Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 21:32, реферат
Тема развития психики у животных важна по двум соображениям: во-первых, психология животных является предысторией человеческой психологии, вся особенность человеческой психологии становится понятна только при сравнении с психологией животных (сравнивать больше не с чем); во-вторых, психология животных – эта та область психологии, к которой нужно подходить с определенным критерием психического. Ясно, что высшие животные обладают разумом, а инфузория-туфелька – нет (хотя есть разные подходы), но границу, за которой начинается разум, обозначить трудно. У человека можно что-то спросить узнать и, таким образом исследовать его психическую жизнь, а с животными все сложнее, поэтому можно проверять, насколько объективными методами располагает психология.
Введение
Объективные критерии возникновения психики
Концепция К. К. Платонова
Концепция А. Н. Леонтьева
Стадии развития психики
Стадия элементарной сенсорной психики
Стадия перцептивной психики
Стадия интеллекта
Поведение животных: инстинкты и научение.
Инстинкты
Научение и память
Заключение
Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Тема развития психики у животных важна по двум соображениям: во-первых, психология животных является предысторией человеческой психологии, вся особенность человеческой психологии становится понятна только при сравнении с психологией животных (сравнивать больше не с чем); во-вторых, психология животных – эта та область психологии, к которой нужно подходить с определенным критерием психического. Ясно, что высшие животные обладают разумом, а инфузория-туфелька – нет (хотя есть разные подходы), но границу, за которой начинается разум, обозначить трудно. У человека можно что-то спросить узнать и, таким образом исследовать его психическую жизнь, а с животными все сложнее, поэтому можно проверять, насколько объективными методами располагает психология.
Исследование развития психики животных имеет длинную историю. Ее можно условно разделить на два этапа: донаучный и научный. Донаучный этап начинается с древних времен, интерес тогда к психике животных был очень велик. Были даже крупные сочинения, посвященные этой теме, но они были единичны и существенного вклада в развитие этой темы не принесли. Научный этап начинается с Дарвина, который показал линию развития от животных к человеку, дал толчок развитию исследования психики животных. Научный этап тоже делится на несколько периодов.
Первый период называется антропоморфическим периодом, потому что психику животных в это время пытались исследовать как человеческую психику, поведение животных уподобляли человеческому и сравнивали с ним. Это не были систематические исследования, поэтому от владельцев животных, от охотников, от людей, которые занимались разведением домашних животных, стали поступать сообщения, что животные, по сравнению с человеком, умнее и благороднее, что их организация жизни близка к идеалу, а человек гибнет в раздорах и суете. Естественно, что такие рассуждения вызвали сопротивление, и начался другой период – период отрицания существования психики животных вообще – механистический. На этом периоде стал применяться эксперимент, но животные рассматривались как сложные автоматы. Представителем этого периода был известный энтомолог Ж. А. Фабр, который описал свои наблюдения за насекомыми. К сожалению, они не дают полного понимания поведения животных, но частичные описания очень полезны. Еще один известный механист американский ученый Жак Ле. Он выдвинул химическую теорию поведения животных, которая была популярна с 1880-х до конца 1910-х годов. Она заключалась в том, что внешние факторы, действуя на организм, меняют химизм в точке воздействия, мышцы начинают сокращаться или расслабляться, и животные двигаются. Ж. Ле считал, что у человека, усложняясь, повторяется тот же принцип, что и у животных. Он проводил опыты, которые это как будто бы это подтверждали. Но его основной заслугой перед зоопсихологией является то, что он начал проводить в качестве доказательства систематические экспериментальные исследования.
Третий период начался в 1917 году и продолжается до нашего времени. В 1917 году были опубликованы исследования В. Келера, которые доказали наличие психической регуляции поведения. Опытами Келера были установлены методы объективного исследования психики животных, такие методы, которые объясняют поведение животных, не уподобляя их человеку, не прибегая к самонаблюдению. Разделяют два направления – механистическое и психологическое, которые продолжают бороться между собой до сих пор. [4,11,12]
Но я
хочу рассмотреть эту проблему с
точки зрения отечественного психолога
А.Н. Леонтьева.
Глава 1. Объективные критерии возникновения психики.
Проблема
возникновения (генезиса) психики и
проблема ее развития очень тесно
связаны между собой. Существует
множество попыток
Прежде всего, это решение в духе «антропопсихизма», которое связано в истории философии с именем Декарта. Сущность этого решения состоит в том, что генезис психики связывается с возникновением человека, то есть психикой наделяется только человек. Таким образом, вычеркивается вся предыстория человеческой психики. Также можно выделить «биопсихизм», сущность которого заключается в том, что психикой наделяется вся живая материя. Такой точки зрения придерживался Гоббс и многие другие естествоиспытатели, психолог В.Вундт. Существует также «нейропсихизм». Сущность «нейропсихизма» заключается в том, что психикой наделяются только такие организмы, которые имеют нервную систему. Эта точка зрения выдвигалась Дарвином, Спенсером. Другое решение дается учением о «панпсихизме», то есть о всеобщей одухотворенности природы.
Некоторые
теории основывались на внутренних критериях,
которые определяют степень психического.
Представители различных
- способность к поисковому поведению;
- способность к индивидуальному обучению;
- способность к перенесению действий во внутренний план.
В
современной отечественной
1.1.Концепция К.К. Платонова.
Платонов представлял развитие жизни в виде ветвистого дерева: растениям он отводил ветвь, на которой жизнь ограничилась «приспособлением внутренних отношений организма к внешним условиям посредством физиологических форм отражения» [5]; животные образовывали другую ветвь, которая, начиная с простейших хордовых и млекопитающих, привела к человеку. Отличительной особенностью этой группы живых существ является активное перемещение во внешней среде. У них по мере образования головного мозга с его корой возникла жизненная необходимость и возможность психических форм отражения. В своих трудах Платонов ссылается на слова физиолога П.С. Купалова: «на определенном этапе филогенетического и онтогенетического развития присущее всем живым существам свойство раздражимости обогащается свойством переживаемости... Возникает то, что мы называем субъективным, или в другом, более полном смысле – психическим.».[5]
Таким образом, психическая форма отражения возникла в результате скачка от раздражимости к переживаемости.1 Потом появилась чувствительность,2 что связано с появлением в нервной системе специальных органов чувств – рецепторов. Этот скачок дал возможность живым существам лучше взаимодействовать с окружающей средой.
Платонов считал, что первичная форма психического отражения не ощущение, а эмоция. Изначально выражение эмоции было выражением потребности в чем-либо. Субъективное переживание потребности (или же более дифференцированной эмоции) запускало механизм двигательной реакции. В дальнейшем этот процесс усложнялся и дифференцировался, постепенно приобретал формы сложного поведения и деятельности. Эмоции же устанавливали психическую связь организма со средой, обеспечивали развитие условно-рефлекторной деятельности, но не обеспечивали познания среды.
Фило- и онтогенез познания связан с приобретением ощущений. Элементарные ощущения, благодаря имеющимся нервным механизмам, оказались включенными в структуру двигательных актов и приобрели форму сенсомоторных реакций. В дальнейшем элементарные ощущения становились сложными, стали обеспечивать высшим животным целостные, предметные и постоянные образы внешнего мира. Таким был путь формирования процесса восприятия. Обе формы психического отражения – эмоции и ощущения – по мере развития получали свою следовую форму – память. [7]
1.2. Концепция А.Н. Леонтьева.
А.Н. Леонтьев придерживался другой позиции относительно объективного критерия возникновения психики. Он считал элементарной формой психики ощущение, отражающее внешнюю объективную действительность – чувствительность. Ощущение появляется там и тогда, когда появляется способность организма реагировать на «нейтральные» для жизни стимулы, но такие, которые приобретают сигнальное значение, т.е. свидетельствуют о наличии в окружении значимого для жизни. Он разделял критерии чувствительности (т.е. то, по чему вообще можно судить о наличии ощущения) на две группы: субъективные критерии и объективные. Субъективные критерии наличия ощущения применимы лишь на людях, потому что мы можем легко спросить о самонаблюдении человека, о его субъективном мире. Но в случае с животными они совершенно неприменимы.
А объективными критериями чувствительности являются: функциональные критерии – «признаки психики, лежащие в самом поведении животных»[3]; и структурные критерии – такие критерии, по которым судят о наличии ощущений не на основании функции, а на основании анатомического строения животного (т.е. может ли животное физически иметь такое ощущение).
Ощущение
является необходимым звеном условно-рефлекторного
приспособительского поведения. Его
функцией является ориентация организма
в изменчивых условиях среды. По гипотезе
Леонтьева, толчком к появлению
психического отражения (чувствительности)
мог послужить процесс перехода от простейшей
формы жизни, которая ограничивается только
прямыми безусловными отношениями, к жизни,
включавшей в себя отношения условные,
сигнальные. Чувствительность, возникшая
на базе раздражимости, обеспечила способность
организма отражать объективные связи
между устойчивыми свойствами вещно-оформленной
среды.
Глава 2. Стадии развития психики.
А.Н. Леонтьев выделял три стадии развития психики: стадию элементарной сенсорной психики; стадию перцептивной психики; стадию интеллекта.
2.1. Стадия элементарной сенсорной психики.
Деятельность животных на самой ранней стадии развития психики характеризуется тем, что она отвечает отдельному воздействующему свойству (или совокупности отдельных свойств). Это происходит из-за связи этого свойства с теми воздействиями, от которых зависят основные биологические функции животных. Соответственно, они способны отражать отдельные свойства предметов внешней среды.
Понятно, что материальную основу развития деятельности и чувствительности животных составляет развитие их анатомического строения. Общий путь изменения организмов на стадии развития элементарной сенсорной психики заключается, с одной стороны, в том, что органы чувствительности животных все более дифференцируются и их число увеличивается; соответственно дифференцируются и ощущения. С другой стороны, развиваются органы движения, органы внешней деятельности животных. Их развитие происходит наиболее заметно из-за двух главных изменений: переход к жизни в условиях наземной среды; у гидробионтов (животных, живущих в водной среде) – переход к активному преследованию добычи.
Вместе
с развитием органов
По одной линии эволюции (у иглокожих животных) нервные узлы образуют окологлоточное кольцо с отходящими от него нервными стволами – это уже такой нервный центр, который позволяет осуществляться сложным согласованным движениям, например, открывание морскими звездами двустворчатых раковин.
По двум другим линиям эволюции (от первичных червей к ракообразным и паукам, от первичных червей к насекомым) происходит образование более массивного головного нервного узла, который управляет работой нижележащих нервных узлов. Возникновение этого типа нервной системы обусловлено выделением ведущего органа, который становится главным органом, определяющим работу организма в целом. Эволюция узловой нервной системы идет в направлении ее дифференциации. Это связано с сегментированием тела животного.
Хотя на этой стадии деятельность все время усложняется, (одновременно с развитием органов восприятия, действия и нервной системы), но строение деятельности резко не меняется. Восприятие действительности никогда не становится восприятием целостных вещей.
2.2. Стадия перцептивной психики.
Усложнение деятельности в пределах первого типа идет по двум направлениям: с одной стороны, усложнение самого механизма совершения деятельности – появляются цепи, состоящие из большого числа реакций. Эта линия усложнения деятельности не является прогрессивной, потому что не несет никаких качественных изменений. С другой стороны, прогрессивное направление усложнения деятельности – оно приводит к изменению самого строения деятельности, к качественному ее изменению.
Это
прогрессивное изменение и
Возникновение и развитие у животных перцептивной психики обусловлено анатомо-физиологическими изменениями: развитием и изменением роли дистантных органов чувств, в первую очередь зрения; развитием органов внешнего движения. Ведущие органы, сформированные на предыдущей стадии, становятся органами, которые интегрируют внешние воздействия. Это становится возможным благодаря одновременной перестройке центральной нервной системы с образованием переднего мозга и мозговой коры. Полное развитие операций у животных происходит в связи с развитием коры.