Анализ безубыточности

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 21:42, курсовая работа

Описание работы

В новом тысячелетии нарастают процессы глобализации в социально-экономической и политической сферах. В результате реформирования российской экономики эффективное развитие организации должно основываться на использовании наиболее рациональных технологий управления, снижения общего уровня издержек, а самое главное – повышении качества предоставляемых услуг. Процесс становления и развития рыночных отношений стимулирует организации к поиску наиболее эффективных учетных и аналитических систем различных аспектов качества.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА БЕЗУБЫТОЧНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА 5
1.1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ТОЧКА БЕЗУБЫТОЧНОСТИ» 5
1.2 КЛАССИФИКАЦИЯ ИЗДЕРЖЕК И ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ИХ АНАЛИЗА 7
1.3 ЛОКАЛИЗАЦИЯ ИЗДЕРЖЕК ПО ВИДАМ ПРОДУКЦИИ 17
2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНАЛИЗА БЕЗУБЫТОЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ 25
2.1 АНАЛИЗ БЕЗУБЫТОЧНОСТИ В МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 25
2.2 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТОЧКИ БЕЗУБЫТОЧНОСТИ МЕТОДОМ УРАВНЕНИЯ И ГРАФИЧЕСКИМ МЕТОДОМ 29
3. ПРИМЕР РАСЧЕТА И АНАЛИЗА ТОЧКИ БЕЗУБЫТОЧНОСТИ 35
3.1 РАБОЧИЙ ФОРМАТ ДЛЯ АНАЛИЗА БЕЗУБЫТОЧНОСТИ И ЦЕЛЕВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ПРИБЫЛИ 35
3.2 ВЛИЯНИЕ ВЛОЖЕННОГО ДОХОДА И АНАЛИЗ ОПЕРАЦИОННОГО РЫЧАГА 38
3.3 МЕТОДИКА АНАЛИЗА БЕЗУБЫТОЧНОСТИ ДЛЯ МНОГОНОМЕНКЛАТУРНОГО ПРОИЗВОДСТВА 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 53

Работа содержит 1 файл

БУУ_Анализ безубыточности_КУР.doc

— 655.00 Кб (Скачать)

     В общем виде последовательность операций, выполняемых в процессе анализа, состоит из двух стадий [19, c. 45]:

  • перерасчет учетных данных в формат для проведения анализа безубыточности;
  • непосредственное проведение анализа безубыточности.

     На  более подробном уровне это выглядит так:

  • разделение статей затрат на переменную и постоянную части по признаку зависимости размера затрат от объема производства и реализации продукции;
  • распределение издержек между видами продукции;
  • расчет основных показателей прибыльности продукции.

     Конечным  результатом методики является сводный  отчет по всем видам продукции, где  указываются все основные показатели:

  • выручка,
  • сумма постоянных и переменных издержек,
  • величина вложенного дохода,
  • операционная прибыль,
  • рентабельность продаж продукции,
  • точка безубыточности и
  • запас безопасности.

     Отдельно  делается развернутый отчет по каждому  виду продукции, где приводится:

  • отчет о прибыли в формате вложенного дохода,
  • сумма постоянных и переменных издержек,
  • расчет точки безубыточности,
  • запас безопасности,
  • рентабельность продаж продукции,
  • вычерчивается график безубыточности.

     Основополагающим  для проведения анализа являются классификация затрат по статьям  и период времени, за который проводится сбор статистических данных по статьям  издержек.

     Обычно  на отечественных предприятиях используется калькуляция издержек, включающая:

  • прямые затраты и
  • косвенные затраты, которые в свою очередь делятся на: цеховые и общезаводские (относящиеся на предприятие в целом).

     В качестве периода для анализа  рекомендуется избрать год, разбитый на месяцы, что обеспечивает ряд из двенадцати чисел (статистик).

     Помимо  статистики по статьям издержек необходимо собрать данные по базовым показателям. Эти показатели в соответствии с  АВС-методом будут использованы для локализации издержек по видам продукции.

     Ниже  приведен список базовых показателей, которые чаще всего доступны на отечественных  предприятиях [20, c. 34]:

  • время работы производственного оборудования;
  • затраты основных материалов;
  • затраты прямого труда;
  • сумма прямых издержек;
  • сумма переменных издержек;
  • объем товарной продукции в натуральном или стоимостном выражении.

     Ниже  проведено формальное описание основных вычислительных операций, представленное в виде пошагового алгоритма 

     Шаг 1. Выбор состава издержек, которые  будут анализироваться отдельно от других.

     Данный  шаг не имеет формального описания. Аналитик может воспользоваться  следующими рекомендациями. Первоначально  анализируются статьи издержек, представленные в типовой калькуляции себестоимости  предприятия. Все издержки, связанные с сырьем и прямыми материалами полагаются переменными. Все остальные статьи издержек разбиваются на отдельные компоненты в соответствии с принятыми на предприятии правилами. Эти отдельные компоненты подвергаются анализу с точки зрения их общности (похожести) и удельной доли в составе статьи калькуляции. Аналитик принимает решение о том, что все незначительные по относительной доле статьи (в сумме составляют не более 15%) объединяются в одну статью под названием “прочие”. Все “похожие” статьи также объединяются в отдельные группы. Таким образом, окончательно формируется перечень статей для анализа.

     Шаг 2. Выбор базового показателя по каждой статье издержек.

     Выбор базового показателя производится отдельно для:

  • переменной части;
  • постоянной части.

     Переменная  часть издержек, по определению, зависит  от объема товарной продукции, поэтому  процедура требует двух этапов:

  • выделение переменной компоненты по некоторому базовому параметру,
  • привязка использованного базового параметра к объему товарной продукции.

     Постоянная  часть издержек может быть “привязана” к любому базовому показателю из набора имеющихся.

     Критерием выбора может служить:

  • качественный анализ характера изменения статьи издержек от того или другого базового показателя или
  • коэффициенты парной линейной корреляции между величиной издержек и величиной базового показателя.  
    (Подобные коэффициенты рассчитываются для всех базовых параметров).

     Методика  пересчета величины переменных издержек, приходящихся на величину базового показателя, в величину переменных издержек на единицу товарной продукции приведена в разделе 1.

     Шаг 3. Распределение  издержек на переменную и постоянную части  по признаку зависимости  от базового параметра  и затем от объема товарной продукции  в стоимостном  выражении.

     Конечным результатом данного шага является совокупность двух величин:

  • значение переменной части издержек, приходящихся на единицу продукции,
  • значение постоянной части издержек за месяц (или любой другой выбранный промежуток времени).

     Эти две величины рассчитываются для каждого вида издержек, выбранных для анализа.

     Шаг 4. Постатейное разделение издержек между видами продукции.

     В качестве основы локализации издержек по видам продукции используются значения соответствующих базовых  показателей. Локализация производится отдельно для переменной и постоянной компоненты каждого вида издержек:

  • ставка переменных издержек (значение переменных издержек на единицу продукции) умножается на объемы товарной продукции по видам, определяя сумму переменных издержек, приходящихся на каждый вид продукции,
  • постоянные издержки, приходящиеся на каждый вид продукции, определяются умножением общей суммы постоянных издержек на процентную долю базового показателя, приходящуюся на данный вид продукции.

     Пример  распределения постоянных издержек представлен в табл.  3.7.

 

      Таблица 3.7

     Пример  распределения постоянных издержек

Продукт Базовый показ. Доля затрат

времени, %

Затраты

(руб.)

Продукт 1 39.01 19% 6780
Продукт 2 31.90 15% 5546
Продукт 3 36.97 18% 6427
Продукт 4 17.04 8% 2960
Продукт 5 80.28 39% 13953
Всего 205.20   35666

     Шаг 5. Проведение анализа безубыточности для видов продукции по классической схеме расчета.

     Используя расчетные формулы данного раздела, определяются все необходимые параметры  для заполнения таблицы 3.8.

     Таблица 3.8

     Результаты  анализа безубыточности по отдельному продукту

  На общий  объем На единицу  продукции
Выручка от реализации продукции 3 754 642 16 796
Переменные  издержки 1 936 378 11 807
Вложенный доход 1 818 263 4 989
Постоянные  издержки 958 337  
Операционная  прибыль 859 926  
     
Точка безубыточности (в  ед. прод.) 192  
Точка безубыточности (в  руб.) 3 226 195  
Запас безопасности (в руб.) 528 446,97  
Запас безопасности (%) 14,07%  
Прибыльность  продаж (%) 22,90%  

     По  этим данным выстраивается график безубыточности для каждого вида продукции.

     Шаг 6. Окончательное представление результатов анализа безубыточности. Окончательная таблица результатов анализа безубыточности имеет вид табл. 3.7, куда просто переносятся все данные по всем видам продукции, ранее представленные табл. 3.8.

 

Заключение

     Известно, что целью деятельности предприятия  в современной экономике является получение прибыли. Именно при этом условии фирма может стабильно  существовать и обеспечивать себе основу для роста. Стабильная прибыль фирмы проявляется в виде дивиденда на вложенный капитал, способствует привлечению новых инвесторов и, следовательно, увеличению собственного капитала фирмы. Поэтому становится ясным интерес к проблемам прибыльности деятельности фирмы. Весьма важным аспектом данного вопроса является концепция безубыточности деятельности фирмы, как первого шага к получению бухгалтерской, а в последствии и экономической прибыли. В данной работе рассмотрена проблема безубыточности деятельности фирмы с точки зрения управленческого учета с тем, чтобы в своей профессиональной деятельности была возможность внедрения анализа безубыточной деятельности фирмы и планирования безубыточности в краткосрочном и долгосрочном периодах.

     С точки зрения управленческого учета  безубыточность есть нормальное состояние фирмы на современном конкурентном рынке, находящемся в состоянии долгосрочного равновесия.

     Точка безубыточности - это такой объем  продаж продукции фирмы, при котором  выручка от продаж полностью покрывает  все расходы на производство продукции, в том числе среднерыночный процент на собственный капитал фирмы и нормальный предпринимательский доход.

     В самом деле, если фирма имеет бухгалтерскую  прибыль, то есть сальдо доходов от продаж и денежных затрат на производство проданной продукции положительно, то она может не достигать точки безубыточности в смысле экономической прибыли. Следовательно, существуют более выгодные способы использования капитала, которые позволяют получить более высокую прибыль. Таким образом, понятие точки безубыточности является одновременно и неким критерием эффективности деятельности фирмы. Предприятие, не достигающее точки безубыточности действует неэффективно с точки зрения сложившейся рыночной конъюнктуры. Однако, этот факт сам по себе не служит однозначной причиной для прекращения существования фирмы. Для того, чтобы ответить на этот вопрос необходимо детально исследовать структуру издержек фирмы.

Информация о работе Анализ безубыточности