Административные барьеры как особый способ государственного регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 12:25, реферат

Описание работы

Переход к рыночному способу организации хозяйственной деятельности представляет собой длительный и сложный процесс, который включает не только собственно рыночные, но и глубокие институциональные изменения, коренное преобразование системы государственного управления экономикой. Осуществление современных радикальных социально-экономических преобразований в России сопровождалось беспрецедентным экономическим кризисом, обусловленным многими факторами и, в частности, дезинтеграцией региональных хозяйственных процессов.

Содержание

Введение.
1. Барьеры входа.
2. Институциональные барьеры.
3. Административные барьеры как особый способ государственного регулирования.
4. Заключение.

Работа содержит 1 файл

барьеры входа.docx

— 27.42 Кб (Скачать)

«Административные барьеры» в предпринимательской  деятельности

 В соответствии со  ст. 34 Конституции РФ каждому гражданину  гарантируется право на использование  своих способностей и имущества  для предпринимательской или  иной не запрещенной законом  экономической деятельности. При  этом органы государственной  власти обязаны соблюдать права  предпринимателей, обеспечивать свободу  предпринимательской деятельности  и защиту законных интересов  субъектов предпринимательства.  Однако слабость и неэффективность  структур государственного регулирования  и контроля в период трансформации  российской экономики порождают  ряд специфических трудностей  в развитии малого и среднего  бизнеса, определяемых большинством  исследователей как административные  барьеры. Традиционно в юридической  литературе под административными  барьерами в сфере предпринимательства  понимаются действия (бездействие)  должностных лиц органов государственной  власти и органов местного  самоуправления, выражающиеся в  принятии нормативных и ненормативных  правовых актов, противоречащих  законодательству Российской Федерации,  в злоупотреблении и превышении  своих полномочий при проведении  контроля за деятельностью субъектов  предпринимательской деятельности.

 

 Административные барьеры можно классифицировать на следующие виды:

1) ограничение прав хозяйствующих  субъектов путем установления  различного рода условий, не  предусмотренных действующим законодательством;

2) установление не предусмотренных  законом сборов и обязанностей;

3) принятие правовых актов  с превышением предоставленных  полномочий.

Существует и  иная классификация административных барьеров:

1) административные барьеры  при входе предпринимателей на  рынки: лицензирование, разрешения, регистрация, согласование проектной  документации, получение доступа  к льготному кредитованию, лизингу  и выделению субсидий, заключение  контрактов на государственные  или муниципальные закупки; 

2) административные барьеры,  связанные с допуском товаров  (услуг) на рынки: сертификация, маркирование, паспортизация; 

3) административные барьеры,  связанные с проведением государственного  контроля (надзора), делопроизводство, многочисленные формы обязательной  отчетности.

 Наибольшее количество  административных барьеров, с которыми  сталкиваются субъекты предпринимательской  деятельности, существует при входе  на рынок. При этом подлежат  применению основные законодательные  акты, затрагивающие главные проблемные  аспекты взаимоотношений государственных  структур и предпринимателей  при входе на рынок. 

Первым нормативно-правовым актом является Федеральный закон  от 08.08.2001 г. №129-ФЗ «О государственной  регистрации юридических лиц  и индивидуальных предпринимателей», который является важным элементом  административно-правового регулирования  предпринимательской деятельности.

Устранение административных барьеров в предпринимательской  деятельности имеет несомненный  позитивный макроэкономический эффект. Во-первых, устранение препятствий  для входа на рынок оживляет конкуренцию, имеет положительный эффект для  потребителя. Во-вторых, административные барьеры ведут к уходу в  теневую экономику. В-третьих, административные барьеры ведут к экономическим  потерям потребителей от завышения  розничных цен хозяйствующими субъектами вследствие включения в них непроизводственных издержек, связанных с преодолением административных барьеров.

 

 

 

 

В таких условиях государство  справедливо указывает на необходимость  создания условий для развития малого и среднего предпринимательства. Указом Президента РФ Д.А. Медведева от 15.05.2008 г. №797 «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при  осуществлении предпринимательской  деятельности» Правительству РФ было поручено разработать и внести в Государственную Думу РФ проекты  федеральных законов, предусматривающих  ряд мер по борьбе с административными  барьерами в предпринимательской  деятельности, в их числе усиление гарантий защиты прав юридических лиц  и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), преимущественно  уведомительный порядок начала предпринимательской  деятельности, замена лицензирования отдельных видов деятельности обязательным страхованием ответственности или  предоставлением финансовых гарантий и др. Таким образом, борьба с административными  барьерами является одним из аспектов деятельности по совершенствованию  и развитию правовой базы в области  защиты прав предпринимателей. Однако далеко не все мероприятия по снижению административных барьеров достигают  цели. Проблема существования административных барьеров не нова и имеет глубокие исторические корни, в связи с  этим, стоит обратить внимание на невозможность  ее полного устранения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Административные барьеры как особый институт создаются не только осознанно на основе предвидимых группой (или группами) специальных интересов распределительных последствий, но и как результат институциональных изменений, отражающих взаимодействие между организациями по поводу поддержания и изменения системы правил или механизмов, обеспечивающих их соблюдение.

Барьерный» характер регулирования  создаст благоприятную почву для поиска извлечения ренты государственными чиновниками и связанными с ними коммерческими структурами, вовлеченных в «барьерный» бизнес.

Административные барьеры  представляют собой институт, как  правила ведения хозяйственной  деятельности. Генерируют административные барьеры политики/чиновники, извлекая ренту из своего привилегированного права па насилие. Административные барьеры являются в более общем  случае деятельностью по извлечению ренты с сопровождающими ее потерями в благосостоянии общества. Политика устранения административных барьеров на пути развития малого предпринимательства в России незначительно отличается от политики дебюрократизации Польши, Латвии и Литвы, основанной на мерах общего законодательного инстнтуциоиалыюго характера.

- Основным инструментом  проведения количественной оценки издержек преодоления административных барьеров субъектами малого предпринимательства, ввиду специфичности требуемой информации, служат специально разработанные анкеты.

-Количественная оценка издержек преодоления административных барьеров субъектами малого предпринимательства сопоставима с налоговым бременем на малое предприятие, в частности, доля налогов в выручке приблизительно равна доли издержек преодоления административных барьеров в том же показателе.

- Максимальное продуцирование административных барьеров субъекты малого предпринимательства испытывают со стороны органов полиции и налоговых органов. В связи с этим максимальны и издержки преодоления созданных административных барьеров указанными ведомствами.

-Среднее продуцирование административных барьеров субъекты малого предпринимательства испытывают со стороны таких контрольно-надзорных органов, как пожарные служб .

-Минимальное продуцирование административных барьеров субъекты малого предпринимательства испытывают со стороны административно-технической инспекции и госэнсргонадзора. В связи с этим, минимальны и издержки преодоления таких административных барьеров.

 

- Отсутствует четкое разграничение сфер контроля и функций контролирующих организаций различных уровней власти. Непрозрачность законодательства и рентоориептированное поведение агентов государства позволяют безгранично увеличивать число повторных контрольно-надзорных мероприятий.

-Существует неравенство фирм перед контрольно-надзорными органами, основанное на возрастном признаке малого предприятия. Малые предприятия, ведущие хозяйственную деятельность, подвергаются меньшему числу инспекций контрольно-надзорными органами, чем входящие на рынок фирмы и действующие менее 1 года, несмотря на то, что законодательство предусматривает значительные временные отсрочки на проведение инспекций контрольно-надзорными органами. Такое положение свидетельствует о наличии неформальных правил между уже хозяйствующими экономическими агентами и агентами государства. Отсутствует значимое влияние рэкета и других проявлений криминала на хозяйственную деятельность малого предприятия.

 


Информация о работе Административные барьеры как особый способ государственного регулирования