иную выборную должность; уполномоченный представитель по финансовым вопросам избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума; должностное лицо кредитной организации (банка). Именно за такое конкретное и понятное нарушение два бывших кандидата в депутаты Тамбовской областной Думы по итогам избирательной кампании 2005 г. были привлечены мировым судом Бондарского и Жердевского районов к административной ответственности в виде штрафа5.

Как указано ранее, субъектами административной ответственности в сфере избирательных  отношений могут быть юридические  лица. Между тем законодательство наделяет правом участвовать в выборах  организации, которые могут и не быть юридическими лицами. Во-первых, не все избирательные комиссии наделены статусом юридического лица (прежде всего, участковые комиссии). Кроме того, такими организациями являются, например, не только региональные, но и иные структурные (в частности, местные) подразделения политических партий, не наделенные в соответствии с уставом политической партии правами юридического лица. В частности, местные отделения политических партий независимо от того, зарегистрированы они или нет в органах госрегистрации, имеют право выдвигать кандидатов на выборах в органы местного самоуправления в порядке, установленном уставом партии6. Поэтому, несмотря на то, что избирательные объединения в некоторых статьях КоАП РФ названы в качестве потенциальных субъектов административной ответственности, те из них, которые не являются юридическими лицами, к административной ответственности не могут быть привлечены.

Основным признаком субъективной стороны правонарушения, совершаемого физическим лицом, является вина, т.е. психическое отношение субъекта к совершенному им деянию и его последствиям, которое выражается в форме умысла (например, умышленное уничтожение или повреждение печатных материалов, относящихся к выборам, референдуму, - ст. 5.14 КоАП РФ). Исходя из смысла данной нормы, предполагается, что если уничтожение или повреждение печатных материалов произойдет, но без умысла, а в форме неосторожности, то лицо, совершившее данное деяние, к административной ответственности привлекаться не будет. В то же время изготовление, распространение или размещение агитационных материалов с нарушением требований закона может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности - ст. 5.12 КоАП РФ.

Совершенствование законодательства в данной области позволит создать  более эффективный механизм предотвращения противоправных деяний в избирательной сфере, что, в свою очередь, приведет к большей защищенности избирательных прав граждан, обеспечит надежные гарантии демократических, свободных и честных выборов в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ВЫБОРАХ И РЕФЕРЕНДУМАХ.

 

В соответствии со статьей 5.1 КоАП РФ нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума либо нерассмотрение в установленный законом срок заявления о неправильности в списке избирателей (участников референдума) либо отказ выдать гражданину письменный ответ о причине отклонения заявления о внесении исправления в список избирателей (участников референдума) – влечет наложение административного штрафа в размере от от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.

Информация о работе Административная ответственность за нарушение избирательного законодательства