Анализ безубыточности

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 21:42, курсовая работа

Описание работы

В новом тысячелетии нарастают процессы глобализации в социально-экономической и политической сферах. В результате реформирования российской экономики эффективное развитие организации должно основываться на использовании наиболее рациональных технологий управления, снижения общего уровня издержек, а самое главное – повышении качества предоставляемых услуг. Процесс становления и развития рыночных отношений стимулирует организации к поиску наиболее эффективных учетных и аналитических систем различных аспектов качества.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА БЕЗУБЫТОЧНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА 5
1.1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ТОЧКА БЕЗУБЫТОЧНОСТИ» 5
1.2 КЛАССИФИКАЦИЯ ИЗДЕРЖЕК И ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ИХ АНАЛИЗА 7
1.3 ЛОКАЛИЗАЦИЯ ИЗДЕРЖЕК ПО ВИДАМ ПРОДУКЦИИ 17
2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНАЛИЗА БЕЗУБЫТОЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ 25
2.1 АНАЛИЗ БЕЗУБЫТОЧНОСТИ В МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 25
2.2 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТОЧКИ БЕЗУБЫТОЧНОСТИ МЕТОДОМ УРАВНЕНИЯ И ГРАФИЧЕСКИМ МЕТОДОМ 29
3. ПРИМЕР РАСЧЕТА И АНАЛИЗА ТОЧКИ БЕЗУБЫТОЧНОСТИ 35
3.1 РАБОЧИЙ ФОРМАТ ДЛЯ АНАЛИЗА БЕЗУБЫТОЧНОСТИ И ЦЕЛЕВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ПРИБЫЛИ 35
3.2 ВЛИЯНИЕ ВЛОЖЕННОГО ДОХОДА И АНАЛИЗ ОПЕРАЦИОННОГО РЫЧАГА 38
3.3 МЕТОДИКА АНАЛИЗА БЕЗУБЫТОЧНОСТИ ДЛЯ МНОГОНОМЕНКЛАТУРНОГО ПРОИЗВОДСТВА 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 53

Работа содержит 1 файл

БУУ_Анализ безубыточности_КУР.doc

— 655.00 Кб (Скачать)

     Экономическая модель поведения затрат, объема производства и прибыли представлена на рис. 2.1. В соответствии с данной моделью предприятие может наращивать объемы продаж только путем уменьшения цены реализации единицы продукции, в результате чего линия выручки от реализации, возрастающая вначале, постепенно замедляет подъем, а затем опускается вниз. Это связано с тем, что в определенный момент положительный эффект от увеличения объема продаж оказывается ниже отрицательного влияния снижения цен.

     Рис. 2.1 - Экономическая модель поведения затрат, объема производства и прибыли

     Как видно из рис. 2.1, линия выручки от реализации пересекает линию общих затрат в двух точках [7, c. 34]. Это означает, что в экономической модели без-убыточности существует два уровня выпуска и реализации продукции, при которых общие затраты равны выручке от реализации, т.е. две точки безубыточности. На поведение совокупных затрат в этой модели наиболее сильное влияние оказывают переменные издержки, изменяющиеся в соответствии с известным эффектом масштаба.

     При построении бухгалтерской модели делается допущение о неизменности переменных издержек и цены реализации единицы продукции, в результате чего зависимость выручки от реализации и общих затрат от изменения объема производства и реализации имеет линейный характер. Диаграмма безубыточности по бухгалтерской модели отражена на рис. 2.

     Рис. 2.2 - Бухгалтерская модель поведения затрат, объема производства и прибыли

     Из  рис. 2.2 видно, что в бухгалтерской модели, в отличие от экономической, - одна, а не две точки безубыточности. Поэтому с увеличением объема производства зона прибыли расширяется и наиболее прибыльным становится производство при максимальной загрузке производственных мощностей [7, c. 41].

     При анализе безубыточности по бухгалтерской  модели используется не только графический, но и математический подход к отражению  и обработке исходной информации о затратах и результатах деятельности предприятия [1]. В соответствии с  данной моделью математическая зависимость между прибылью, объемом производства и затратами имеет следующий вид [8, c. 35]:

     PR = pq - c - vq, (1)

где PR - прибыль от реализации продукции, денежных единиц;

     p - цена реализации единицы продукции,  денежных единиц;

     q - количество проданных единиц продукции, натуральных единиц;

     c - совокупные постоянные затраты,  денежных единиц;

     v - переменные затраты на единицу  продукции, денежных единиц.

     На  основе формулы (1) легко проводится решение основных задач анализа  безубыточности: определение точки безубыточности; определение объемов производства для получения целевой прибыли; определение цены в анализе безубыточности.

     Точка безубыточности - это такой объем  продукции, при реализации которого выручка от реализации покрывает  совокупные затраты. В этой точке выручка не позволяет предприятию получить прибыль, однако убытки тоже отсутствуют. В соответствии с чем согласно (1) формула для определения точки безубыточности Qk примет следующий вид [8, c. 36]:

                   (2)

     Анализ  безубыточности позволяет определить количество единиц продукции Qпл, которое  необходимо произвести и реализовать  для получения запланированной  прибыли PRпл. Исходя из (1) искомый объем  продукции Qпл определяется следующим  образом [8, c. 37]:

                   (3)

     С помощью анализа безубыточности можно также принимать и ценовые  решения. На основе (1) (учитывая, что  в точке безубыточности PR = 0) минимально допустимая цена за единицу продукции, обеспечивающая покрытие совокупных затрат, будет определяться следующим образом [8, c. 37]:

                  (4)

     Формула (4) служит отправной для расчета  цены, которую требуется установить для получения запланированного размера прибыли PRпл [8, c. 37]:

                  (5)

     Следует отметить, что математический аппарат  для проведения анализа безубыточности разработан лишь применительно к  бухгалтерской модели, на основе которой и ведутся все практические расчеты [9, c. 22]. Вместе с тем допущения, положенные в основу данной модели, могут искажать достоверность результатов проводимого анализа. К числу наиболее существенных в бухгалтерской модели относится предположение о неизменности цены реализации единицы продукции. С точки зрения адекватности действительности такое допущение не всегда приемлемо для предприятий.

    1. Определение точки безубыточности методом уравнения и графическим методом

     В самом общем виде схема любого отчета о финансовых результатах выглядит следующим образом [10, c. 38]:

     Выручка - Переменные затраты - Постоянные затраты = Чистая прибыль;

или

     

     Это же уравнение можно переписать в  алгебраической записи. Обозначим прибыль  за исследуемый период через П, через Р - цену продажи единицы произведенной фирмой продукции, х - объем произведенной и проданной продукции за указанный период, а - уровень фиксированных расходов, в - переменные расходы на произведенную (и проданную) продукцию. В таких обозначениях уравнение «прибыли-доходов-расходов» выглядит следующим образом [10, c. 38]:

     П = Р*х - (а + в*х) (1)

или

     П = (Р - в)*х - а

     Последняя форма уравнения подчеркивает, что  все факторы делятся на зависящие  от объема реализации и независящие  от него. В частности, как уже говорилось, все расходы фирмы можно разделить на постоянные и переменные.

     Заметим, что при определении параметров мы разделили издержки на производство реализованной и произведенной  продукции. Данное различие является наиболее существенным для двух подходов в управленческом учете: Absorption costing и Direct costing. По методу Absorption costing калькулирование себестоимости продукции осуществляется с распределением всех затрат между реализованной продукцией и остатками товаров, то есть постоянные расходы являются запасоемкими. При методе Direct costing постоянные расходы полностью относятся на реализацию.

     Использование уравнения позволяет легко определить точку безубыточности путем несложных  алгебраических преобразований.

     Объем выпуска, при котором достигается точка безубыточности, определяется из условия:

     П = 0,

и он равен 

     хо = (П + а) / (Р - в) = а / (Р - в) [10, c. 38]

     Графический метод. Мы рассматриваем фиксированные цену реализации, переменные расходы, постоянные расходы и прибыль. Далее на основе этих данных мы рассчитываем объем производства, при котором достигается заданная прибыль. Если отказаться от фиксированной величины прибыли, то мы получим зависимость между объемом выпуска и прибылью, которую легко выразить графически.

     Таким образом мы получаем следующий график анализа поведения затрат, прибыли и объема продаж (рис. 2.3) [10, c. 40].

     

     Рис. 2.3 -  График анализа поведения  затрат, прибыли и объема продаж 

     Заметим, что на этом графике линия выручки  и линия переменных расходов исходят из одной точки и разница между ними и есть не что иное, как маржинальный доход. Используя данный график мы можем легко определить величину прибыли или убытка для того или иного объема выпуска (рис. 2.4) [10, c. 43].

Рис. 2.4 - Определение величины прибыли / убытка для заданного объема выпуска

     Заметим, что при нулевом выпуске убыток в точности равен постоянным затратам.

     Мы  получили достаточно удобный инструмент графического анализа зависимости  между выпуском, выручкой, затратами  и прибылью. Данный метод можно использовать и при других (нелинейных) характеристиках зависимостей между объемом производства и финансовыми показателями. Однако, следует отметить и недостаток, присущий рассматриваемому методу. Как и всякий графический метод, он дает не очень точные результаты.

     Вывод. Анализ величин в точке безубыточности предполагает, что отчетность на предприятии содержит раздельные данные о переменных и постоянных затратах. Это характерно для системы рас чета прибыли на основе сумм покрытия.

     При этом методе четко и наглядно представляются взаимосвязи между выручкой от реализации продукции, затратами и прибылью. Результаты анализа величин в точке безубыточности мо гут быть представлены в аналитическом и графическом виде. Графическое представление предпочтительнее, поскольку мой опыт говорит о том, что работники предприятий лучше и быстрее вос принимают диаграммы, а значит, характер изменения прибыли при изменении выручки и затрат может быть показан более наглядно.

     При помощи анализа величин в точке  безубыточности можно определить критическую величину, показывающую, когда выручка покрывает общие затраты предприятия.

     Анализ  величин в точке безубыточности дает руководителям всех уровней  в концентрированном виде информацию для лучшего принятия решений  в будущем. Этот анализ часто используется на практике, поскольку при его помощи довольно просто проверить различные альтернативы. Посредством такого анализа мы можем лучше оценить возможности получения прибыли. Кроме того, становятся очевидными гарантии безубыточности предприятия. Размер прибыли и гарантии ее получения — важные факторы для успешного управления предприятием.

     Мы  можем достаточно просто рассчитать, какое влияние оказывают изменения  количеств и цен продаж, а также  переменных и постоянных затрат на прибыль. При помощи простых уравнений определяются критическая выручка, диапазон надежности и ко эффициент надежности.

     Руководители  предприятия могут использовать график безубыточности для:

  • определения целевой прибыли,
  • установления уровня загрузки производственных мощ ностей,
  • выбора продуктовых групп, которые приносят предприятию наибольшую прибыль,
  • принятия решений об объеме выпуска отдельных ви дов продукции,
  • проверки ценовой политики,
  • принятия инвестиционных решений,
  • исследования комплекса работ по расширению произ водства,
  • определения критической выручки,
  • определения запаса финансовой прочности,
  • определения коэффициента финансовой прочности.

     Точку безубыточности мы можем представить  на графике Наряду с этим возможно аналитическое представление результатов Предпочтительнее графическая форма представления.

     Для анализа величин в точке безубыточности необходимо разделить общие затраты  предприятия на переменные и постоянные Если краткосрочный расчет прибыли  осуществляется в комбинации с расчетом прибыли на основе сумм покрытия, то необходимые данные могут быть взяты из этого расчета.

     Чем интенсивнее руководство предприятия  работает с формулами и графиками  для точки безубыточности, тем  лучше результаты претворения на практике отдельных решений. При помощи графиков мы получаем возможность лучше видеть взаимосвязи между выручкой от продаж, переменны ми и постоянными затратами, а также суммами покрытия и прибылью.

     Анализ  величин в точке безубыточности может быть проведен как для предприятия  в целом, так и для его подразделений Анализ отдельных продуктовых групп и областей продаждает, например, возможность яснее видеть структуру предприятия, прежде всего в случае разделения постоянных затрат на специальные, относящиеся к продуктовым группам, и общие, относящиеся к предприятию в целом. Анализ величин в точке безубыточности применительно к отдельным направлениям деятельности предприятия позволяет выявить их сильные и слабые стороны. Для того чтобы принимать правильные решения, руководство предприятия должно знать результативность этих направлений. Тогда можно реализовывать дифференцированную стратегию и при регулировании происходящих на предприятии процессов лучше учитывать их особенности.

Информация о работе Анализ безубыточности