Административные барьеры как особый способ государственного регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 12:25, реферат

Описание работы

Переход к рыночному способу организации хозяйственной деятельности представляет собой длительный и сложный процесс, который включает не только собственно рыночные, но и глубокие институциональные изменения, коренное преобразование системы государственного управления экономикой. Осуществление современных радикальных социально-экономических преобразований в России сопровождалось беспрецедентным экономическим кризисом, обусловленным многими факторами и, в частности, дезинтеграцией региональных хозяйственных процессов.

Содержание

Введение.
1. Барьеры входа.
2. Институциональные барьеры.
3. Административные барьеры как особый способ государственного регулирования.
4. Заключение.

Работа содержит 1 файл

барьеры входа.docx

— 27.42 Кб (Скачать)

Оглавление.

 

 

 Введение.

1. Барьеры входа.

2. Институциональные барьеры.

3. Административные барьеры  как особый способ государственного  регулирования.

4. Заключение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Переход к рыночному способу  организации хозяйственной деятельности представляет собой длительный и  сложный процесс, который включает не только собственно рыночные, но и  глубокие институциональные изменения, коренное преобразование системы государственного управления экономикой. Осуществление  современных радикальных социально-экономических  преобразований в России сопровождалось беспрецедентным экономическим  кризисом, обусловленным многими  факторами и, в частности, дезинтеграцией региональных хозяйственных процессов. Причиной такой дезинтеграции выступает  асимметричность процессов разрушения хозяйственных связей, наработанных за годы планового хозяйствования, и формирования новых рынков как  основных механизмов координации деятельности экономических субъектов в переходной экономике.Выход российской экономики из затяжного системного экономического кризиса на траекторию роста предопределяет потребность разработки новых экономических и институциональных механизмов государственного регулирования, а также направлений дерегулирования большинства отраслей народного хозяйства.

Проблема институциональных  ограничений конкуренции традиционно  рассматривается в рамках институциональной  экономики и экономики отраслевых рынков. В направлении формирования институциональных и отраслевых структур, их взаимодействия работали такие видные ученые, как Р. Коуз, О. Уильямсон, Дж. Стиглер, Ж. Тироль и Р. Шмалензи. Среди российских ученых исследованием этой проблемы занимаются СБ. Авдашева, А.А. Аузан, Н.М. Розанова и др.

Однако изученность рассматриваемой  проблемы остается недостаточной для  разработки целостной концепции, объясняющей  формирование и функционирование институциональных  барьеров, имеющих как формально-административную природу, так и неформальную, теневую, которая может послужить теоретической  основой разработки системы действенных  мер государственной политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Барьеры входа.

 

 

Барьеры входа – это такие факторы, под воздействием которых фирмы, стремящиеся проникнуть на рынок, испытывают затруднения с эффективной организацией производства продукции и получением доступа к каналам ее реализации.

Барьеры входа являются важнейшими характеристиками структуры отраслевого  рынка, ослабляющими действие конкурентного  механизма и ведущими к усилению у действующих фирм монопольной  власти, что, в свою очередь, ведет  к росту степени концентрации производства.

Как правило, барьеры входа  приводят к необходимости фирмам, пытающимся проникнуть на рынок, осуществлять безвозвратные издержки, связанные  их преодолением. Поэтому фирма, входящая на рынок, всегда соизмеряет доход (или  иные выгоды), которые она может  получить от доступа на данный рынок, и издержки, которые она вынуждена  будет понести для преодоления  барьеров входа. В этой связи выделяют следующие три типа отраслевых рынков:

1) рынки с блокированным  входом, когда барьеры входа являются  непреодолимыми ни при каких  издержках, или когда выгоды  от проникновения на рынок  не оправдывают издержки, которые  требуется понести (примером могут  выступать рынки естественных  монополий);

2) рынки с удержанным  входом, когда выгоды, получаемые  фирмой от проникновения на  данный рынок, перевешивают издержки, связанные с преодолением барьеров (большинство рынков относится  именно к этому типу);

3) рынки с открытым  входом, когда фирма не несет  никаких издержек или затруднений,  связанных с проникновением на  рынок (на практике, ситуации, когда  фирма не несет абсолютно никаких  затрат при проникновении на  рынок, крайне редки.

 В зависимости от  причин, вызывающих возникновение  барьеров входа, принято выделять:

1) стратегические (субъективные) барьеры входа, появление которых  вызвано сознательным поведением  компаний, уже действующих на  рынке (фирмы-старожилы), по недопущению  на рынок новых компаний (фирмы-новички);

2) нестратегические (объективные)  барьеры входа, появление которых  вызвано действием объективных  факторов, независящих от поведения  компаний, уже действующих на  рынке.

 

 В силу того что  уже действующим компаниям невыгодно,  чтобы конкуренция на рынке  их продукции усиливалась, они  могут препятствовать входу новых  фирм, что ведет к возникновению  стратегических барьеров входа. 

Стратегические барьеры  можно сгруппировать в зависимости  от методов, реализованных в стратегии  уже действующих на рынке компаний по недопущению новых:

1) получение вертикального  контроля (заключение долгосрочных  или эксклюзивных контрактов  на поставку дефицитного сырья  и материалов или на реализацию  продукции через сбытовые сети);

2) увеличение минимального  эффективного выпуска (увеличение  расходов на рекламу и инновации);

3) создание правовых препятствий  для начала бизнеса в данной  отрасли (лоббирование лицензирования  деятельности; создание отраслевых  ассоциаций, устанавливающих стандарты  качества; патентование продукции);

4) проведение хищнического  ценообразования, предполагающего  поддержание избыточных мощностей  и существенное снижение цен  в случае попыток входа новых  фирм на рынок.

Так как создание стратегических барьеров ограничивает вход на рынок  новых фирм, которые потенциально могли бы эффективно на нем функционировать, то их установление, как правило, негативно  влияет на эффективность отраслевого  рынка и поэтому должно тщательно  отслеживаться антимонопольными органами.

Помимо реализации фирмами  методов по предотвращению проникновения  на рынок новых фирм, существуют и объективные факторы, затрудняющие новым компаниями вход на рынок. Основные факторы, определяющие наличие на рынке  нестратегических барьеров входа, могут  быть разделены на следующие группы:

1) технологические барьеры: 

- значительная положительная  отдача от масштаба производства;

- наличие нескольких стадий  производства, что обуславливает  стимулы к вертикальной интеграции  фирм;

- многопродуктовость (возможность выпуска разных видов продукции или диверсификации деятельности);

2) барьеры, связанные с  особенностями спроса на продукцию:

- дифференциация продукции;

- низкая эластичность  и низкие темпы роста спроса;

3) административные барьеры,  включая квоты и пошлины, ограничивающие  появление иностранных фирм на  рынке

 

 

 

4) институциональные барьеры:

- несовершенство законодательства;

- неразвитость инфраструктуры  рынка; 

- необходимость лицензирования  вида деятельности и т.д. 

5) сезонность спроса или  цикличность производства, ведущие  к неравномерности     поступления денежных потоков и вынуждающие диверсифицировать деятельность, что несет дополнительные затраты.Действие технологических барьеров обусловлено большей эффективностью уже действующих на рынке фирм, по сравнению с новичками. Так, значительная положительная отдача от масштаба производства приводит к более низким удельным затратам на производство продукции у фирм-старожилов, вследствие чего фирмы-новички должны существенно нарастить объемы производства, чтобы выйти на нормальный уровень рентабельности своей деятельности. В силу того, что продукция фирмы-новичка малознакома рынку, рост ее объемов производства до прибыльного уровня потребует длительного времени, на протяжении которого фирма будет получать отрицательную экономическую прибыль, или значительных затрат, связанных с продвижением продукции. При этом необходимо отметить, что в условиях низких темпов роста спроса на целевом рынке, для наращивания объемов производства новичку придется отвоевывать доли фирм-старожилов, что будет приводить к ответным мерам со стороны последних и существенно затруднять задачу роста объемов производства.

 

Институциональные барьеры 

 

Институциональные барьеры  входа на рынок и выхода с рынка  могут служить существенными  барьерами, предотвращающими вход на рынок  потенциальных конкурентов. К институциональным  барьерам входа на рынок следует  отнести систему лицензирования деятельности фирм, систему государственного контроля над ценами, над уровнем  доходности. Государственное ценообразование  на товар или ограничение доходности фирмы могут приводить к появлению  неявных затрат, выраженных в потере части потенциальной прибыли.

 К институциональным  барьерам выхода из отрасли  следует отнести затраты, связанные  для собственников фирмы с  процедурой прекращения деятельности  и банкротства. По мнению многих  исследователей российских рынков, сложность выхода предприятий  из отрасли и связанные с  ним высокие явные и неявные  затраты, является одним из  важнейших факторов, препятствующих  эффективной конкуренции. Высокий  риск, сопряженный со сложностью  выхода с рынка, служит фактором, дестимулирующим вход в отрасль потенциальных конкурентов.

Другой тип барьеров - барьеры, вызванные стратегическим поведением фирм, действующих на рынке.

 Стратегические (субъективные) барьеры создаются сознательной  деятельностью самих фирм, стратегическим  поведением, препятствующим проникновению  новых фирм в данную отрасль.  К ним можно отнести такие  мероприятия фирм, как: сберегающие  инновации, долгосрочные контракты  с поставщиками ресурсов, получение  лицензий и патентов на данный  вид деятельности, сохранение незагруженных  мощностей, а также все способы  повышения минимально эффективного  объема выпуска для отрасли  — увеличение издержек на рекламу  и НИОКР, маркетинговые исследования, издержки по созданию имиджа  фирмы. 

Стратегические барьеры  могут также проявляться в  ценовой и сбытовой политике, особенностях деятельности производителей в качестве держателей патентов, лицензий, товарных знаков. Наличие прочных деловых  связей и неформальных отношений  с поставщиками ресурсов и покупателями товара тоже играет роль стратегического  барьера. Крупные размеры хозяйственного оборота и отлаженный производственный процесс позволяют создавать  резервные мощности, которые могут  быть использованы для ведения ценовой  конкуренции и быстрой экспансии  в незанятые сегменты рынка, а  также использовать разнообразные  соглашения и льготные режимы расчета  с поставщиками и потребителями, оттесняя тем самым конкурентов.

Только при достаточно высоких барьерах входа в отрасль  концентрация продавцов сможет реализоваться  в монопольной власти - способности  устанавливать цену, обеспечивающую достаточно высокую экономическую  прибыль. Мы охарактеризовали основные типы барьеров входа в отрасль, в  основном - барьеров нестратегических, не зависящих от сознательных действий фирм.

 

 Административные  барьеры как особый способ  государственного регулирования 

 

Одной из актуальных проблем  российской экономики является высокий  уровень административных барьеров при осуществлении хозяйственной  деятельности. Административные барьеры  в экономике - это установленные  решениями государственных органов  правила ведения определенной деятельности на рынке, соблюдение которых является обязательным условием ведения этой деятельности и при этом вводящие платежи за прохождение бюрократических  процедур, причем, как правило, не поступающие  в бюджет.

Административные барьеры  можно сгруппировать следующим  образом:  При получении доступа  к ресурсам и правам собственности  на них (регистрация предприятия, регистрация  изменений в статусе предприятия, его уставных документах, получение  права на аренду помещения, доступ к  кредитам, лизингу оборудования и  т.п.); При получении права на осуществление  хозяйственной деятельности (лицензирование деятельности, регистрация товаров, сертификация товаров и услуг  и т.п.);

При текущем осуществлении  хозяйственной деятельности (санкции  за нарушения установленных правил, согласование принимаемых решений  с контролирующими организациями, получение различных льгот).

Подобный "барьерный" характер регулирования имеет ряд существенных негативных последствий для экономики. Во-первых, он ведет к серьезным  экономическим потерям общества, как прямым, выражающимся в росте  цен, так и косвенным, связанным  с недопроизводством валового внутреннего  продукта из-за неэффективного использования  ресурсов. Во-вторых, барьеры не решают тех проблем, ради решения которых  они, собственно, и создаются, при  этом затрудняя использование иных, более эффективным методов государственного регулирования. В-третьих, "барьерный" характер экономики создает благоприятную  почву для рентоориентированного поведения государственных чиновников и связанных с ними коммерческих структур, вовлеченных в "барьерный" бизнес.  Экономические потери общества от существования административных барьеров ведения хозяйственной деятельности, складываются из двух составных частей:  трансакционных издержек, связанных с необходимостью преодоления барьеров, значительная часть которых трансформируется в потери населения за счет роста розничных цен - прямые потери;снижения эффективности использования имеющихся ресурсов и недопроизводства стоимости (наличие административных барьеров существенно затрудняет вход на рынок, прежде всего для малого и среднего бизнеса, что ведет к снижению уровня конкуренции и, соответственно, общей эффективности экономики) - косвенные потери.Прямые потери возникают из-за официальных и теневых выплат, которые вынуждены осуществлять хозяйствующие субъекты для формального выполнения правил, устанавливающих административные барьеры. Эти выплаты по своей экономической природе представляют разновидность трансакционных издержек, поскольку представляют собой не плату за ресурсы как таковые, а плату за право пользования ими. 1)

Информация о работе Административные барьеры как особый способ государственного регулирования