Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2011 в 17:51, контрольная работа
Сообществом называется такой тип внутрипопуляционных отношений, при котором особи образуют стабильные группировки, занимающие и защищающие определенную территорию. Они поддерживают постоянный обмен информацией, находятся в некоторых относительно постоянных отношениях и скрещиваются преимущественно друг с другом. Сообщество включает в себя, как правило, небольшое число особей.
Попытки классифицировать сигналы птиц неоднократно предпринимались различными исследователями. Основная трудность состоит в том, что нельзя отождествлять механизм языка птиц и человека, поскольку логические основы коммуникативных процессов животных принципиально иные. А.С. Мальчевский подразделяет звуковые сигналы птиц на 2 основных типа: ситуативный и сигнализационный.
В первом случае общение происходит с помощью сигналов, имеющих расширенное значение в зависимости от биологической ситуации. Во втором - используется система специализированных звуковых реакций, причем сигналы, связанные с определенным физиологическим состоянием птицы, имеют строго определенный биологический смысл. Этот тип поддается классификации по функциональному признаку. Автор выделяет призывные и защитные сигналы с подробной классификацией каждой из групп.
Г.Н. Симкин предложил новую схему функциональной классификации акустических сигналов птиц, основываясь на максимальной дифференциации значений сигналов. Все звуковые сигналы разделены им на 3 основные группы, каждая из которых включает более мелкие категории:
1. Основные позывы, подаваемые в течение всего года: основной видовой призывный крик, стайные и групповые позывы, пищевые сигналы, сигналы тревоги, конфликтные сигналы, особые сигналы эмоциональной сферы.
2. Позывы репродуктивного цикла: брачная фаза, родительская фаза.
3. Позывы птенцов и слётков.
Родительские сигналы выводковых птиц принято подразделять на "зов следования", "пищевой зов", "сигнал сбора", контактные сигналы, тревожный сигнал (у куриных птиц сигналы на воздушного и наземного врага различны).
Мы предложили подразделять на 3 категории и акустические сигналы птенцов.
1.
Сигналы отрицательного
2.
Сигналы положительного физиологического
и социального состояния с подразделением
их на сигналы "комфорта", согревания,
насыщения, групповых контактов, следования,
предсонного
состояния.
3.
Тревожные и защитно-
Зная
основной функциональный смысл сигнала,
характеризующегося определенными
физическими параметрами, можно
ставить и обратную задачу, изучая влияние
данного сигнала на поведение птиц.
Большинство птиц поют на рассвете. На этот счёт существуют разные точки зрения. И одна из них сводится к тому, что предутренние часы, когда освещение ещё не полное, разумнее тратить именно на пение. А не на какие-то конкурирующие виды активности, которые требуют, как раз наиболее яркого освещения и сопряжены с тем, что птицы должны наиболее полно включать свои зрительные возможности.
Это одна из гипотез, которая объясняет приуроченность пения птиц именно к ранним утренним часам. Это, в общем, довольно короткий период, который примерно на 40-45 минут предвосхищает рассвет. То есть астрономический рассвет в данном месте.
Но есть, и другие виды птиц, очень известные, в том числе, например, соловей, которого знают практически все. Вот эта птица как раз поёт глубокой ночью, в абсолютной мгле, когда ничего не видно. Не видно и человеку, естественно, не видно и соловью. Почему существует такая странная ночная активность у соловьёв и некоторых других птиц, скажем, садовых камышевок, этот вопрос, к сожалению, пока изучен недостаточно.
Есть птицы, которые поют не рано утром, тоже в сумерках, но вечерних. Это так называемый «предзакатный миг пения». Дрозды, например, часто фигурирующие и в стихах, и в песнях, птицы, действительно имеющие очень яркое и звучное пение, почему-то поют наиболее азартно, наиболее ярко именно в предзакатные часы.
Так что изменчивость, вариативность этих суточных ритмов пения, она очень велика. Большинство птиц, которые поют вместе, бок о бок, друг с другом, образуют единый хор, пользуются одним частотным диапазоном.
Это
значит, что они каким-то образом
перекрываются, как-то накладываются
друг на друга и используют один
канал связи. Они выходят в
эфир одновременно, используют один канал
связи и перекрикивают друг друга. И вот
чтобы не создавать такого переуплотнения
в эфире, не слишком забивать эфир своими
голосами, возможно, поэтому они и стремятся
как-то наиболее полно использовать этот
доступный им суточный интервал времени.
Для того чтобы как-то избежать этой акустической
конкуренции, которую можно назвать, скажем,
конкуренцией за эфирное время. А для того
чтобы не совсем уж плотно забивать этот
эфир, они используют разное время суток.
Разные виды поют в разное время.
3.
ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОЕ СООБЩЕСТВО (понятие)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
4. Симкин Г.Н. Опыт разработки функциональной классификации акустических сигналов у птиц. - Мат. II Всес. конф. по поведению животных. М., 1977.
5. Мальчевский
А.С. О типах звукового общения наземных
позвоночных на примере птиц. - В сб.: Поведение
животных. Мат. I Всес. совещ. по экологическим
и эволюционным аспектам поведения животных.
М., Наука, 1972.