Экспресс-анализ финансового состояния и этапы его проведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 01:53, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучить методику анализа финансового состояния предприятия, внести предложения по повышению эффективности деятельности предприятия.


Научными методами, использованными при выполнении курсовой работы явились анализ, обработки и обобщения данных.

В работе рассмотрены следующие вопросы:

1.Рассмотрено понятие, роль, значение финансового состояния предприятия, его виды

2.Рассмотрена информационная база анализа финансового состояния

3.Проведен экспресс-анализ финансового состояния предприятия ЧУП “Самелго-плюс”

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4

1.ПОНЯТИЕ, РОЛЬ, ЗНАЧЕНИЕ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ, ЕГО ВИДЫ 6

1.1 Понятие финансового состояния предприятия, его роль, значение в хозяйственной деятельности предприятия 6

1.2.Виды анализа финансового состояния предприятия по субъектам и аспектам управления, логике аналитической работы и видам сравнительного анализа 9

2.ИНФОРМАЦИОННАЯ БАЗА АНАЛИЗА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ 12

2.1.Бухгалтерский баланс, его принципы построения, состав, структура, оценка отдельных статей 12

2.2.Пояснительный аппаратный баланс 15

3.ЭКСПРЕСС-АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ И ЭТАПЫ ЕГО ПРОВЕДЕНИЯ\ 17

3.1.Краткая характеристика предприятия 17

3.2.Этапы проведения анализа (анализ актива и пассива баланса) 18

3.3.Экспесс-анализ финансового состояния предприятия и его финансовая оценка (анализ платежеспособности, финансовой устойчивости и эффективности использования оборотных средств ) 22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ 34

ПРИЛОЖЕНИЕ 35

Работа содержит 1 файл

Ан-з фин-го состоя Курс.раб.doc

— 310.00 Кб (Скачать)

    На  нижней ступени учетного процесса информация вносится и группируется в виде различного рода первичных документов. После соответствующей группировки данные попадают  в регистры аналитического учета, причем распределение данных здесь может осуществляться по самым разным признакам, в зависимости от вида аналитического регистра. Следующей стадией обобщения информации являются регистры синтетического учета. Если в рамках этой стадии необходимо выделить более или менее обобщенные регистры, то наиболее наглядным следует признать Главную книгу и Оборотный баланс. Затем следуют формы отчетности, о которых нужно сказать особо.[5. c. 145]

    Постановлением  Министерства  финансов  РБ  от  14.02.08 №19 были  утверждены  новые  формы  бухгалтерской  отчетности: бухгалтерский баланс, отчет о прибылях  и  убытках  и  т.д. (ф.1, ф.2, ф.3, ф.4, ф.5).

    В соответствии с этими нормативными актами в состав отчетных форм организации входит бухгалтерский баланс – ф.1.

    Данную  форму отчетности следует признать наиболее универсальной, поскольку  наглядность и уровень обобщения учетных данных находятся в ней на качественно более высоком уровне.

    По  своей сущности бухгалтерский баланс это источник информации об имущественном  состоянии организации и его  структуре, включая и стоимость  вновь  созданную в виде приращения собственного капитала.

      Другие формы отчетности характеризуют  какую-либо часть представленной в балансе информации – денежные средства, прибыль, состав и финансы собственного капитала.

    Баланс  характеризует деятельность предприятия в целом, это главная и универсальная форма отчетности, все другие формы дополняют его, хотя в силу идентичности учетных данных все формы отчетности необходимо понимать как единое целое.

    Таким образом, в современном составе  отчетности организации форма ф.1 выполняет роль своеобразного стержня вокруг которого группируются представленные в наглядной форме данные о деятельности предприятия за определенный период времени (отчетный период).

    Следует добавить, что процесс обобщения  данных не заканчивается составлением бухгалтерского баланса отдельного предприятия. Информация, двигаясь по пути обобщения, может попасть в сводный или консолидируемый баланс. Но если в предыдущих стадиях принципы обобщения данных определяются формой регистров учета, то здесь обобщение происходит путем сложения количественной стоимостной информации. Сводный баланс представляет собой ни что иное, как свод сумм постатейных показателей различных балансов. Такая форма группировки данных удобна для характеристики имущественного состояния какой-либо отрасли. Составляют его различные министерства и ведомства. Консолидируемый баланс это разновидности сводного, в нем объединяются балансы организаций юридически самостоятельных, но экономически связанных между собой, причем эти организации могут принадлежать к разным отраслям хозяйства. Разумеется, внутренний приток капитала не влияет на общие итоги актива и пассива.

    Бухгалтерский баланс представляет имущественную  массу предприятия в двух разрезах  -  с точки зрения состава имущества, и с точки зрения источников его приобретения, причем последнее понимается не как местонахождение или адрес источника приобретения, а как обязательство за полученные ценности. Этот факт имеет важное значение для понимания структуры этой формы отчетности, т.к. некоторые ресурсы предприятия по юридической принадлежности могут являться собственными, но экономически представлять собой долговое обязательство.

    В силу двоякого отражения имущества  организации баланс имеет присущую только ему особенность, которая  состоит в сопоставлении имущества и обязательств. Термин баланс происходит от латинских слов bis и lanx, которые в связке можно перевести как двучашие или двойная чаша, т.е. символ равновесия равенства. В силу этого в современном бухгалтерском учете слово «баланс» имеет два значения.

    1.Равенство  стоимостных и количественных характеристик, т.е. сбалансированность.

    2.Форма  отчетности.

    Необходимо  сказать, что принцип бухгалтерского баланса или сопоставление двух взаимосвязанных равновеликих величин существует не только в форме №1. Балансы используют в планировании и анализе, они могут быть материальными и трудовыми. Например, больше добычи и распределения угля, больше производства и распределения валового внутреннего продукта и т.д. Принцип сбалансированности удобно использовать в факторном анализе, где влияние всех факторов сопоставляется и общим изменением какой-либо величины (прибыли, рентабельности и т.д.)

    Необходимо  оговориться: балансовый принцип в  современной экономической теории выходит за рамки равенства сопоставляемых показателей. В торговых балансах величины экспорта и импорта, обычно, не бывают равны, здесь почти всегда существует активное или пассивное сальдо. Принципа баланса вообще, это скорее не принцип сбалансированности, а сопоставление величин.

    Баланс (франц. balance – буквально весы) означает равновесие, уравновешивание или количественное выражение отношений между сторонами какой-либо деятельности.[6. c. 98]

    Баланс  – это модель, с помощью которой  в интересах пользователей представляется на определённый момент времени финансовое положение предприятия.

    В условия рыночной экономики бухгалтерский  баланс служит основным источником информации для различных пользователей. Баланс предприятия знакомит собственников, менеджеров и других лиц, связанных  с управлением, с имущественным  состоянием предприятия. Из баланса узнают, чем собственник владеет, т.е. в каком количественном и качественном соотношении находится тот запас материальных средств, которым предприятие способно распоряжаться.

    По  балансу определяют, способно предприятие  выполнить свои обязательства перед третьими лицами или ему грозят финансовые затруднения.

    По  балансу определяют конечный финансовый результат деятельности предприятия  в виде наращивания собственного капитала за отчётный период, по которому судят о способности руководителей сохранить и приумножить вверенные им материальные и денежные ресурсы.

    На  основе данных  баланса строится оперативное финансовое планирование любого предприятия, осуществляется контроль за движением денежных средств в  соответствии с полученной прибылью.

    Данные баланса широко используются налоговыми службами, кредитными учреждениями и органами государственного управления.

    Средства  предприятия отражаются в балансе  в следующей оценке:

    -основные средства — по первоначальной стоимости, то есть по фактическим затратам на их приобретения, сооружения и изготовления за вычетом износа;

    -нематериальные активы — по первоначальной стоимости, то есть по фактическим затратам на приобретение, включая расходы по их доведению до пригодного состояния, за вычетом износа;

    -капитальные вложения — по фактическим затратам для застройщика (заказчика);

    -оборудование — по фактической стоимости приобретения;

    -финансовые вложения (инвестиции в ценные бумаги, в уставные капиталы других предприятий, облигации, займы и т.п.) — по фактическим затратам;

    -производственные запасы (сырье, основные и вспомогательные материалы, покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты, топливо, запасные части, тара и др.) — по их фактической себестоимости;

    -незавершенное производство — по фактической производственной себестоимости (в серийном производстве — по нормативной (плановой) себестоимости, или по прямым расходам, или по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов);

    -издержки обращения — в сумме издержек, приходящихся на остаток нереализованных товаров на предприятиях торговли и общественного питания;

    -расходы будущих периодов — в сумме фактически произведенных в отчетном периоде, но относящихся к следующим отчетным периодам;

    -готовая продукция — по фактической себестоимости;

    -товары — по продажным ценам или по ценам приобретения (покупки);

    -дебиторская задолженность — в сумме, признанной дебиторами.

    Источники средств  предприятия отражаются в балансе:

    -уставный капитал — в размере, зафиксированном в учредительных документах;

    -резервный капитал — в сумме неиспользованных средств этого капитала;

    -резервы предстоящих расходов — в сумме неиспользованных резервов;

    -доходы будущих периодов — в сумме, полученной в отчетном периоде, но относящейся к следующим отчетным периодам;

    -прибыль — в сумме фактически полученной в отчетном периоде прибыли;

    -кредиторская задолженность — в суммах фактических долгов кредиторам.  

    2.2.Пояснительный   аппаратный  баланс 

    В настоящее время организации представляют в обязательном порядке промежуточную и годовую бухгалтерскую отчетность.

    Промежуточная бухгалтерская отчетность включает:

  • ф.№1 «Бухгалтерский баланс»;
  • ф. № 2 «Отчет о прибылях и убытках».

      Кроме указанных форм в составе  промежуточной бухгалтерской отчетности организации могут представлять иные отчетные формы (отчет о движении денежных средств и др.), а также пояснительную записку, входящие в состав годовой отчетности.

    В пояснительной записке может  быть приведена оценка деловой активности организации, критериями которой являются, широта рынков сбыта продукции, включая наличие поставок на экспорт, репутация организации, выражающаяся, в частности, в известности у клиентов, пользующихся услугами организации, и др.; степень выполнения плана, обеспечение заданного темпа роста; уровень эффективности использования ресурсов организации и др. [7. c. 134]

    Целесообразно включение в пояснительную записку  данных о динамике важнейших экономических  и финансовых показателей работы организации за ряд лет, описаний будущих капиталовложений, осуществляемых экономических мероприятиях и другой информации, интересующей возможных пользователей годовой бухгалтерской отчетности.

    Основными источниками информации для анализа  состояния финансов предприятия  служат отчетный бухгалтерский баланс (Форма № 1), отчеты и Приложения к балансу (формы № 2, № 3, № 4, № 5). В отчете о прибылях и убытках (Форма № 2) обобщены конечные финансовые результаты работы предприятия за анализируемый период, раскрывается процесс формирования и использования прибыли (убытков). Форма № 3 содержит отчет о движении источников собственных средств предприятия. В форме № 4 показывается движение денежных средств по направлениям их использования: текущая деятельность, инвестиционная и финансовая деятельность. Форма № 5 (Приложение к бухгалтерскому балансу) содержит аналитическую информацию по основным статьям баланса: движение заемных средств, состав и изменение дебиторской и кредиторской задолженности, амортизируемое имущество, движение средств финансирования долгосрочных инвестиций.  

 

     3.ЭКСПРЕСС-АНАЛИЗ  ФИНАНСОВОГО  СОСТОЯНИЯ   И  ЭТАПЫ   ЕГО  ПРОВЕДЕНИЯ\ 

    3.1.Краткая   характеристика  предприятия 

    Предприятие ЧУП «САМЕЛГО-ПЛЮС» зарегистрировано решением Минского областного исполнительного  комитета от 28.09.2004г № 923 (регистрационный № 690305707 в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей).

    Учредителем предприятия является гражданка  Республики Беларусь Сачишина Ирина  Константиновна.

    Предприятие основано на частной форме собственности. Имущество предприятия является собственностью учредителя и принадлежит предприятию на праве полного хозяйственного ведения.

    Предприятие имеет самостоятельный баланс, основные и оборотные средства, стоимость  которых отражена в балансе предприятия. Расчетный и валютные счета предприятия открыты в ОАО «Белвнешэкономбанк» МО 2 РКЦ «Луч».

    Основным  видом деятельности согласно Уставу является производственная деятельность (изготовление офисной мебели, торгового  оборудования и изделий из стекла и зеркал).

    Виды  деятельности, заявленные в Уставе: производство пластмассовых изделий; производство стекла и изделий из стекла; производство мебели; столярные и плотницкие работы; деятельность агентов по торговле мебелью, бытовыми товарами, скобяными и прочими мелкими металлическими изделиями; оптовая торговля прочими непродовольственными товарами потребительского назначения; оптовая торговля древесиной и продукцией

Информация о работе Экспресс-анализ финансового состояния и этапы его проведения