Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 10:12, курсовая работа
Цель данной работы: изучить необычные с точки зрения человека защита и методы воспитания потомства.
Задачи: рассмотреть способы защиты потомства у разных видов животных; методы воспитания; процесс научения у этих видов; провести сравнение с человеком.
Объект: разнообразные виды животных.
Содержание
Введение……………………………………………………………………… 3
Глава 1.Представления об этапах развития зоопсихологии ……………… 5
1.1. Наука зоопсихология…………………………………………………….. 5
1.2. Общая характеристика эволюционной теории Ч. Дарвина…………… 6
1.3. Экологическая этология поведения животных………………………….7
1.4. Идеи бихевиоризма……………………………………………..................8
1.5. Нейрофизиология…………………………………………………………..9
Глава 2.Забота о потомстве …………………………………………………..10
2.1. Этапы преобразования заботы о потомстве в филогенезе……………..10
2.1.1 Формы родительского поведения по отношению
к потомству…………………………………………………………………….10
2.2. Способы защиты потомства………………………………………………12
2.3.Период воспитания потомства…………………………………………….14
2.4.Научение…………………………………………………………….15
2.5. Сравнительные исследования онтогенеза
человека и высших животных………………………………………………….16
Заключение………………………………………………………………………19
Список использованной литературы…………………………………………..20
Приложение 1…………………………………………………………………...21
Приложение 2……………………………………………………………………
Приложение 3…………………………………………
5. Забота о потомстве до обретения ими самостоятельности.15
Длительная забота о потомстве отмечается у некоторых видов беспозвоночных и рыб. Большого совершенства достигает забота о потомстве у общественных насекомых. Множество примеров разных типов родительского поведения демонстрируют амфибии. У высших позвоночных наблюдаются разные способы заботы о потомстве, которые зависят, прежде всего, от уровня зрелости новорожденных.
Таким образом, каждое поколение должно оставить после себя потомство, способное к размножению, только тогда вид сохраниться.
2.2. Необычные с точки зрения человека способы защиты потомства
Более надежный способ продолжить род — после рождения ограниченного числа детенышей обеспечить их пищей, защитить от хищников и даже обучить некоторым навыкам. Заботу о потомстве проявляют в разных формах многие животные. Большинство из них наделены специальными родительскими инстинктами, однако у высокоорганизованных животных важное значение имеет также индивидуально приобретенный опыт.
Забота о потомстве у многих животных начинается с подготовки к появлению его на свет. Часто сезонные миграции животных связаны с перемещением в места размножения, иногда за многие тысячи километров от мест обитания. Животные, не совершающие таких далеких путешествий, тоже заранее выбирают свою гнездовую территорию, а многие из них тщательно охраняют ее и готовят укрытия — гнезда, норы, берлоги, приспособленные для будущего потомства.
Много родительских забот связано с выкармливанием потомства.
У большинства насекомых заботы о потомстве несложны. Самке достаточно отложить яйца в таком месте, где ее личинки нашли бы подходящую пищу, например личинки бабочки капустной белянки — капусту. Но некоторые насекомые специально подготавливают для потомства кров и пищу, например собиратели меда — осы и пчелы. А осы-охотницы снабжают своих личинок сверчками и кузнечиками. Прежде чем отложить яйцо, оса сфекс вводит яд в нервные узлы своей жертвы, так что она остается неподвижной, но живой и служит личинке запасом свежей пищи на весь период ее развития. У жуков-навозников в заготовке корма для потомства — навозных шариков участвуют не только самки, но и самцы.
У многих птиц птенцы вылупляются совершенно беспомощными и нуждаются в частом и регулярном питании, некоторые насекомоядные птицы кормят потомство до 200 раз в день! Иногда родители (сойки, кедровки и др.) пищу для будущих птенцов запасают с осени. Потомство выводковых птиц — кур, уток, гусей и др. — появляется на свет самостоятельным, умеющим плавать, ходить, клевать. Родителям остается только водить их к корму, воде, охранять от врагов, обогревать
Самки млекопитающих кормят детенышей молоком, пока они не станут способными есть иную пищу. У одних животных этот период длится несколько недель, у других — дольше, а у человекообразных обезьян — несколько лет. Постепенно родители начинают приучать детей к взрослой пище — показывают съедобные растения, учат охотиться.
Многие животные защищают потомство от врагов. У птиц для этой цели служит колониальное гнездование, но и гнездящиеся одиночно птицы также могут объединиться, чтобы отогнать хищника от своих гнезд. Например, если на дерево, где есть гнездо ворон, пытается залезть кошка или даже человек, к нему слетается 10—15 птиц, которые с криками набрасываются на нарушителя спокойствия.
Большинство млекопитающих в период воспитания детенышей более возбудимы, чем обычно. Многие крупные дикие млекопитающие нападают на людей именно тогда, когда те угрожают детенышам или оказываются близко от них. Лосиха не допускает к детенышу никого, в том числе и других лосей. (См. приложение 1)
2.3.Период воспитания потомства16
У многих млекопитающих и птиц детеныши подолгу остаются с родителями, приобретая путем подражания необходимые для жизни навыки. Это период воспитания потомства. Родители учат детенышей выбирать и находить пищу, воду и даже целебные растения, а также укрытия для сна или на случай непогоды. Особенно развиты эти формы родительской заботы у млекопитающих с долгим сроком жизни. У слонов и некоторых человекообразных обезьян подростковый период продолжается до 8—10 лет. В воспитании потомства у них принимают участие не только родители, но и практически все взрослые члены группы. Старшие братья, а особенно сестры или просто самки, не имеющие в данный момент собственного потомства, следят за детенышем, помогают его кормить, ухаживают за ним, играют с ним. В случае гибели матери они, как правило, усыновляют осиротевшего детеныша. Подобная коллективная форма заботы о потомстве значительно повышает шансы на его выживание.
Социальные системы у многих видов животных характеризуются как стабильными видо-специфическими признаками, определяемыми эволюционной историей видов, так и изменчивостью, зависящей от доступности ресурсов и плотности популяций. Существует множество подходов к упорядочиванию сведений о разнообразии социодемографических систем в мире животных. Одна из наиболее эффективно работающих систем классификации сообществ разделяет их по «степени социальности», т. е. вовлеченности членов социума в процесс жизнеобеспечения потомства.17
Поведение животных в сообществах в значительной степени определяется спецификой эволюционно стабильных стратегий, включающих альтруистическое поведение. Реципрокный (неродственный) альтруизм в большей степени требует вовлечения когнитивных ресурсов, чем альтруизм, основанный на распознавании родственников.
Формы взаимодействия в сообществах зависят и от врожденного набора поведенческих реакций животных, и от их индивидуального и социального опыта. Место индивидуума в сообществе определяется сочетанием таких индивидуальных параметров, как поведенческая, социальная и когнитивная специализация. «Формула счастья» для социального существа, видимо, заключается в как можно более полной реализации всех трех составляющих. Такая гармония достижима далеко не всегда, так как социальная специализация определяется не только предпочтениями и интеллектуальными возможностями особи, но и текущими нуждами социума.18 (См. Приложение 2)
2.4.Научение
Научение - это основанный на индивидуальном опыте процесс, приводящий к адаптивным изменениям в поведении особи. Научение основывается на условных рефлексах. Условные рефлексы представляют собой поведенческие акты, вызываемые стимулами, которые животное научилось ассоциировать со стимулами, обычно вызывающими такое поведение .
Суть научения методом проб и ошибок полностью раскрывается в его названии. Какие-либо спонтанные действия животного иногда случайно «вознаграждаются»; после этого животное пробуя и ошибаясь, научается воспроизводить данную поведенческую реакцию, добиваясь того же результата. Вознаграждением может служить просто удовольствие от более точно выполненного действия. Методом проб и ошибок молодые млекопитающие и птицы совершенствуют охотничьи навыки, а люди с помощью такого же метода совершенствуют, например, навыки игры на пианино или езды на велосипеде.
Все упомянутые типы научения представляют собой варианты ассоциативного научения, для которого важным фактором является подкрепление (награда или наказание). (См. приложение 3)
2.5. Сравнительные исследования онтогенеза человека и высших животных
Наивысшее развитие забота о потомстве получает у человека. Он не только заботится о жизнеобеспечении детей, но и воспитывает их, передает им свой жизненный опыт и знания, накопленные в истории.
Сравнительные исследования онтогенеза человека и высших животных имеют давнюю историю. Особенности развития ребенка на довербальной стадии онтогенеза во многом сопоставимы с таковыми у высших млекопитающих. В онтогенезе с самого начала происходит формирование видотипичных особенностей психики, на каждой стадии развития появляются новые онтогенетические механизмы развития психики, которых не было на предыдущих стадиях, что не позволяет механически переносить закономерности филогенеза на онтогенез. Эффект развития достигается за счет закономерностей естественного отбора в условиях сохраняющейся общей тенденции эволюционных изменений организмов и среды.
Тенденция к применению биогенетического закона к развитию психики в онтогенезе человека в начале XX в. выражена в периодизации онтогенетического развития В. Штерна.: ребенок сначала проходит стадию млекопитающего, затем – обезьяны («шимпанзеподобный» возраст), затем проходит основные стадии антропогенеза и с начала школьного возраста до зрелости повторяет в своем развитии основные эпохи становления культуры от античности до нового времени.19
В определении Ж.Пиаже интеллект рассматривается как «способ структурирования отношений субъекта со средой», т.е. практически расширяется до общих функций психики.20
Сходные взгляды обнаруживаются у Х.Вегнера, который также рассматривает онтогенез как построение связей со средой, но при этом выделяет новый уровень таких взаимосвязей, который появляется на определенном этапе и в филогенезе, и в онтогенезе: субъект, первоначально «подчиняющийся» в своем развитии закономерностям, диктуемым средой, начинает сам организовывать процесс взаимодействия, подчиняя себе, своим задачам и возможностям эту среду.21
В подходах Ж. Пиаже и Х. Вернера содержится представление о том, что на каждом уровне развития достигается относительно стабилизированное отношение «субъект – среда», которое обеспечивается имеющимися на данной стадии развития механизмами регуляции со стороны субъекта.
В отечественной психологии развитие ребенка традиционно рассматривалось в русле культурно-исторического подхода. В середине XX в. критиковался «биологизаторский» подход, и развитие психики человека принято было интерпретировать как радикально отличающиеся от онтогенеза животных. Л.С. Выготский и его последователи признавали ведущую роль общения и усвоения культурных способов взаимодействия с миром как механизмов развития психики в онтогенезе человека. 22
В настоящее время с позиций эволюционно-системного подхода активно исследуются различные стороны и интерпретируются феномены раннего сенсомоторного развития, коммуникативной функции, эмоционального развития, компонентов и уровней самосознания и других психических структур у человека в сравнении с таковыми у высших животных.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
При написании данной работы ознакомилась с работами отечественных и зарубежных ученых таких, как Х.Вернера Л.С.Выготского, В.П.Герасимова, Ч.Дарвина, З.А. Зориной, И.И. Полетаевой, Д.Мак-Фарленда, Ж.Пиаже, Ж.И.Резниковой, К.Э.Фабри, В.Штерна. Узнала много интересного о способах защиты потомства и методах воспитания.
Забота о потомстве- действия животных, обеспечивающие лучшие условия выживания и развития потомства. Иногда забота о потомстве ограничивается созданием убежища и заготовкой корма (превентивная забота о потомстве). Более совершенная форма заботы о потомстве — пассивный и активный уход за детёнышами. При пассивном уходе взрослые особи носят с собой яйца или молодых животных в специальных углублениях на коже, в складках, сумках, иногда при этом молодые животные питаются выделениями материнской особи; эта форма встречается у отдельных видов иглокожих, ракообразных, моллюсков, скорпионов, пауков, рыб (морской конёк, морская игла), земноводных (жаба-повитуха, пипа), низших млекопитающих (ехидны, сумчатые). При активном уходе взрослые особи устраивают убежище, кормят, обогревают, защищают детёнышей, очищают их тело. кроме того, многие птицы и млекопитающие обучают потомство находить пищу, распознавать врагов и т д. у многих видов птиц мать пытается отвлечь внимание врага, угрожающего птенцам или кладке.
Развитие заботы о потомстве в процессе эволюции повышает выживаемость потомства и делает излишней чрезмерную плодовитость. вместе с тем возрастающая забота о потомстве влечёт за собой растущее противоречие между потребностями родительской особи и её потомства. разрешение этого противоречия естественным отбором в сторону наибольшего прогресса вида Психика животных и их поведение образуют непосредственное единство.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Вернер Х.Сравнительная психология: в 2т./Х.Вернер.-М.: -Наука.-2008.
2. Выготский Л.С.Психология
человека: в 2 т./ Л.С.Выготский.-М.:-Эксмо.-
3. Герасимов В.П. Животный мир нашей Родины: /В.П.Герасимов.– М.: Просвещение, 2007. – 191 с.
4. Дарвин Ч. О происхождении
видов путем естественного
в 2т./Ч.Дарвин.-М.:-Наука.-2005.
5.Зорина З.А., Полетаева И.И. Зоопсихология: Учебное пособие / З.А.
Зорина, И.И. Полетаева.-4 изд., перераб.и доп.-М.:-Наука.-2006.-240с.
6. Пиаже Ж.Психология интеллекта:/Ж.Пиаже.-М.:-
7. Резникова Ж.И. Этологические и эволюционные аспекты
межвидовых отношений животных (гипотезы и теории, хищники и
жертвы) Часть II.:/Ж.И.Резникова. - М.: Научный Мир.- 2000.- 208 стр.
8.Резникова Ж.И.Жизнь и счастье.Поведение в сообществах/ Ж.И.Резникова
//Природа.-2008.- № 8.-С.46-78.
9. Фабри К. Э. Основы зоопсихологии: Учебное пособие / К.Э.Фабри.4 изд.-М.: Изд-во Московского университета.- 2003.-312с.
10.Штерн В. Дифференциальная психология и ее методические основы:
Учебное пособие../ В.Штерн .-4 изд.-М.:-Эксмо.-2005.-295с.
11. http://ru.wikipedia.org/wiki
12. http://drevniy-daos.
13. http://www.iencyclopedia.ru/
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Необычные с точки зрения человека способы защиты потомства23
№ |
Виды животных |
Способы защиты потомства | |
1. |
Рыбы |
Забота о потомстве проявляется не у всех рыб, но бывает очень интересной, особенно у живущих среди подводных скал, в приливной зоне, заливах, бухтах, реках и озерах.В течение многих миллионов лет вырабатывались у рыб самые удивительные способы заботы о потомстве. Одни рыбы выискивают и находят надежные места для метания икры, другие по-разному оберегают икру, а затем и молодь до полного перехода ее к самостоятельной жизни. У самки пресноводной
рыбки горчака ко времени Очень оригинально
заботится о своем потомстве
африканская рыбка тилапия: Некоторые рыбы для защиты икры или мальков строят гнезда. Например, гнездо из пены строят макроподы, гурами и другие так называемые лабиринтовые рыбы. Огромное, диаметром до двух метров, плавающее гнездо устраивает африканский длиннорыл. Самое искусное
гнездо строит обыкновенная Заботливо относятся
к своему потомству А самец донной рыбы пинагора, или морского воробья (длиной до 60 см и массой до 5 кг), встречающегося в Баренцевом и Белом морях, не только охраняет отложенную самкой икру, но и заботится о ней. Во время отлива, когда икра оказывается на мели, пинагор набирает в желудок воду, становясь тяжелее и удерживаясь за камни особой присоской, и обрызгивает икру изо рта. | |
2. |
Земноводные |
У некоторых видов лягушек за потомством следят только самцы, у других - только самки, а у третьих - и те и другие. Самцы маленьких ядовитых лягушек, обитающих в Коста-Рике, проводят по 10 - 12 дней рядом с кладкой, пока на яйцах не появятся трещины. Только что родившиеся головастики вскарабкиваются на спину матери со сверхъестественной ловкостью и как бы застывают там. Как только малыш пристроится, мать сразу же забирается на одно из деревьев вида Bromelia, которые произрастают в этом лесу. На этом дереве есть цветки, форма которых напоминает рюмку. Внутри них много воды. Когда мать-лягушка находит такой цветок, она оставляет лягушонка в нем. Здесь он будет расти в полной безопасности. Однако в этих цветках нет ничего, кроме воды. Лягушонку нечем питаться. Поэтому мать-лягушка в течение шести недель, которые необходимы малышу, чтобы вырасти, часто навещает его и оставляет в цветке неоплодотворенные яйца. Головастик питается именно этими яйцами, богатыми белками и углеводами. Вид лягушек под названием Rheobatrachus Silus, распространенный в Австралии, использует очень необычный метод воспроизводства. Самки этого вида после оплодотворения глотают яйца. Но не для того, чтобы прокормиться, а для того, чтобы оберегать икринки… Головастики, вылупившиеся из этих икринок, развиваются в желудке матери в течение шести недель. Непонятно, как же они находятся в желудке и не перевариваются?
Для этого создана безупречная система. Мать-лягушка перестает есть и пить на время брачного периода, который длится шесть недель. Поэтому ее желудок приспосабливается только к "хранению" лягушат. Другую опасность представляет кислота и пепсин, постоянно выделяющиеся в желудке. В обычной ситуации эта секреция должна была бы убить икринки. Но все предусмотрено: выделения в желудке матери нейтрализуются веществом под названием "простагландин Е2", который выделяют головастики. Поэтому, несмотря на то, что лягушата как бы плавают в кислоте, они развиваются в полной безопасности. Но тогда чем же питается самка? Для этого также предусмотрено особое приспособление. Икра этого вида лягушек по размерам больше икры лягушек других видов. Причина этого заключается в том, что внутри каждого яйца очень много желтка, которым питается растущий лягушонок. Этого желтка вполне достаточно для питания в течение шести недель. Момент рождения также безупречно продуман. Лягушата рождаются из желудка, а пищевод в этот момент расширяется, так же как и половой канал. После появления лягушат на свет самка вновь начинает прием пищи, и ее желудок возвращается в нормальное состояние.59 Необыкновенный способ размножения лягушек этого вида подрывает основы теории эволюции, поскольку здесь также действует принцип "неразложимости систем". Для того чтобы система успешно работала и лягушка благополучно размножалась, необходимо, чтобы все стадии протекали безупречно. У лягушки должен сформироваться инстинкт, чтобы проглотить икру и в течение шести недель ничего не есть, а у икринок должна выделяться жидкость, нейтрализующая кислоту в желудке. Кроме того, в яйце должен сформироваться желток, которого хватило бы на шесть недель, а в момент рождения должен расшириться пищевод. Все это должно происходить одновременно, в противном случае размножение станет невозможным и вид исчезнет. Следовательно, такая система никак не могла появиться путем постепенного развития, как это утверждает теория эволюции. На Земле только лягушки вида Rheobatrachus Silus производят потомство таким способом. | |
3 |
Насекомые |
Женский бокс уховёрток, или От кого уховёртки-самки защищают своё потомство
Главной угрозой для потомства
прибрежной уховёртки является другая
самка, которая норовит съесть кладку
яиц соседки. У этих насекомых эволюция
сделала противодействие каннибализму
обязательной составляющей заботы о потомстве. ).\" >В мире животных наибольшей
опасностью для детёнышей часто оказывается
не какой-то посторонний хищник, а самец
своего же вида. В этом случае главная
задача самки — не попадаться на глаза
самцам, чтобы у тех не возникло искушения
избавиться от будущих внутривидовых
конкурентов. Но у приморской уховёртки
Anisolabis maritima самки ведут бои за своё потомство
не с самцами, а с такими же мамашами, как
и они. Приморская уховёртка живёт и устраивает
гнёзда, как можно понять из названия,
на побережьях, под камнями, брёвнами,
в потайных углублениях в почве или песке.
Как у всех уховёрток, самки этого вида
проявляют заботу о потомстве, охраняя
кладку в течение трёх недель, пока не
выведутся детёныши. При этом каждое удобное
место для устройства гнезда, каждый выброшенный
на берег кусок дерева — это в полном смысле
слова многоквартирный дом, где дюжины
самок бок о бок без устали бдят над кладками
яиц. | |
4 |
Пресмыкающиеся |
Родительское поведение
рептилий. | |
5. |
Птицы |
Эму - второй после страуса по величине (до 1,8 м высотой, массой 45 – 54 кг). Известно, что насиживание кладки из 8–12 яиц и выхаживание птенцов природа возложила на эму – самца. Но многие ли знают,
что в течение 8 недель насиживания
этот удивительный папа почти
никогда не покидает гнезда, худея
за это время почти на 8 кг? Саджа – птица азиатских
пустынь- ежедневно совершает Найдя ямку с водой, саджа сядет в нее животом, на котором у птицы особые перья, намочит их, наполнит водой зобик и скорее в обратный полет, пока вода с брюшка не испарилась полностью. Ведь птенцы умеют пить воду с него Ястреб-перепелятник выводит своих птенцов, согласуясь со временем появления потомства у синиц – главной его добычи. А сокол Леоноры – охотник за ласточками, живущий на скалистых островах Средиземного моря, осенью, так как кормит птенцов перелётными птицами. Во время гнездования самец птицы-носорога замуровывает лишённую оперения самку /все пёрышки она отдала на выстилку гнезда/ в глубоком дупле. Сам он всё это время кормит её и птенцов. Порой от такой нагрузки самец погибает от истощения. Осиротевшие птенцы
не должны пропасть: маму с
детёнышами выкармливают | |
6. |
Млекопитающие |
Львы Незадолго до рождения котят львица уходит в тенистое, укромное место и возвращается в прайд уже с потомством. Новорожденный львенок весит 1-2 кг, на 11-й день открывает глаза, на 15-й начинает ходить. На шкуре маленьких львят до 3-х месяцев есть темные пятна, которые потом исчезают. За ними первое время ухаживает мать, затем все львицы семьи. Они одинаково ласковы ко всем детенышам, не делают различия между своими и чужими. Взаимное кормления и коллективная оборона значительно снижает смертность детенышей. Два первых месяца котята питаются молоком, затем приучаются к мясу. С 7-ми месяцев львята питаются только мясом, а с 11 сопровождают взрослых львов на охоту и могут самостоятельно убивать добычу. Лев охраняет территорию и следит, чтобы при разделе добычи котята получили свою порцию. В возрасте 5-7 месяцев львята, оставленные одни, могут стать жертвой гиен, шакалов, леопардов, гепардов или орлов. Даже буйволы, учуяв запах львят, делают все возможное, чтобы найти их и растоптать. Смертность в первые1,5 года жизни составляет 50 %. Львицы яростно защищают львят, и все-таки смертность потомства до 2 лет составляет 80 %! Львы могут самостоятельно выживать с 16 месяцев, но стараются не оставлять прайд до 2,5 лет. Взрослыми они становятся в возрасте 4-5 лет. Молодые, одинокие львы рано или поздно завоевывают себе территорию и первое, что делает самец, захвативший новый прайд, убивает львят (это явление носит название инфантицид). Львицы не могут помешать, шансы выжить есть только у львят старше одного года. Такая жестокость необходима – у львиц, потерявших своих львят, вскоре появляются котята от нового вожака. Иначе пришлось бы ждать появления потомства не раньше, чем через два года, а в этом случае льву труднее вырастить своих собственных детенышей. |
Информация о работе Необычные с точки зрения человека способы и методы воспитания животных