Анализ бухгалтерской отчетности на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 20:35, курсовая работа

Описание работы

Назначением анализа бухгалтерской (финансовой) отчетности с позиции пользователя является рассмотрение и оценка информации, имеющейся в отчетности, для того, чтобы получить достоверные выводы о прошлом состоянии предприятия с целью предвидения его жизнеспособности в будущем.

Содержание

Введение………………………………………………………………3
1. Бухгалтерская (финансовая) отчетность в процессе управления предприятием………………………………………………………………..5
1.1 Отчетность, её сущность и значение…………………………...5
1.2. Система нормативно-правового регулирования учета и
отчетности в РФ…………………………………………………………….8
1.3 Цель и задачи бухгалтерской (финансовой) отчетности в
условиях развитого рынка………………………………………………..11
2. Основные приемы анализа бухгалтерской (финансовой)
отчетности…………………………………………………………………15
3. Показатели оценки платежеспособности и ликвидности……..35
3.1 Показатели финансовой устойчивости………………………..37
3.2 Показатели деловой активности……………………………….39
Заключение………………………………………………………….40
Список использованной литературы………………………………43

Работа содержит 1 файл

Бух. фин отчетность (1).doc

— 310.00 Кб (Скачать)

1.2. Система  нормативно-правового регулирования учета и

отчетности  в РФ 

     Российский бухгалтерский учет  в течение длительного периода  времени существовал вне процессов  международной гармонизации, особенно  в советский период, поскольку  созданный и функционирующий  в годы советской власти отечественный учет отвечал требованиям централизованно планируемой экономики, когда подавляющая часть национального имущества находилась в распоряжении государства и контролировалась государственными органами управления.

        Важным фактором обеспечения  успешной интеграции России в мировую экономику стал переход на принятую в международной практике систему учета и статистики. Органами, наделенными полномочиями реформирования отечественной учетной системы, стали Правительство РФ и Министерство финансов РФ, поскольку Россия по основным характеристикам регулирования учета и отчетности относится к континентальной модели регулирования, которое осуществляют государственные органы. Система нормативно-правового регулирования включает четыре уровня.

      На первом уровне действует Федеральный закон  «О бухгалтерском учете», другие федеральные законы, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ по вопросам бухгалтерского учета, устанавливающие общие принципы организации учета, основы финансовой отчетности[6].

      Документы второго уровня регулируют принципы и правила формирования учетной политики, организации учета отдельных объектов наблюдения и их отражения в отчетности. К ним относятся Положения по бухгалтерскому учету, составляющие систему национальных стандартов. Положения утверждаются Министерством Финансов РФ.

     На третьем уровне учет регулируют  инструкции и методические указания, разрабатываемые и вводимые в  действие в разрезе отдельных  Положений по бухгалтерскому  учету, а также рекомендации, определяющие отраслевые особенности учета. К документам третьего уровня относятся планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению, составляющие основу организации учета экономических субъектов независимо от организационно-правовой формы, отраслевой принадлежности, форм собственности.

     Документы четвертого уровня  разрабатываются внутри экономического  субъекта, утверждаются руководителем  организации и определяют особенности  учетной политики на предприятии  исходя из вариантности форм  и методов ведения учета и формирования отчетности, закрепленных в нормативных актах более высоких уровней.

     Развитие рыночных отношений  привело к расширению числа  заинтересованных пользователей  финансовой отчетности, в том  числе иностранных и отечественных  инвесторов, а также показало необходимость владения полной систематизированной информацией самими организациями для успешного ведения бизнеса[2]. Исходя из этого, в России при разработке Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике, одобренной Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Министерстве Финансов РФ и Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров в 1997 г., было признано целесообразным создание национальной системы учета, базирующейся на традициях российской практики, максимально приближенной к требованиям международных стандартов финансовой отчетности.

      В 1998 г. Правительством РФ утверждена  Программа реформирования бухгалтерского  учета в соответствии с требованиями  МСФО, предусматривающая план мероприятий  по реконструкции учета, действие которой было пролонгировано до 2005 г.[7]. В рамках реформирования законодательного обеспечения и нормативного регулирования выделяются два важных направления. Первое связано с закреплением в должностных инструкциях требования по аттестации профессиональных бухгалтеров, второе предполагает введение нормы обязательности составления консолидированной бухгалтерской отчетности по группе взаимосвязанных организаций. Одна из проблем, снижающих информативность российской финансовой отчетности – отсутствие законодательного требования о представлении консолидированной отчетности взаимозависимых организаций, позволяющей оценивать перспективы развития бизнеса каждой компании с учетом связей между ними. С 1.01.2004 г. российские предприятия должны составлять консолидированную отчетность по правилам МСФО.

      Выполнение второго направления  реформы связано с формированием  положений по бухгалтерскому  учету. В настоящее время разработаны  и действуют 20 стандартов (ПБУ).

      В 2001 г. новые ориентиры дальнейших преобразований были определены Министерством финансов РФ. Мероприятия по дальнейшему регулированию учета и отчетности предполагают: 

- завершение  стандартизации, введение новых  ПБУ;

- обеспечение  дифференциации отчетности для  малых предприятий, для средних и крупных предприятий, для альтернативных структур, для организаций, составляющих консолидированную отчетность на основе МСФО;

- формирование  системы взаимодействия учета  и отчетности с целями налогового  законодательства и пр.

      Работа по совершенствованию законодательной базы российского учета проводится на качественно новом уровне при участии в этом процессе профессиональных работников учета и аудита. Одной из основных задач ИПБ признано участие в разработке нормативных актов по бухгалтерскому учету. Поскольку ИПБ по определению считается некоммерческим партнерством, он не может, в силу своего статуса, осуществлять прямое регулирование бухгалтерского учета и отчетности, однако подобное влияние должно стать доминирующим в будущем и сыграть определяющую роль в переориентации процессов регулирования учета и отчетности на демократические формы. 
 

1.3           Цель и задачи бухгалтерской (финансовой) отчетности в

условиях  развитого рынка 

     Бухгалтерский учет и отчетность в условиях рынка  рассматриваются как информационная система, формируемая исходя из потребностей рыночной инфраструктуры и выступающая основой при принятии решений, как в рамках экономического субъекта, так и за его пределами. Бухгалтерская информационная система представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, характеризующих средства и методы получения и преобразования информации о финансово-хозяйственном положении организации и результатах ее деятельности, необходимой для принятия обоснованных управленческих решений в области формирования, распределения и использования ресурсов экономического субъекта. Она включает данные, обобщаемые в рамках финансового учета и предоставляемые внешним пользователям, а также сведения управленческого учета, закрытые для внешних пользователей и представляющие коммерческую тайну. Таким образом, финансовая отчетность признается разновидностью бухгалтерской отчетности, которая в свою очередь, включает также внутрихозяйственную информацию, предназначенную для выполнения менеджментом компании своих функций.

     Процедура формирования информации  управленческого учета регулируется  в рамках предприятия, поскольку  и составители и потребители  данных совпадают. Внешние пользователи, опирающиеся в своих решениях  на финансовую информацию, не  имеют возможности повлиять на ее формирование, поэтому к внешней финансовой отчетности предъявляются определенные требования, реализуемые через регулирование при помощи законов, стандартов и прочих источников[6].

     Финансовая отчетность в максимальной  степени должна удовлетворять интересы ее пользователей. Для этого необходимо четкое формулирование ее основной идеи, концепции. Преимуществом наличия концептуальной основы выступают последовательность и согласованность принимаемых стандартов благодаря общепринятой системе целей и терминологии. Применительно к финансовой отчетности концепция рассматривается с точки зрения взаимосвязи цели учета с информационными потребностями пользователей, которые, в свою очередь, определяют требования к качеству информации, общие принципы и подходы к формированию данных, а также технические приемы обработки и представления отчетной информации[6].

      Основными задачами учета и  отчетности в РФ согласно Закону  определены:

- формирование  полной и достоверной информации  о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности – руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним – инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;

- обеспечение  сведениями, необходимыми внутренним  и внешним пользователя бухгалтерской  отчетности для контроля за  соблюдением законодательства РФ  при осуществлении организацией  хозяйственных операций и их  целесообразностью, наличием и  движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами и сметами;

- предотвращение  отрицательных результатов хозяйственной  деятельности и выявление внутрихозяйственных  резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

          В отечественной нормативной  базе существовали противоречия  по определению основного пользователя  отчетности. Положение по ведению  бухгалтерского учета и бухгалтерской  отчетности отдает предпочтение  в этом вопросе, прежде всего, инвесторам, находясь очевидно, под влиянием американской практики. Закон о бухгалтерском учете и ПБУ 4/99 называют пользователями всех юридических и физических лиц, заинтересованных в информации об организации. Направленность отчетности на удовлетворение интересов одной группы не отвечает требованию нейтрального представления и, ущемляя интересы прочих групп, может привести к снижению ее достоверности.

         Среди перечисленных причин формирования  финансовой отчетности задача  информирования пользователей выступает первоочередной, следовательно, информационные запросы потребителей учетных данных играют определяющую роль в признании элементов отчетности[4]. Такое признание основывается на трех базисных составляющих:

1.Качественные характеристики информации. Сводятся к определению требований к качеству формируемых данных и выступают своеобразным гарантом защиты интересов пользователей в принятии решений.

2.Общие принципы. Составляют основу методологии учета и ориентированы на определение, признание и оценку элементов финансовой отчетности.

3.Технические приемы. Представляют методический аппарат учета, основанный на общих принципах и позволяющий посредством специального инструментария свести регулируемые в первичных документах данные в информационную систему, характеризующую финансовое положение фирмы и эффективность ее деятельности.

     Таким образом, цель финансовой отчетности находится  во главе концепции учета и  отчетности. Она предопределяет методологию  и методику формирования данных, поэтому совершенствование любого из элементов методического аппарата бухгалтерского учета должно осуществляться через призму интересов пользователей отчетности.

 

     

     2. Основные приемы анализа бухгалтерской (финансовой) отчетности 

     Бухгалтерская (финансовая) отчетность служит базой для анализа финансового положения предприятия.

     Целью финансового анализа является оценка информации, содержащейся в отчетности, сравнение имеющихся сведений и  создание на их базе новой информации, которая послужит основой для  принятия тех или иных решений.

     Выбор глубины и масштабов анализа, а также конкретных параметров и  инструментов (набора методов) анализа  зависит от конкретных задач, которые  ставит перед собой пользователь с целью получения максимально  возможной, полезной для него информации.

     Для анализа (интерпретации) показателей  бухгалтерской (финансовой) отчетности используют общепринятые приемы: чтение отчетности; вертикальный анализ; горизонтальный анализ; трендовый анализ; расчет финансовых показателей.

Рассмотрим  отдельные приемы анализа бухгалтерской (финансовой) отчетности на примере условного предприятия ОАО "Синтез", занимающегося продажей продуктов питания и грузовыми перевозками.

Информация о работе Анализ бухгалтерской отчетности на предприятии